Первые отечественные реформаторы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 17:45, доклад

Описание

Первая в отечественной истории реформа проходила далеко не в идеальных условиях. Сопротивление принудительному обращению в христианство проходило как в пассивных формах (неисполнение религиозных обрядов), так и в активных (восстания, как правило, под руководством волхвов), при этом сопротивление в северных регионах Киевской Руси было сильнее, чем в южных. Этому есть своё объяснение. В южных регионах Киевской Руси греческое влияние, в том числе и религиозное, было уже вполне ощутимым.

Работа состоит из  1 файл

История.docx

— 46.19 Кб (Скачать документ)

До 1068 г. Ярославичи правили Русской  землей совместно. В 1068 г. они потерпели поражение от половцев и вынуждены были укрыться в Киеве. Киевляне потребовали выдать им оружие, но получили отказ Изяслава и восстали. Изяслав бежал, а киевским князем был провозглашен дальний родственник Ярославичей - Всеслав, князь полоцкий. Изяславу с помощью тестя, польского короля, удалось вернуться в Киев, но вскоре он поссорился уже с родными братьями и был изгнан вторично. Великим князем стал в 1073 г. Святослав. После его смерти в 1076 г. на престол в третий раз вернулся Изяслав. В 1078 г. он погиб во время нападения на Киев племянника - Олега Святославича. (Племянники - сыновья младших Ярославичей и Святослава - были недовольны размерами своих уделов и пытались их расширить). В 1078-1093 гг. великим князем был последний из сыновей Ярослава Мудрого - Всеволод

В 1093 г. сын Всеволода Владимир Мономах без борьбы уступил Киев двоюродному брату Святополку Изяславичу. Поскольку Изяслав был старшим братом, то и его сын имел преимущество перед сыновьями младших братьев.

Усобицы продолжались. Для их прекращения  в 1097 г. в Любече был созван княжеский съезд. Участвовали: Святополк, Олег, Владимир Мономах, Давыд Игоревич Волынский, Василько Теребовльский (Теребовль - город в Юго-Западной Руси, в Галиции). Главное решение съезда гласило: "Каждый да держит отчину свою" . Значение съезда состояло в том, что он фактически признал состоявшимся фактом распад прежде единой Киевской Руси на "отчины" - родовые владения отдельных княжеских линий. Но Киев еще сохранял значение единой столицы и великокняжеский престол по-прежнему оставался привлекательным для князей.

После съезда усобицы не прекратились. Давыд и Святополк заманили в ловушку Василько Теребовльского и ослепили его.

В 1113 г. умер Святополк. В Киеве произошло  восстание, направленное против бояр Святополка и ростовщиков, которых он поддерживал. Стремясь успокоить восставших, киевская верхушка призвала на княжение (вне  очереди старшинства) Владимира  Мономаха. Став великим князем, Мономах  принял законы, направленные на смягчение  социального гнета, в частности  значительно облегчил положение  закупов.

Мономах был великим князем в 1113-1125 гг. В 1125-1132 гг. в Киеве правил его сын Мстислав Великий. В этот период распад Киевской Руси приостановился, поскольку авторитет киевских князей был весьма велик. Однако после смерти Мстислава распри начались уже между потомками Мономаха. Это привело к окончательной утрате единства Киевской Руси. Наступила эпоха раздробленности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Реформы Владимира Мономаха

Реформы Владимира набирали силу целенаправленного  движения - одно новшество вызывало к жизни другое, возникали невиданные учреждения княжеского управления.

Наиболее замечательным нововведением  Владимира Святославовича было его  распоряжение ”собирать у лучших людей детей и отдавать их в  обучение книжное”. Сам князь выступал в качестве русского просветителя, проявляя при этом волю и настойчивость  настоящего государственного реформатора. Орлов А.С. Владимир Мономах. - М.: АН СССР, 1946. - С. 124. Учреждалась им первая детская школа. Нечто похожее  происходило много столетий спустя при Петре I, когда в обучение наукам насильно определяли боярских и прочих детей.

Проведя реформу, Владимир опирался на сложившиеся к тому времени условия  и возможности, ибо уже тогда  на Руси имелось немало грамотных  людей, существовала русская письменность и книжное богослужение во многих городах.

Русская письменность зарождалась  на заре феодализации западных, южных  и восточных славян. Но сама письменность возникла в районах торговых центров, городов и морских портов.

Больше всего русские люди ездили для торговли по городам. В одних  городах они покупали товары, в  другие везли продавать, в городах  Смоленск, Ростов, Любеч исстари шла торговля и были рынки. После крещения Руси Владимир поручил духовенству наблюдать за верностью рыночных мер и весов, чтобы торговцы не обмеривали и не обвешивали никого. Наряду с Царьградом и Корсунем русские часто ездили за товарами в города хазарские.

Небольшая часть народа занималась торговлей. Главным занятием русских  было земледелие. Большинство людей  жило в деревнях. Князь Владимир покровительствовал людям, ищущим новые  места на нетронутой никем земле. В самых глухих местах русские  пахали, сеяли, косили, заводили свое хозяйство. Щапов Я.Н. Княжеские уставы и  церковь в древней Руси. - М., 1972. - С. 46.

Бурное развитие торговли резко  увеличило спрос на деньги. И Владимир Святославович учреждает собственную  чеканку монет. Под надзором надсмотрщиков  около ста кузнецов день и ночь варили серебро, отливали в опоках длинные  стержни, резали их на кружки.

На одной стороне выбивалась княжеская печать - Владимир с венцом на голове, с крестом в правой и скипетром в левой руке; на обратной - княжеский знак: три перекрещенных  копья и надпись: “Володимир на столе, а се его серебро”. Руднев В.А. Слово о князе Владимире. - М: 1989. - С. 188. Такой вид имела гривна Владимира.

Такой же печатью помечалось его  серебро и золото.

Денежное обращение прочно вошло  в жизнь государства. Помимо дани в натуре - житом, мехом, воском каждая земля теперь обязывалась выплачивать  ежегодно определенную сумму гривен: Новгород - 2 тыс. Гривен, Червен и Волынь - по полторы, Тьмутаракань - по тысяче и т.д. Денежными податями облагалась каждая долина, место на торгах, переезды через мосты.

Наряду с русскими гривнами широкое  хождение имели монеты греческие, арабские, персидские.

С введением русской монеты заметно  оживились городские торги, вырос  их денежный оборот, усилились торговые связи между городами.

Рост денежного обмена повлек за собой не только увеличение товарооборота  и емкости внутреннего рынка, но и распространение различных  видов денежного накопительства. Одновременно начало развиваться ювелирное  ремесло, а изделия киевских ювелиров стали пользоваться огромным спросом  во всех русских и заморских городах.

Итак, Киев становится самым многолюдным, богатым и красивым городом Руси, центром ее экономической, политической и культурной жизни, а его князь  удостаивается звания “кагана земли  Русской”.

Владимир Мономах в русской  истории известен не только “собиратель  земель русских”, но и как законодатель. При Мономахе на совете, призванном им и составленном из тысяцких - киевского, белгородского, переславского - и людей своей дружины, поставлено было несколько статей, касающихся поддержания благосостояния людей. Было ограничено взимание произвольных процентов (риз) с граждан, кроме того, ростовщикам запрещалось снимать проценты более 3-х раз, а если ростовщик берет проценты в третий раз, то он теряет капитал. Кроме того, был установлен максимальный процент на ссуды (~33%).

Из-за частых войн и нашествия половцев, разорялись многие купцы и торговые предприятия. Вторые подвергали купца  опасностям, от этого и те, которые  давали ему деньги, также находились в опасности потерять свой капитал. От этого и шли непомерно завышенные проценты. Некоторые торговые предприятия  брали товар на продажу, и расплачивались после реализации, с выплатой процентов. Но при такой системе нередки  случаи обмана. Владимир положил конец  мошенничествам, а так же ввел прообраз процедуры банкротства, где имущество  обанкротившегося человека продавали  с аукциона, а вырученные деньги распределялись между кредиторами  следующим образом: преимущество имели  иностранцы, за ним следовали князья, а потом получали деньги остальные  заимодавцы.

По некоторым данным ко времени  Мономаха можно отнести постановление  о наследстве. По тогдашнему обычному русскому праву, все сыновья наследовали  поровну, а дочери получали приданое при замужестве. Каждому, однако, предоставлялось  распорядиться своим имуществом по завещанию. В правах наследства бояр и дружинников существовала и  в правах смердов существовала та разница, что наследство бояр и дружинников ни в каком случае не переходило к князю, а наследство смерда (простого земледельца) доставалось князю, если тот умирал бездетным. Имение жены оставалось неприкосновенным для мужа. Если вдова не выходила замуж, то оставалась полной хозяйкой в доме покойного мужа, и дети не могли ее выгнать.

Кроме того, для всех законов замужняя женщина уравнивалась юридическими правами с мужчиной, т.е. несла  точно такую же ответственность  перед судом.

Местом суда в древности были: княжеский двор и торг, и это  означает, что суд был княжеский, но был суд и народный - вечевой. Доказательством на суде служили: показания  свидетелей, присяга, а так же испытания  водой и железом (точно не известно, когда это было введено).

Эпоха Владимира Мономаха была временем расцвета состояния литературной и  художественной деятельности на Руси. В Киеве воздвигались новые каменные церкви, украшенные живописью: при Святоволке был построен в Киеве Михайловский Золотоверхий монастырь, а близ Киева - Выдубицкий монастырь, кроме этого Владимир перед смертью построил прекрасную церковь на Альте, на месте гибели Бориса.

К этому времени так же относят  появление нашей первоначальной летописи. Игумен Сильвестр (около 1115 г.) собрал в единый свод уже имевшиеся отрывки, и, вполне вероятно, сам добавил те, свидетелем которых он был. В числе вошедших в этот свод были писания летописца Печерского монастыря Нестора, после чего этот свод стали называть Несторовой летописью.

Во времена Мономаха, вероятно, было переведено многое из византийской литературы. Из первоначальной летописи видно, что русские грамотные  люди могли читать на своем языке  Ветхий Завет и жития святых. Тогда  же по образцу византийских жизнеописателей стали составлять жития русских людей, которые делами своими оставляли глубокие следы в нашей истории. Примером тому может служить житие Антония и Феодосия, основателей Печерской обители.

Перед своей смертью Мономах  наказывает князьям, чтобы они не казнили смертью всех подряд, даже если преступник был достоин ее. Мономах поучает детям своим, что бы они делали все сами, и  не полагались на тиунов и отроков. Он завещает им самим судить и защищать вдов, сирот и убогих, не давать сильным  губить слабых, приказывает кормить  и поить всех приходящих к ним. Он завещает им посещать больных, отдавать последний долг мертвым, помня что все смертны, всякого встречного обласкать добрым словом, любить своих жен, но не давать им над собой власти, почитать старших как отцов, а младших как братьев, обращаться к духовным за благословением, отнюдь не гордится своим титулом, помня, что все поручено им Богом на малое время, и не хоронить в земле богатств, считая это большим грехом. Относительно войны Мономах не советует детям полагаться на воевод, а снаряжать войско самим. Во время походов не пировать и не предаваться сну в походе. Во время сна оружия не снимать, во время прохождения войска по земле русской смотреть, чтобы воины не делали вред жителям в селах и не портили хлеб на полях. И, наконец, он велит им учится читать и приводит в пример отца своего, Всеволода, который сидя дома выучил пять языков.

Чтобы русские люди привыкли жить по христианскому закону, Владимир дал народу два устава. Первый назван “Закон о судах церковных”. Он был  составлен князем со своей супругой Анной, с боярами и митрополитом Леоном. Духовенство должно было просвещать русский народ и заботиться о  нем по уставу. Другой заботой духовенства  были рабы - люди безземельные и бездомные.

Еще на суд церковный отдавались все семейные дела. Виноватых вразумят Христовым учением, за невинных заступятся.

Владимир желал, чтобы духовенство  помогало и светским судьям.

Первым шагом Владимира была замена киевского тысяцкого на человека, которому он доверял. Затем он собрал совещание высших официальных лиц для изменения законодательства относительно займов и наемного труда. Кроме нового киевского тысяцкого в совещании участвовали тысяцкие из Белгорода и Переславля, два других дружинника Владимира и дружинник князя Олега Черниговского. Присутствие последнего свидетельствует о том, что Олег признал Владимира Великим князем Киевским. Принять личное участие в совещании, проводимом в интересах низших слоев, было, однако, выше сил Олега, и он послал вместо себя дружинника.

Совещание постановило прекратить злоупотребления краткосрочными ссудами и ограничить проценты по долгосрочным кредитам. Кроме того, была несколько ограничена власть хозяина над наемными рабочими и запрещено обращать их в рабство. Для легализации продажи себя в рабство обнищавшим человеком теперь требовались определенные формальности как гарантия против мошенничества.

Эти меры вряд ли могли удовлетворить радикальное крыло оппозиции. Однако они оказались достаточными, чтобы восстановить общественное доверие к княжеской власти.

Нужно иметь в виду, что поддержка Владимиром низших классов была не только результатом его просвещенного государственного ума, но и свидетельством его глубоко христианской души. Гражданское законодательство являлось для него продолжением христианского милосердия. В своем знаменитом "Поучении" он наставляет сыновей: "Подавайте сироте, защищайте вдовицу, не давайте сильным губить человека". Собственную политику он описывает в том же духе:"Я не давал в обиду сильным и бедного смерда и убогую вдовицу" Сахаров А. Н. История России с древнейших времен до наших дней. - М., 1999. - С. 194..

"Поучение" Владимира (наставление  своим сыновьям) является не только  ценнейшим произведением древнерусской  литературы, но и общественным  документом большой значимости  Орлов А. С. Указ. соч. - М., 1946. - С. 168.. Оно раскрывает древнерусского князя с наилучшей стороны. Два стол-

па христианства для Владимира - страх Божий и любовь к ближнему, главным проявлением которой является сострадание.

Информация о работе Первые отечественные реформаторы