Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 13:41, контрольная работа
Изменения во всех отраслях и сферах социально-экономической и политической жизни страны, которые постепенно накапливались и назревали в XVII веке, переросли в первой четверти XVIII века в качественный скачок. Московская Русь превратилась в Российскую империю. В её экономике, уровне и форме развития производительных сил, политическом строе, структуре и функциях органов власти, управления и суда, в организации армии, классовой и сословной структуре населения, в культуре страны и быту народа произошли огромные изменения. Коренным образом изменилось место и роль России в международных отношениях того времени.
Введение
Глава 1. Становление взглядов Петра I
Глава 2. Политическая и военная деятельность императора
Заключение
Литература
Сенат
руководил всеми учреждениями в
стране. Но и за самим Сенатом
Петр организовал контроль. С 1715 г. его
осуществлял сенатский генерал-
В 1720 г. опубликовали Генеральный регламент коллегий, согласно которому присутствие каждой из них состояло из президента, вице-президента, 4-5 советников и 4 асессоров. Присутствие должно было заседать ежедневно. Коллегии подчинялись Сенату, а им – местные учреждения.
Вместо нескольких десятков старых приказов появились 11 коллегий со строгим разделением функций. Например, Посольский приказ заменила Иностранная коллегия. Были образованы коллегии: Военная, Адмиралтейская, Камер-коллегия, Юстиц-коллегия, Ревизион-коллегия, Коммерц-коллегия, Штатс-контор-коллегия, Берг-мануфактур- коллегиею. Помимо четырех коллегий, ведавших иностранными, военными (армией и флотом отдельно), судебными делами, группа коллегий занималась финансами (доходами – камер-коллегия, расходами – Штатс-контор-коллегия, контролем за сбором и расходованием казенных средств – Ревизион-коллегия), торговлей (коммерц-коллегия), металлургической и легкой промышленностью (Берг-мануфактур-коллегия), которую в 1722 г. разделили на две: Берг и Мануфактур-коллегию). Позднее к ним прибавилась Вотчинная коллегия. Действовали коллегии по всей стране. Управление значительно упростилось, например, к Юстиц-коллегии перешли функции семи бывших приказов. Дело в них велось в совещательном порядке, коллегиально, решения принимались большинством голосов. К коллегиям примыкало несколько учреждений, тоже по существу являвшихся таковыми. Таков, например, Синод – центральный орган управления церковными делами и имениями, учрежденный в 1721 г. Его присутствие, как и в любой коллегии, составляли члены – церковные иерархи. Их, на манер чиновников, назначал царь, ему они присягали.
Особой коллегией стал и Главный магистрат – центральное учреждение для управления городами.
Политическим сыском по-прежнему занимался Преображенский приказ. Перестройку местных учреждений Петр начал с того, как взялся за центральные. Восстания начала столетия выявили слабость, ненадежность власти в городах и уездах – воеводской администрации и городского самоуправления. По реформе 1708-1710 гг. Петр разделил страну на 8 губерний: Московскую, Петербургскую, Киевскую, Смоленскую, Казанскую, Азовскую, Архангелогородскую и Сибирскую, потом к ним добавили Воронежскую. Каждую из них возглавил губернатор, в руках которого находилась вся полнота власти – административной, полицейской, судебной, финансовой.
В 1719 г. число губерний увеличилось до 11. Кроме того, страну разделили на 50 более мелких территориальных единиц – провинций. Провинции делились на дистрикты.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Время Петра, его преобразования, личный вклад в строительство государства, укрепление его позиций, увеличение славы российской не могут не вызвать уважение. При всех недостатках, ошибках и деформации эпохи реформ Петра, нередко очень серьезных, Россия при нем заметно продвинулась вперед по пути развития, сократив свое отставание от передовых стран Западной Европы.
Проведенные Петром преобразования, в ряде случаев продолжившие или завершившие начатое до него, сделали Россию неизмеримо более сильной, развитой, цивилизованной страной, ввели ее в сообщество великих мировых держав, хотя до конца ликвидировать ее отсталость не смогли. Сын своего времени, Петр не мог совершить более того, что совершил. Но и то, что он сделал за свою за не очень то долгую жизнь для развития экономики и государственных установлений, армии и флота, внешней политики и военного искусства, культуры и быта, благодарная Россия, принявшая петровское наследие, осваивала и продолжала развивать в течение почти двух столетий. Весьма немало вошло в наш национальный фонд навечно. Это – города и каналы, достижения промышленной и духовной культуры, героические деяния в труде и на полях сражений, наконец, развитие национального самосознания народов России.
Петр Великий – фигура противоречивая, сложная. Таким породила его эпоха. От своих отца и деда унаследовал он черты характера и образ действий, мировоззрение и замыслы на будущее. В то же время он был яркой индивидуальностью во всем, и именно это позволило ему ломать устоявшиеся традиции, обычаи, привычки, обогащать старый опыт новыми идеями, заимствовать нужное и полезное из других народов. Очевидцы поведали потомкам, что русский царь отличался простотой в общении, невзыскательностью, непритязательностью в быту. Дома или дворцы для него сооруженные, не отличались пышностью. Он не терпел высоких потолков и там, где они имелись, приказывал сделать второй, пониже, из дерева или, на худой конец, из парусины. По натуре человек добрый, он мог обласкать не только дельного вельможу, но и плотника, кузнеца или матроса, делил с ним кров и пищу, крестил их детей. Не любил всякие официальные церемония и тем приводил в изумление иностранных наблюдателей, особенно королев, принцесс и иных аристократов. Однако привычка к власти, раболепие окружающих объясняют, но не оправдывают такие качества Петра, как грубость и жестокость, вседозволенность и пренебрежение к человеческому достоинству, произвол в политике и быту. Он сознавал и не раз подчеркивал, что он – абсолютный монарх, и все, что он делает и говорит, неподвластно людскому суду; лишь Бог спросит с него за все, и хорошее, и плохое. Петр был искренне убежден, что все, от него исходящее – для блага государственного и народного. И поэтому законы, им созданные, учреждения, появившиеся по его воле, - это «фортеция (крепость) правды». То, что он сам, не покладая рук, трудился, вводя, по своим замыслам и планам, эту фортецию государства Российского, нельзя не видеть. Но видел ли он, что его усилия приносят благо не всем («общее благо») или, по крайней мере, не всем поровну. Во всяком случае, наряду с теми, кто выиграл много за стенами фортеции, возведенной, прежде всего трудом и подвигами народа, большинство этого народа получило мало или ничего не получило, а часть его многое потеряло: сотни тысяч людей попали в крепостную неволю, еще большее количество людей было обложено увеличенными налогами, поборами, принудительными мобилизациями, работами и т.д.
Примечательная черта Петра Великого как правителя, абсолютного монарха - огромный личный вклад в управление государством, его внешнеполитические, военные акции; привлечение к делам одаренных, талантливых, способных людей – администраторов, полководцев, дипломатов, организаторов различных производств, мастеров своего дела. Он без устали выявлял их, воспитывал, направлял. Конечно, крутой нрав Петра не мог не наложить отпечаток на его отношения со сподвижниками, помощниками. При всем его демократизме и шутливом уничижении, царь проявлял свою волю, железную и несокрушимую, во всем. Не терпел возражений там, где он уже принял решение, взрывался гневом по малейшему пустяку. Его боялись как огня даже самые ближайшие к нему люди, единомышленники и друзья. Хотя в более спокойной обстановке возражали ему, обсуждая важный вопрос, спорили с ним. «Все дрожало, все безмолвно повиновалось»- так обобщил А.С. Пушкин сущность натуры Петра как государя и человека. Петр был уверен, что поступает правильно, для пользы людей и государства. Столь же искренне верил в то, что от монарха, в данном случае исходит «вся благая», и поэтому его глаз должен дойти до всего, проникнуть во все концы государства, в души и помыслы подданных.
Регламентация всех сторон жизни, бюрократизация управления страной оказали со времени Петра, во многом благодаря его авторитету, немалое влияние на последующую российскую действительность.
В.О. Ключевский, нередко хулитель (иногда правый, иногда неправый) Петра, сплетает ему венок славы: « Самовластие само по себе противно, как политический принцип. Его никогда не признает гражданская совесть. Но можно мириться с лицом, в котором эта противоестественная сила соединяется с самопожертвованием, когда самовластец, не жалея себя, идет напором во имя будущего блага, рискуя разбиться о непреодолимые препятствия и даже о собственное дело. Так мирятся с бурной весенней грозой, которая, ломая вековые деревья, освежает воздух и своим ливнем помогает всходам нового посева».
Конечно, и после ухода Петра из жизни движение России вперед, при всех зигзагах и временных отступлениях, продолжалось. И в том важную роль, роль ускорителя, сыграли мощные импульсы, приданные этому движению в эпоху первого русского императора, деяниями его самого, сподвижников царя-плотника и, конечно, миллионов простых тружеников России.
Преобразования
первой четверти 18 в. позволили России
сделать определенный шаг вперед. Страна
получила выход к Балтийскому морю. Было
покончено с политической и экономической
изоляцией, укрепился международный престиж
России – она стала великой европейской
державой. Укрепился господствующий класс
в целом. Усилилась власть монарха, и окончательно
установился абсолютизм. Шаг вперед сделали
русская промышленность, торговля, сельское
хозяйство. Таковы были несомненные успехи
России в первой четверти 18 в.
ЛИТЕРАТУРА