Политический портрет Екатерины II

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 15:54, реферат

Описание

ВВЕДЕНИЕ
Вторая половина XVIII столетия в России связана с именем императрицы, чье правление составило эпоху в истории страны. Екатерина II уже с момента своего появления в российской столице оказывала влияние на ход событий в огромной империи. Правда, в первые годы жизни в Санкт-Петербурге юная немецкая принцесса, обвенчанная с наследником престола (будущим императором Петром III), была не более чем игрушкой в чужих руках. Но Екатерина ни на минуту не теряла из виду своей главной цели, ради которой она приехала в Россию. Целью этой была корона Российской империи. Будущая императрица много занималась самообразованием, читала труды французских

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Детство и юность будущей императрицы…………………………………….....4
2. Восшествие на престол…………………………………………………………...6
3. Законодательная деятельность…………………………………………………...8
4. Административная деятельность……………………………………………….10
5. Внешняя политика……………………………………………………………….11
6. Культура и просвещение………………………………………………………...13
Заключение………………………………………………………………………….14
Список используемой литературы…………………………………………….......17
Приложение………………………

Работа состоит из  1 файл

реферат.история отечества..docx

— 344.61 Кб (Скачать документ)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

«Забайкальский Государственный  Университет»

(ЗабГУ)

Юридический факультет

Кафедра Истории

 

 

 

Реферат

по дисциплине: История отечества

на тему: Политический портрет Екатерины II.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: Ведмедь Е.Ю. 
студент группы ТМД-11-02

Проверил: Семенова Н.А

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                 Чита 2012

 

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3

1. Детство и юность  будущей императрицы…………………………………….....4

2. Восшествие на престол…………………………………………………………...6

3. Законодательная деятельность…………………………………………………...8

4. Административная деятельность……………………………………………….10

5. Внешняя политика……………………………………………………………….11

6. Культура и просвещение………………………………………………………...13

Заключение………………………………………………………………………….14

Список используемой литературы…………………………………………….......17

Приложение………………………………………………………………………....18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Вторая половина XVIII столетия в России связана с именем императрицы, чье правление составило эпоху  в истории страны. Екатерина II уже  с момента своего появления в  российской столице оказывала влияние  на ход событий в огромной империи. Правда, в первые годы жизни в  Санкт-Петербурге юная немецкая принцесса, обвенчанная с наследником престола (будущим императором Петром III), была не более чем игрушкой в чужих  руках. Но Екатерина ни на минуту не теряла из виду своей главной цели, ради которой она приехала в Россию. Целью этой была корона Российской империи. Будущая императрица много  занималась самообразованием, читала труды французских просветителей  и упорно осваивала русский язык. Таким образом, дворцовым переворотом 28 июня 1762 г. на российский престол была возведена не случайная женщина, как бывало не раз в истории  России XVIII в., а человек, долго и  целеустремленно готовившийся к  принятой на себя роли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Детство и юность будущей  императрицы

Екатерина II, до брака принцесса  София Фредерика Ангальт-Цербская, родилась 21 апреля 1729 г. в немецком городе Штеттине. Ее отец принц Христиан Август Ангальт-Цербский состоял на прусской службе и был комендантом, а потом губернатором Штеттина; мать - принцесса Иоганна Елизавета - происходила из старинного Гольштейн-Готторпского герцогского дома.

Родители девочки не были счастливы в браке и нередко  проводили время порознь. Отец вместе с армией уезжал воевать против Швеции и Франции на землях Нидерландов, Северной Германии и Италии. Мать отправлялась в гости к многочисленной родне, иногда вместе с дочерью. Из событий  тех лет ей запомнилась встреча  со старым священником, который, посмотрев  на Софию, сказал её матери: «Вашу дочь ожидает великое будущее. Я вижу на лбу ее три короны». Принцесса  Иоганна недоверчиво посмотрела на своего собеседника и, почему-то рассердившись на дочь, отослала ее заниматься рукоделием.

Другая важная встреча  произошла, когда Софии было уже  десять лет: ее познакомили с мальчиком  по имени Петр Ульрих. Он являлся  претендентом на престолы России и  Швеции, обладателем наследственных прав на Шлезвиг-Гольштейн и приходился ей троюродным братом. Принц-сирота, и  попечение о нем было вверено  случайным людям, которые грубо  и жестоко обходились с ним. София, которая сама не была избалована вниманием  и заботой родителей, искренне пожалела его.

Прошло несколько лет, и мать Софии вновь заговорила с ней о странном мальчике по имени  Петр Ульрих. За это время его  тетка Елизавета стала русской  императрицей. Она вызвала племянника в Россию и объявила свои наследником под именем Петра Федоровича. Теперь юноше подыскивали невесту среди дочерей и сестер европейских герцогов и принцев. Выбор был велик, но приглашение прибыть в Россию на смотрины получила одна София Августа Ангальт-Цербская.

В Петербурге София предстала  перед императрицей. Елизавета увидела  совсем юную девушку - высокую и стройную, с длинными темно-каштановыми волосами, белоснежной, чуть тронутой румянцем кожей  и большими карими глазами. По-детски непосредственная, живая и веселая, она умела вести светскую беседу по-немецки и по-французски, рисовала и изящно танцевала, словом, была вполне достойной невестой для наследника престола.

Елизавете Петровне понравилась  принцесса София, но не понравилась  ее мать, принцесса Иоганна. Поэтому  первую она распорядилась «наставлять  в православной вере» и обучать  русскому языку, а вторую выслать  из России за участие в политических интригах. Выйдя из-под влияния  матери, София по-иному взглянула  на мир, в котором теперь жила. Ошеломляли воображение необъятные просторы России, удивляли смирение и безграничная покорность народа, роскошь и великолепие  придворного общества.

С необычайным упорством  она учит слова и правила грамматики русского языка. Не довольствуясь часами занятий с учителем, она встает по ночам и повторяет пройденное. О стараниях и успехах Софии доложили императрице. Елизавета, заявив, что принцесса и так «слишком умна», приказала прекратить ее обучение.

Очень скоро юная София  испытала на себе переменчивый нрав императрицы, неуравновешенность жениха, пренебрежение  и коварство окружающих. В 1745 г. состоялась ее свадьба с Петром Федоровичем, накануне которой она приняла  православие и получила новое  имя. Отныне Софию стали величать великой княгиней Екатериной Алексеевной. Много огорчений и страданий  причиняли Екатерине отношения  с мужем.

Императрица смотрела на Екатерину  с подозрением. Великой княгине, день и ночь окруженной доносчиками  и соглядатаями, приходилось тщательно контролировать все свои слова и поступки. Положение великой княгини не изменилось и после того, как у нее родился долгожданный сын-наследник Павел, а потом и дочь. Детей немедленно забрала под свою опеку императрица, полагая, что лишь она сможет воспитать их разумно и достойно. Родителям редко удавалось узнавать, как растут их дети, и еще реже - видеть их.

Сила характера позволила  Екатерине не теряться в самые  трудные периоды жизни. Она много  читала в те годы. Сначала она  увлекалась модными романами, затем  ее пытливый ум потребовал большего, и  она открыла для себя книги  совершенно иного содержания. Это были сочинения французских просветителей - Вольтера, Монтескье, труды историков, философов, экономистов, правоведов, филологов. Екатерина размышляла, сравнивала прочитанное с российской действительностью, делала выписки, вела дневник, в который заносила свои мысли.

И все же Екатерина успела привыкнуть к этой стране и стремилась полюбить ее. Овладев русским языком, она читала летописи, древние своды  законов, жизнеописания великих  князей, царей и отцов Церкви. Не довольствуясь чтением, она расспрашивала  окружающих, еще помнивших мятежную вольницу стрельцов времен правительства  Софьи, царствование Петра I, который  кнутом, дыбой и топором переделывал  Россию. Ей рассказывали о суровой  царице Анне Ивановне и, наконец, о восшествии на престол и правлении Елизаветы Петровны.

Под впечатлением от всего  прочитанного и услышанного Екатерине  думалось, что страна может стать  могучей и богатой только в  руках мудрого и просвещенного  государя. И она мечтала взять  на себя эту роль.

В сравнении с капризной  стареющей императрицей, слабовольным и непредсказуемым в поступках  Петром Федоровичем Екатерина много  выигрывала во мнении большинства придворных. Да и иностранные дипломаты отдавали должное великой княгине. За годы, проведенные при дворе, она научилась  справляться со своими чувствами  и пылким темпераментом, всегда выглядела  спокойной и доброжелательной, простой  и обходительной. Медленно, но упорно она завоевывала и навсегда привязывала  к себе сердца окружающих, нередко  превращала ярких недоброжелателей в своих горячих приверженцев.

 

 Восшествие на престол

Среди тех, кто опасался Екатерины, был и ее муж, Петр Федорович. После  смерти Елизаветы он стал русским  царем Петром III. Венценосных супругов к этому времени почти ничего не связывало, но многое разделяло. Летом 1762 года в России был совершен переворот  в пользу Екатерины. По словам современника тех событий, Петр III «позволил свернуть себя с престола, как ребенок, которого отсылают спать. Его гибель вскоре окончательно освободила Екатерине дорогу к власти.

Вскоре в манифесте  она изложила программу своего будущего правления. В ней говорилось о  «соблюдении православного закона, укреплении и защите отечества, сохранения правосудия, искоренения зла и  всяких неправд и утеснений». Когда  улеглось радостное возбуждение  первых дней царствования, Екатерина  поняла, что занять престол - не значит прочно на нем утвердиться. Перед  императрицей ежедневно вставали все  новые и новые проблемы. В самом  дворце, среди ее ближайшего окружения, было много недовольных. Слух о ее возможном браке с Григорием  Орловым привел к возникновению  заговора и возбудил толчки о правах на престол ее сына Павла. Объявлялись  самозванцы, выдававшие себя за чудом  спасшегося от смерти Петра III, а за границей было немало претенденток на русскую корону - «дочерей» и «наследниц»  покойной Елизаветы Петровны. До 5 июля 1764 г. был жив законный претендент на российский престол - Иоанн VI (Иоанн  Антонович).

Екатерина прибегла к тактике  воспитания общества в духе Просвещения  посредством манифестов и деклараций, провозглашаемых с высоты императорского трона. Одной из первых идей, привнесенных Екатериной в сознание общества, стала  мысль о создании «новой породы людей» - просвещенных и гармоничных. И как  ни странно, эта утопическая на первый взгляд идея утвердилась в сознании дворянства. Например, забота о сирых и убогих была признана не только обязанностью государства, но и долгом каждого человека. Вольнолюбивые мечтания императрицы далеко не всегда влияли на ее практическую государственную деятельность. Во-первых Желая быть мудрой правительницей, благодетельствующей России, императрица лишь все более и более «прирастала» к власти, а радикализм намеченных преобразований все слабел и слабел. Во-вторых искренне стремясь отменить крепостное право, Екатерина совсем не желала рисковать троном из-за возмущения дворянства, которое было бы лишено своего главного богатства - крепостных крестьян. В-третьих, восстание Пугачева, потрясшее самые основы российской империи, надолго охладило пыл Екатерины в отношении всякого рода послаблений крестьянам. В-четвертых, конец царствования императрицы проходил под знаком великой революции во Франции. Казнь королевской четы и кровавые события в стране, взрастившие вольную мысль философов-просветителей, способствовали ужесточению внутренней политики Екатерины: она опасалась повторения примера Франции в России.

 

Законодательная деятельность

Другим важнейшим направлением деятельности Екатерины стала реформа  законодательства. Главным действующим  кодексом законов империи оставалось Соборное уложение 1649 г. Но вследствие реформ Петра I оно устарело и стало  практически непригодным. Екатерина  лично занялась подготовкой нового законодательства. Прежде всего она ознакомилась с текстом Соборного Уложения и поняла, что составляющие его основу старинные русские, византийские и литовские правовые документы не соответствуют требованиям времени. Свое внимание императрица сосредоточила на новейших сочинениях по теории права.

Опираясь на сочинения  Монтескье и Беккариа, Екатерина приступила к формулированию общих принципов будущего свода законов российской империи. Этому всепоглощающему труду она отдала полтора года. Шутливо называя свои занятия «законобесием», императрица тратила на них по 15 часов в сутки. В результате чего появилось сочинение, отдельные части которого Екатерина предложила для ознакомления сведущим людям. Многие из них были поражены и возмущены, прочитав о естественном праве каждого человека на свободу, о равенстве всех перед законами и других принципах, абсолютно чуждых традициям средневекового законодательства. Напрасно Екатерина защищала свое детище, ссылаясь на европейские и русские авторитеты. Ей пришлось сжечь или вымарать более трех четвертей написанного, переделать оставшуюся часть и издать ее под названием «Наказ императрицы Екатерины II, данный Комиссии для составления проекта нового Уложения».

Создание этой Комиссии было одним из важнейших начинаний  Екатерины. В соответствие с манифестом, опубликованным 14 декабря 1766 г., в Москве собрались представители всех сословий (за исключением помещичьих крестьян) для сочинения проекта нового Уложения. К началу работы Комиссии депутаты имели при себе наказы тех, кто отправлял их в Москву, с перечислением требований, нужд и пожеланий.

Летом 1767 г. в Грановитой палате Кремля начались заседания Комиссии, в которых участвовало около 500 человек. Получив «Наказ» императрицы, в восторге и умилении от оказанной им чести они стали искать способ отблагодарить ее. После долгих прений решили преподнести ей почетный титул «Великая, премудрая и матерь отечества». Узнав об этом, Екатерина возмутилась: «Я им велела делать рассмотрение законов, а они делают анатомию моим качествам».

На одном из первых заседаний  из числа депутатов были избраны  специальные комиссии. Одна из них - Дирекционная - во главе с генералом-прокурором и председателем-маршалом - руководила всей деятельностью комиссии. Другие занимались подготовкой отдельных частей будущего Уложения.

Информация о работе Политический портрет Екатерины II