Политические и правовые учения Древнего Рима

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 09:59, контрольная работа

Описание

Цель данной работы – изучить политические и правовые учения Древнего Рима.
Задачи работы:
1. Дать характеристику учения Цицерона о государстве и праве.
2. Рассмотреть политические и правовые взгляды римских стоиков.
3. Изучить воззрения римских юристов о праве.
Предметом исследования являются воззрения мыслителей Древнего Рима на политику и право.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Основная часть…………………………………………………………………..5
Практическая часть…………………………………………………………….21
Заключение………………………………………………………………….…..24
Список использованной литературы…………………………………………...25

Работа состоит из  1 файл

КР ПО ИСТОРИИ ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ.docx

— 69.35 Кб (Скачать документ)

Многие из юристов были доверенными советниками при  императорах и занимали высокие  должности в государстве. Некоторые из них, правда, сами становились жертвой произвола властей. Так, Ульпиан, в качестве префекта претория пытавшийся бороться с произволом и распущенностью преторианцев, после ряда покушений был в 228 г. убит ими в присутствии императора Александра Севера. Несколько раньше, в 212 г., при Каракалле был казнен Папиниан, тоже бывший префектом претория. Каракалла, убив своего брата Гету, потребовал от знаменитого юриста оправдания своих действий. Папиниан отказался от этого, сказав: «Оправдание убийства не легче, чем его совершение».

Основное внимание римские  юристы уделяли разработке проблем  частного права, и прежде всего цивильного права. Юрист Гай трактовал цивильное  право как право, установленное (письменно  или устно) у того или иного  народа (например, у римлян, греков и  т.д.). Эта трактовка дополняется  у Папиниана указанием источников цивильного права – законов, плебисцитов, сенатусконсультов, декретов принцепсов, положений ученых юристов. В качестве источника «дополнения и исправления цивильного права» характеризуется им преторское право. В этом же духе Марциан называл преторское право «живым голосом цивильного права»13.

В области цивильного права  римские юристы обстоятельно разработали  вопросы собственности, семьи, завещаний, договоров, правовых статусов личности и т.д. Особой тщательностью отличается их освещение имущественных отношений  с позиций защиты интересов частного собственника.

Объектом собственности, наряду с животными и другими  вещами, являются, согласно римскому праву  и учению юристов, также и рабы.

«Важнейшее различие в  правовом положении лиц, – писал  Гай, – то, что люди – или свободные, или рабы. Также из свободных одни – свободно рожденные, другие –  отпущенники». Такое же деление дает Ульпиан, добавляя, что оно возникло по праву народов, так как «по естественному праву все рождаются свободными».

Право народов, как его  понимали римские юристы, включало в себя как правила межгосударственных отношений, так и нормы имущественных  и иных договорных отношений римских  граждан с неримлянами (перегринами). В своей значительной части это право народов создавалось под влиянием эдиктов магистратов, обладавших правом юрисдикции в отношении перегринов, а также императорских конституций и правотворческой деятельности юристов. Все это обеспечило взаимодействие и взаимовлияние норм цивильного права и права народов, превращение последнего в такую ветвь римского права, которая защищала политические позиции римского государства и частные интересы римлян в их отношениях с неримскими народами и отдельными лицами.

О круге вопросов, подпадавших  под действие права народов, Гермогениан писал: «Этим правом народов введена война, разделение народов, основание царств, разделение имуществ, установление границ, полей, построение зданий, учреждены торговля, купля-продажа, наймы, обязательства, за исключением тех, которые были введены цивильным правом».

Право народов содержало  целый ряд норм международно-правового  характера (сам термин «международное право» у римлян отсутствует). Согласно праву народов море является «общим для всех». Понятие «враги» используется у Гая и Помпония для обозначения лишь тех, кому римлянами публично объявлена война или кто сам публично объявил войну римлянам. Противник же в необъявленной войне – это «разбойники или грабители». Запрещались все сделки с врагами. Павел подчеркивал, что не дозволяется, под страхом смертной казни, продавать врагам камни, служащие для точки железа, так же, как железо, зерно и соль. Захваченный римлянами враг терял свою правоспособность и становился рабом. О неприкосновенности послов врага Помпоний писал: «Если кто-нибудь ударит посла врагов, то это действие признается противоречащим праву народов, ибо послы считались святыми. И потому, если у нас были послы какого-либо народа и им была объявлена война, то они остаются свободными, ибо это соответствует праву народов»14.

Творчество римских юристов  оказало большое влияние на последующее  развитие правовой мысли. Это обусловлено  как высокой юридической культурой  римской юриспруденции (обстоятельность  и аргументированность анализа, четкость формулировок, обширность разработанных  проблем общетеоретического, отраслевого  и юридико-технического профиля  и т.д.), так и той ролью, которая  выпала на долю римского права (процесс  его рецепции и т.д.) в дальнейшей истории права.

Творческие достижения римских  юристов, разработавших целый ряд  фундаментальных положений юриспруденции  как самостоятельной научной  дисциплины, продолжают привлекать пристальное  внимание и современных исследователей. И это вполне закономерно и  естественно уже потому, что многие современные понятия, термины и  конструкции восходят к римскому праву и римским юристам [4, c.77-88].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ  ЧАСТЬ

 

 

 

1. Причина происхождения государства, по Цицерону, состоит:

а) во врожденной потребности  людей жить вместе;

б) в охране частной и  государственной собственности.

2. Цицерон определяет государство как:

а) соединение многих людей, выражающих общий интерес всех свободных  членов;

б) согласованное правовое общение его членов, «общий правопорядок».

3. В зависимости от числа правящих Цицерон различает три простые формы правления. Какой форме он отдает предпочтение?

а) царскую власть;

б) власть оптиматов (аристократии);

в) народную власть (демократию);

г) смешанную форму правления.

4. Цицерон считал, что:

а) рабство несправедливо, ибо люди должны быть свободны и  равны;

б) рабство справедливо, ибо  это обусловлено самой природой;

в) рабство полезно, ибо  у бесчестных людей отнята возможность  совершать беззакония.

5. Позиция римских стоиков по отношению к рабству состоит в том, что:

а) следует гуманно обращаться с рабом как с духовно равным субъектом;

б) рабство – это безнравственный  институт;

в) государство должно чтить  свободу подданных превыше всего.

6. Римское частное право определяет, что объектом собственности являются:

а) животные;

б) вещи;

в) рабы.

7. Определение сфер публичного и частного права было разработано:

а) Цицероном;

б) Ульпианом;

в) Папинианом.

8. Объективной основой создания институтов римского частного права явилось:

а) гражданское общество;

б) правовое государство;

в) частная собственность.

9. Право народов в понимании римских юристов включало в себя:

а) правила межгосударственных отношений;

б) нормы имущественных  и иных договорных отношений римских граждан с неримлянами;

в) оба ответа верны.

10. В древнеримской правовой мысли право вообще (jus) выступало как:

а) право естественное (jus naturale);

б) закон (lex);

в) эдикты магистратов;

г) решение сената;

д) право юристов;

е) установления принцепсов;

ж) конституции императоров;

з) всё выше перечисленное.

11.  В древнеримской юриспруденции право вообще (jus)  включало  в  себя:  естественное право, публичное право, частное право. Названные части – это:

а) автономные разделы права;

б)  взаимодействующие  компоненты, лишь  теоретически  выделяемые  в  структуре реально действующего права в целом.

12. Назовите древнеримского юриста, автора знаменитого изречения: «Тому, что установлено вопреки смыслу права, мы не можем следовать как юридическому правилу»?

а) Марциан;

б) Цицерон;

в) Гай;

г) Юлиан.

13. Знаменитый источник древнеримского права?

а) Закон XII таблиц

 б) Свод законов  Хаммурапи

 в) Законы Ману

 г) Авеста

 д) Веды

14. Автор работ «О государстве», «О законах», «Об обязанностях»?

а) Полибий

 б) Аристотель

 в) Платон

 г)  Цицерон

 д) Августин

15. В чем видит основную причину происхождения государства Марк Туллий Цицерон?

а) слабость людей;

б) страх перед враждебно настроенными соседними народами;

в) врожденная потребность людей жить вместе;

г) необходимость установить справедливость.

16. Важным достижением римской юридической мысли является деление права на:

а) уголовное и цивильное;

б) публичное и частное;

в) общегосударственное и местное;

г) римское и колониальное. 

17. В области цивильного права римские юристы обстоятельно разработали вопросы:

а) собственности;

б) семьи;

в) завещаний, договоров;

г) правосубъектности юридического лица;

д) все варианты верны.

18. Особой тщательностью отличается освещение римскими юристами имущественных отношений с позиций защиты интересов:

а) частного собственника и товаровладельца;

б) плебса;

в) ремесленника;

г) воина (легионера).

19. Идею духовной свободы каждого члена общества вне зависимости от его социального статуса провозглашал:

а) Сенека;

б) Диоклетиан;

в) Цицерон;

г) Нерон.

20. Собрание отрывков из сочинений тридцати восьми римских юристов, составленное Юстинианом, называлось:

а) Дигесты;

б) Пандекты;

в) Институции.

 

Источник: Цыбульская М.В. ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ: Учебно-практическое  пособие /  Московский  государственный университет экономики,  статистики и информатики. – М., 2007. –с. 21-25

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

А

Б

А

Б

А

Б

Б

В

В

З

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

А

Г

А

Г

В

Б

Д

А

А

А


 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

 

Политико-правовая идеология  Древнего Рима, складывавшаяся под  сильным влиянием идей греческих  мыслителей, разработала ряд своеобразных конструкций, оставивших заметный след в истории политических и правовых учений. Среди них – знаменитое определение государства (“дело  народное”), данное Цицероном, а также  его идея о праве (законе) как связи, основе общества. Значительное влияние  на обособление теории права от философии  оказали логико-правовые конструкции  римских юристов, разработка ими догмы права.

Проблема преодоления  политического отчуждения в политико-правовой идеологии Древнего Рима выражена слабо. Терминологически она намечена определением государства как “дела народного”, теоретически – оправданием системы  сдержек и противовесов, предупреждающих  вырождение республики в тиранию. Цицерон  определял право как связь  общества (народа), но в его понимании  оно распространялось лишь на свободных; кроме того, он же утверждал, что  при грохоте оружия (в период войны) умолкают законы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

 

 

 

  1. Мухаев Т.Р. Хрестоматия по теории государства и права, политологии, истории политических и правовых учений: пособие для вузов, юридических и гуманитарных факультетов. – М.: «Изд-во ПРИОР», 2000. – 1104 с.
  2. Цыбульская М.В. История политических и правовых учений: Учебно-практическое  пособие /  Московский  государственный университет экономики,  статистики и информатики. – М., 2007. – 139 с.
  3. История политических и правовых учений. Учебник / Под ред. доктора юридических наук, профессора О. Э. Лейста. – М.: Издательство "Зерцало", 2000. – 688 с.
  4. История политических и правовых учений. Учебник для вузов. Изд. 2-е, стереотип. Под общ. ред. члена-корреспондента РАН, доктора юридических наук, профессора В. С. Нерсесянца. – М.: Издательская группа НОРМА–ИНФРА – М.: 1998. – 736 с.

1 История политических и правовых учений. Учебник для вузов. Изд. 2-е, стереотип. Под общ. ред. члена-корреспондента РАН, доктора юридических наук, профессора В. С. Нерсесянца. – М.: Издательская группа НОРМА–ИНФРА. М, 1998. С. 89

2 История политических и правовых учений. Учебник для вузов. Изд. 2-е, стереотип. Под общ. ред. члена-корреспондента РАН, доктора юридических наук, профессора В. С. Нерсесянца. – М.: Издательская группа НОРМА–ИНФРА. М, 1998. – С.90

Информация о работе Политические и правовые учения Древнего Рима