Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 14:35, контрольная работа
Истоки и корни нашей культуры находятся в первобытности. Большая часть истории человечества приходится на период первобытности. Мы много не знаем о душе человека, который жил 20000 лет тому назад. Однако знаем, что на протяжении известной нам истории человечества человек не изменился существенным образом ни по своим биологическим и психофизическим свойствам, ни по своим первичным неосознанным импульсам (ведь с тех пор прошло около 100 поколений).
Введение 3
Первобытная культура и ее особенности 5
Важнейшие процессы и факторы социально-экономической истории древневосточного общества 9
базовые закономерности и тенденции развития человечества в Новое время 16
Важные причины и последствия Смутного времени на Руси. Причины: Предпосылки и причины смуты 37
Тест 41
Заключение 42
Список литературы 43
Не было шумных казней, но несчастных морили в темницах, пытали по доносам. Одним словом. Это время царствования Бориса было тяжелым и оно по жестокости не уступало времени господства Ионна Грозного.
В общем правлении Борис старался поддерживать порядок и правосудие. Он нанимал к себе на службу иностранцев, а русских молодых людей посылал учиться за границу. При нем успешно продолжалась русская колонизация Сибири и построение русских городов (Туринск, Томск).
Первые два года царствования Бориса были спокойными и благополучными.
Но в 1601–1603 гг. страну поразили стихийные бедствия. Такого еще не бывало на Руси. В течение этих лет были неурожаи: то шли нескончаемые дожди, то ударили ранние морозы. Новый посев не взошел, и голод стал всеобщим. «Был же голод три года»,— горевал летописец. Десятками тысяч гибли люди от недоедания. В одной Москве было подобрано до 127 тыс. трупов. Царь распорядился открыть государственные житницы и бесплатно выдавать хлеб. В Москву хлынули толпы голодных, хлеба все равно не хватало.
На рынке продовольствие стало так дорого, что оказалось недоступным.
Царь хотел
помочь раздачей хлеба из казны, новыми
каменными постройками в
Многие из богатых людей в это время отпускают на волю свою челядь, чтобы не кормить ее, и это увеличивает толпы бездомных и голодных. Из отпущенных или беглых образовывались шайки разбойников. Главным очагом брожения и беспорядков стала западная окраина государства -- Северская украйна, куда правительство ссылало из центра преступные или неблагонадежные элементы, которые были полны недовольства и озлобления и ждали только случая подняться против московского правительства.
Бедствия народа достигли высшей точки. Люди разбегались кто куда мог; в это время был восстановлен Юрьев день, и за беглыми уже не гонялись.
В стране начались
разбои. «Под Москвой разыгралось
настоящее сражение между воеводой
Иоанном Басмановым и атаманом «бродяг»
Хлопкой».
Восставших с большим трудом разбило правительственное
войско.Многие тогда уходили на окраины
государства, поступали в казачьи общины.
В такой обстановке запустели многие города
и села, были заброшены пашни и луга.Пока
на Московском престоле были государи
старой привычной династии, прямые потомки
Рюрика и Владимира Святого, население
в огромном большинстве своем безропотно
и бесприкословно подчинялось своим «природным
государям».
Но когда династии
прекратились и государство оказалось
«ничьим», земля растерялась и пришла
в брожение. Высший слой московского населения,
боярство, экономически ослабленное и
морально приниженное политикой
Грозного, начало смуту борьбой за власть
в стране, ставшей
«безгосударственной».
Последствия:Смутное время было закончено с большими территориальными потерями для Руси. Смоленск был утрачен на долгие десятилетия; западная и значительная часть восточной Карелии захвачены шведами. Не смирившись с национальным и религиозным гнётом, с этих территорий ушло практически всё православное население, как русские, так и карелы. Русь потеряла выход к Финскому заливу. Шведы покинули Новгород лишь в 1617 году, в полностью разорённом городе осталось только несколько сотен жителей.Смутное время привело к глубокому хозяйственному упадку. Во многих уездах исторического центра государства размер пашни сократился в 20 раз, а численность крестьян в 4 раза. В западных уездах (Ржевском, Можайском и т. д.) обработанная земля составляла от 0,05 до 4,8 %. Земли во владениях Иосифо-Волоколамского монастыря были «все до основания разорены и крестьянишки с жёнами и детьми посечены, а достольные в полон повыведены… а крестьянишков десятков пять-шесть после литовского разорения полепились и те ещё с разорения и хлебца себе не умеют завесть». В ряде районов, и к 20-40 годам XVII века населённость была всё ещё ниже уровня XVI века. И в середине XVII века «живущая пашня» в Замосковном крае составляла не более половины всех земель, учтённых писцовыми книгами
Тест. Установите соответствие:
1. Первобытная эпоха-Д | А. Начало космической эры |
2. Древний мир-В | Б. Система вассалитета |
3. Средневековье-Б | В. Начало железного века |
4. Новое время-А | Г. Начало процесса урбанизации |
5. Новейшее время | Д. Родовая община |
Выбо
Заключение
Тридцать тысяч
лет архаической культуры не исчезли.
Нам в наследство остались обряды,
ритуалы, символы, памятники, стереотипы
первобытных культов. Пережитки
первобытных верований ведь не случайно
сохранились во всех религиях, а
также традициях и быту народов мира.
Искусство первобытной эпохи послужило
основой для дальнейшего развития мирового
искусства. Культура Древнего Египта,
Шумера, Ирана, Индии, Китая возникла на
основе всего, что было создано первобытными
предшественниками. Первобытная культура
отражает длительный и трудный период
возникновения, становления и оформления
всех сторон человеческой деятельности.
Это наивная, во многом ограниченная и
в то же время разнообразная, охватывающая
с каждым шагом человечества все больше
сторон, развивающаяся и во времени, и
в пространстве культура. Ее примитивность
кажущаяся: в ней, как в бутоне цветка,
сосредоточилось все, из чего позже расцветет
огромное богатство всей мировой культуры.
Как бы ни была неповторима та или иная
конкретная культура, любую из них роднит
то общее, что формировалось на заре человечества.
Понятие "первобытная культура" отражает
длительный и противоречивый период становления
и развития человечества. Здесь трудно
отделить собственно культуру от способа
существования человеческого сообщества.
Поэтому в некоторых случаях применение
термина "культура" к самым первым
шагам человечества достаточно условно.
Список литературы
* В. Г. Архипкин,
В. П. Тимофеев Естественно-научная картина
мира
* Вонсовский С. В. Современная естественно-научная
картина мира
* Концепции современного естествознания
* Алексеев В. П., Панин А. В. Философия.
Учебник. М., 1998.
* Бернал Дж. Наука в истории общества.
М., 1956.
* Естественнонаучное и социогуманитарное
знание: методологические аспекты взаимодействия.
Л., 1990.
* Наука и её место в культуре. Новосибирск,
1990.
* Научный прогресс: когнитивный и социокультурный
аспект. М., 1993.
* Основы науковедения. М., 1985.
* Сноу Ч. П. Портреты и размышления. М.,
1985.
* Степин B.C., Кузнецова Л. Ф. Научная картина
мира в культуре техногенной цивилизации.
М.. 1994.
* Степин B.C. Философия науки. М., 2003.
* Философия и методология науки / Под
ред. В. И. Купцова. М., 1996
* Антонов А. Н. Преемственность и возникновение
нового знания в науке. М.: МГУ, 1985. 172 с.
* Ахутин А. Б. История принципов физического
эксперимента от античности до XVII в. М.:
Наука, 1976. 292 с.
* Беклей А. Краткая история естественных
наук, СПб., 1907. 470 с.
* Бернал Дж. Наука в истории общества.
М.: Изд-во иностр. лит. 1956
. 736 с.
* Вайнштейн О. Л. Западноевропейская средневековая
историография. М.; Л.: Наука, 1964. 482 с.
* Гайденко П. П., Смирнов Г. А. Западноевропейская
наука в Средние века: Общие принципы и
учение о движении. М.: Наука, 1989. 352 с.
* Гайденко П. П. Эволюция понятия науки:
Становление и развитие первых научных
программ. М.: Наука, 1980. 568 с.
* Гайденко П. П. Эволюция понятия науки
(XVII—XVIII вв.): Формирование научных программ
нового времени. М.: Наука. 1987. 447 с.
* Гессен Б. М. Социально-экономические
корни механики Ньютона. М.; Л., 1934.
* Гуревич А. Я. Категория средневековой
культуры. М.: Искусство, 1972. 318 с.
* Даннеман Ф. История естествознания.
Естественные науки в их развитии и взаимодействии.
Т. 1—3. М.; Л.: ОНТИ, 1932—1938.
* Дитмар А. Б. От Птолемея до Колумба. М.:
Мысль, 1989.
* Дмитренко В. А. Введение в историографию
и источниковедение науки. Томск: Изд.
Томск, ун-та, 1988. 191 с.
* Зубов В. П. Историография естественных
наук в России (XVII в. — перв. пол. XIX в.). М.:
АН СССР, 1956. 576 с.
* Кедров Б. М., Огурцов А. П. Марксистская
концепция истории естествознания XIX в.
М.: Наука, 1978. 664 с.
* К
ирсанов В. С. Научная
революция XVII в. М.: Наука, 1987. 341 с.
* Койре А. Очерки истории философской
мысли: О влиянии философских концепций
на развитие научных теорий. М.: Прогресс,
1985.286с.
* Косарева Л. М. Социокультурный генезис
науки нового времени. Философский аспект
проблемы. М.: Наука, 1989.
* Кузнецов Б. Г. Развитие научной картины
мира в физике XVII—XVIII века. М.: АН СССР,
1955.
* Кузнецов Б. Г. Эволюция картины мира.
М.: АН СССР. 1961. 352 с.
* Кузнецов Б. Г. Идеи и образы Возрождения.
(Наука XIV—XVI в. в свете современной науки).
М.: Наука. 1979. 280 с.
* Кун Т. Структура научных революций.
М.: Прогресс, 1975. 288 с.
* Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном
мышлении. М.: Гос. антирелигиозн. изд-во,
1937. 520 с.
* Лурье С. Я. Очерки по истории античной
науки. Греция эпохи расцвета. М.;Л.: АН
СССР, 1947. 403 с.
* Майоров Г. Г. Формирование средневековой
философии: Латинская патристика. М.: Мысль,
1979. 432 с.
* Маркова Л. А. Наука. История и историография.
М.: Наука, 1987. 264с.
* Мец А. Мусульманский Ренессанс. М.: Наука.
1973.
* Механика и цивилизация XVII—XIX вв. М.: Наука.
1979.
* Надточев А.
С. Философия и
наука в эпоху античности. М.: МГУ,
1990. 286 с.
* Нейгебауэр О. Точные науки в древности.
М.: Наука, 1968. 224 с.
* Окладный В. А. Возникновение и соперничество
научных теорий. Свердловск: Изд. Уральск,
ун-та, 1990. 240 с.
* Олынки Л. История научной литературы
на новых языках. Т. 1— 3. М.; Л,: ГТТИ, 1993—1994.
* Принципы историографии естествознания.
Теория и история. М.: Наука, 1993. 368 с.
* РожанскийИ'. Д. Развитие естествознания
в эпоху античности. М.: Наука, 1979. 485 с.
* Рожанский И. Д. Античная наука. М.: Наука,
1980. 199 с.
* Рожанский И. Д. История естествознания
в эпоху эллинизма и Римской империи. М.:
Наука, 1988. 448 с.
* Старосельская-Никитина О. А. Очерки
по истории науки п техники периода Французской
буржуазной революции 1789—1794. М.; Л.: АН
СССР, 1946. 274 с.
* Старостин Б. А. Становление историографии
науки: От возникновения до XVIII в. М.: Наука,
1990.
* Степин В. С. Становление научной теории.
Минск: Изд. Белорусок, ун-та, 1976. 319 с.
* Таннери П. Исторический очерк развития
естествознания в Европе (с 1300 по 1900 г.).
М.: Гос. техн.-теорет. изд-во, 1934. 310 с.
* Франкфорт Г. и др. В
преддверии философии.
Духовные искания древнего человека. М.:
Наука, 1984. 236 с.
* Холтон Дж. Тематический анализ науки.
М.: Прогресс, 1981. 384 с.
* Шпаков А. А. Карта Знаний (Научная Картина
Мира). Москва: Информот, плакат формата
А 2 с текстом на обороте, 2005.
* Валерий Петрович Даниленко «Основы
духовной культуры в картинах мира». Гл.
Научная картина мира