Политические и правовые учения Древнего Китая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 14:48, контрольная работа

Описание

Отражая существующие экономические и социальные отношения, возникающий новый государственный порядок, политическая мысль древних народов на протяжении длительного времени развивалась главным образом на основе религиозных, мифических представлений об окружающем мире, природе, обществе и человеке. Эти представления сложились в длительном догосударственном периоде первобытно-общинного строя[1].

Содержание

2. Конфуцианство 6
3. Моизм 8
4. Легизм 9
Заключение 13
Список литературы 15
Тестовые задания 17

Работа состоит из  1 файл

ИППУ.doc

— 208.50 Кб (Скачать документ)

Идеалом государства Мо-цзы считал жесткую административную  структуру. Администратор должен обладать не только высоким престижем (для уважения) и окладом (для доверия), но также и большими полномочиями, чтобы его боялись[10]. Он первым выдвинул идею о роли наград и наказаний в качестве мощного рычага государственного управления.

Моизм не оказал большого влияния на другие учения древности, но его последователи в Китае и за его пределами известны и в настоящее время.

 

4.    Легизм

 

Легизм (от лат. lex - закон) - этико-политическое учение школы законников фацзя - возник и оформился в VI-III вв. до н.э. Главными теоретиками явились Гуань Чжун, Шан Ян, Шень Бухай, Хань Фэй и др.

Легизм, рассматривая вопросы управлении человеком, обществом и государством, развивался в борьбе с ранним конфуцианством. Легисты стремились к созданию мощного, хорошо управляемого государства. Если конфуцианство на первый план выдвигало нравственные качества людей, то легизм исходил из приоритета законов и доказывал, что политика несовместима с моралью. Так, Шан Ян (400-338 гг. до н.э.), первый советник императора, создал концепцию деспотического государства как гигантской всеохватывающей машины принуждения. В его “Книге правителя области Шан” изложены основные идеи легизма: концепция равных возможностей, о государственном регулировании экономических процессов, теория единого (о необходимости сосредоточения усилий народа на земледелии и войне), о системе рангов знатности, теория “клещей”(о наделении общинников правом контроля над деятельностью чиновников), о принципе коллективной ответственности перед законом и т.п[11].

Государство, по Шан Яну, возникло поэтапно: сначала люди любили только своих и ненавидели чужих, затем мудрые ввели различия между мужчинами и женщинами, знатными и простолюдинами, создали имена и ранги, регламенты и чиновников. Однако, народ распустился, люди ищут выгоду, стремятся к удовольствиям, что ведет к упадку. Чтобы исправить положение, государство должно стать сильным и сконцентрировать все помыслы людей на одном: добиться единообразия в мыслях и поступках, закрыть все боковые пути наживы и тем ликвидировать корысть и распущенность. “Если в сфере управления люди будут контролироваться законом, а при продвижении по службе - правилами, то ни взаимные похвалы, ни клевета друг на друга не принесут ни пользы, ни вреда”.

Он придавал большое значение наказаниям, которые должны были внушить людям уважение к закону. Каждый, заметивший непорядок, должен тотчас же донести о нем начальству.

Министр царства Хань Шэнь Бухай (400-337 гг. до н.э.) создал доктрину, по которой глава государства воспринимается мерой всех вещей. “Мудрый правитель - тело, чиновники - его руки; правитель - голос, чиновники - эхо, правитель - корень, чиновники - ветви. Правитель определяет принципы, чиновники реализуют их; правитель держит верховный контроль, чиновники заботятся об исполнении своих функций”. Чтобы стать мудрым правителем, необходимо овладеть технологией власти. Первое условие - выдержка, непроницаемость, скрытность; второе - недеяние, т.е. внешняя непроницаемость и даже пассивность, скрывающая информационную насыщенность и активную готовность, способность вмешаться в нужный момент и дать указания.[12]

С III-го в. до н.э. начался процесс слияния легизма и конфуцианства в единое учение. Сюнь-цзы (ок. 313-235 гг. до н.э.), наставник в академии Цзися, переработал учение Конфуция, дополнив его положениями легизма. В своем единственном трактате он указывал, что человек по натуре порочен, что ему свойственны животные инстинкты, злоба и зависть, стремление к стяжательству и распущенности. Сюнь-цзы делал особый акцент на необходимости обучения и воспитания  людей с помощью классических текстов, норм морали и ритуала, а также наказаний. Необходимо и самоусовершенствование, цель которого - выработка умения обуздывать себя. Особенно подчеркивалась важность для правителя добиваться расположения народа.

Учение Сюнь-цзы, в котором были наиболее систематизировано изложены основные положения обновленного конфуцианства, оказывало значительное влияние на политико-правовую мысль Древнего Китая на протяжении почти 600 лет.

Среди учеников Сюнь-цзы получил известность легист Хань Фэй (ок. 280-233 гг. до н.э.), создавший своеобразную философию права, которая соединила принципы даосизма, конфуцианства и легизма. Его ученые рассматривает государство как систему давно и сознательно созданных институтов, высшая цель которых - обеспечить порядок и процветание общества, силу государства и преданность, а точнее - повиновение населения. В этих целях на первый план выдвигается закон как важнейшее средство достижения указанной цели. Закон выше всего, включая и государя. Ни гуманность, ни жестокость, как крайние меры, не являются результативными. Государь должен быть суровым и справедливым, чтобы его боялись и повиновались с доверием; нужно уметь использовать законы и людей, хорошо владеть рычагами наград и наказаний, держать в руках чиновников, решительно пресекать  интриги, своекорыстие честолюбцев и властолюбцев. Хань Фэй развивал идею о решающем влиянии народонаселения и имущественного неравенства на исторический процесс.

Ассимилированный с конфуцианством легизм постепенно прекратил свое существование как самостоятельное учение.

ВЫВОД: Наиболее влиятельными политико-правовыми учениями стали даосизм, конфуцианство, моизм и легизм[13].

 

 

Заключение

 

В результате всех этих усилий уже ко 2 в. до н.э. официальная государственная идеология в Древнем Китае совмещала в себе положения как легизма, так и конфуцианства, причем последнему нередко, по существу, отводилась роль привлекательного фасада и прикрытия. Подобный идейнотеоретический симбиоз различных концепций управления и правопонимания сыграл значительную роль во всем последующем развитии государства права в Китае.

Изучение политико-правовой мысли Древнего Востока имеет не только познавательное, но и теоретическое значение. Документы и памятники литературы, дошедшие до нас от древнейших цивилизаций Египта, Месопотамии, Палестины, Индии и Китая, позволяют проследить формирование политических и правовых идей на самых ранних этапах становления классового общества.

Некоторые течения общественной мысли, зародившиеся в глубокой древности, переживают сегодня период своеобразного возрождения. Например, в Китае после окончания пресловутой "культурной революции" вновь получило официальное признание конфуцианство. В ряде государств Юго-Восточной Азии политико-правовая идеология развивается под воздействием концепций "буддистского социализма". С этими процессами до известной степени связано и распространение восточных религиозных культов в промышленно развитых странах, включая Россию, где за последние годы появилось немало почитателей кришнаизма и других течений.

Современное содержание религиозных и морально-политических доктрин, возникших в государствах Древнего Востока, расходится с их первоначальным смыслом. Было бы поэтому серьезным просчетом отыскивать в них общечеловеческие ценности, вечные начала справедливости и т.п. В частности, конфуцианские принципы человеколюбия первоначально относились только к китайцам и сочетались с представлением о том, что Китай — это центр Поднебесной, которому должны подчиниться все остальные народы. Исторически адекватное освещение политико-правовых концепций прошлого требует учитывать обстановку, в которой они зародились, и не допускает их модернизации.

Методологическое значение истории Востока определяется также тем, что несмотря на многочисленные исследования, проведенные за последние десятилетия, общественная мысль народов Востока остается менее изученной, чем социальные доктрины, получившие распространение в Западной Европе.

В настоящее время интерес к идейному наследию Древнего Востока заметно возрос. Его стимулировало национально-освободительное движение в Индии, Китае, Египте и других странах, входивших в состав древневосточного региона. Образование независимых государств с древней и самобытной культурой усилило интерес к их историческому прошлому. Немаловажную роль при этом сыграло пробуждение национального самосознания народов Востока, стремление молодых государств сохранить (или воссоздать) традиции, унаследованные от предшествующих эпох.

Современное содержание религиозных и морально-политических доктрин, возникших в государствах Древнего Востока, расходится с их первоначальным смыслом. Было бы поэтому серьезным просчетом отыскивать в них общечеловеческие ценности, вечные начала справедливости и т.п. В частности, конфуцианские принципы человеколюбия первоначально относились только к китайцам и сочетались с представлением о том, что Китай — это центр Поднебесной, которому должны подчиниться все остальные народы. Исторически адекватное освещение политико-правовых концепций прошлого требует учитывать обстановку, в которой они зародились, и не допускает их модернизации.

 

 

Список литературы

1. “История политических и правовых учений”. Учебник для вузов. Под общей редакцией члена-корреспондента РАН, доктора юридических наук, профессора В.С.Нерсесянца. Издательство НОРМА, 1999г.

 

2. “История политических и правовых учений”. Краткий учебный курс. Под общей редакцией члена-корреспондента РАН, доктора юридических наук, профессора В.С.Нерсесянца. Издательство НОРМА, Москва, 2001 г.

 

3. “История политических и правовых учений”. Учебник для вузов. Под редакцией О.Э. Лейста. Издательство “Юридическая литература”, 1997г.

 

4. “История политических и правовых учений”. Учебник для юридических вузов. Под редакцией О.Э. Лейста. Издательство “Зерцало”, 1999 г.

 

5. «Всеобщая история права и государства». Учебник для вузов. Издательство НОРМА, Москва, 2007 г.

 

6.  История политических и правовых учений. Древний мир. М.: Наука, 2007.

 

7. История Древнего мира. Под. ред. Уткина А.И., М-2007 г.

 

Монографии:

1. Гуревич П. С., Столяров В. И. Мир философии. М., 2005.

2. Спиркин А. Г. Основы философии. М., 2008.

3. Васильев Л.С. История Востока. — Т.1.

4. Лао-цзы «Дао-Де Цзинь», М. 2006.

5. «Шан Цзюнь Шу» (книга правителя области Шан). М., 2008

Статьи:

1. Рубин В.А. Традиции китайской политической мысли // Вопросы философии. 2007. № 5. С. 19.

2. Якимова Е.В. Политическая культура Китая в трактовке Люсьена Пая // Проблемы Дальнего Востока. 2005. № 5. С. 123–130.

3. Мурадян А.А. Самая благородная наука: Об основных понятиях международно-политической теории // Международные отношения. 2007. С. 21–51.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тестовые задания

 

А. ИППУ — межотраслевая научная и учебная дисциплина:

1)     философского, социологического  и юридического профиля;

2)     исторического, философского, юридического профиля;

3)     этико-юридического профиля;

4)     социологического, этического  и  естественнонаучного профиля.

 

Б. Какие общественные  отношения не регулировались нормами канонического права:

1)     отношения внутри  церкви;

2)     международные отношения;

3)     семейное право;

4)     недвижимость;

5)     наследование.

 

В. «Саксонское зерцало» - это памятник:

1)     церковного права;

2)     королевского права;

3)     обычного права;

4)     варварского права.

 

Г. Позиция Н. М. Муравьева по вопросу о государственном устройстве России:

1)     федерация;

2)     сохранение империи;

3)     конфедерация;

4)унитарное государство

17

 



[1] Мурадян А.А. Самая благородная наука: Об основных понятиях международно-политической теории // Международные отношения. 2007. С. 21–51.

[2] Якимова Е.В. Политическая культура Китая в трактовке Люсьена Пая // Проблемы Дальнего Востока. 2005. № 5. С. 123–130.

[3] Лао-цзы «Дао-Де Цзинь», М. 2006.

[4] .  История Древнего мира. Под. ред. Уткина А.И., М-2007 г

[5] “История политических и правовых учений”. Учебник для вузов. Под редакцией О.Э. Лейста. Издательство “Юридическая литература”, 1997г.

[6] “История политических и правовых учений”. Учебник для вузов.Под общей редакцией члена-корреспондента РАН, доктора юридических наук, профессора В.С.Нерсесянца. Издательство НОРМА, 1999г

[7] Гуревич П. С., Столяров В. И. Мир философии. М., 2005

[8] Лао-цзы «Дао-Де Цзинь», М. 2006.

[9] Якимова Е.В. Политическая культура Китая в трактовке Люсьена Пая // Проблемы Дальнего Востока. 2005. № 5. С. 123–130.

[10] .  История Древнего мира. Под. ред. Уткина А.И., М-2007 г

[11] Якимова Е.В. Политическая культура Китая в трактовке Люсьена Пая // Проблемы Дальнего Востока. 2005. № 5. С. 123–130.

[12] Гуревич П. С., Столяров В. И. Мир философии. М., 2005

[13] Якимова Е.В. Политическая культура Китая в трактовке Люсьена Пая // Проблемы Дальнего Востока. 2005. № 5. С. 123–130.


Информация о работе Политические и правовые учения Древнего Китая