Политические взгляды Хомейни и их влияние на исламскую революцию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 15:26, реферат

Описание

Целью исследования является комплексное изучение взглядов аятоллы Рухоллы Мусави Хомейни. В соответствии с этим определены следующие задачи работы:
• Описать жизнь Хомейни до выхода на политическую авансцену;
• Дать представлении о движущих силах исламской революции;

Работа состоит из  1 файл

Аятолла Хомейни.doc

— 137.00 Кб (Скачать документ)

     Придерживаясь подобного образа действий во всех перипетиях ожесточенной внутриполитической борьбы, развернувшейся в стране после вооруженного восстания, Хомейни всякий раз оказывался в выгодной для него позиции, позволявшей ему выступать в роли «отца нации», незапятнанного и безупречного уставшего от интриг, ведущихся вокруг него, но отнюдь не ответственного пи за одну из них. Не мешая соперничающим и даже враждующнм группировкам истолковывать свои высказывания в желательном им духе и благоразумно не называя прямо ту из них, на которую ему приходилось обрушиваться в момент угрозы институционному равновесию государственного управления, он сохранял уважение каждой из этих группировок до тех пор, пока не запрещал окончательно ее политическую активность. Этим «правилам игры» были вынуждены подчиниться и лево-демократические организации, в том числе коммунисты.

При таком  положении авторитет и полномочия имама с самого начала почти никто не оспаривал, за исключением отдельных светских леволиберальных и левоэкстремистских групп, заявлявших, что они не намерены менять «тиранию короны на тиранию тюрбана», и некоторых религиозных и политических организаций национальных меньшинств, в особенности курдов-суннитов, выступавших за национальную автономию вопреки установке на единство всей мусульманской общины. За это они поплатились: уже через несколько месяцев после февральской победы на них были обрушены жесточайшие репрессии, в результате которых светская леволиберальная оппозиция полностью сошла с политической арены Ирана, а в Курдистане началась необъявленная война, ставшая постоянно действующим - то затухающим, то вновь разгорающимся - фактором политической жизни страны.26

     Хомейни еще до восстания прямо заявлял, что в своих действиях руководствуется «нормами Закона» и - сверх того (хотя это вовсе и не обязательно) — «волеизъявлением подавляющего большинства народа». Основанием к тому были массовые демонстрации того периода, воспринимавшиеся им как своего рода референдумы в пользу «исламской республики» и его личного права добиваться ее установления теми средствами, какие он сочтет наиболее подходящими. Борясь с любыми отступлениями и отклонениями от поддержанного большинством участников революции лозунга: «Не левым, не правым, а исламу».27 Он не просто проявлял требуемую от исламского лидера последовательность, но и выступал, как ему хотелось думать, в защиту того порядка вещей, за который народ почти единодушно проголосовал и в ходе официального референдума 30-31 марта 1979 года. Правда, он не видел особой необходимости в его проведении и согласился на него лишь по совету «мирских мулл» из своего окружения. Но на следующий день после референдума, на котором населению был предложен вопрос: «За монархию или исламскую республику?», - он провозгласил начало «правления аллаха» в Иране, а страна получила официальное наименование — Исламская Республика Иран.28 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

      Рухолла Мусави Хомейни родился в семье  священнослужителя и с детства  посвятил свою жизнь служению Аллаху. На этой стезе он добился выдающихся успехов и стал одним из немногих Великих аятолл в истории ислама. С самого начала своей карьеры  Хомейни встал в непримиримую оппозицию шахскому режиму, за что подвергался многочисленным гонениям, но не изменил своим убеждениям.

      Главный смысл человеческой жизни - нести в себе веру, по Хомейни, быть готовым защищать ее и даже умереть за нее, бесстрашно и бескомпромиссно сопротивляясь всякой «незаконной власти», а ведущий представитель духовенства, считал аятолла, является выразителем воли небес, сила и авторитет ниспосланы ему свыше. Много внимания Хомейни уделял и разработке концепции нового, «исламского правления». Абсолютную монархию он считал злом, а идеал государственного устройства видел в «исламской республике» - главное в такой республике - верховная власть священного Закона, предписанного Кораном. Верховным же толкователем священного Закона, высшим координатором деятельности всех органов управления, духовным вождем, осуществляющим практическую власть, является правитель из числа самых авторитетных религиозных деятелей - факих.

      После начала осуществления шахом «белой революции» позиция Хомейни стала еще более жесткой. Аятолла тонко чувствовал душу своего народа и видел все те несчастья которые несет ему политика ускоренной индустриализации и европеизации проводимая шахом. В ходе развития революции в политико-идеологических воззрениях Хомейни все сильнее начинают проявляться морально-этические и эгалитарные мотивы шиитского ислама. Стремительная ломка устоявшихся духовных традиций и самобытных культурных ценностей создавала благоприятную почву для восприятия широкими народными массами призывов аятоллы. Идолу «белой революции» и миражам «великой цивилизации» Хомейни противопоставил свой идеал «исламского общества», в котором все слои населения станут жить как братья, единой мусульманской общиной.  Не меньшее значение Хомейни придавал уничтожению иностранного, и особенно американского, влияния, искоренению последствий проникновения в страну буржуазной «массовой культуры», способствующей распространению «западной вседозволенности» и упадку традиционных моральных устоев.

      Таким образом, политическое кредо Хомейни сводилось к двум главным целям: создание «исламского государства» и уничтожение влияния западной буржуазной культуры.

      Политический  радикализм (более того — в известном смысле революционность) в сочетании с социальным консерватизмом, сдобренным изрядной порцией морально-этических абстракций, стал могучим источником такого авторитета и влияния, каким до Хомейни, кажется, никто и никогда не пользовался в Иране. Вокруг пего на общей идейной платформе объединились десятки миллионов людей из самых различных социальных слоев.

      После прихода к власти в политическом курсе имама, бескомпромиссном в отношении шаха, открывается фаза компромиссов по отношению к тем, кто составлял внутреннюю и внешнюю опору монархии, компромиссов, освященных целью  создания   «исламской   республики»,   «исламского правления». Уединившись в Куме и живя тихой жизнью отшельника Хомейни являлся истинным правителем Ирана, к которому за указаниями ездили все влиятельные официальные и не официальные лица страны. Вся дальнейшая тактика аятоллы сводилась к балансированию между различными политическими силами в стране, которые безоговорочно признавали его авторитет и влияние. 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. Агаев С.Л. Иран: Рождение республики. М., 1984.
  2. Агаев С.Л. Мулави Хомейни // Вопросы истории. 1989. № 6.
  3. Иранская революция: 1978-1979: Причины и уроки. / Под ред. Арабаджяна А.З. М., 1989.
  4. История Ирана / Под ред. Иванова М.С. М., 1977.
  5. Кляшторина Б.В. Иран 60-80-х годов. М., 1990.
  6. Резников А.Б. Иран: Падение шахского режима. М. 1983.

Информация о работе Политические взгляды Хомейни и их влияние на исламскую революцию