Политические, социально -экономические, культурные процессы советского общества в 1953 - 1964 г.г.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 15:49, реферат

Описание

Смерть Сталина (5 марта 1953 г.) вызвала политический кризис в верхах: Сталин умер, не назначив своего приемника; сложившаяся система единоличного правления исчезла со смертью ее главы, и предстояло найти новые формы коллективного руководства; необходимость возвращения к коллегиальным методам руководства партией и правительством диктовалось прежде всего желанием обеспечить собственную безопасность; необходимость коллегиального руководства диктовала разделение партийной и государственной власти; коллективное руководство неизбежно вело к борьбе за власть отдельных группировок.
Был сокращен состав Президиума ЦК. Г. Маленков получил пост Председателя Совета Министров и возглавил Секретариат ЦК. Его заместителями стали: Л. Берия, возглавлявший МВД, В. Молотов, занимавший пост министра иностранных дел. Н. Хрущев не имел никаких государственных должностей, занимая второе, а затем первое место в Секретариате ЦК. Наиболее реальным претендентом на власть был Берия, однако высшее руководство не могло допустить его усиления. Берия был обвинен в шпионаже в пользу мирового капитализма и расстрелян.

Работа состоит из  1 файл

Оттепель в СССР.doc

— 88.00 Кб (Скачать документ)

ГБОУ  РМ СПО (ССУЗ)

«Саранский  строительный техникум» 

 

 

Реферат

по дисциплине “ История ”

 

Оттепель  в СССР.

 

 

Выполнил:

студент 3 курса  заочного отделения

( строительство  и эксплуатация 

зданий и сооружений )

 Шегуров И.Н.

Проверил преподаватель:

кандидат исторических наук

Стрижова И.Б.

 

 

 

САРАНСК 2012

Введение.

 

Смерть Сталина (5 марта 1953 г.) вызвала политический кризис в верхах: Сталин умер, не назначив своего приемника; сложившаяся система единоличного правления исчезла  со смертью ее главы, и предстояло найти новые формы коллективного руководства; необходимость возвращения к коллегиальным методам руководства партией и правительством диктовалось прежде всего желанием обеспечить собственную безопасность; необходимость коллегиального руководства диктовала разделение партийной и государственной власти; коллективное руководство неизбежно вело к борьбе за власть отдельных группировок.

 Был сокращен состав  Президиума ЦК. Г. Маленков получил  пост Председателя Совета Министров  и возглавил Секретариат ЦК. Его  заместителями стали: Л. Берия, возглавлявший МВД, В. Молотов, занимавший пост министра иностранных дел. Н. Хрущев не имел никаких государственных должностей, занимая второе, а затем первое место в Секретариате ЦК. Наиболее реальным претендентом на власть был Берия, однако высшее руководство не могло допустить его усиления. Берия был обвинен в шпионаже в пользу мирового капитализма и расстрелян. Позиции Маленкова ослабились с падением Берии, с которым он был связан как организатор послевоенных репрессий. Хрущев, напротив, сумел укрепить своей авторитет: контролируя партийный аппарат, он начал расставлять на ведущие позиции своих сторонников. В начале 1955 г . Г.Маленков был снят с поста Председателя Совета Министров из-за обвинения в причастности к фабрикации «ленинградского дела», в слабом руководстве сельским хозяйством, др.

Смерть Сталина открыла  дорогу реформам, необходимость которых ощущалась обществом и частью руководителей сразу после окончания второй мировой войны. Экономическая и политическая ситуация внутри страны и обстановка «холодной войны» на международной арене формировали ряд узловых проблем, решать которые пришлось бы так или иначе любому руководству, вставшему у руля.

Целью данной работы является анализ общественно – политических, социально – экономических и культурных процессов в советском обществе в 1953 – 1964 гг.., совокупность которых привело к появлению самого понятия «оттепель».

Задачи исследования:

  1. изучить теоретические источники по теме исследования;
  2. рассмотреть проводимые руководством страны в указанный период реформы;
  3. проанализировать значение «хрущевского десятилетия» для последующего развития страны.

 

 

 

Общественно –  политическое развитие.

 

Поворотным моментов в отказе от сталинской политики стал ХХ съезд партии, созванный до установленного срока с целью повести итоги перемен после смерти Сталина. На съезде партии в 1956 г. Хрущевым было зачитано два доклада: отчетный ( прочитанный всем участникам съезда ) и секретный ( прочитанный только членам партии на съезде ) .

Отчетный доклад ставил целью защиту подлинного ленинизма; во внешней политике впервые постулировалось, что существование двух блоков ( капиталистического и социалистического ) не обязательно должно вести к их столкновению, и провозглашался курс на мирное сосуществование СССР с другими странами; в отношении социалистического лагеря впервые заявлялось о многообразии моделей социализма и о том, что советская модель не должна быть обязательным образцом для социалистических стран; в вопросах внутренней политики доклад кратко затрагивал преступления Берии и ошибки Молотова, Маленкова и Сталина ( не называя имен ); провозглашалось возвращение к ленинским принципам коллегиального руководства, демократизации в партии, которым противопоставлялся культ личности.

Секретный доклад показывал складывание и упрочение культа личности Сталина за 20 лет; давался анализ искажения Сталиным принципа демократического централизма, рассказывалось о чистках партии, репрессиях, незаконных методах следствия; лично на Сталина возлагалась вина за депортацию народов, за фабрикацию фальшивых заговоров; ответственность за поражения первых дней войны была возложена на вождя ввиду его некомпетентности; члены партии из доклада узнали о существовании ленинского «завещания».

Секретный доклад был  издан отдельной брошюрой и предназначался первоначально только для членов партии, но вскоре по указанию Хрущева текст доклада стал доступен всем гражданам.

 После ХХ съезда  началась широкая кампания по  реабилитации жертв сталинских  репрессий. Если до съезда количество  освобожденных из мест заключения было незначительным ( несколько десятков тысяч обвиняемых в сотрудничестве с немцами во время войны и оставшиеся немецкие военнопленные ), то уже после съезда освобождения приобрели массовый характер и из лагерей стали возвращаться все осужденные за « контрреволюционные преступления». Было упразднено понятие «враг народа».

 Были оправданы  члены партии и военные руководители, ставшие жертвами чисток –  маршалы Тухачевский, Блюхер. Однако, реабилитации в партии не затронули  крупных ее деятелей, чьи взгляды составляли в свое время значительную оппозицию сталинизму – Бухарин, Троцкий, Зиновьев, Каменев, Рыков и т.д.

Была восстановлена  национальная автономия депортированных  народов- калмыков, чеченцев, ингушей, балкарцев, карачаевцев, - выселенных в Сибирь и Среднюю Азию.

В 1961 г. на XXI съезде партии был принят новый устав КПСС. Согласно которому в партии утверждалась внутренняя демократия, народный контроль и коллективное руководство, подчеркивалась необходимость периодического обновления партийных кадров и руководящего состава. По принятому уставу на каждых выборах замене подвергалась половина состава райкомов, треть состава парторганов на областном и республиканском уровне. Было запрещено избираться в одни и те же органы несколько раз. Члены высшего руководства партии могли оставаться на своем посту на более долгий период, если при голосовании получали три четверти голосов в свою пользу.

На состоявшемся в 1961 г. XXII съезде КПСС была так же принята новая программа партии (третья по счёту). Она констатировала построение в СССР социалистического общества и переход к строительству коммунизма. Этой стадии общественного развития планировалось достигнуть в течение 20 лет (т. е. к 1981 г.). Одной из сторон построения коммунизма было создание его материально-технической базы, поэтому разработчики программы основывались на возможности сохранения столь же высоких темпов роста производства, которые существовали в 50-е годы, в связи с чем построение коммунизма выглядело достаточно реальным. Но расчёты на сохранение таких высоких темпов не оправдались.

 

Социально - экономические реформы.

 

 В 1955 году население  СССР достигло предвоенного уровня. В 1959 году численность городского  населения сравнялась с численностью  сельского, а в 1960 году превысило его. Во второй половине 50-х годов СССР выполнил задачи индустриализации, позади остались острые социальные противоречия. Однако сельское хозяйство давало только 16% национального продукта, в то время как промышленность - 62% и строительство - 10%. На первый план выдвигалась необходимость повысить уровень жизни. В 1959 году на ХХV съезде КПСС он выдвинул самую авантюрную из своих идей: догнать и перегнать США по промышленному и сельскохозяйственному производству на душу населения к 1970 году.

В 1957 г. был принят закон о перестройке управления промышленностью, по которому вместо министерств в стране создавались Совета народного хозяйства — Совнархозы. В стране было создано 105 экономических районов на базе существующего административного деления. Все промышленные предприятия и стройки, расположенные на их территории, передавались в ведение совнархозов.

В сельском хозяйстве были проведены  две административные реформы, цель которых — повышение эффективности  сельского хозяйства. Первая заключалась  в ликвидации МТС и передаче техники (тракторов и сельхозмашин) в собственность колхозов, что предполагало ее лучшее использование. С экономической точки зрения эта мера, несомненно, позволила многим колхозам улучшить организацию и поднять производительность труда; однако для других был более выгоден прокат оборудования. Вместе с тем реформа навязала всем колхозам немедленный выкуп парка МТС, что многим колхозам было не под силу. Отрицательным последствием этой реформы стал отъезд в города большого количества технических специалистов.

Вторая реформа заключалась  в новом укрупнении колхозов (83 тыс. в 1955 г., 68 тыс. в 1957 г., 45 тыс. в 1960 г.), что  должно было привести к образованию  мощных “колхозных союзов”, способных  стать началом индустриализации сельского хозяйства. Этот проект, возрождающий идею агрогородов и лежавшее в ее основе стремление ускорить социальное преобразование деревни через развитие “социалистических” аспектов образа жизни, требовал крупных капиталовложений, в которых колхозы не были в состоянии участвовать из-за недостатка средств, вызванного выкупом МТС. Это стало причиной неудачи первой серьезной попытки добиться реальной интеграции колхозного сельского хозяйства.

В конце 50-х гг. стала проводиться  линия на свертывание личных подсобных  хозяйств, на сокращение личного поголовья скота, началась кампания против “тунеядцев” и “спекулянтов”.

После визита Н.С. Хрущева в США (1959 г.) все хозяйства заставили  переходить к посеву кукурузы. Наглядным  примером катастрофических последствий  приверженности к волюнтаристским методам принуждения, связанным с “погоней за рекордами”, стала “рязанская катастрофа”. Толчком к ней послужила произнесенная 22 мая 1957 г. в Ленинграде речь, в которой Хрущев предложил за три года утроить производство мяса в стране. В конце 1958 г. обкомам партии было разослано указание о принятии “решительных мер” для увеличения производства мяса в 1959 г. Первый секретарь Рязанского обкома А. Ларионов выступил с амбициозным заявлением, пообещав за один год утроить государственные заготовки мяса в области, а 9 января 1959 г. эти обещания были опубликованы в “Правде”. На “вызов” ответили несколько других областей. Рязанская область не успела еще приступить к реализации своей грандиозной программы, как на нее посыпались награды. В феврале 1959 г. она получила орден Ленина, а сам Ларионов через несколько месяцев стал Героем Социалистического Труда. Чтобы сдержать обещание, обком партии распорядился забить весь приплод 1959 г., а также большую часть молочного скота, выращенного колхозниками в своих хозяйствах. Были организованы закупки скота в соседних областях за счет средств из общественных фондов, предназначенных для приобретения машин, строительства школ и т.д. 16 декабря местные власти торжественно рапортовали о стопроцентном выполнении плана: область “продала” государству 150 тыс. т мяса, в три раза превысив поставку предыдущего года; обязательства же на 1960 г. брались еще более высокие — 180 тыс. т. Однако в 1960 г. заготовки не превысили 30 тыс. т: после массового забоя предыдущего года поголовье уменьшилось на 65 %. К концу 1960 г. скрывать катастрофу стало невозможно, и Ларионов покончил жизнь самоубийством. Так окончилось “соревнование” с Америкой.

Стремление добиться как можно  более весомых успехов в экономике  нашло свое отражение и в ситуации с планом 6 пятилетки, когда через год после начала его осуществления, он был срочно пересмотрен, составлен переходный план на 1 — 2 года, а затем был принят “семилетний план” на период 1959 — 1965 гг.

Явные, очевидные промахи, допускавшиеся  Хрущевым при проведении реформ, во многом были связаны с личностью самого реформатора. Хрущев предпринимал многочисленные попытки всевозможных реорганизаций, искал выход из множества проблем, оставленных прошлым. Однако, оставаясь политическим деятелем, вышедшим из “сталинского времени”, воспитанным этим временем, он остался твердым приверженцем авторитарных методов руководства. Отсюда и волюнтаризм, и нетерпимость ко всему, что не понимал и не мог понять.

Курс на демократизацию включал в себя и гуманизацию  социальной политики, ее поворот к нуждам и потребностям людей. Уже с лета 1953 г. Советское государство приступило к осуществлению целого комплекса мер, направленных на повышение благосостояния народа. К середине 50-х гг. они охватывали упорядочение системы и увеличение оплаты труда, снижение налогов, коренное улучшение пенсионного обеспечения, сокращение рабочей недели, рост производства товаров народного потребления и улучшения бытового обслуживания населения, начало радикального решения жилищной проблемы и др. В 1960 — 1962 гг. завершилось упорядочение заработной платы в промышленности, строительстве, на транспорте и в организациях связи. В стране введена система ставок и окладов, увязанная по отраслям, производствам и категориям работающего персонала.

К концу 1960 г. все рабочие  и служащие перешли на семи- шестичасовой рабочий день. Средняя продолжительность рабочей недели составила около 40 ч. В середине 50-х гг. было положено начало становлению системы пенсионного обеспечения рабочих и служащих.

Важной задачей явилось  установление государственной системы  социального обеспечения колхозников.

В числе самых острых социальных проблем, с которыми столкнулась  страна в 50-е гг., стоял жилищный вопрос.

В результате военных  разрушений без крова осталось 25 млн. человек. Размах нового строительства приобрел значительные масштабы. Если в 1951 — 1955 гг. в городах и поселках в среднем за год вводилось общей жилой площади 30,4 млн. кв. метров, то в 1957 г. было введено 52 млн. кв. метров. Десятки миллионов людей переехали в собственные комнаты, а многодетные — в отдельные двух- или трехкомнатные квартиры.

 

 

 

Культура и  наука.

 

С началом хрущевской оттепели процесс преодоления сталинизма затронул различные области культуры, способствовал восстановлению культурной преемственности, расширению международных контактов. Со стороны партийно-правительственного аппарата были сделаны некоторые уступки в этих областях, благодаря чему фактически происходил некоторый отход ряда авторов от принципов социалистического реализма.

Информация о работе Политические, социально -экономические, культурные процессы советского общества в 1953 - 1964 г.г.