Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 11:56, реферат
Преобразования, которые произошли в России, охватили практически все стороны жизни страны: экономику, политику, науку, быт, внешнюю политику, государственный строй. Они сказались на положении трудовых масс, церковных делах и т.д. Во многом эти преобразования связаны с деятельностью Петра I.
Введение.
1. Реформы Петра I.
2. Система государственного аппарата до Петра I.
3. Государственная реформа Петра I.
Заключение.
Литература.
Из
всего вышесказанного мы видим, что,
существовавший в России средневековый
государственный аппарат, являлся
анахронизмом, и требовал немедленного
реформирования.
Государственная реформа Петра I.
Из всех преобразований Петра центральное место занимала реформа государственного управления, реорганизация всех его звеньев. Это и понятно, так как старый приказный аппарат, унаследованный Петром, был не в состоянии справиться с усложнившимися задачами управления. Поэтому стали создаваться новые приказы, канцелярии. Была проведена областная реформа, с помощью которой Петр надеялся обеспечить армию всем необходимым. Реформа, отвечая наиболее актуальным потребностям самодержавной власти, явилась в то же время следствием развития бюрократической тенденции. Именно с помощью усиления бюрократического элемента в управлении Петр намеревался решать все государственные вопросы. Реформа привела не только к сосредоточению финансовых и административных полномочий в руках нескольких губернаторов — представителей центральной власти, но и к созданию на местах разветвленной иерархической сети бюрократических учреждений с большим штатом чиновников. Прежняя система "приказ — уезд" была удвоена: "приказ (или канцелярия) — губерния — провинция — уезд".
Идею создания совершенного государственного аппарата Петр вынашивал давно, но только когда сомнений в победе над Швецией не оставалось, он решился приступить к осуществлению своей мечты. Именно в этот период Петр во многих сферах внутренней политики начинает отходить от принципов прямого насилия к регулированию общественных явлений с помощью бюрократической машины. Образцом для задуманной государственной реформы Петр I избрал шведское государственное устройство.
Рассматривая
эту реформу, как и многие другие
преобразования Петра, нельзя не коснуться
вопроса о степени
Шведская
государственная система бала построена
на принципах камерализма – учения
о бюрократическом управлении, получившего
распространение в Европе XVI – XVII
веков. Камерализм содержал ряд черт,
привлекавших Петра. Во-первых, это
функциональный принцип управления,
который предусматривал создание учреждений,
специализировавшихся в какой-либо
сфере. Во-вторых, это устройство учреждения
на началах коллегиальности, четкой
регламентации обязанностей чиновников,
специализации канцелярского
Используя шведский административный опыт и беря за основу шведские образцы, Петр, как правило, вносил в них обусловленные особенностями России структурные изменения. Иногда же изменения не касались сути дела, а носили лишь косметический характер. Общий принцип подхода к шведским учреждениям Петр выражал неоднократно и достаточно последовательно, примером чего служит указ от 28 апреля 1718 года: «Всем коллегиям надлежит ныне на основании шведского устава сочинять во всех делах и порядках по пунктам, а которыя пункты в шведском регламенте неудобны, или с сетуациею сего государства не сходны и оныя ставить по своему рассуждению. И, поставя об оных, докладывать, так ли их быть.
Реформа государственного аппарата началась в конце 1717-го в начале 1718 года, когда Петр I составил своеобразную программу предстоящих преобразований: он определил число и компетенции коллегий, назначил в них президентов, обязал их выбрать подручных. Но особенно для нас интересен документ от 12 декабря 1718 года, озаглавленный: «Реестр коллегиям. О должности, что в которой управляти надлежит. «Он позволяет представить нам первоначальную структуру нового центрального аппарата: «
Военная,
Адмиралтейская коллегии и Коллегия
иностранных дел занимали привилегированное
положение в системе
Из
всех коллегий особо выделяется группа
финансовых коллегий – основа основ
камеральной системы. Главной фискальной
коллегией стала Камер –
Такое же значение имел факт создания Юстиц-коллегии.Она заменила сразу несколько судных приказов, отобрала судебные функции у многих приказов несудебного профиля. Произошла резкая унификация, централизация юстиции – ведь для дореформенного периода было характерно смешение управленческих и судебных функций. Теперь, с образованием Юстиц-коллегии, произошла резкая перемена, но ее значение не следует переоценивать, так как по мере уточнения компетенции новой коллегии, из ее ведения «выпали» многие социальные группы населения:горожане, промышленники и работные – отошли в ведение Коммерц-, Берг-Мануфактур-коллегий, Главного магистрата, военными занимались Военная и Адмиралтейская коллегии, монастырскими – Синод и так далее. Все это были издержки сословного строя, существовавшего в России в рамках феодализма.
Особое место в системе управления заняли коллегии,ведавшие торговлей и промышленностью, - Коммерц-коллегия, Берг-Мануфактур-коллегия. В 1720 году среди центральных учреждений появился Главный магистрат, основной обязанностью которого было управление городами, включая как судебную, так и административную власть.
Состав петровских коллегий при жизни Петра претерпевал существенные изменения. В 1721 году была образована Духовная коллегия – Синод, который был выведен из подчинения Сената. В 1722 году из состава Берг-Мануфактур-коллегии была выведена Мануфактур-коллегия, образована для управления Украиной Малороссийская коллегия в Глухове, для лучшего управления поместными делами Вотчиную контору Юстиц-коллегии сделали отдельной коллегией – Вотчиной. Ревизион- и Штатс-контор-коллегии были лишены статуса центральных учреждений и стали конторами Сената. Всего в 1721 году было 11, а в 1723 году – 10 коллегий.
Коллегии
стали основой центральной
Постоянно
сталкиваясь со знаменитой «московской
волокитой» , характерной для деятельности
приказов, Петр пришел к выводу, что
максимальная эффективность работы
государственного аппарата может быть
достигнута только с помощью детальной
регламентации деятельности каждого
должностного лица и учреждений. Этот
вывод царя вполне отвечал камеральной
системе, деятельность которой была
бы невозможна без детально разработанного
документа – регламента, фиксировавшего
все необходимое для
Заключение.
В
целом за время петровского царствования
произошла серьезная
Говоря
о значении реформ Петра I, в заключение
следует прежде всего отметить, что
они означали начало процесса модернизации
и европеизации в мировом масштабе.
При сохранении известной преемственности
новая система учреждений, созданных
в России в первой четверти XVIII в.,
означала в то же время радикальный
разрыв с предшествующей практикой
управления. Административные реформы
Петра воплощали в себе развитие,
модернизацию и европеизацию, выступали
первыми в ряду подобных преобразований
нового времени, обнаруживая ряд
устойчивых признаков, которые затем
прослеживаются в реформах России и
других стран вплоть до настоящего
времени. Среди них — унификация,
централизация и дифференциация
функции аппарата государственного
управления (Наше отечество. Опыт политической
истории. М., 1991. С. 91).
Литература:
Информация о работе Петровские реформы. Реформа государственного устройства