Первые отечественные реформаторы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 17:45, доклад

Описание

Первая в отечественной истории реформа проходила далеко не в идеальных условиях. Сопротивление принудительному обращению в христианство проходило как в пассивных формах (неисполнение религиозных обрядов), так и в активных (восстания, как правило, под руководством волхвов), при этом сопротивление в северных регионах Киевской Руси было сильнее, чем в южных. Этому есть своё объяснение. В южных регионах Киевской Руси греческое влияние, в том числе и религиозное, было уже вполне ощутимым.

Работа состоит из  1 файл

История.docx

— 46.19 Кб (Скачать документ)
  1. Первые отечественные реформаторы

Первая в отечественной  истории реформа проходила далеко не в идеальных условиях. Сопротивление  принудительному обращению в  христианство проходило как в  пассивных формах (неисполнение религиозных  обрядов), так и в активных (восстания, как правило, под руководством волхвов), при этом сопротивление в северных регионах Киевской Руси было сильнее, чем в южных. Этому есть своё объяснение. В южных регионах Киевской Руси греческое  влияние, в том числе и религиозное, было уже вполне ощутимым. Действовали  миссионеры, появилась и первая паства. К обширным торговым связям добавилось и дипломатическое сотрудничество, скреплённое договорами 911 и 944 гг. Кроме  того, надо иметь в виду и настороженное  отношение жителей северных и  восточных земель ко всем распоряжениям, а тем более нововведениям, исходящим  из резиденции киевского князя. Сила сопротивления религиозным нововведениям  определялась и степенью авторитета местных служителей культа - волхвов, которые по роду своих занятий  в обществе были носителями контрреформаторства.

Контрреформаторский потенциал на личностном уровне был напрямую связан с родом занятий новообращённого. Земледельцы, рыбаки и охотники, привыкшие поклоняться духам лесов, рек, полей, восприняв христианскую обрядность, совместили её со своими прежними представлениями о леших, водяных, домовых и т.п. Языческие представления об окружающем мире и при глубоко укоренившейся христианской традиции переходят из поколения в поколение, и как архаичная традиция существуют (главным образом, в сельской местности) и поныне.

Этот феномен российской духовности, очевидно, кроется в  некоторых особенностях национального  характера. Такая особенность применительно  к рассматриваемой теме заключается  в умении (при внешней незаметности) оказывать длительное сопротивление тем нововведениям, которые идут вразрез с вековыми традициями или являются неприемлемыми по каким-то иным причинам. Исторический опыт показывает, что такое незаметное сопротивление сводит на нет попытки внедрить что-то новое, не соответствующее интересам этноса. Это наглядно подтверждают и примеры, относящиеся к рассматриваемой проблеме. Языческая Русь из православного христианства восприняла только то, что оказалось подходящим к национальному характеру, к уже сложившимся традициям, что не противоречило славянской сущности.

Все исследователи, занимающиеся историей Киевской Руси, единодушны во мнении, что духовная жизнь народа длительное время носила характер духовного  синкретизма. Это двоеверие порождало  и двойственность в развитии культуры. Традиция двукультурия касалась не только сферы религиозной, но проявлялась и в других сферах человеческого бытия, в представлениях о природе и обществе, в праздничных обрядах и т.п. В условиях духовного синкретизма формировалось не одно поколение верующего населения Древней Руси.

В итоге длительного существования  двоеверия духовное формирование отдельных  индивидуумов, социальных групп и  общества в целом проходило под  влиянием таких сложных, весьма разнородных, а порой и взаимоисключающих  факторов, что с научно-логических позиций не поддаётся полному  пониманию и объяснению. Возможно, здесь лежат истоки тех свойств и качеств русского народа, которые и изумляют западных исследователей, и заставляют их говорить о непостижимости русской души и загадочности русского характера… Специалисты отмечают, что если из двух религий появляется новая, то это свидетельствует о том, что оба исходных вероучения являются вполне жизнеспособными мировоззренческими системамиТальберг Н. История русской церкви: Репринтное издание: В 2 т. - Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, 1994. - Т. 1. - С. 193..

Известно, что отдельные  языческие традиции русская православная церковь так и не смогла преодолеть. Некоторые языческие традиции удивительным образом переплелись с христианскими и сохранились в них. Достаточно вспомнить такие яркие праздники, как Троица, Масленница, которые массовым порядком отмечались даже в период атеистических запретов. Языческие традиции, пережив века, дошли до нас не только в форме религиозных праздников, но и в устном народном творчестве, детских играх и т.п.

Христианство привнесло  много нового не только в повседневный быт, но и в культуру восточных  славян. Это, в первую очередь, письменность, которая является не просто элементом  культуры, но и самым мощным еёдвигателем как в сфере духовной, так и материальной. С распространением письменности в Киевскую Русь пришло и «учение книжное». В XI в. распространённым явлением на Руси стало переписывание и перевод книг зарубежных авторов. Б.В. Сапунов назвал это феноменальное явление «информационным взрывом XI века»Культурология. История мировой культуры / Под ред. проф. А.Н. Марковой. - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. - С. 150.. Естественно, что этот «информационный взрыв» привёл к появлению в Киевской Руси не только большого количества книг, но и новых отраслей знаний, таких, например, как богословие, натурфилософия, начала астрономии, зоологии и т.п.

В условиях той эпохи церковь, распространив своё влияние на большую  часть населения, стала, по сути, единственным постоянно действующим идеологическим институтом, активно влияющим на различные  стороны жизни общества. Так, церковь  взяла под свой контроль брачно-семейные отношения, существенно заметную долю в системе образования, формирования религиозно-нравственных установок в обществе. Церковь своей деятельностью способствовала развитию патриотического мышления, эволюции законодательных норм в пользу смягчения наказаний, внедрению в общественное сознание тех правил поведения, поступков и действий в отношении окружающих, которые сегодня принято называть общечеловеческими ценностями. В этом плане можно говорить о православной церкви, как об универсальном механизме поддержания социальной стабильности общества и авторитета государственной власти, хотя, разумеется, до известных пределов.

Конечно, церковная реформа  не может быть оценена лишь исключительно  в положительных проявлениях. С  утратой язычества связаны и  утраты в сфере культуры, быта, более  тесной связи людей с окружающей природой и т.д. Эти утраты объясняются  во многом жёсткой позицией церкви в соблюдении канонов богослужения, в искусстве, где преследовались музыкальные инструменты, танцы, скоморошество  и т.п.

Следует отметить и такой  важный элемент влияния православия  на развитие русского общества, как  создание монастырей. Эти специфические  церковные учреждения заслуживают  внимания не только системой организации  монашеского братства, но и вкладом  в решение задач обороны страны (монастыри строились как крепости), в распространение агрономических знаний и агротехнических приёмов  ведения сельского хозяйства, в  попечительство над пожилыми и инвалидами, наконец, в колонизацию малообжитых  или вовсе безлюдных территорий северо-восточной Руси.

Все перечисленное далеко не исчерпывает положительного (главным  образом) влияния православия более  чем на тысячелетнее развитие российского  общества. Нельзя не согласиться с  мнением Высокопреосвященнейшего Иоанна, митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского, о том, что православие избавило русский народ от распада на сообщества, исповедующие ислам, иудаизм и христианствоТопоров В.Н. Святость и святые в русской духовной культуре. Т. 1. Первый век христианства на Руси. - М., 1995. - С. 210.. И вряд ли русский народ смог бы при таком религиозном раскладе превратиться в суперэтнос, создавший супердержаву. Скорее наших далёких предков - восточных славян, а соответственно, и нас, их потомков, ждала судьба, сходная с судьбой славянских народов, населяющих современную Югославию. Конечно, трудно предположить, что князь Владимир I, осуществивший крещение Руси, заглядывал далеко на сотни и тысячи лет и предугадывал отдалённые последствия предпринятой им религиозной реформы. Однако сегодня, оценивая значение этой и других реформ в истории России, отметим, что первая реформа оказала глубочайшее воздействие на восточных славян, и степень этого воздействия столь глубока и всеохватна, что о христианстве можно говорить, как об одном из коренных факторов, определяющих историческую судьбу народа и государства.

Это стало ясно даже идеологам-марксистам. Несколько десятилетий атеистического забвения показали недальновидность и  пагубность политики государства, где  в качестве доминирующей и единственно  верной идеологии была объявлена  идеология марксизма-ленинизма. За последние 10 - 12 лет Русская Православная Церковь существенно укрепила свои позиции в обществе и продолжает их укреплять, наращивать своё влияние  и не только среди верующих.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Реформы Ярослава Мудрого

 Основные редакции «Русской правды»

Традиционно сохранившиеся многочисленные варианты Русской Правды разделяются  на 3 основных редакции, во многом отличающиеся, и получившие наименования «Краткая» (6 списков), «Пространная» (более 100 списков) и «Сокращенная» (2 списка), представляющая собой сокращённый вариант «Пространной редакции»

«Краткая Правда» состоит из следующих правовых текстов:

 «Правда Ярослава», от 1016 или  1036 г. (ст. 1-18);

 «Правда Ярославичей» (Изяслава, Святослава, Всеволода), от 1072 г. (ст. 19-41);

 Покон вирный -- определение порядка кормления вирников (княжеских слуг, сборщиков виры), 1020-е или 1030-е гг. (ст. 42);

 Урок мостникам (регулировал оплату труда мостников (строителей мостовых, или, согласно некоторым версиям, строителей мостов), 1020-е или 1030-е гг. (ст 43).

«Краткая Правда» состояла из 43 статей. Первая ее часть, наиболее древняя, говорила еще о сохранении обычая кровной мести, об отсутствии достаточно четкой дифференциации размеров судебных штрафов в зависимости от социального  статуса потерпевшего. Вторая часть (ст. 18 -- ст. 43) отражала дальнейший процесс  развития феодальных отношений: кровная  месть отменялась, жизнь, имущество  феодалов ограждались повышенными  мерами наказания.

Списки «Пространной Правды» находят  в списках церковных законов, в летописях, в статьях из Св. Писания  судебного и законодательного характера  («Мерила Праведные»)."Пространная правда" состояла из двух частей -- Устава князя Ярослава Мудрого и Устава Владимира Мономаха, входивших в «Краткую Правду» с позднейшими изменениями и дополнениями Устава, принятого во время княжения Владимира Мономаха, после подавления восстания в Киеве 1113 г. «Пространная Правда» была составлена в XII в. Ей пользовались духовные судьи при разборе светских дел или тяжб. Она значительно отличалась от «Краткой Правды». Число статей- 121. Этот кодекс отражал дальнейшую социальную дифференциацию, привилегии феодалов, зависимое положение смердов, закупов, бесправие холопов. «Пространная Правда» свидетельствовала о процессе дальнейшего развития феодального земледелия, уделяя много внимания охране прав собственности на землю и другое имущество. В связи с развитием товарно-денежных отношений и необходимостью их правового регулирования «Пространная Правда» определяла порядок заключения ряда договоров, передачи имущества по наследству.

«Сокращенная Правда» относилась к значительно более позднему периоду. Историки полагают, что она  сложилась в XV в. в Московском государстве после присоединения территории "Пермь Великая" По Тихомирову она как раз там и была написана, что нашло своё отражение в денежном счёте.

Стадии процесса по «Русской правде»

"Заклич" означал объявление о совершившемся преступлении (например, о пропаже имущества). Заклич производился в людном месте, "на торгу", объявлялось о пропаже вещи, обладавшей индивидуальными признаками, которую можно было опознать. Если пропажа обнаруживалась по истечении 3-х дней с момента заклича, тот, у кого она находилась, считался ответчиком (ст.32, 34 ПП).

“свод“ (ст. 35--39 ПП), напоминал очную  ставку. Свод осуществлялся либо до заклича, либо в срок до истечения трех дней после заклича. Лицо, у которого обнаружили пропавшую вещь, должно было указать, у кого эта вещь была приобретена. Свод продолжался до тех пор, пока не доходил до человека, не способного дать объяснения, где он приобрел эту вещь. Таковой и признавался татем. Если свод выходил за пределы населенного пункта, где пропала вещь, он продолжался до третьего лица. На того возлагалась обязанность уплатить собственнику стоимость вещи и право далее самому продолжать свод.

Гонение следа -- это отыскание преступника по его следам. Закон предусматривает специальные формы и порядок проведения этого процессуального действия. Если след привел к дому конкретного человека, считается, что он и есть преступник (ст. 77 Троицкого списка). Если след привел в село, ответственность несет вервь (община). Если след потерялся на большой дороге, то на этом поиск прекращается.

Наказание по Русской правде

 Вира (штраф в пользу князя). Вира могла быть одинарная  (за убийство простого свободного  человека) или двойная (80 гривен, за убийство привилегированного  человека -- П.19, 22 КП, ст.3 ПП). Существовал особый вид виры -- "дикая" или "повальная" вира. Она налагалась на всю общину. Для применения этого наказания необходимо, чтобы совершенное убийство было простым, неразбойным; община либо не выдает своего подозреваемого в убийстве члена, либо не может "отвести от себя след", подозрения; община только в том случае платит за своего члена, если он ранее участвовал в вирных платежах за своих соседей. Институт "дикой" виры выполнял полицейскую функцию, связывая всех членов общины круговой порукой.

 Головничество (денежное взыскание в пользу родственников убитого).

 Поток и разграбление (высшая мера наказания: за убийство в разбое (ст.7 ПП), поджог (ст.83 ПП) и конокрадство (ст.35 ПП). Наказание включало конфискацию имущества и выдачу преступника (вместе с семьей) "головой", т.е. в рабство.

 Урок (денежное возмещение за причиненный ущерба потерпевшему).

 Продажа (штраф в пользу  князя за остальные преступления).

 

«Очередной порядок  престолонаследия»

Ярослав Мудрый умер в 1054 г., оставив пять сыновей. Старшими были Изяслав, Святослав и Всеволод. Князь разделил между сыновьями Русскую землю: Изяславу - Киев и Новгород, Святославу - Чернигов и Муромо-Рязанскую землю, Всеволоду - Переславль и Ростово-Суздальскую землю. Остальные сыновья получили меньшие наделы. Сложился "очередной" порядок престолонаследия: киевский престол занимал старший в роде, следующий по значению черниговский - второй брат и т.д. от брата к брату, от дяди к племяннику. Смерть любого из князей влекла за собой переход всех нижестоящих на одну ступень вверх. Если князь умирал, не успев занять киевский престол, его дети теряли право на продвижение вверх по лестнице старшинства, становились "изгоями".

Информация о работе Первые отечественные реформаторы