Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 11:56, реферат
Преобразования, которые произошли в России, охватили практически все стороны жизни страны: экономику, политику, науку, быт, внешнюю политику, государственный строй. Они сказались на положении трудовых масс, церковных делах и т.д. Во многом эти преобразования связаны с деятельностью Петра I.
Введение.
1. Реформы Петра I.
2. Система государственного аппарата до Петра I.
3. Государственная реформа Петра I.
Заключение.
Литература.
" Петровские
реформы. Реформа государственного устройства.
"
Содержание:
Можно не знать многих наук и быть образованным человеком,
но нельзя быть образованным, не зная истории.
Н.Г.
Чернышевский
Введение.
Преобразования, которые произошли в России, охватили практически все стороны жизни страны: экономику, политику, науку, быт, внешнюю политику, государственный строй. Они сказались на положении трудовых масс, церковных делах и т.д. Во многом эти преобразования связаны с деятельностью Петра I.
На момент прихода к власти Петра I , Россия была " истощенна " смутным временем. Россия отставала от Англии и Голандии ( страны , перешедшие к индустриализму ) и относительно отставала от Европы. Война со Швецией , правителем которой на тот момент был Карл XII , требовала проведения военной реформы.
Целями других реформ было :
Подробнее хотелось бы затронуть реформы в области управления.
Основной
смысл этих преобразований заключался
в создании административной системы,
проникнутой идеей централизма
и всецело подчиненной
Главным итогом реформ Петра I было утверждение абсолютизма в России. При Петре I Россия совершила значительный шаг в развитии, но полностью преодолеть отсталость не смогла. В то время как в развитых европейских странах (Англия, Голандия) развивались буржуазные отношения, в России все еще сохранялось крепостное право.
В данной работе речь пойдет,
прежде всего о реформах Петра
Первого в области
Реформы Петра I.
Военные реформы.
Внедрение в гражданскую сферу военных принципов проявлялось и в распространении на систему государственных учреждений военного законодательства, а также в придании законам, определяющим работу учреждений, значения и силы воинских уставов. В 1716 г. основной военный закон — Воинский устав — по прямому указу Петра I был принят как основополагающий законодательный акт, обязательный в учреждениях всех уровней. Поскольку не все нормы военного законодательства были применимы в гражданской сфере, то использовались специально составленные выборки из воинских законов. Распространение воинского права на гражданскую сферу вело к применению в отношении гражданских служащих тех же мер наказания, которым подлежали военные преступления против присяги. Ни до, ни после Петра в истории России не было издано такого огромного количества указов, обещавших смертную казнь за преступления по должности. Петровская государственная реформа, а также преобразование армии, несомненно, привели к достаточно четкому разделению военной и гражданской служб. Но вместе с тем петровские реформы ознаменовались широким распространением практики участия в государственном управлении профессиональных военных. Это выражалось, в частности, в регулярном использовании военных, особенно гвардейцев, в качестве эмиссаров царя, наделенных для исполнения задания чрезвычайными полномочиями. И еще одно мероприятие, связанное с использованием в общегражданских делах военных, было осуществлено Петром I. В ходе проведения подушной переписи был установлен новый порядок содержания и размещения войск. Полки были расселены на землях тех крестьян, с "подушного числа" которых взималась подать на нужды этого полка. Изданные в 1724 г. законы о поселении полков должны были регулировать взаимоотношения населения с войсками. Однако они привели к тому, что власть командира полка стала более полной, чем власть местной гражданской администрации. Военное командование не только следило за сбором подушной подати в районе размещения полка, но и исполняло функции "земской полиции": пресекало побеги крестьян, подавляло сопротивление, а также осуществляло, согласно введенной тогда же системе паспортов, общий политический надзор за перемещением населения.
Социальные преобразования.
Петр решил унифицировать социальную структуру города, введя в него западноевропейские институты: магистраты, цеха и гильдии. Эти институты, имевшие глубокие корни в истории развития западноевропейского средневекового города, были привнесены в русскую действительность насильно, административным путем. Посадское население было поделено на две гильдии: первую гильдию составили "первостатейные", куда вошли верхи посада, богатые купцы, ремесленники, горожане интеллигентных профессий, а во вторую гильдию включили мелких лавочников и ремесленников, которые, кроме того, были объединены в цеха по профессиональному признаку. Все остальные горожане, не вошедшие в гильдии, подлежали проверке с целью выявления среди них беглых крестьян и возвращения их на прежние места жительства.
Петр оставил неизменной прежнюю систему распределения налогов по "животам", когда наиболее состоятельные горожане вынуждены были платить за десятки и сотни своих неимущих сограждан. Этим самым закреплялись средневековые социальные структуры и институты, что, в свою очередь, резко тормозило процесс вызревания и развития капиталистических отношений в городах.
Столь же формальной стала и система управления городами, во главе которой Петр поставил Главный магистрат, руководивший подчиненными ему магистратами других городов. Но эти магистраты, основными правами которых были лишь судопроизводство, сбор налогов и наблюдение за порядком в городе, ни по существу, ни по ряду формальных признаков не имели ничего общего с магистратами западноевропейских городов — действенными органами самоуправления. В результате городской реформы был создан бюрократический механизм управления, а представители посада, входившие в состав магистратов, рассматривались как чиновники централизованной системы управления городами, и их должности были даже включены в Табель о рангах.
Социальные преобразования, проведенные Петром I, коснулись и крепостных крестьян: произошло слияние крепостных крестьян и холопов в единое сословие. Как известно, холопство — институт, близкий по своим чертам к домашнему рабству, имевший тысячелетнюю историю и развитое право. Общая тенденция развития крепостного права шла в направлении распространения на крепостных крестьян многих норм холопьего права, что и являлось общей платформой для их последующего слияния.
Реформы направленные в сторону РПЦ.
Петр I осуществил реформу, выразившуюся в создании коллегиального (синодального) управления русской церковью. Уничтожение патриаршества отражало стремление Петра I ликвидировать немыслимую при тогдашнем самодержавии "княжескую" систему церковной власти. Объявив себя фактически главой церкви, Петр уничтожил ее автономию. Более того, он широко использовал институты церкви для проведения своей политики. Поданные, под страхом крупных штрафов, были обязаны посещать церковь и каяться на исповеди в своих грехах священнику, тот же, согласно закону, обязан был доносить обо всем противозаконном, ставшем известным на исповеди, властям.
Реформы торговли.
20-м
гг. XVIII в., когда военная гроза окончательно
отодвинулась на Запад и в успешном для
России завершении войны не могло быть
сомнений, Петр значительно изменил торгово-промышленную
политику. Осенью 1719г. были ликвидированы
фактически все монополии на вывоз товаров
за границу. Претерпела изменения и промышленная
политика: усилилось поощрение частного
предпринимательства. По введенной в 1719
г. привилегии разрешалось искать полезные
ископаемые и строить заводы всем без
исключения жителям страны и иностранцам,
даже если это было сопряжено с нарушением
феодального права на землю, богатую рудами.
При Петре же получила распространение
практика передачи государственных предприятий
(в особенности признанных убыточными
для казны) частным владельцам или специально
созданным для этого компаниям. Новые
владельцы получали от государства многочисленные
льготы: беспроцентные ссуды, право беспошлинной
продажи товаров и т.д. Существенную помощь
предпринимателям оказывал и утвержденный
в 1724 г. таможенный тариф, облегчавший
вывоз продукции отечественных мануфактур
и одновременно затруднявший ввоз из-за
границы товаров, производившихся на русских
мануфактурах. В то же время нет никаких
оснований думать, что, изменяя экономическую
политику, Петр намеревался ослабить влияние
государства на народное хозяйство или,
допустим, неосознанно способствовал
развитию капиталистических форм и приемов
производства, получивших в это время
в Западной Европе широкое распространение.
Суть состояла в смене не самих принципов,
а лишь акцентов промышленно-торговой
политики. Мануфактуры передавались компаниям
или частным предпринимателям фактически
на арендных условиях, которые четко определялись
и при надобности изменялись государством,
имевшим право в случае их неисполнения
конфисковать предприятия. Главной обязанностью
владельцев было своевременное выполнение
казенных заказов; только излишки, произведенные
сверх того, что соответствовало бы нынешнему
понятию "госзаказа", предприниматель
мог реализовать на рынке.
Система государственного аппарата до Петра I.
Дадим краткую характеристику существовавшей «допетровской» системы государственного аппарата.
Система
служилого строя Московского
государства долгое время развивалась
во времени. Зародившись с момента
основания Московского
Структуру
служилого строя Московского
государства объясняет так
Информация о работе Петровские реформы. Реформа государственного устройства