Политические, социально -экономические, культурные процессы советского общества в 1953 - 1964 г.г.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 15:49, реферат

Описание

Смерть Сталина (5 марта 1953 г.) вызвала политический кризис в верхах: Сталин умер, не назначив своего приемника; сложившаяся система единоличного правления исчезла со смертью ее главы, и предстояло найти новые формы коллективного руководства; необходимость возвращения к коллегиальным методам руководства партией и правительством диктовалось прежде всего желанием обеспечить собственную безопасность; необходимость коллегиального руководства диктовала разделение партийной и государственной власти; коллективное руководство неизбежно вело к борьбе за власть отдельных группировок.
Был сокращен состав Президиума ЦК. Г. Маленков получил пост Председателя Совета Министров и возглавил Секретариат ЦК. Его заместителями стали: Л. Берия, возглавлявший МВД, В. Молотов, занимавший пост министра иностранных дел. Н. Хрущев не имел никаких государственных должностей, занимая второе, а затем первое место в Секретариате ЦК. Наиболее реальным претендентом на власть был Берия, однако высшее руководство не могло допустить его усиления. Берия был обвинен в шпионаже в пользу мирового капитализма и расстрелян.

Работа состоит из  1 файл

Оттепель в СССР.doc

— 88.00 Кб (Скачать документ)

Возросла роль творческих союзов, съездов художественной интеллигенции (Союза художников РСФСР, Союза писателей РСФСР, Союза работников кинематографии СССР). Наметились изменения в отношениях между властью и интеллигенцией. Большой резонанс в жизни советского общества получили встречи руководителей государства с деятелями культуры в 1957, 1962, 1963 гг.

В то же время сама концепция  культурной политики не претерпела изменений. Культура и искусство оставались под жестким партийно-государственным контролем. Действовал отдел ЦК по культуре, было создано Министерство культуры СССР (во главе с Е.А. Фурцевой). В полной мере продолжал осуществляться принцип партийности в искусстве. В связи с принятием новой Программы КПСС (1961 г.) перед творческой интеллигенцией вновь были поставлены задачи правдивого отражения социалистической действительности и достижений народного хозяйства, обличения буржуазной культуры.

В связи с начавшейся оттепелью в среде интеллигенции  произошел раскол на консерваторов, оставшихся верными старым принципам, и либералов (шестидесятников), предпринявших попытку изменить положение и роль творческой интеллигенции в стране.

Лидером последнего направления  в литературе являлся поэт, главный  редактор журнала Новый мир А.Т. Твардовский. Выдвинулось новое поколение поэтов - А. Вознесенский, Е. Евтушенко, Б. Ахмадулина, Р. Рождественский и др. В это время работали писатели критического направления Ю.Нагибин, А.Яшин, И.Эренбург и др. (авторы сборника Литературная Москва).

 На основании закона  о реформировании средней школы (от 24 декабря 1958 г.), которое продолжалось до середины 60-х гг., был завершен переход от семилетнего к восьмилетнему образованию (два дня в неделю школьники должны были работать на производстве). Начальная четырехлетняя школа заменялась трехлетней. Срок обучения в средней школе увеличился с 10 до 11 лет. Выпускники получали вместе с аттестатом зрелости свидетельство о специальности. Произошли изменения в системе профессионально-технического образования: вместо школ ФЗО, ремесленных и других создавалась сеть профессионально-технических училищ (ПТУ).

Однако перестройка  школы, включая производственное обучение, оказалась малоэффективной, снизилась  общеобразовательная подготовка школьников. В результате, к 1966 г. школа вернулась  к десятилетнему сроку обучения при сохранении восьмилетнего образования как обязательного.

 Высшая школа получила  огромное развитие. В 1950-1955 гг. по  всей стране было открыто 50 новых вузов (общее число их  к концу 50-х гг. составило 766 против 105 в дореволюционной России), а число студентов 2200 тыс. (против 127 тыс. до революции).

 Ускорение темпов  научно-технического прогресса.  В качестве центральной проблемы  в период реформ была выдвинута  задача ускорения темпов научно-технического  прогресса и существенного повышения его народнохозяйственного и социального эффекта. Вступление СССР в эпоху научно-технической революции стало важным фактором развития культуры. Сеть научных учреждений в стране в этот период заметно превысила довоенный уровень. В целях развития производительных сил Сибири было организовано Сибирское отделение АН СССР, возникли новые республиканские Академии наук. Международный центр ядерных исследований был создан в подмосковном городе Дубна.

Крупным достижением  советской техники явилось создание сверхскоростных боевых и пассажирских самолетов (авиаконструкторы А. Туполев, С. Ильюшин, А. Яковлев, Н. Антонов). Выдающихся достижений удалось добиться советским ученым (С.П. Королев, М.В. Келдыш, М.К. Янгель и др.) в освоении космического пространства; были созданы баллистическая ракета и пилотируемые автоматические станции для исследований Луны, Венеры, околоземного и межпланетного пространства.

Свидетельством высокого научного и технического уровня стал запуск первого искусственного спутника Земли в 1957 г., первый полет человека в космос в 1961 г. (Ю.А. Гагарин).

 В результате изменений  в общественно-политической жизни  страны произошла реабилитация  многих деятелей литературы, в  т.ч. А.А. Ахматовой, М.М. Зощенко,  О. Э. Мандельштама, Б. Пильняка, И. Бабеля и др. Стали доступны произведения, незаслуженно забытые или просто неизвестные. Началась публикация новых и некоторых старых литературно-художественных журналов (Юность, Иностранная литература, Наш современник и др.).  Развивалась новая тематика и углублялась старая. Новое рассмотрение получила тема Великой Отечественной войны. Проблема незаконных репрессий была поднята в романе В.Д. Дудинцева «Не хлебом единым», повести В. Гроссмана «Все течет». Другим значительным произведением на эту тему стал «Один день Ивана Денисовича» А. Солженицына.

 В конце 50-х годов  получил распространение самиздат (бесцензурная литература), сыгравший  значительную роль в общественной  жизни того времени. Организатором  самиздата стало молодое поколение  московской интеллигенции - писатели, поэты, философы, не подчинявшееся официальному курсу.

Происходило раскрепощение  художественной жизни. Было реабилитировано  искусство авангарда рубежа ХIХ - ХХ вв. и его теоретическое наследие. Были организованы моноэкспозиции живописи Филонова, Кандинского, Малевича, Шагала. Прошли персональные выставки Пикассо, Леже. Состоялось знакомство советских людей с шедеврами кино итальянского неореализма (фильмами Росселини, Де Сантина, Кастеллани). Проводились также выставки современных молодых художников, работавших в нетрадиционном стиле (соцарт, абстрактный экспрессионизм, фантастический реализм).

Однако, в конце 50-х гг. произошел поворот официальных властей к жесткой политике в области культуры и искусства. В ходе встреч руководителей КПСС с различными творческими союзами и интеллигенцией звучал призыв к их активной деятельности на благо коммунистического строительства. При этом Н.С. Хрущев проявлял некомпетентность и категоричность в оценках творчества деятелей культуры.

Своеобразным рубежом стало дело Пастернака. В 1958 г. за роман «Доктор Живаго», запрещенный в СССР и опубликованный за рубежом, Б.Пастернак был удостоен Нобелевской премии по литературе. Тогда же Пастернак был исключен из Союза писателей и был вынужден отказаться от Нобелевской премии.

В 1962 г. после посещения  Н.С. Хрущевым выставки альтернативного  искусства в Академии художеств  состоялась очередная проработка деятелей культуры, а левые течения получили осуждение как формальные и абстрактные. В том же году на встрече в Кремле с деятелями литературы и искусства Хрущев подверг критике творчество Э.Неизвестного, И.Эренбурга (за книгу «Люди, годы, жизнь»), М.Хуциева (за фильм «Застава Ильича»). В феврале 1964 г. в Ленинграде прошло слушание дела по обвинению И.Бродского в злостном тунеядстве.

Параллельно с официальной  культурой в послевоенный период зарождается так называемая массовая культура, которая была враждебна  элитарности, для нее была характерна простота и демократизм. Она стала  своеобразной системой адаптации людей  к происходившим изменениям. Это направление возникло также из-за обострившейся в послевоенные годы ситуации отчуждения в обществе и потребности в ее преодолении, то есть в стремлении уйти из зоны напряженной общественной и государственной жизни на ее периферию.

Одной из форм этого вида культуры стала авторская песня, получившая необычайную популярность. В этом жанре выступали поэты-барды- Б.Окуджава, А. Галич, В. Высоцкий, Ю. Визбор и др. Важным каналом общей демократизации культуры становится также кино, телевидение, спорт (в зрительской части).

 

Заключение.

 

Оттепель - неофициальное  название периода истории СССР, начавшийся после смерти Сталина (вторая половина 1950-х г. - начало 1960-х г.). Его характерными чертами был отход от жесткой  сталинской тоталитарной системы, попытки ее реформирования в направлении либерализации, относительная демократизация, гуманизация политической и общественной жизни.

 Выражение "хрущевская  оттепель" связано с названием  повести Ильи Эренбурга «Оттепель». Позже Хрущев прокомментировал это название: "Понятие о какой-то" оттепели "- это ловко этот жулик подбросил, Эренбург".

В 50-е гг., несмотря на объективные и субъективные трудности, ошибки и просчеты управления, удалось существенно продвинуться вперед в решении глобальных проблем: заметные сдвиги произошли в социальной политике; в науке и технике; значительно возросла оборонная мощь страны. Конечно, многие противоречия не только оставались, но и росли. Однако высокий динамизм развития порождал и большие надежды на будущее, тем более, что в те годы речь шла главным образом об удовлетворении самых насущных, неотложных проблем. Но преобразования этого периода не принесли ожидаемого эффекта.

В начале 60-х гг. количество противников Хрущева неумолимо  увеличивалось. Крепла оппозиция в  рядах партийно-государственного аппарата. Нереальные планы, некомпетентность, кризис сельскохозяйственной политики, реорганизации в промышленности, осложнение внешнеполитической ситуации — все это вызвало недовольство и в центре, и на периферии.

В октябре 1964 г., когда Хрущев отдыхал на Черном море, Президиум ЦК КПСС подготовил его смещение. Суслов представил на заседании Президиуму целый список обвинений первому секретарю, который был вынужден согласиться на уход по состоянию здоровья.

Хрущевская оттепель - первая крупномасштабная сознательная попытка разрушения сталинского тоталитаризма, предпринятая по инициативе первого секретаря ЦК КПСС Н.Хрущева после смерти. Реформы внесли существенные перемены в общественно-политическую жизнь Советского Союза, его внутреннюю и внешнюю политику, положили конец грубому беззаконию и массовым репрессиям . Без неё были бы невозможны демократические тенденции нашей современности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Источники.

 

    1. История России ХХ век/ А.Н. Боханов, М.М. Горинов, В.П. Дмитренко и др.  – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 2007. – 510 - 551 с.
    2. Зима. Оттепель. Педагогика и история // http://his.1september.ru               ( дата обращения: 03.10.2012)
    3. Наука и культура в период «оттепели» // http://www.countries.ru/library/russian/dolgov/history (дата обращения: 03.10.2012)
    4. Хрущевская оттепель // http://nado.znate.ru (дата обращения: 03.10.2012)
    5. Хрущевская оттепель // http://slovari-online.ru (дата обращения: 03.10.2012)
    6. СССР В 1953-1964 гг. Н. Хрущев. Политика оттепели // http://russia.iratta.com ( дата обращения: 03.10.2012)
    7. Социально – экономические реформы 1957 – 1964 г.г. // http://www.grandars.ru/shkola/istoriya-rossii (дата обращения: 03.10.2012)

 

 

 

 

 


Информация о работе Политические, социально -экономические, культурные процессы советского общества в 1953 - 1964 г.г.