Петр I. Исторический портрет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 13:41, контрольная работа

Описание

Изменения во всех отраслях и сферах социально-экономической и политической жизни страны, которые постепенно накапливались и назревали в XVII веке, переросли в первой четверти XVIII века в качественный скачок. Московская Русь превратилась в Российскую империю. В её экономике, уровне и форме развития производительных сил, политическом строе, структуре и функциях органов власти, управления и суда, в организации армии, классовой и сословной структуре населения, в культуре страны и быту народа произошли огромные изменения. Коренным образом изменилось место и роль России в международных отношениях того времени.

Содержание

Введение
Глава 1. Становление взглядов Петра I
Глава 2. Политическая и военная деятельность императора
Заключение
Литература

Работа состоит из  1 файл

к.р.-напечатано.doc

— 172.50 Кб (Скачать документ)

    Губернская  реформа практически упраздняла преобразования 1699 г.: города были подчинены  уездным комендантам (так с 1710 г. стали именоваться воеводы), а  Московская ратуша превратилась из общегосударственного в губернское учреждение.

    Подворная перепись населения 1710 г. привела к  еще одной перекройке местного управления. Была установлена особая платежная  единица в 5536 дворов, обеспечивавшая одну «долю» всех средств, необходимых для покрытия военных расходов. Комендантства (старые уезды) отменялись, а вместо них вводились «доли» во главе с новыми чиновниками – ландратами. Предусматривалось, что в соответствии с числом таких «доль» каждая губерния должна будет содержать определенное количество полков.

    Главная задача губернской реформы – обеспечение  армии за счет местных учреждений – выполнена не была, т.к. Северная война, несмотря на Полтавскую победу, затянулась до 1721 г. и разместить в губерниях «приписанные» к ним полки не удалось. Да и возможности губернаторов по сбору денег с населения оказались не безграничными. Очень скоро рост военных расходов привлек к хроническому недостатку средств, и многие губернаторы, стремясь продемонстрировать царю свое радение о «казенной прибыли» пускались во всяческие ухищрения. Так, например, казанский губернатор Апраксий придумывал новые «доходы» и предъявлял царю фальшивые ведомости по ним.

    Все эти преобразования вызвали полное расстройство центрального управления. В результате губернской реформы прекратили свое существование приказы (кроме военных). В начале XVII  века в России фактически не было даже столицы, т.к. Москва уже перестала быть ею, а Петербург еще не стал. Единственной центральной властью был сам государь со своими сподвижниками, которые могли называться то «ближней канцелярией», то «консилией министров» и т.п. И вот в 1711 г., отправляясь в турецкий поход, Петр издал коротенький указ, гласивший: «определили быть для отлучек наших Правительствующий сенат для управления». Так одним росчерком пера было основано учреждение, в том или ином виде просуществовавшее в России около двухсот лет.

    Первоначально Петр хотел создать лишь временный  орган власти, который управлял бы страной во время его частых разъездов по стране и военных походов. В первое время сенат состоял из девяти ближайших сотрудников царя и его задачи были довольно неопределенными. С одной стороны, он был призван осуществлять высший надзор за судом  и заботиться об умножении доходов, с другой – Петр требовал от своих подданных признания сената высшим государственным органом, которому все лица и учреждения были обязаны повиноваться, как самому царю.

    Петра очень заботило отсутствие надлежащего  контроля за управлением. Поэтому в 1711 г.  была создана должность обер-фискала, которому подчинялись местные фискалы. Их обязанностью было доносить сенату и царю обо всех злоупотреблениях, проступках и любых неблаговидных деяниях должностных лиц. Если донос подтверждался, фискал получал половину имущества осужденного, если нет – никакого наказания фискал не нес. Очень скоро слово «фискал» стало внушать ужас русским чиновникам. Сами небезгрешные по части взяток и злоупотреблений, фискалы вовсю пользовались своим положением для сведения личных счетов, а то и просто для вымогательства и обогащения. Особенно отличался этим обер-фискал Нестеров. Дело дошло до того, что царский закон о фискалах осудил в проповеди назначенный Петром местоблюститель патриаршего престола Стефан Яворский. Но и это не помогло. В 1722 г. была учреждена должность генерал-прокурора, которому было предано руководство фискалами. Однако главная его задача состояла в том, чтобы играть роль «ока государева» в сенате, т.е. надзирать за работой сенаторов и обо всем доносить императору. Отныне только генерал-прокурор мог предлагать сенату вопросы для обсуждения. Введение этой должности означало резкое уменьшение самостоятельной роли сената в государственном управлении.

    Само  по себе учреждение сената еще не означало создание нового  центрального аппарата управления, призванного заменить уже в значительной степени развалившуюся систему приказов. Еще в 1712 г. у Петра появилась идея организовать по шведскому образцу «коллегии», которые должны были ведать отдельными отраслями управления. Для изучения иностранного опыта царь отправил за границу специальные экспедиции. Прошло несколько лет, и в 1718 г. был подписан указ об учреждении девяти коллегий: Чужестранных дел, Камер-коллегии (ведало сбором доходов), Юстиц-коллегии, Ревизион-коллегии (ведомство финансового контроля), Воинской, Адмиралтейской (военно-морские силы), Коммерц-коллегии (торговля), Берг-коллегии и Мануфактур-коллегии (горнозаводская и фабричная промышленность), Штатс-коллегия (ведомство государственных расходов).

    С появлением коллегий прекращали свое существование многие из еще  сохранившихся  приказов. Некоторые из них вошли  в состав новых учреждений. Так, в  Юстиц-коллегию было включено семь старых приказов. Особенностью коллегий по сравнению  с приказами стало более четкое разграничение сфер их деятельности, и, главное – совещательный, «коллегиальный» порядок ведения дел. «В коллегии предложенную проблему разбирают умы многие, и, что один не постигнет, то постигнет другий, а чего не увидит сей, то оный увидит» – так объяснял сам Петр. Вскоре, однако, выяснилось, что и здесь многое, как самокритично признавал царь « не рассмотря учинено было». Поэтому и количество коллегий, и их состав, и сферы деятельности каждой из них не раз сменялись при Петре. Тем не менее, основные принципы их работы оставались неизменными.

    После  Учреждения коллегий Петр I решил реформировать на шведский манер и местное управление. В 1719-1720 г.г. началась очередная реформа административно-территариального устройства. Были отменены не оправдавшие себя ландратские «доли». Губернии теперь делились на провинции, а те в свою очередь – на дистрикты, в основном соответствовавшие старым уездам. Правители дистриктов – земские комиссары – назначались камер-коллегией. Единственное, что русское правительство решило не заимствовать из шведского опыта, - это крестьянское самоуправление. «В уездах из крестьян умных людей нет» – объясняли правители России.

    Претерпело  изменение и городское управление. Должность бурмистров, учрежденная  реформой 1699 г., отменялась.

      Все посадское население делилось  отныне на три части: 1-ю гильдию  (богатые купцы, владельцы ремесленных  мастерских), 2-ю гильдию (мелкие  торговцы, зажиточные ремесленники, и «подобный люд», составлявший  подавляющее большинство городского  населения.  Резко сократился круг людей, принимавших участие в выборах; новые органы городского самоуправления, магистраты теперь состояли лишь из представителей 1-ой гильдии. Деятельность городских магистратов контролировал и координировал Главный магистрат, подчиненный Сенату.

    Особое  место среди государственных  преобразований Петра I принадлежит принятой в 1722 г. Табели о рангах. Ее значение заключается в том, что она привела в систему все государственные чины, распределив их по трем родам службы: гражданской, военной сухопутной и военной морской. Табель о рангах обязывала всех дворян служить и объявляла службу единственным способом получения любого государственного чина, а значит, и основой любой карьеры. «Мы для того никому никакого ранга не позволяем, пока они нам и Отечеству никаких услуг не покажут и за оные характера (т.е. служебного положения, не получат», подчеркивалось в указе. При этом некоторые возможности продвижения по служебной лестнице вверх продвигались и для выходцев  из «подлого люда»: всякий, получивший первый офицерский чин или восьмой ранг гражданской службы (всего их было 14) становился дворянином.

    Многое  историки признают административные преобразования наиболее слабым местом Петровских реформ. «Все эти преобразования, непрерывным  потоком следовавшие одно за другим не только не вели население к материальному и нравственному преуспеянию, но были гнетом, мало чем уступавшим войне Петровского времени» – писал известный российский историк В.Л. Уланов. 

    Основа  основ жизни всякого государства  – труд народа, развитие промышленности и сельского хозяйства, торговли и транспорта. И Петр, прекрасно это понимая, немало усилий и нервов потратил для организации строительства мануфактур и торговых судов, дорог и каналов, мобилизовывал большие массы людей, крестьян и горожан на различные работы, а дворян и купцов поощрял и понуждал служить в армии и на флоте, в учреждениях и конторах, в лавках и на ярмарках.

    Петровские  указы охватывают почти все стороны  хозяйственной жизни страны. Он издал, например, узаконения 1715, 1718 гг. об изготовлении крестьянами полотна, которое в большом количестве шло на продажу в Петербург и другие города, селения, за границу. Широко известен акт личной помощи Петра Никите Демидову, который из мелкого  производителя металлических изделий в Туле превратился в крупнейшего Уральского заводчика, стал основателем династии знаменитых промышленников и меценатов VIII-XIX вв.

    Для управления купцами и ремесленниками Петр создал сначала Бурмистерскую  палату, или Ратушу, потом Главный  магистрат, который, согласно регламенту, должен был заботиться о росте и процветании не только крупного (мануфактуры), но и мелкого производства.

    Мастеров-ремесленников  и специальностей, которыми они занимались, в стране было очень много, и Петр задумал организовать их в цехи. 27 апреля 1722 г. на сей счет вышел царский указ. В городах возникли цехи, входили мастера, имевшие подмастерьев и учеников; возглавляли их старейшины. В Москве в 1720-х гг. имелось, например, 146 цехов с 6,8 тысячи членов.

    Петр  и власти организовали поиски руд. Там, где их находили, строили предприятия, причем очень быстро. В самом  начале века повелением Петра на Урале появились заводы – Невьянский, Каменский, Уктусский, Алапаевский и другие, в Карелии – Петровский (там, где сейчас Петразаводск), Алексеевский, Повелецкий; в Воронежском  крае – Липецкий и Кузьминский. 11 крупных заводов вступили в строй, принадлежали они казне или частным лицам, например И. Демидову. И в последующие годы строительство мануфактур в России продолжалось – возникали металлургические (железоделательные, медеплавильные) заводы, выплавка чугуна поднялась со 150 тысяч пудов в 1700г. до 800 тысяч пудов в год кончины Петра.

    В Москве и других районах центра возникли суконные, парусно-полотняные, кожевенные, канатные, стекольные, пороховые, верфи, винокуренные заводы.

    В области промышленности при Петре  появилось много нового. На первое место в металлургии выдвинулся быстро развивавшийся Урал. Старые районы, Тульский и Олонецкий, отходили на второй план. Впервые широко развернулись добыча и обработка меди на Урале и в Карелии. Около Нерчинска, за Байкалом в 1704 г. построили первый в России сереброплавильный завод. В следующем году дал первое серебро. В Петербурге – детище Петра Алексеевича – выросли Адмиралтейская верфь, Арсенал для производства вооружений. На верфи в 1715 г. работали 10 тысяч человек, с 1706 по 1725г. с ее страпелей сошли 59 крупных и более 200 мелких кораблей, краса и гордость российского флота. Кроме того, верфи были в Воронеже и Таврове, Архангельске и московском селе Преображенском, реке Сяси в Карелии. Новые оружейные заводы (пушечные дворы, арсеналы) появились, помимо Петербурга,  в Сестрорецке и Туле, пороховые заводы в Петербурге и под Москвой. Текстильная промышленность создавалась заново, так как ни одна из мануфактур XVII в. не сохранилась к началу  следующего века. Ее центром стала Москва. Имелись текстильные предприятия в Ярославле, Казани и на Левобережье Украины. Впервые появились заводы бумажные, цементные, сахарный, обойная фабрика.

    Всего при Петре I существовало около 200 предприятий. Как правило

    Это крупные централизованные мануфактуры  с разделением труда. Владельцы  мануфактур – преимущественно купцы, дворяне (Меньшиков, князь Черкасский, Апраксин, Макаров, Толстой, Шафиров  и др.), иностранцы, крестьяне.

      Петр проводил протекционистскую  политику по отношению к русской  промышленности. Предприниматели получали  разные привилегии, субсидии, оборудование, сырье. 

    В итоге принятых правительством мер  зависимость России от импорта существенно  сократилась. В 1724 г. ввели покровительственный таможенный тариф – высокие пошлины на иностранные товары, которые могли изготовлять или уже выпускали отечественные предприятия.

    На  мануфактурах применяли в довольно заметных размерах труд наемных работников. Об этом говорится в петровских указах в привилегиях, которые выдавали при учреждении мануфактур. Однако все большее значение получал труд принудительный – крепостных, купленных (посессионных) крестьян, наконец, государственных (казенных), крестьян, которых «приписывали к заводам, заставляли работать на них.

    Изменения в сельском хозяйстве были менее  заметными. Его продукция увеличивалась, но путем не интенсивным, а экстенсивным – прежде всего за счет расширения посевных площадей; улучшение орудий труда и культуры земледелия происходило весьма медленно. Новые земли вводились в оборот на юге и востоке, в Среднем Поволжье и Сибири. Именно туда бежали крестьяне в поисках воли и лучшей доли.

      Петр подверг коренной перестройке  все здание государственного  управления, администрации. На смену Боярской думе с 1699 г. пришла Ближняя канцелярия из восьми доверенных лиц царя. Он называл их «конзилией министров», которая явилась предшественницей Сената, учрежденного в 1711 г. Сенат имел власть судебную, административно-управленческую, а иногда и законодательную, сенаторы обсуждали дело и принимали решение коллегиально, на общем собрании, скрепляли свои решения подписями.

    С 1711 г. были введены должности фискалов в центре (обер-фискал Сената, фискалы  центральных учреждений) и на местах (губернские, городовые фискалы). Они осуществляли контроль за деятельностью всей администрации, выявляли факты несоблюдения, нарушения указов, казнокрадства, взяточничества, доносили о них Сенату и царю. Петр поощрял фискалов, освободил их от податей, подсудности местным властям, даже от ответственности за неправильные доносы.

Информация о работе Петр I. Исторический портрет