Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 09:59, контрольная работа
Цель данной работы – изучить политические и правовые учения Древнего Рима.
Задачи работы:
1. Дать характеристику учения Цицерона о государстве и праве.
2. Рассмотреть политические и правовые взгляды римских стоиков.
3. Изучить воззрения римских юристов о праве.
Предметом исследования являются воззрения мыслителей Древнего Рима на политику и право.
Введение…………………………………………………………………………..3
Основная часть…………………………………………………………………..5
Практическая часть…………………………………………………………….21
Заключение………………………………………………………………….…..24
Список использованной литературы…………………………………………...25
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение…………………………………………………………
Основная часть…………………………………………
Практическая часть………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………...
ВВЕДЕНИЕ
В римском обществе рабовладельческий способ производства достигает высшей ступени своего развития. Начиная с III в. до н. э. образование крупных поместий (латифундий), основанных на эксплуатации рабского труда, потребовало массового притока рабов, расширения государственной территории и проведения завоевательской политики. За исторически короткий срок Рим превратился из государства-полиса с республиканским правлением в крупнейшую рабовладельческую империю Организация империи была завершена в I в. до н.э.
Одновременно с утверждением и развитием рабовладельческого строя в римском обществе вызревали противоречия, обострявшиеся в периоды гражданских войн и массовых выступлений рабов (восстание под руководством Спартака 74–71 гг. до н э. и др.).
С конца II в. н.э. римское общество вступает в состояние кризиса, вызванного противоречиями между потребностями развивающегося производства и невозможностью повысить производительность рабского труда. Некогда могущественное римское государство распадается на Западную империю и Восточную империю, получившую позднее название Византии В V в. территория Италии была завоевана германскими племенами, и Западная Римская империя прекратила свое существование.
Политико-правовые учения Древнего Рима имели много общего с политическими учениями античной Греции. Сходство политической мысли древних греков и римлян определялось не только тем, что идеологические концепции в этих странах формировались на основе однотипных социально-экономических отношений, но и глубокой преемственностью в развитии их культуры. Древний Рим, долгое время остававшийся на периферии Античного мира, вынужден был подтягиваться до уровня передовых полисов Греции, перенимать ее культуру. Завоевание Римом греческих полисов положило начало эллинизации римского общества, т.е. широкому распространению греческой культуры среди римлян. В эпоху империи эти процессы переплетались с процессами взаимовлияния греческих, восточных и собственно римских культурных традиций.
Политико-правовые учения в
Древнем Риме формировались на основе
философских направлений, которые
были перенесены из Греции. В своих
наставлениях по философии римские
мыслители обычно воспроизводили греческие
учения, изменяя и приспосабливая
их применительно к римским
К первому из них следует
отнести изменения в
Результатом практической деятельности
юристов по толкованию законов явилось
обособление юриспруденции в
самостоятельную отрасль
Ко второму кругу следует
отнести изменения в
Значительное влияние на идеологию римского общества оказала философия стоиков. Ее последователи (Сенека, Марк Аврелий) рассуждали о “духовном равенстве” всех людей, включая господ и рабов, их бессилии изменить судьбу, о необходимости подчиниться мировому закону. Мистические стороны и пессимизм учения стоиков усиливались с нарастанием кризиса рабовладельческого строя. Многие идеи стоицизма были восприняты христианством – идейным течением, зародившимся среди социальных низов Римской империи.
Цель данной работы – изучить политические и правовые учения Древнего Рима.
Задачи работы:
1. Дать характеристику учения Цицерона о государстве и праве.
2. Рассмотреть политические и правовые взгляды римских стоиков.
3. Изучить воззрения римских юристов о праве.
Предметом исследования являются воззрения мыслителей Древнего Рима на политику и право.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
В римском рабовладельческом обществе господствующее положение занимала землевладельческая аристократия. По мере укрепления своих позиций она оттесняла, как старую наследственную знать, так и зажиточную верхушку торгово-промышленных слоев. Если в государствах-полисах политические конфликты среди свободных определялись главным образом столкновениями между родовитой знатью и лагерем демократии, то теперь, с утверждением частной собственности на землю, решающим становится противоборство крупных и мелких земельных собственников.
Виднейшим идеологом римской
аристократии в период республики был
знаменитый оратор Марк Туллий Цицерон
(106–43 гг. до н.э.). Свое политико-правовое
учение он изложил, подражая Платону, в
диалогах “О государстве” и “О законах”.
Некоторые аспекты
Цицерон исходит из общих
для всех сторонников аристократии
представлений о естественном происхождении
государства. Следуя Аристотелю и стоикам,
он утверждал, что гражданские общины
возникают не по установлению, а
от природы, ибо люди наделены богами
стремлением к общению. Первой причиной
для объединения людей в
Аналогичным образом решаются
им и вопросы, касающиеся происхождения
и сущности права. “Истинный и
первый закон, способный приказывать
и воспрещать, есть прямой разум
всевышнего Юпитера”, – утверждал
Цицерон. Этот высший, естественный и
неписаный закон возникает
Сквозь этот строй типично
аристократических
Эти и другие подобные им положения были заимствованы мыслителем из идеологии полисной демократии. Развивая их, Цицерон определяет государство ( res publica ) как дело народа, где под народом понимается “соединение многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов”. В трактовке Цицерона право выступает основой государства, его определяющим началом. Государство в таком понимании оказывается уже не только моральным сообществом свободных граждан (каким оно представлялось Платону и Аристотелю), но и правовым сообществом. Предложенное Цицероном понятие государства сыграло значительную роль в последующем развитии политико-правовой теории.
Цицерон, говоря о народе
в своем определении
Политический идеал Цицерона – аристократическая сенатская республика. В общетеоретическом плане он обосновывает свой идеал учением о смешанной форме правления. Ссылаясь на греческих мыслителей, Цицерон различает три основные формы государства: царскую власть –- монархию, власть оптиматов – аристократию и власть народа – демократию. Среди них лучшей, по мнению Цицерона, является монархия. Каждая из этих простых форм власти неизбежно вырождается, что приводит к возникновению таких порочных состояний государства, как тирания, господство клики богатых и власть толпы (черни). Порочные состояния, собственно, не являются уже формами государства, поскольку там царят произвол и насилие, и, следовательно, распадается само государство как объединение свободных граждан.
Наиболее совершенной
и устойчивой формой правления Цицерон
считал смешанное государство, сочетающее
начала монархии, аристократии и демократии.
К такому строю, по его мнению, приближалась
Римская республика во времена “отцов”
и “дедов”. Монархические начала
были представлены в ней властью
консулов, аристократические – правлением
сената, демократические - народным собранием
и властью трибунов. В этой части
учение Цицерона не выходило за рамки
древнегреческих концепций
Цицерон творил в период становления Римской империи. Поддерживая и одобряя захватнические войны Рима, Цицерон отказывается от идеалов замкнутого, самодовлеющего полиса. Под влиянием стоиков он пропагандирует идеи космополитизма и мирового государства.
В правовой теории переход к империи нашел отражение в представлениях о составе и разновидностях права, действующего в римском государстве. Сочинения Цицерона являются самыми ранними произведениями римской литературы, где проводится различие между естественным правом, правом народов и правом римских граждан [3, c.64-70].
Информация о работе Политические и правовые учения Древнего Рима