Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 14:35, контрольная работа
Истоки и корни нашей культуры находятся в первобытности. Большая часть истории человечества приходится на период первобытности. Мы много не знаем о душе человека, который жил 20000 лет тому назад. Однако знаем, что на протяжении известной нам истории человечества человек не изменился существенным образом ни по своим биологическим и психофизическим свойствам, ни по своим первичным неосознанным импульсам (ведь с тех пор прошло около 100 поколений).
Введение 3
Первобытная культура и ее особенности 5
Важнейшие процессы и факторы социально-экономической истории древневосточного общества 9
базовые закономерности и тенденции развития человечества в Новое время 16
Важные причины и последствия Смутного времени на Руси. Причины: Предпосылки и причины смуты 37
Тест 41
Заключение 42
Список литературы 43
Социальные отношения. Община.
Благоприятные
возможности для жизни человека
в бассейнах великих рек, контакты
с жителями горных районов и плоскогорий
привели к быстрому развитию производительных
сил, возникновению довольно крупных
поселений. В отдельных поселках
сосредоточивается большое
Город — принципиально новое явление в истории того времени; он становится Центром управления и религиозного культа, в нем концентрируется ремесленное производство, обслуживающее нужды городского населения, правителя и его администрации, служителей культа, а также и соседнюю сельскохозяйственную округу. Создание производящей экономики, ирригационного земледелия и домашнего скотоводства, освоение металлов (меди, бронзы) для изготовления орудий труда, оружия и предметов быта, появление первых городов было настоящей революцией в развитии человеческого общества на Древнем Востоке. Результатом этой революции явилось разложение примитивных первобытнообщинных отношений, усложнение социальной структуры, разделение более или менее однородного родового общества на прослойки, различавшиеся по богатству, знатности, влиянию среди соплеменников и сородичей. Появляется новый социальный институт — рабство, слабо известное в родовом обществе. Рабство стало возможным и даже необходимым на той стадии развития общества и его производительных сил, когда отдельный индивидуум мог дать не только необходимый, но и прибавочный продукт. Вот почему захваченных во время военных действий пленников не убивали как лишних едоков, а превращали в рабов, т. е. лишали всех прав и принуждали к труду. Основной функцией раба становится работа на своего господина. Рабство усложнило имущественную и иную дифференциацию родового общества: появляются богатые и бедные, знатные и простолюдины; часть общинни ков разоряется из-за неурожаев, стихийных бедствий, маломощности хозяйства и деградирует до положения рабов.
Количество рабов, пополняемое из самых различных источников, постоянно растет. Появляется также прослойка людей, которые не имеют средств производства, работают в принудительном порядке в государственном или храмовом хозяйстве и получают за это продовольствие. И хотя они формально сохраняют свободу, имеют семью, фактически эти люди — подневольные работники, близкие рабам.
В странах
Древнего Востока постепенно сформировались
три основных класса: класс рабов
и близких им подневольных работников,
класс мелких свободных производителей
и господствующий класс, куда входили
землевладельческая, придворная и служилая
аристократия, командный состав армии,
жречество, состоятельная верхушка
земледельческих общин. Каждый класс
не был монолитен и однороден,
а состоял из нескольких слоев, различавшихся
по юридическому и бытовому положению,
имущественной состоятельности. Например,
среди рабов имелись рабы-
Наличие
трех основных классов определило сложный
характер социальных взаимоотношений
в древневосточных обществах. Сохранились
сведения о социальной борьбе, о
восстаниях, в которых принимали
участие рабы, зависимые работники
и наиболее обездоленные слои класса
свободных мелких производителей, главным
образом рядовые члены
Довольно сложная классовая и социальная структура свидетельствует о высоком уровне развития древневосточного общества по сравнению с первобытным. Вместе с тем нужно отметить относительно замедленный темп развития древневосточных стран по сравнению с древнегреческими полисами и Древним Римом. Это проявилось в застойном характере древневосточной экономики, слабом развитии товарного хозяйства, медленном совершенствовании техники и технологии, в неглубоком разделении труда.
Важнейшей особенностью общественного устройства на Древнем Востоке является существование общин — основных социальных и территориальных единиц. Любое древневосточное государство, за исключением немногих городов, состояло из множества сельских общин, каждая из которых имела свою организацию и представляла собой замкнутый мирок. Древневосточные общины по происхождению восходят к родовым общинам, однако по своему содержанию, характеру и внутренней структуре они уже были новым явлением. Община утратила родовой характер и стала организацией соседей, живущих на определенной территории и связанных правами и обязанностями по отношению друг к другу, другим общинам и государству. Она состояла из отдельных домохозяйств, больших семей или семейных общин.
Внутри общин существовала имущественная и другая дифференциация, выделились богатая и знатная верхушка и бедняки, арендаторы чужой земли. Богатые и знатные общинники имели в своем распоряжении рабов. Несмотря на это община сохраняла коллективистские формы жизни и производства, что тормозило развитие частнособственнических отношений. Устойчивость общинной организации, коллективных начал в быту и производстве объясняется особенностями древневосточной экономики, социальной структуры и форм государственной власти, прежде всего организацией ирригационного земледелия. Отдельная семья, небольшое поселение не могли справиться с могучей речной стихией. Требовалось объединение усилий многих общин, руководимых государственной администрацией, чтобы создать систему каналов, водохранилищ, дамб и плотин.
Древневосточная деспотия.
Необходимость
объединения и координации
Поскольку древневосточный правитель и его аппарат выступали в роли организатора системы искусственного орошения, а в конечном итоге — всего земледелия (а также ремесла и торговли), государство рассматривало орошенную землю в качестве собственной: государственной или царской земли. Однако понятие полной собственности вряд ли применимо к государственной или царской земле на Древнем Востоке. Это была скорее не собственность в современном смысле слова, а право распоряжения и контроля, получения определенного налога. Фактически большая часть орошенной и пригодной к возделыванию земли находилась в наследственном владении многочисленных общин (а внутри общин распределялась между общинниками). Часть земли раздавалась придворным, воинам, аристократии, создававшим частные хозяйства. Все эти хозяйства за право пользования землей обычно платили поземельный налог в пользу государства, несли некоторые повинности. После выплаты налога и выполнения повинностей владельцы могли распоряжаться землей вплоть до ее продажи.
Вместе
с тем значительная часть земли
была сосредоточена непосредственно
в руках древневосточного деспота
и зависимого от него жречества. На
этих землях были организованы крупные
царские и храмовые поместья, где
трудились рабы, рабочие отряды зависимых
лиц, многочисленные арендаторы. Таким
образом, в руках деспота
Древневосточная деспотия как специфическая форма монархии формировалась в течение долгого времени, постепенно преодолевая традиции родовой демократии. Ранние формы примитивной монархии постепенно перерастали в ту или иную разновидность древневосточной деспотии. Важной особенностью древневосточной деспотии являлось особое положение главы государства — правителя-деспота. Царь считался не только носителем всей полноты власти: законодательной, исполнительной, судебной,— но вместе с тем признавался сверхчеловеком, ставленником богов, их потомком или даже одним из богов. Обожествление личности царя-деспота —важная особенность древневосточной деспотии. Однако в разных странах Древнего Востока степень деспотизма была различной: то наиболее полной, как деспотия в Древнем Египте, то весьма ограниченной, как, например, власть царя у хеттов. Даже в разные исторические периоды, например, в Египте, степень деспотизма была неодинаковой. Существовали в странах Древнего Востока и немонархические формы государства, своего рода олигархические республики, например в ряде государственных образований Древней Индии, в некоторых городах Финикии.
Базовые закономерности и тенденции развития человечества в Новое время..
Научная картина
мира (НКМ) — (одно из основополагающих
понятий в естествознании) особая
форма систематизации знаний, качественное
обобщение и мировоззренческий
синтез различных научных теорий.
Будучи целостной системой представлений
об общих свойствах и
В процессе познания окружающего мира
в сознании человека отражаются и закрепляются
знания, умения, навыки, типы поведения
и общения. Совокупность результатов познавательной
деятельности человека образует определённую
модель (картину мира). В истории человечества
было создано и существовало довольно
большое количество самых разн
ообразных картин мира,
каждая из которых отличалась своим видением
мира и специфическим его объяснением.
Однако прогресс представлений об окружающем
мире достигается преимущественно благодаря
научному поиску.[источник не указан 922
дня] В научную картину мира не входят
частные знания о различных свойствах
конкретных явлений, о деталях самого
познавательного процесса. Научная картина
мира не является совокупностью всех знаний
человека об объективном мире, она представляет
собой целостную систему представлений
об общих свойствах, сферах, уровнях и
закономерностях реальной действительности.[1]
Научная картина мира — система представлений
человека о свойствах и закономерностях
действительности (реально существующего
мира), построенная в результате обобщения
и синтеза научных понятий и принципов.
Использует научный язык для обозначения
объектов и явлений материи.
Научная картина мира — множество теорий
в совокупности описывающих известный
человеку природный мир, целостная система
представлений об общих принципах и законах
устройства мироздания. Картина мира —
системное образование, поэтому её изменение
нельзя свести ни к какому единичному
(пусть и самому крупному и радикальному)
открытию. Речь обычно идет о целой серии
взаимосвязанных открытий (в главных фундаментальных
науках), которые почти всегда сопровождаются
радикальной перестройкой метода исследования,
а также значительными изменениями в самих
нормах и идеалах научности.
Научная картина мира — особая форма теоретического
знания, репрезентирующая предмет исследования
науки соответственно определенному этапу
её исторического развития, посредством
которой интегрируются и систематизируются
конкретные знания, полученные в различных
областях научного поиска.
Для западной философии середины 90-х годов
XX века отмечались попытки ввести в арсенал
методологического анализа новые категориальные
средства, но вместе с тем чёткого разграничения
понятий «картина мира» и «научная картина
мира» не проведено. В нашей отечественной
философско-методологической литературе
термин «картина мира» применяется не
только для обозначения мировоззрения,
но и в более узком смысле — тогда, когда речь
заходит о научных онтологиях, то есть
тех представлениях о мире, которые являются
особым типом научного теоретического
знания. В этом значении научная картина
мира выступает как специфическая форма
систематизации научног
о знания, задающая видение
предметного мира науки соответственно
определенному этапу её функционирования
и развития.
Также может использоваться словосочетание
естественно-научная картина мира
В процессе развития науки происходит
постоянное обновление знаний, идей и
концепций, более ранние представления
становятся частными случаями новых теорий.
Научная картина мира — не догма и не абсолютная
истина. Научные представления об окружающем
мире основаны на всей совокупности доказанных
фактов и установленных причинно-следственных
связей, что позволяет с определённой
степенью уверенности делать способствующие
развитию человеческой цивилизации заключения
и прогнозы о свойствах нашего мира. Несоответствие
результатов проверки теории, гипотезе,
концепции, выявление новых фактов — всё
это заставляет пересматривать имеющиеся
представления и создавать новые, более
соответствующие реальности. В таком развитии
— суть научного метода.