Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 15:54, реферат
ВВЕДЕНИЕ
Вторая половина XVIII столетия в России связана с именем императрицы, чье правление составило эпоху в истории страны. Екатерина II уже с момента своего появления в российской столице оказывала влияние на ход событий в огромной империи. Правда, в первые годы жизни в Санкт-Петербурге юная немецкая принцесса, обвенчанная с наследником престола (будущим императором Петром III), была не более чем игрушкой в чужих руках. Но Екатерина ни на минуту не теряла из виду своей главной цели, ради которой она приехала в Россию. Целью этой была корона Российской империи. Будущая императрица много занималась самообразованием, читала труды французских
Введение……………………………………………………………………………...3
1. Детство и юность будущей императрицы…………………………………….....4
2. Восшествие на престол…………………………………………………………...6
3. Законодательная деятельность…………………………………………………...8
4. Административная деятельность……………………………………………….10
5. Внешняя политика……………………………………………………………….11
6. Культура и просвещение………………………………………………………...13
Заключение………………………………………………………………………….14
Список используемой литературы…………………………………………….......17
Приложение………………………
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Забайкальский
(ЗабГУ)
Юридический факультет
Кафедра Истории
Реферат
по дисциплине: История отечества
на тему: Политический портрет Екатерины II.
Выполнил: Ведмедь Е.Ю.
студент группы ТМД-11-02
Проверил: Семенова Н.А
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Детство и юность
будущей императрицы……………………………
2. Восшествие на престол………………………
3. Законодательная деятельность……
4. Административная деятельность…
5. Внешняя политика……………………………………
6. Культура и просвещение……………………
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы……………………………………………...
Приложение……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Вторая половина XVIII столетия
в России связана с именем императрицы,
чье правление составило эпоху
в истории страны. Екатерина II уже
с момента своего появления в
российской столице оказывала влияние
на ход событий в огромной империи.
Правда, в первые годы жизни в
Санкт-Петербурге юная немецкая принцесса,
обвенчанная с наследником
Детство и юность будущей императрицы
Екатерина II, до брака принцесса
София Фредерика Ангальт-
Родители девочки не были счастливы в браке и нередко проводили время порознь. Отец вместе с армией уезжал воевать против Швеции и Франции на землях Нидерландов, Северной Германии и Италии. Мать отправлялась в гости к многочисленной родне, иногда вместе с дочерью. Из событий тех лет ей запомнилась встреча со старым священником, который, посмотрев на Софию, сказал её матери: «Вашу дочь ожидает великое будущее. Я вижу на лбу ее три короны». Принцесса Иоганна недоверчиво посмотрела на своего собеседника и, почему-то рассердившись на дочь, отослала ее заниматься рукоделием.
Другая важная встреча произошла, когда Софии было уже десять лет: ее познакомили с мальчиком по имени Петр Ульрих. Он являлся претендентом на престолы России и Швеции, обладателем наследственных прав на Шлезвиг-Гольштейн и приходился ей троюродным братом. Принц-сирота, и попечение о нем было вверено случайным людям, которые грубо и жестоко обходились с ним. София, которая сама не была избалована вниманием и заботой родителей, искренне пожалела его.
Прошло несколько лет, и мать Софии вновь заговорила с ней о странном мальчике по имени Петр Ульрих. За это время его тетка Елизавета стала русской императрицей. Она вызвала племянника в Россию и объявила свои наследником под именем Петра Федоровича. Теперь юноше подыскивали невесту среди дочерей и сестер европейских герцогов и принцев. Выбор был велик, но приглашение прибыть в Россию на смотрины получила одна София Августа Ангальт-Цербская.
В Петербурге София предстала перед императрицей. Елизавета увидела совсем юную девушку - высокую и стройную, с длинными темно-каштановыми волосами, белоснежной, чуть тронутой румянцем кожей и большими карими глазами. По-детски непосредственная, живая и веселая, она умела вести светскую беседу по-немецки и по-французски, рисовала и изящно танцевала, словом, была вполне достойной невестой для наследника престола.
Елизавете Петровне понравилась принцесса София, но не понравилась ее мать, принцесса Иоганна. Поэтому первую она распорядилась «наставлять в православной вере» и обучать русскому языку, а вторую выслать из России за участие в политических интригах. Выйдя из-под влияния матери, София по-иному взглянула на мир, в котором теперь жила. Ошеломляли воображение необъятные просторы России, удивляли смирение и безграничная покорность народа, роскошь и великолепие придворного общества.
С необычайным упорством она учит слова и правила грамматики русского языка. Не довольствуясь часами занятий с учителем, она встает по ночам и повторяет пройденное. О стараниях и успехах Софии доложили императрице. Елизавета, заявив, что принцесса и так «слишком умна», приказала прекратить ее обучение.
Очень скоро юная София испытала на себе переменчивый нрав императрицы, неуравновешенность жениха, пренебрежение и коварство окружающих. В 1745 г. состоялась ее свадьба с Петром Федоровичем, накануне которой она приняла православие и получила новое имя. Отныне Софию стали величать великой княгиней Екатериной Алексеевной. Много огорчений и страданий причиняли Екатерине отношения с мужем.
Императрица смотрела на Екатерину с подозрением. Великой княгине, день и ночь окруженной доносчиками и соглядатаями, приходилось тщательно контролировать все свои слова и поступки. Положение великой княгини не изменилось и после того, как у нее родился долгожданный сын-наследник Павел, а потом и дочь. Детей немедленно забрала под свою опеку императрица, полагая, что лишь она сможет воспитать их разумно и достойно. Родителям редко удавалось узнавать, как растут их дети, и еще реже - видеть их.
Сила характера позволила Екатерине не теряться в самые трудные периоды жизни. Она много читала в те годы. Сначала она увлекалась модными романами, затем ее пытливый ум потребовал большего, и она открыла для себя книги совершенно иного содержания. Это были сочинения французских просветителей - Вольтера, Монтескье, труды историков, философов, экономистов, правоведов, филологов. Екатерина размышляла, сравнивала прочитанное с российской действительностью, делала выписки, вела дневник, в который заносила свои мысли.
И все же Екатерина успела привыкнуть к этой стране и стремилась полюбить ее. Овладев русским языком, она читала летописи, древние своды законов, жизнеописания великих князей, царей и отцов Церкви. Не довольствуясь чтением, она расспрашивала окружающих, еще помнивших мятежную вольницу стрельцов времен правительства Софьи, царствование Петра I, который кнутом, дыбой и топором переделывал Россию. Ей рассказывали о суровой царице Анне Ивановне и, наконец, о восшествии на престол и правлении Елизаветы Петровны.
Под впечатлением от всего прочитанного и услышанного Екатерине думалось, что страна может стать могучей и богатой только в руках мудрого и просвещенного государя. И она мечтала взять на себя эту роль.
В сравнении с капризной
стареющей императрицей, слабовольным
и непредсказуемым в поступках
Петром Федоровичем Екатерина много
выигрывала во мнении большинства придворных.
Да и иностранные дипломаты
Восшествие на престол
Среди тех, кто опасался Екатерины, был и ее муж, Петр Федорович. После смерти Елизаветы он стал русским царем Петром III. Венценосных супругов к этому времени почти ничего не связывало, но многое разделяло. Летом 1762 года в России был совершен переворот в пользу Екатерины. По словам современника тех событий, Петр III «позволил свернуть себя с престола, как ребенок, которого отсылают спать. Его гибель вскоре окончательно освободила Екатерине дорогу к власти.
Вскоре в манифесте
она изложила программу своего будущего
правления. В ней говорилось о
«соблюдении православного
Екатерина прибегла к тактике воспитания общества в духе Просвещения посредством манифестов и деклараций, провозглашаемых с высоты императорского трона. Одной из первых идей, привнесенных Екатериной в сознание общества, стала мысль о создании «новой породы людей» - просвещенных и гармоничных. И как ни странно, эта утопическая на первый взгляд идея утвердилась в сознании дворянства. Например, забота о сирых и убогих была признана не только обязанностью государства, но и долгом каждого человека. Вольнолюбивые мечтания императрицы далеко не всегда влияли на ее практическую государственную деятельность. Во-первых Желая быть мудрой правительницей, благодетельствующей России, императрица лишь все более и более «прирастала» к власти, а радикализм намеченных преобразований все слабел и слабел. Во-вторых искренне стремясь отменить крепостное право, Екатерина совсем не желала рисковать троном из-за возмущения дворянства, которое было бы лишено своего главного богатства - крепостных крестьян. В-третьих, восстание Пугачева, потрясшее самые основы российской империи, надолго охладило пыл Екатерины в отношении всякого рода послаблений крестьянам. В-четвертых, конец царствования императрицы проходил под знаком великой революции во Франции. Казнь королевской четы и кровавые события в стране, взрастившие вольную мысль философов-просветителей, способствовали ужесточению внутренней политики Екатерины: она опасалась повторения примера Франции в России.
Законодательная деятельность
Другим важнейшим направлением деятельности Екатерины стала реформа законодательства. Главным действующим кодексом законов империи оставалось Соборное уложение 1649 г. Но вследствие реформ Петра I оно устарело и стало практически непригодным. Екатерина лично занялась подготовкой нового законодательства. Прежде всего она ознакомилась с текстом Соборного Уложения и поняла, что составляющие его основу старинные русские, византийские и литовские правовые документы не соответствуют требованиям времени. Свое внимание императрица сосредоточила на новейших сочинениях по теории права.
Опираясь на сочинения Монтескье и Беккариа, Екатерина приступила к формулированию общих принципов будущего свода законов российской империи. Этому всепоглощающему труду она отдала полтора года. Шутливо называя свои занятия «законобесием», императрица тратила на них по 15 часов в сутки. В результате чего появилось сочинение, отдельные части которого Екатерина предложила для ознакомления сведущим людям. Многие из них были поражены и возмущены, прочитав о естественном праве каждого человека на свободу, о равенстве всех перед законами и других принципах, абсолютно чуждых традициям средневекового законодательства. Напрасно Екатерина защищала свое детище, ссылаясь на европейские и русские авторитеты. Ей пришлось сжечь или вымарать более трех четвертей написанного, переделать оставшуюся часть и издать ее под названием «Наказ императрицы Екатерины II, данный Комиссии для составления проекта нового Уложения».
Создание этой Комиссии было одним из важнейших начинаний Екатерины. В соответствие с манифестом, опубликованным 14 декабря 1766 г., в Москве собрались представители всех сословий (за исключением помещичьих крестьян) для сочинения проекта нового Уложения. К началу работы Комиссии депутаты имели при себе наказы тех, кто отправлял их в Москву, с перечислением требований, нужд и пожеланий.
Летом 1767 г. в Грановитой палате Кремля начались заседания Комиссии, в которых участвовало около 500 человек. Получив «Наказ» императрицы, в восторге и умилении от оказанной им чести они стали искать способ отблагодарить ее. После долгих прений решили преподнести ей почетный титул «Великая, премудрая и матерь отечества». Узнав об этом, Екатерина возмутилась: «Я им велела делать рассмотрение законов, а они делают анатомию моим качествам».
На одном из первых заседаний из числа депутатов были избраны специальные комиссии. Одна из них - Дирекционная - во главе с генералом-прокурором и председателем-маршалом - руководила всей деятельностью комиссии. Другие занимались подготовкой отдельных частей будущего Уложения.