Автор работы: d******@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 20:16, реферат
Петр I Великий [30 мая (9 июня) 1672 г., Москва — 28 января (8 февраля) 1725 г., Санкт-Петербург], российский царь с 1682 г. (правил с 1689 г.), первый российский император (с 1721 г.), младший сын Алексея Михайловича от второго брака с Н. К. Нарышкиной.
Введение…………………………………………………………………………….3
Основная часть. Петровские реформы и российское общество. Итоги и цена петровских реформ………………………………………………………………5-20
Реформы органов власти и управления……………………………………..5
Военная реформа……………………………………………………………..8
Экономические преобразования……………………………………………10
Финансовая политика……………………………………………………….13
Церковная реформа………………………………………………………….14
Реформы в области культуры и быта………………………………………16
Итоги и цена петровских реформ………………………………………….18
Заключение…………………………………………………………………………21
Библиография………………
Содержание
Введение…………………………………………………………
Основная
часть. Петровские реформы и российское
общество. Итоги и цена петровских
реформ………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Библиография………………………..…………………
Введение
Петр I Великий [30 мая (9 июня) 1672 г., Москва — 28 января (8 февраля) 1725 г., Санкт-Петербург], российский царь с 1682 г. (правил с 1689 г.), первый российский император (с 1721 г.), младший сын Алексея Михайловича от второго брака с Н. К. Нарышкиной.
В конце ХVII века, когда на русском престоле оказался молодой царь Петр I, наша страна переживала переломный момент своей истории. В России, в отличие от западноевропейских стран, почти не было крупных промышленных предприятий, способных обеспечивать страну оружием, тканями, сельскохозяйственными орудиями. Она не имела выхода к морям: ни к Черному, ни к Балтийскому, - через которые могла бы развивать внешнюю торговлю. Не имела Россия и собственного флота. Сухопутная армия строилась по устаревшим принципам и состояла в основном из дворянского ополчения.
Между старыми родовитыми боярами и служивыми людьми — дворянами шла ожесточенная борьба за власть. В стране происходили непрерывные восстания крестьян и городских низов. Россия привлекала к себе жадные взоры соседних государств — Швеции, Речи Посполитой, которые не прочь были захватить и подчинить себе Русские земли.
Россия
ХVII века ходом исторического развития
была поставлена перед необходимостью
коренных реформ. Уже до Петра вырисовывалась
программа необходимых
То, что в России грядут великие перемены, ощущалось еще в царствование отца Петра I, Алексея Михайловича. Но это были лишь преобразовательные настроения. По образному выражению В.О. Ключевского, царь Алексей Михайлович принял в преобразовательном движении такую позу: одной ногой он еще крепко упирался в родную православную старину, а другую уже занес было за ее черту, да так и остался в этом переходном положении. После смерти Алексея Михайловича управление страной оказалось в руках кучки бездарных и алчных бояр во главе с младшим братом царицы Натальи Кирилловны, Львом Кирилловичем Нарышкиным. Это был человек властный, самолюбивый, но "гораздо среднего ума". Он окружил себя такими же боярами — без государственного ума и безразличных к судьбам страны, способным лишь растаскивать и разорять государство.
Среди
них выделялся умный и
В
последующее время, в период своего
царствования Петр I умело подбирал
себе помощников. Он окружил себя способными,
энергичными соратниками и
У Петра I не было заранее разработанного общего плана реформ. Они рождались постепенно, и одна порождала другую, решая наиболее назревшие проблемы в стране на тот момент. Нередко случалось так, что новые соображения и предписания упраздняли недавно созданное и не выдержавшее проверки временем. Каждая реформа вызывала сопротивление со стороны самых различных социальных слоев, вызывала скрытое и открытое недовольство.
Реформаторская деятельность Петра I порождала заговоры и борьбу, отличавшуюся крайним ожесточением. Петр действовал решительно, целенаправленно и с крайней жестокостью. По меткому определению Пушкина его указы были "нередко жестоки, своенравны и, кажется, писаны кнутом".
В
народных массах России петровские преобразования
выразились двояко. С одной стороны,
тяготы жизни вызывали глухой ропот
недовольства, с другой — в духовной
жизни народа отразился положительный
образец Петра –
Считаю, что исследуемая мной тема особенно актуальна и в наше время, т.к. современная политика нашего государства также включает в себя много разных реформ. Это военная реформа, реформа в области управления, экономики, здравоохранения, образования и т.д. Многие преобразования также заимствованы у западных стран. Некоторые из них играют положительную роль в развитии нашего государства, а некоторые «тормозят» его прогресс. Одни придуманы и выдерживают проверку временем, а другие несвоевременны и вызывают двоякое отношение у российских граждан. Это свидетельствует о том, что у нашего правительства также нет четкого плана реформ, а у власти имеют место быть люди, безразличные к судьбе страны и способные разорять государство.
Целью своего реферата считаю наиболее полно раскрыть содержание реформ Петра I и их влияние на российское общество, а также выявить основные итоги петровских преобразований.
Содержание книг "Петр Великий и его время" Буганова В.И. и "Очерки из истории Петра Великого и его времени" Князькова С. позволяют вникнуть в сущность петровских реформ, а также более подробно раскрывают проблемы их проведения. В книге «Время петровских реформ» Анисимов Е.В. показывает нам необходимость реформ с позиций Петра Великого и определяет место и значение петровских реформ для российского общества.
Исследовательскую
деятельность проводил через изучение
сущности петровских реформ, выявлении
их сильных и слабых сторон; раскрыл итоги
проведения реформ логическим методом
и методом анализа.
Реформы органов власти и управления
В первой четверти XVIII в. был осуществлен целый комплекс реформ, связанных с перестройкой центральных и местных органов власти и управления. Их сущностью было формирование дворянско-чиновничьего централизованного аппарата абсолютизма.
С 1708 года Петр I начал перестраивать старые учреждения и заменять их новыми, в результате чего сложилась следующая система органов власти и управления:
Присутствие каждой коллегии состояло из одиннадцати членов, решавших дела большинством голосов (президент, вице-президент, четыре советника, четыре асессора, один иностранец в чине советника или асессора). Подобного рода "коллегиальный" способ обсуждения вопросов считался более эффективным, предотвращающим появление непродуманных решений и служебных злоупотреблений. Впоследствии состав, названия и количество коллегий менялись неоднократно.
Введение коллегий положило начало перестройке всего государственного аппарата на новых принципах. Разрабатывались многочисленные инструкции-регламенты новых учреждений, появлялись новые должности. От каждого учреждения Петр требовал четкого упорядочения их действий. И надо всем стоял Генеральный регламент (1719 - 1724), определявший общие принципы деятельности всего государственного аппарата.
Кроме коллегий были созданы конторы, канцелярии, департаменты, приказы, функции которых были также четко разграничены.
В 1708 - 1709 гг. была начата перестройка органов власти и управления на местах. Страна была разделена на 8 губерний, различавшихся по территории и количеству населения.
Во главе губернии стоял назначаемый царем губернатор, сосредоточивавший в своих руках исполнительную и служебную власть. При губернаторе существовала губернская канцелярия. Но положение осложнялось тем, что губернатор подчинялся не только императору и Сенату, но и всем коллегиям, распоряжения и указы которых нередко противоречили друг другу.
Губернии в 1719 г. были разделены на провинции, число которых равнялось 50. Во главе провинции стоял воевода с провинциальной канцелярией при нем. Провинции в свою очередь делились на дистрикты (уезды) с воеводой и уездной канцелярией. После введения подушной подати были созданы полковые дискриты. Квартировавшие в них воинские части наблюдали за сбором податей и пресекали проявления недовольства и антифеодальные выступления.
Для повышения надежности государственного управления Петр I создал разветвленную систему надзора за деятельностью чиновников. Наблюдение за порядком в Сенате поручалось генерал-прокурору - "оку государеву". Эту должность, заимствованную из Франции, занял ближайший сподвижник Петра П.И. Ягужинский. Генерал-прокурору были подчинены прокуроры в коллегиях и судебных учреждениях. Они осуществляли гласный надзор над административными органами, имели право вмешиваться в ход дел с целью предотвращения неправильного их решения. Негласный надзор в центре и на местах осуществляли созданные еще в 1711 г. фискалы. Они не вмешивались в деятельность чиновников, но тайно доносили о замеченных злоупотреблениях. Для поощрения судебного рвения фискалов было принято решение, что половина полученной по доносу суммы должна оставаться у них.
Управление городским торгово-промышленным населением при Петре было выделено из ведомства общих областных управителей - губернаторов и воевод. Еще в 1699 г. города получили право выбирать бурмистров, составлявших ратушу, в которой они поочередно председательствовали, ведали городским судом и расправой, собирали различные подати с городских торгово-промышленных обывателей. Ратуши областных городов подчинялись Бурмистерской палате (Ратуше Москвы). К концу царствования Петра I ратуши были преобразованы в магистраты. В 1720 г. по царскому предписанию Сенат учредил в Петербурге образцовый магистрат, получивший название Главного, который руководил магистратами в областных городах. Члены городского магистрата избирались из почетных и знатных горожан. Функции магистратов были значительно шире, нежели прерогативы ратуш: они вели городское хозяйство, заботились о развитии торговли и промышленности, о благоустройстве городов, решали гражданские и уголовные дела и т. д. Результатом петровских административных реформ стала невиданная ранее централизация и бюрократизация управления. Новая государственная машина в целом работала гораздо эффективнее старой, однако в нее была заложена "мина замедленного действия" - отечественная бюрократия.
Вся эта сложная система органов власти
и управления имела четко выраженный продворянский
характер и закрепляла активное участие
дворянства в осуществлении своей диктатуры
на местах. Но она одновременно еще больше
расширила объем и формы службы дворян,
что вызывало их недовольство.
Военная реформа
Огромное место в жизни России и самого Петра заняла война. Не успела закончиться в 1700 г. турецкая кампания, как началась Северная война со Швецией за выход к Балтийскому морю, длившаяся 21 год. Кроме того, была еще недолгая, но кровопролитная война с Турцией (1711 г.). Ништадский мирный договор 1721 г. принес стране мир лишь до весны 1722 г., а затем Петр начал Персидскую войну. Для успешного ведения всех этих войн стране нужна была большая, хорошо вооруженная и обученная армия, созданию и укреплению которой Петр уделил значительное внимание.
Посредством ряда нововведений старая армия, страдавшая отсутствием четкой организации, управления и обеспечения войск, была заменена на регулярную. Теперь воинская повинность распространялась посредством рекрутских наборов на неслужилые классы (холопов, тяглых людей, вольных - гулящих и церковных). Кроме того, изменилось положение дворянства в целях поддержания его служебной годности: военная служба сословия была отделена от гражданской (инструкция герольдмейстеру от 5 февраля 1722 г.), вводилась обязательная учебная подготовка дворянства как к военной, так и к гражданской службе (указ от 20 января 1714 г.), определялся порядок отбывания обязательной службы сословием (указ 1714 г. о непроизводстве в офицеры дворян, не служивших рядовыми в армии; Табель о рангах 1722 г. разделял все военные, гражданские и придворные должности на 14 чинов, при этом независимо от происхождения начинать государственную службу можно было лишь с низших рангов), устанавливалась неделимость недвижимых дворянских имений (указ о единонаследии от 23 марта 1714 г.).
Информация о работе Петровские реформы и российское общество. Итоги и цена петровских реформ