Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 09:50, контрольная работа
К началу XX в. Россия оставалась едва ли не единственной европейской страной, где во всей незыблемости сохранялся абсолютизм. В Своде законов Российской империи торжественно провозглашалась обязанность полного послушания царю; власть его определялась как самодержавная и неограниченная. Абсолютные прерогативы царя ограничивались всего лишь двумя условиями, обозначенными в основном правовом документе империи; ему вменялось в обязанность: 1) неукоснительно соблюдать закон о престолонаследии и 2) исповедовать православную веру. Будучи преемником и наследником византийского императора, царь-самодержец, согласно СЗРИ, получал власть непосредственно от Бога. Поэтому любое покушение на верховную власть императора или его отказ хотя бы от части своих прерогатив считались святотатством. Конечно, самодержавие могло проводить реформы сверху, но в его намерения никогда не входило создание какого-либо конституционного органа, т.к. он неизбежно стал бы оплотом организованной оппозиции. В управлении страной царь опирался на централизованный и строго иерархизированный бюрократический аппарат. Государственный Совет был законосовещательным органом, а члены его, чиновники высшего ранга, назначались пожизненно. Мнения, высказываемые членами Совета при рассмотрении законов, никоим образом не ограничивали свободы решений государя. Исполнительный орган самодержавного государства - Совет Министров - имел также консультативные функции. Что же касается Сената, то к рассматриваемому периоду он фактически превратился в орган, выполняющий функции Верховного Суда. Сенаторы, назначаемые почти всегда пожизненно самим государем, должны были обнародовать законы, разъяснять их, следить за их исполнением и контролировать законность действий представителей власти на местах. Как и в прошлом, высшие государственные чиновники в подавляющем большинстве были потомственными дворянами. Дворянская аристократия также занимала ключевые должности в провинции, и прежде всего пост губернатора. Сохраняли свое влияние на местах и дворянские собрания, представлявшие собой одновременно выборный орган дворянского самоуправления и основное звено административной системы. Единственное значительное изменение данного института затрагивало его состав, неуклонно падал удельный вес представителей помещиков и, параллельно, увеличивалось представительство дворянства, избравшего путь государственной службы или предпринимательства. Помещики оставались очень консервативной и по-прежнему влиятельной (хотя и неуклонно терявшей свое влияние) силой. Между ними и верхушкой чиновничества наблюдалась взаимная неприязнь. По мнению помещиков чиновничество (большинство представителей которого принадлежали к дворянскому сословию) переродилось в класс внесословных интеллектуалов став непреодолимой стеной, которая разделила монарха и его народ. Даже робкие попытки высшего чиновничества провести необходимую модернизацию России (не в последнюю очередь с целью самосохранения дворянства как класса) встречали неизменно резкий отпор консервативной и недальновидной помещичьей среды. Совершенно отстранена от политической власти была набиравшая силу русская буржуазия. Смерть жесткого консерватора Александра III и восшествие на престол Николая II (1894 - 1917) пробудило надежды тех, кто по-прежнему стремился к таким реформам, как отделение религии от государства, гарантии основных свобод, наличие выборных органов власти. В адрес царя поступали прошения, в которых земства высказывали надежду на возобновление и продолжение реформ 60-х - 70-х гг. Однако, 29 января 1895 г. Николай II в своей речи перед представителями земств категорически оказался от каких бы то ни было уступок и, назвав их бессмысленными мечтаниями, заявил: Пусть все знают, что Я, посвящая все Свои силы благу народному, буду охранять начало самодержавия так же твердо и неуклонно, как охранял его Мой незабвенный, покойный Родитель. На рубеже веков у царской власти была лишь одна насущная политическая задача - во что бы то ни стало сохранить самодержавие. Социальная база самодержавия медленно, но неуклонно сокращалась. Однако Николай II этого не понимал.
Содержание
Введение…………………………………………………………
Политические партии России: генезис, классификация, программы, тактика..…4
а) Либеральное движение ……………………………………….……..…….……..6
б) Образование партии
эсеров…………………………………………..…..…..
в) Образование социал-демократической партии………………………….…....7
Россия в условиях
мировой войны и
Революция 1917 года……………………………………………………………………
Февральское восстание …………………………………………………………………..16
Задачи революции
и их решение……………………………………………..……….
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы……………………….……………… ….
…...…21
Введение
К началу
XX в. Россия оставалась едва ли не единственной
европейской страной, где во всей незыблемости
сохранялся абсолютизм. В Своде законов
Российской империи торжественно провозглашалась
обязанность полного послушания царю;
власть его определялась как самодержавная
и неограниченная. Абсолютные прерогативы
царя ограничивались всего лишь двумя
условиями, обозначенными в основном правовом
документе империи; ему вменялось в обязанность:
1) неукоснительно соблюдать закон о престолонаследии
и 2) исповедовать православную веру. Будучи
преемником и наследником византийского
императора, царь-самодержец, согласно
СЗРИ, получал власть непосредственно
от Бога. Поэтому любое покушение на верховную
власть императора или его отказ хотя
бы от части своих прерогатив считались
святотатством. Конечно, самодержавие
могло проводить реформы сверху, но в его
намерения никогда не входило создание
какого-либо конституционного органа,
т.к. он неизбежно стал бы оплотом организованной
оппозиции. В управлении страной царь
опирался на централизованный и строго
иерархизированный бюрократический аппарат.
Государственный Совет был законосовещательным
органом, а члены его, чиновники высшего
ранга, назначались пожизненно. Мнения,
высказываемые членами Совета при рассмотрении
законов, никоим образом не ограничивали
свободы решений государя. Исполнительный
орган самодержавного государства - Совет
Министров - имел также консультативные
функции. Что же касается Сената, то к рассматриваемому
периоду он фактически превратился в орган,
выполняющий функции Верховного Суда.
Сенаторы, назначаемые почти всегда пожизненно
самим государем, должны были обнародовать
законы, разъяснять их, следить за их исполнением
и контролировать законность действий
представителей власти на местах. Как
и в прошлом, высшие государственные чиновники
в подавляющем большинстве были потомственными
дворянами. Дворянская аристократия также
занимала ключевые должности в провинции,
и прежде всего пост губернатора. Сохраняли
свое влияние на местах и дворянские собрания,
представлявшие собой одновременно выборный
орган дворянского самоуправления и основное
звено административной системы. Единственное
значительное изменение данного института
затрагивало его состав, неуклонно падал
удельный вес представителей помещиков
и, параллельно, увеличивалось представительство
дворянства, избравшего путь государственной
службы или предпринимательства. Помещики
оставались очень консервативной и по-прежнему
влиятельной (хотя и неуклонно терявшей
свое влияние) силой. Между ними и верхушкой
чиновничества наблюдалась взаимная неприязнь.
По мнению помещиков чиновничество (большинство
представителей которого принадлежали
к дворянскому сословию) переродилось
в класс внесословных интеллектуалов
став непреодолимой стеной, которая разделила
монарха и его народ. Даже робкие попытки
высшего чиновничества провести необходимую
модернизацию России (не в последнюю очередь
с целью самосохранения дворянства как
класса) встречали неизменно резкий
отпор консервативной и недальновидной
помещичьей среды. Совершенно отстранена
от политической власти была набиравшая
силу русская буржуазия. Смерть жесткого
консерватора Александра III и восшествие
на престол Николая II (1894 - 1917) пробудило
надежды тех, кто по-прежнему стремился
к таким реформам, как отделение религии
от государства, гарантии основных свобод,
наличие выборных органов власти. В адрес
царя поступали прошения, в которых земства
высказывали надежду на возобновление
и продолжение реформ 60-х - 70-х гг. Однако,
29 января 1895 г. Николай II в своей речи перед
представителями земств категорически
оказался от каких бы то ни было уступок
и, назвав их бессмысленными мечтаниями,
заявил: Пусть все знают, что Я, посвящая
все Свои силы благу народному, буду охранять
начало самодержавия так же твердо и неуклонно,
как охранял его Мой незабвенный, покойный
Родитель. На рубеже веков у царской власти
была лишь одна насущная политическая
задача - во что бы то ни стало сохранить
самодержавие. Социальная база самодержавия
медленно, но неуклонно сокращалась. Однако
Николай II этого не понимал.
Политические партии России (Генезис, развитие, классификация, программы, тактика).
Политические партии
Политической партией надо называть организованную группу людей, разделяющих общую политическую программу и стремящихся законным путем прийти к власти, поставив своего президента и сформировав свое правительство. Она представляет такую политическую организацию, которая выражает интересы социальных групп и объединяет их наиболее активных представителей.
Исторически
партии формировались как
выражавшие определенные групповые интересы, - институты, оппозиционные
государству и другим политическим
объединениям. И раньше, и теперь партии представляют собой союзы единомышленников. Через партии эти группы и слои доносят до государства свои
требования,
получают от своей партии поддержку
в решении важнейших вопросов.
Потому и говорят о партиях
как о посредниках между
государством. Одно дело, когда мы поодиночке и стихийно высказываем свои
претензии правительству. Совсем другое, если схожие требования группируются,
сливаются в единый поток, кем-то направляются, организуются и усиливаютс
я. Руководство партии – это мини-правительство, где работают профессионалы
своего дела. Только защищают они не все общество, а отдельные его части.
Выдвигая
властные притязания, партии обеспечивают
связь населения с
Партии –
это продукт представительской
демократии. Они зародились в древней
Греции, затем исчезли в период
средневековья и появились уже
в Новое время. На протяжении многих
столетий, когда законы принимались
только королем и его советниками,
партии не существовали. партии современного
типа возникают в Европе и Северной Америке
в конце XVIII и начале XIX веков, когда появились
первые выборные законодательные органы
власти.
Политическая партия выполняет следующие функции
политическую – овладение государственной властью;
Представительскую – выражение интересов определенных групп и слоев населения;
Рекрутерскую – подготовка и выдвижение кадров для различных политических институтов;
Электоральную – организация и участие в избирательных кампаниях;
Социализации – воспитание преданных членов и формирование политической культуры граждан.
Одной из функций партий является отбор и выдвижение политически грамотных лидеров для парламента и правительства. Вслед за профессиональными политиками от партии во власть приходит окружающий их аппарат: партийные эксперты, аналитики, специалисты.
Не менее
важной функцией партий является политическая
социализация граждан, формирование свойств
и навыков участия в отношениях
власти. Ведя борьбу за избирателей, снабжая
их скрываемой или замалчиваемой
официальными органами информацией, партии
приковывают внимание людей к
скрытым от глаз противоречиям и
конфликтам, предлагают пути их преодоления,
делают ситуацию, сложившуюся в обществе,
понятной для рядовых граждан. Одним
из средств является четкое формулирование
разногласий с другими
Выделяют следующие признаки политической партии:
Политическая программа, где сформулированы цели и стратегия партии.
Партийный устав,
содержащий важнейшие нормы
Руководящие органы (центральный комитет) и аппарат партийных функционеров, чаще всего освобожденных.
Разветвленная сеть первичных местных организаций, состоящая из добровольных активистов.
Активное участие в борьбе за высшую власть в государстве.
Фиксированное в списке количество членов партии и нефиксированное количество сочувствующих людей.
Политическая программа – совокупность положений, описывающих будущее устройство общества, выражающих критику стоящего у власти правительства, средства и механизмы решения злободневных социальных и экономических проблем, с которыми столкнулся народ. Ядром политической программы выступает политическая философия – стройная система взглядов на правильное устройство общества, восходящая своими корнями к той или иной мировой политической системе – коммунизму, социализму, либерализму, консерватизму, фашизму. Именно политическая философия является своеобразным мозговым центром, а сама программа, наполненная более конкретными суждениями, выполняет функцию ее практического приложения.
Либеральное движение
В обстановке острого экономического кризиса, на фоне массовых народных выступлений происходит быстрая консолидация различных направлений общественного и революционных движений. Еще в 1899 г создается кружок “Беседа”, объединивший руководителей земского либерального движения -братьев Павла и Петра Долгоруковых, Шипова, Стаховича, Хомякова и др. Они действовали в тесном контакте с интеллигенций -публицистами и учеными, юристами, экономистами, историками, такими, как :Милюков, Набоков, Струве. Струве стал редактором созданного нелегального журнала “Освобождение”, кот. С 1902 г начал выходить в Герм. Этот журнал начал пропагандировать введение в России конституции и политических свобод. В 1904 г либеральные земцы и интеллигенция объединяются в одну организацию - “Союз освобождения”. Выступая, как и раньше, за преобразование гос. строя России, члены “союза” выдвигали в своей программе и некоторые умеренные социально - экономические требования, прежде всего в крестьянском вопросе: отчуждение части помещичьих земель за выкуп, ликвидацию отрезков и т.п. Общим для всех либеральных деятелей было неприятие революционных средств; они надеялись добиться преобразования России мирным путем.
Образование партии эсеров
Начало 20 в -
время образования
Образование социал-демократической партии
В начале 20 века свою партию удалось создать и социал-демократам. Важную роль в этом деле сыграла нелегальная газета “Искра”, с помощью которой им удалось преодолеть идейную разобщенность и наладить связи между отдельными организациями. В 1903 г прошел 2 съезд РСДРП. На нем выделились две группировки. “Мягкие” искровцы (будущие меньшевики), среди которых особенно выделялся Мартов, считали, что в грядущей буржуазно -демократической рев-ции ведущая роль будет принадлежать буржуазии; пролетариату же нужно действовать в тесном союзе с ней. Затем, в случае победы рев- ции, должен был наступить достаточно длительный период быстрого капиталистического развития России, которое укрепит рабочий класс и позволит ему бороться за социалистические преобразования. В этой борьбе следовало, в частности, широко использовать те легальные возможности, которые предоставит новый буржуазно -парламентский строй. С точки зрения “твердых” искровцев (буд большевики), возглавляемых Лениным, гегемоном рев-ции предстоит стать именно пролетариату, опирающемуся на крестьянство. Буржуазия же, тесно связанная с самодержавием, революционной силой вообще не является. Программа РСДРП, принятая на съезде, состояла из 2 частей. Программа -минимум определяла задачи партии на этапе буржуазно -демократической рев-ции. Она предусматривала: в сфере политических преобразований -свержение самодержавия и установление демократической республики; в рабочем вопросе -8-ми часовой раб день; в крестьянском -возвращение крестьянам отрезков и отмену выкупных платежей. Программа-максимум, которая определяла установление диктатуры пролетариата как главную, конечную цель партии, ставила РСДРП в совершенно особое положение, превращая ее в крайнюю, экстремистскую организацию, не склонную к уступкам и компромиссам. То, что программа максимум была принята съездом, торжественно знаменовало победу Ленина и его сторонников. Преобладание сторонников Ленина сказалось и при выборах в руководящий орган партии - Центральный Комитет, в котором они получили заметное большинство. Именно после этих выборов их стали называть большевиками. Таким образом, уже у самых истоков социал-демократии в ней образовались два течения. Позже, в 1905 г, идейные разногласия привели к организационному расколу: большевики и меньшевики образовали самостоятельные партии, судьба которых в русском революционном движении оказалась различной. Меньшевикам так и не удалось отыскать для себя прочную социальную опору; в подавляющем большинстве своем они оказались отвлеченными теоретиками, склонными больше к научной и теоретической, чем к практической деятельности. Большевики же под руководством Ленина быстро превратились сравнительно немногочисленную, но чрезвычайно сплоченную, дисциплинированную и способную к самой активной деятельности партию. Они успешно налаживали связи с пролетариатом крупных промышленных центров и умело манипулировали им, превращаясь во все более серьезную и опасную силу.