Политический радикализм в России: традиции и современность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 03:17, курсовая работа

Описание

Политический радикализм – практическая и идеологическая ориентация политики, целью которой выступает принципиальное изменение общества и политической структуры средствами решительных, кардинальных действий. Радикализм противоположен консерватизму, умеренности, традиционализму.

Содержание

Введение..........................................................................................3
Глава 1. Радикализм как идейно-политическое течение
1.1 Сущность политического радикализма....................5
Признаки политического радикализма.......................6
Психологические предпосылки и исторические условия существования политического радикализма..................6
Формы проявления политического радикализма…..8
Глава 2. Традиции радикальной политической мысли. Своеобразие политического радикализма в России…………………………10
Глава 3. Политический радикализм на современном этапе
развития общества................................................................25
Заключение..................................................................................33
Список использованной литературы.....................................35

Работа состоит из  1 файл

Иванова Галина Политический радикализм.docx

— 67.09 Кб (Скачать документ)

 Русский радикализм развивается под флагом «освободительного движения» и проходит через три основных этапа: дворянский, народнический и марксистский. Дворянский этап ознаменовывается выступлением декабристов на Сенатской площади Санкт-Петербурга. Дворянские революционеры еще не имеют единой политической программы: одни из них выступают за конституционное ограничение монархии и федерализм, другие - за установление республиканской системы и унитаризм. Идеологией народничества становится социализм, который они связывают с крестьянской поземельной общиной. Народники искренне верят в стихийный революционаризм «угнетенных масс» и спешат воспользоваться «благоприятной» ситуацией. Этим объясняется их отрицательное отношение к крестьянской реформе 1861 г., сбившей, на их взгляд, накал народного протеста и заставившей радикальную интеллигенцию добиваться власти путем террора и насилия. Трагедии и неудачи приводят к разложению народничества: одни отходят от борьбы и примиряются с монархией, другие начинают пристально всматриваться в потенциальные возможности зарождающегося русского пролетариата. Так возникает «русский марксизм» - партийно-организационное движение, свершившее «октябрьский переворот» 1917 г. и создавшее советскую политическую систему.

Нигилизм как российский культурно-исторический феномен связан с движением русской радикальной общественной мысли 1860-х (Чернышевский Н.Г., Писарев Д.И.). Русский нигилизм включал в себя и критически-разрушительное отношение к современному обществу, и программу радикальных реформ. Утилитаризм как составная часть нигилизма стремился заменить абстрактные понятия добра и зла учением о пользе как основном критерии морали.

Нигилизм получает особое распространение  в кризисные эпохи общественно-исторического  развития. Нигилист - представитель  разночинной интеллигенции к.1860-х, отрицавший крепостнические порядки, выступавший против царизма, дворянского  быта и нравов, а так же все  духовные ценности окружавшего их общества, в т.ч.традиционные представления о чести, любви, семье, обязанностях и т.д. В статье известного публициста Писарева Д.И. говорилось: "Вот ultimatum нашего лагеря: что можно разбить, то и нужно разбивать; что выдержит удар, то и годится, что разрушится вдребезги, то хлам: во всяком случае, бей направо и налево, от этого вреда не будет и не м.б.". Власти использовали слово как бранное против революционной демократии. Часто слово "нигилист" было бранной кличкой в адрес участников революционного движения 1860-1870-х, вообще студентов, "интеллигентов" в очках и с длинными немытыми волосами.

С.  Г. Нечаев — представитель нигилистов, революционер XIX в. Лидер "Народной Расправы". Фанатик-свободолюбец с жестким сектантским кодексом революционера и убежденностью, что сильная личность имеет право преступить закон и мораль.

В сентябре 1869 основал революционное «Общество народной расправы», имевшее отделения в Петербурге, Москве и других городах. Нечаев был членом центрального комитета. Дело мирной пропаганды, по его мнению, было кончено; приближается страшная революция, которая должна подготовляться строго конспираторским способом; дисциплина должна быть полная.

«Революционер, — говорилось в принятом Нечаевым уставе («Катехизис революционера»), —  человек обреченный; у него нет  ни своих интересов, ни дел, ни чувств, ни привязанностей, ни собственности, ни имени. Он отказался от мирской науки, предоставляя ее будущим поколениям. Он знает… только науку разрушения, для этого изучает… механику, химию, пожалуй медицину…. Он презирает общественное мнение, презирает и ненавидит… нынешнюю общественную нравственность».

«Земля и воля»

Вдохновителем общества был Чернышевский. Своей целью участники ставили подготовку крестьянской революции. В числе организаторов были Н. Н. Обручев, С. С. Рымаренко, И. И. Шамшин, А. А. Серно- Соловьёвич и другие. Программные документы были созданы под влиянием идей Герцена и Огарева. Одним из важнейших требований, выдвигавшимися членами организации, было созыв бессословного народного собрания. Летом 1862 год царские власти нанесли серьезный удар по организации, арестовав его лидеров — Чернышевского и Серно-Соловьёвича, а также радикального журналиста Д. И. Писарева, связанного с революционерами. В 1863 году в связи с истечением срока действия уставных грамот члены организации ожидали мощное крестьянское восстание, которое они хотели организовать в сотрудничестве с польскими революционерами. Однако польские подпольщики вынуждены были организовать восстание раньше обещанных сроков, а надежды на крестьянский бунт не оправдались. Кроме того, либералы большей частью отказались поддерживать революционный лагерь, веря в прогрессивность начавшихся в стране реформ. Под влиянием всех этих факторов «Земля и воля» вынуждена была самоликвидироваться в начале 1864 года. Второй состав «Земли и Воли», восстановившейся в 1876 году как народническая организация, включал в себя таких деятелей как А. Д. Михайлов, Г. В. Плеханов, Д. А. Лизогуб, позже С. М. Кравчинский, Н. А. Морозов, С. Л. Перовская, Л. А. Тихомиров, А. И. Желябов, Н. С. Тютчев. Всего организация насчитывала около 200 человек. «Земля и воля» в своей деятельности опиралась на широкий круг сочувствующих лиц.

Название «Земля и воля» дано обществу в конце 1878, с появлением одноименного печатного органа; прежние название: "Северная революционно-народническая группа", "Общество народников". Организация просуществовала до 1879 года, после чего распалась.

«Народная воля» — революционная народническая организация, возникшая в 1879 году, после раскола партии «Земля и воля» и поставившая основной целью принуждение правительства к демократическим реформам, после которых можно было бы проводить борьбу за социальное преобразование общества. Учредителями "Н. в." были профессиональные революционеры — сторонники политической борьбы с самодержавием.

Одним из основных методов политической борьбы «Народной воли» стал террор. В  частности, члены террористической фракции Народной воли рассчитывали подтолкнуть политические изменения  казнью императора Александра II.

В противоположность  «Земле и Воле», из которой выделилась «Народная Воля», последняя подчёркивала политическую борьбу, как средство завоевания социалистического строя. Теоретическое миросозерцание революционных  народников (участников «хождения в  народ»), выражавшееся в журналах «Вперёд», «Начало», «Земля и Воля», было усвоено  и партией Народная воля. Как и  «Земля и Воля», партия «Народная воля» исходила из убеждения, что русский народ находится в состоянии полного рабства, экономического и политического. Его облегают слои эксплуататоров, создаваемых и защищаемых государством. Государство составляет крупнейшую в стране капиталистическую силу; оно же составляет единственного политического притеснителя народа.

Народовольцы  создали централизованную, хорошо законспирированную организацию, самую значительную для  разночинского периода освободительного движения в России. Её возглавил  Исполнительный комитет: А. Д. Михайлов, А. А. Квятковский, А. И. Желябов, С. Л. Перовская, В. Н. Фигнер, Н. А. Морозов, М. Ф. Фроленко, Л. А. Тихомиров, А. И. Баранников, А. В. Якимова, М. Н. Ошанина и др. Ему подчинялась сеть местных и специальных (рабочих, студенческих, военных) групп. В 1879—83 народовольческие группы имелись почти в 50 городах, особенно много их было на Украине и в Поволжье. Число членов организации не превышало 500, в движении участвовало несколько тысяч.

"Народная  воля" проводила революционную  агитацию и пропаганду во всех  слоях населения. Газеты "Народная  воля", "Рабочая газета" стремились  популяризировать идею политической  борьбы с самодержавием. Борьбу  за захват власти революционеры  развернули под девизом "Теперь  или никогда!"

После убийства 1 марта 1881 Александра II "Н. в." переживала идейный и организационный кризис. Наиболее значительные попытки возрождения "Н. в." связаны с деятельностью  Г. А. Лопатина (1884), П. Ф. Якубовича (1883—84), Б. Д. Оржиха, В. Г. Богораза, Л. Я. Штернберга (1885) и С. М. Гинсбург (1889). Особое место в народовольческом движении занимает "Террористическая фракция ''Народной воли''" А. И. Ульянова (1886—87), стремившаяся внести в программу "Н. в." отдельные марксистские положения. Народнические организации 90-х гг. (группа народовольцев Петербурга, группа старых народовольцев в эмиграции) по сути отказались от многих революционных принципов "Н. в.".

Деятельность "Н. в." стала одним из самых важных элементов революционной ситуации 1879—80. Однако несостоятельность её программных предпосылок, ошибочность тактики политического заговора, преобладание террористического метода борьбы над др. формами неизбежно должны были кончиться крахом.

В конце XIX века,  в  связи  с  развитием  рабочего  и  революционного

движения,  важную  роль   в   политической   мысли   России   стали   играть

социалистические идеи марксистского  направления.  Наиболее  ярко  они  были представлены Г.В. Плехановым – основоположником первой русской  марксистской

организации «Освобождение труда», созданной в 1883 году  в  Женеве,  и  В.И. Лениным –  одним  из  лидеров  социал-демократического  движения  в  России, автором известных  трудав   “Развитие капитализма в России”,   “Что  такое “друзья народа” и как они воюют против социал-демократов?” в этих  работах были  преодолены  иллюзии народников  о   крестьянской   общине,   показана неизбежность капиталистического развития России. 

Георгий Валентинович Плеханов  — теоретик и пропагандист марксизма, философ, видный деятель российского и международного социалистического движения. Входил в число основателей РСДРП, газеты «Искра».

В 1876 вступил  в народническую организацию  «Земля и воля», участник демонстрации у Казанского собора 6 декабря 1876. Получил  известность как теоретик, публицист  и один из руководителей «Земли и  воли».

В 1879, после  раскола «Земли и воли», организатор  и руководитель «Чёрного передела». В 1882 году перевёл на русский язык «Манифест Коммунистической партии»  К. Маркса и Ф. Энгельса. В 1883 году основал  первую российскую марксистскую организацию  — группу «Освобождение труда».

В конце 1894 — начале 1895 по инициативе Плеханова  был создан «Союз русских социал-демократов за границей». В 1900—1903 участвовал в  создании и руководстве газетой  «Искра». В 1901 Плеханов — один из организаторов  «Заграничной Лиги русской социал-демократии». Принял непосредственное участие в  подготовке II съезда РСДРП. Фактически второй съезд РСДРП был учредительным  съездом, так как неудачный I съезд  не смог объединить социал-демократов.

С конца XIX в. широкое распространение  в России получает социал-демократическая  политическая мысль. Сторонники данного  течения, но, прежде всего, большевизма, также пренебрегали государственностью как ценностью, приобретаемой и  совершенствующейся поколениями. Свидетельством разрыва политической традиции служит, в частности, большевистская концепция государства диктатуры пролетариата, разработанная В.И.Лениным (1870-1924), утверждение принципа революционного релятивизма и возведение политического насилия в ранг основного инструмента строительства нового общества.

Революционно-социалистический радикализм Ленина формировался постепенно. Показательно, что в 1887 г., когда был казнен старший брат Александр за участие в подготовке покушения на императора Александра III, его внимание почти не занимала политическая проблематика. Однако семейная драма, наряду с чтением «демократической литературы», послужила толчком для невосприятия власти и восприятия революционных идей. Так, молодого Ленина привлек тезис Н. Г. Чернышевского, что всякий правильно думающий и порядочный человек должен быть революционером, который во главу ставит не личные, а общие интересы.

Крайний    радикализм    большевиков,     считавших     себя

последовательными   марксистами,   проистекал   из   их   представлений    о

предпочтительности  революции перед  реформами  и  убеждения  в  том,  что  в  России начала XX века, в силу непримиримости противоречий  между  капитализмом и   остатками   крепостничества,   а   также   политической    слабости    и контрреволюционности   буржуазии,   нет    иных    возможностей    глубокого демократического    преобразования    общества,    отвечающего     интересам  пролетариата.

   Большевизм  явился  продолжением  радикальной линии   в   российском

освободительном движении и вобрал  в  себя  элементы  идеологии  и  практики революционеров 2-ой половины XIX в. (Н.Г. Чернышевского, П.Н. Ткачева,  С.Г. Нечаева); в то же время он абсолютизировал  (следуя  не

столько идеям К.  Маркса,  сколько  К.  Каутского  и  Г.В.  Плеханова)  опыт

Великой французской революции, прежде всего,  периода  якобинской  диктатуры (по словам Ленина, «якобинец, связанный  с пролетарскими массами, это и  есть социал-демократ»; большевикам-«якобинцам» он  противопоставлял  меньшевиков-«жирондистов»).

Партия социалистов-революционеров (эсеры) — революционная политическая партия Российской империи, позже Российской Республики и РСФСР.

Партия  социалистов-революционеров занимала одно из ведущих мест в системе  российских политических партий.

Историко-философское  миросозерцание партии обосновывалось трудами Н. Г. Чернышевского, П. Л. Лаврова, Н. К. Михайловского.

Проект  программы партии был опубликован  в мае 1904 года в № 46 «Революционной России». Проект с незначительными  изменениями был утвержден в  качестве программы партии на её первом съезде в начале января 1906 года. Эта  программа оставалась главным документом партии на протяжении всего её существования. Основным автором программы был  главный теоретик партии В. М. Чернов. Эсеры использовали  тактику индивидуального террора. Индивидуальный террор ставит перед собой защиту путем убийства отдельных лиц, вызвать политическое движение и даже политическую революцию.

Эсеры являлись прямыми наследниками старого народничества, сущность которого составляла идея о  возможности перехода России к социализму некапиталистическим путём. Но эсеры  были сторонниками демократического социализма, то есть хозяйственной и политической демократии, которая должна была выражаться через представительство организованных производителей (профсоюзы), организованных потребителей (кооперативные союзы) и организованных граждан (демократическое  государство в лице парламента и  органов самоуправления).

Информация о работе Политический радикализм в России: традиции и современность