Политический радикализм в России: традиции и современность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 03:17, курсовая работа

Описание

Политический радикализм – практическая и идеологическая ориентация политики, целью которой выступает принципиальное изменение общества и политической структуры средствами решительных, кардинальных действий. Радикализм противоположен консерватизму, умеренности, традиционализму.

Содержание

Введение..........................................................................................3
Глава 1. Радикализм как идейно-политическое течение
1.1 Сущность политического радикализма....................5
Признаки политического радикализма.......................6
Психологические предпосылки и исторические условия существования политического радикализма..................6
Формы проявления политического радикализма…..8
Глава 2. Традиции радикальной политической мысли. Своеобразие политического радикализма в России…………………………10
Глава 3. Политический радикализм на современном этапе
развития общества................................................................25
Заключение..................................................................................33
Список использованной литературы.....................................35

Работа состоит из  1 файл

Иванова Галина Политический радикализм.docx

— 67.09 Кб (Скачать документ)

Важнейшей предпосылкой для социализма и органической его формой эсеры считали политическую свободу и демократию. Политическая демократия и социализация земли были основными требованиями эсеровской программы-минимум. Они должны были обеспечить мирный, эволюционный, без особой, социалистической, революции переход России к социализму. В программе, в частности, говорилось об установлении демократической республики с неотъемлемыми правами человека и гражданина: свобода совести, слова, печати, собраний, союзов, стачек, неприкосновенность личности и жилища, всеобщее и равное избирательное право для всякого гражданина с 20 лет, без различия пола, религии и национальности, при условии прямой системы выборов и закрытой подачи голосов. Требовались также широкая автономия для областей и общин как городских, так и сельских и возможно более широкое применение федеративных отношений между отдельными национальными регионами при признании за ними безусловного права на самоопределение. Эсеры раньше, чем социал-демократы, выдвинули требование федеративного устройства Российского государства. Смелее и демократичнее они были и в постановке таких требований, как пропорциональное представительство в выборных органах и прямое народное законодательство (референдум и инициатива).

Активно вели партийную  агитацию и пропаганду. Все областные комитеты печатали свои легальные газеты и бюллетени. Попытки издания легальных ежедневных центральных партийных газет: «Сын Отечества» (ноябрь-декабрь 1905 года), «Дело  народа», «Народный вестник», «Мысль» (1906).

4 февраля  1905 года боевая организация эсеров  совершила последнее крупное  покушение на приближенного к  царю человека. Террорист Иван  Каляев взорвал карету с великим князем Сергеем Александровичем, дядей императора.

Осенью 1906 года боевая организация распущена  и заменена летучими боевыми отрядами. Таким образом, террор приобрёл децентрализованный характер. Количество террористических актов резко возросло.

Эсеры активно  участвовали в подготовке и проведении революционных выступлений в  городе и деревне, в армии и  на флоте (московское декабрьское вооруженное  восстание, выступления в Кронштадте и Свеаборге летом 1906 года).

Эсеры активно  участвовали в организации профессиональных политических союзов. Они успешно  вели работу во Всероссийском крестьянском союзе, Всероссийском железнодорожном  союзе, Почтово-телеграфном союзе, Союзе  учителей. Эсеры участвовали в  работе Советов рабочих депутатов (в столичном их было 92, в московском — 21). Они пользовались влиянием В Екатиринославском, Николаевском, Одесском, Саратовском, Харьковском, Севастопольском и других советах.

    Неприязнь к западному либерализму  и конституционализму, сложившимся  государственным институтам, самодержавию  отчетливо прослеживается в русском анархизме. Наиболее известные представители анархизма М.А. Бакунин (1814-1876) и П.А. Кропоткин (1842-1921) исходили из тезиса: государство есть зло, поскольку мешает естественному существованию людей. Анархия, по М.А. Бакунину, - это “вольный союз земледельческих и фабричных рабочих товариществ, общин, областей и народов и, наконец, в

Идеологи анархизма и, прежде всего, П.А.Кропоткин (1842-1921) и М.А.Бакунин (1814-1876) исходили из тезиса о том, что государство есть зло, поскольку мешает естественному существованию людей и представляли идеалом общественного развития самоуправляющееся анархическое социалистическое общество.

Михаиил Александрович Бакунин — русский мыслитель, революционер, анархист, панславист, один из идеологов народничества. С 1840 Михаил Бакунин стал жить за границей.

Бакунин считал люмпен-пролетариат, то есть те некультурные рабочие массы главной движущей силой своих идей, а главным способом пропаганды среди этих масс он считал систему постоянных мелких восстаний и бунтов, аграрных волнений и т. п., называя это пропагандой фактами.

В 1843 году Бакунин устанавливает связи  с германскими и швейцарскими революционерами-коммунистами (в частности  на мировоззрение Бакунина сильное  влияние оказал его знакомый того периода Вильгельм Вейтлинг — радикальный революционер коммунист), о чём вскоре становится известно русскому правительству. На требование правительства вернуться в Россию он ответил отказом.

В июне 1848 года Бакунин принял активное участие  в Пражском народном восстании («Святодуховское» восстание, усмиренное войсками), на которое он попал, прибыв первоначально в Прагу на Пражский славянский съезд.

После подавления восстания в Праге Бакунин  бежал в Германию, где продолжал  поддерживать свои славянские связи  и издал по-немецки «Воззвание к славянам», направленное против германизаторских стремлений франкфуртского парламента. В этом воззвании он ставит целью европейского революционного движения «учреждение всеобщей федерации европейских республик».

В мае 1849 года он стал одним из руководителей  восстания в Дрездене. После подавления восстания Бакунин, бежал в Хемниц, где был арестован.

Преемником Бакунина в роли ведущего идеолога анархизма стал П.А. Кропоткин, который сосредоточился на теоретической разработке идеала будущего анархического общества, обобщенного им в книгах «Хлеб и воля» (1892) и «Поля, фабрики и мастерские» (1899). Кропоткин пошел дальше коллективизма Бакунина и разработал идеологию анархо-коммунизма.

 П.А. Кропоткин называл идеал будущего устройства общества “анархическим коммунизмом”, под которым он понимал вольный союз самоуправляющихся общин. В основе такого союза должны лежать, по его мнению, свободные взаимосоглашения людей, над которыми не довлеет никакая верховная центральная власть. Анархисты резко критиковали идеи государственного социализма, подчеркивали развращающее влияние власти на личность, требовали справедливости и уважения прав и свобод индивида. Именно эта критика определяет их значимость в истории политической мысли России. 

Одним из последователей  анархизма на практике  был Нестор Махно — один из руководителей анархо-крестьянского движения в 1918 — 21 на Южной Украине в Гражданскую войну. Возглавляемое Махно выступало под лозунгами “безвластного государства”, “вольных советов”, вело вооруженную борьбу против германских войск, белогвардейцев, а затем и против советской власти. Движение ликвидировано Красной Армией. Махно в 1921 эмигрировал.

С конца  августа — начала сентября 1906 г. член «Кружка молодёжи Украинской группы хлеборобов анархистов-коммунистов», действовавшей в Гуляйполе.

В июне 1917 по инициативе Махно на предприятиях села установлен рабочий контроль, в июле при поддержке сторонников  Махно разогнал прежний состав земства, провёл новые выборы, стал председателем  земства и одновременно объявил  себя комиссаром Гуляйпольского района. В августе 1917 по инициативе Махно  при Гуляйпольском Совете рабочих  и крестьянских депутатов создан комитет батраков, деятельность которого направлена против местных помещиков; в том же месяце избран делегатом  губернского съезда Крестьянского  союза в Екатеринославе.

Летом 1917 г. Махно возглавил «комитет по спасению революции», разоружил помещиков  и буржуазию в районе. На районном съезде Советов (середина августа 1917 г.) избран председателем и вместе с  другими анархистами призвал  крестьян игнорировать распоряжения Временного правительства и Центральной  Рады, предложил «немедленно отобрать церковную и помещичью землю  и организовать по усадьбам свободную  сельскохозяйственную коммуну, по возможности с участием в этих коммунах самих помещиков и кулаков».

В начале апреля 1918 г. после захвата Екатеринослава и прилегающего района австро-германскими  войсками, организовал вместе с группой  соратников отряд, сражался против кайзеровских войск и правительства Украинской Державы. После отступления и  расформирования отряда в Таганроге  принял участие там же в конференции  анархистов (конец апреля 1918 г.). 1 сентября 1919 г. 

Махно провозгласил создание «Революционной повстанческой  армии Украины (махновцев)». 15 сентября 1919 г. махновцы в очередной раз  заняли Екатеринослав. 20 октября 1919 г. на заседании Реввоенсовета армии и съезде крестьянских, рабочих и повстанцев в Александровске Махно выдвинул программу действий, сводящуюся к созданию самостоятельной крестьянской республики в тылу деникинских войск. Программа Махно предусматривала отмену диктатуры пролетариата и руководящей роли коммунистической партии и передачу власти беспартийным «вольным Советам», организацию «третьей социальной революции» для свержения большевиков и установления народной власти, ликвидацию эксплуатации крестьянства, защиту деревни от голода и политики военного коммунизма, установление собственности крестьянских масс на землю.

Личность  Махно и его идеи были популярны  среди крестьянства.

В XX веке в России многие десятки миллионов людей заплатили своей жизнью за идеологию революционно- политического радикализма.

Различные слои и сословия русского общества были безжалостно  истреблены как «классовые враги», почти вся старая традиционная Россия погибла.

 

 

 

Глава 3. Политический радикализм на современном этапе

        развития общества

 В 90-е годы прошлого  века наступила эпоха либерально- демократического радикализма, которая  в нашем обществе пришла на  смену марксизму- ленинизму. Радикальная  либерализация обернулась для  страны обнищанием народа. Как  реакция на нынешнее положение  народа и страны, пережившей в  90-е годы либеральный беспредел, родился новый, современный национально-патриотический тип русского радикализма.

В отличие от прежнего левого радикализма, который в течение двух столетий доминировал в России, современный радикализм — правый. Сегодня в патриотическом и православном общественном движении правый радикализм растет и процветает. Он набирает силы не по дням, а по часам, начинается массовое заражение идеями и духом радикализма. Если ты радикал — значит, ты настоящий патриот, ты действительно православный и борец за истину и правду, ты почти святой подвижник! Сегодня действует правило: чем радикальнее, тем истиннее. Снова, как и раньше, нынешний радикализм вновь зовет к новой, теперь уже не левой, а правой «национальной революции» как единственному пути к «спасению» России и русского народа. В одном из манифестов современного радикализма с символическим названием «Не мир, но меч» автор прямо декларирует ее: «А полная правда такова: каждый из нас — редактор ли он, публицист или шофер такси, должен для себя ясно и недвусмысленно решить — идет он на священную войну за освобождение русского народа от вражеской оккупации или нет».

Третьей эпохе  русского радикализма мы были все свидетели в 90-е годы прошлого века. Это так называемый демократический радикализм, который породил либеральный беспредел, разгром и расчленение страны.

Не успело наше общество прийти в себя от последствий либерально-демократического радикализма 1990-х годов, как появился новый, современный тип радикализма. В отличии от прежнего левого радикализма, который доминировал в течение двух столетий, современный радикализм – правый.

Сегодня в патриотическом движении радикализм процветает, он набирает силы не по дням, а по часам, начинается массовое заражение идеями и духом радикализма. Если ты – радикал, то значит ты – настоящий патриот, ты действительно борешься за истину и правду, ты – почти святой подвижник! Сегодня чем радикальнее, тем истиннее!

Снова как раньше радикализм готовит  новую теперь уже "национальную

революцию", как единственный путь к спасению России и русского народа.

Автор книги "Не мир, но меч", представляющей собой манифест современного радикализма, прямо декларирует ее. "А полная правда такова сегодня: каждый из нас – редактор ли он, публицист или шофер такси должен для себя ясно и недвусмысленно решить – идет он на священную войну за освобождения русского народа от вражьей оккупации или нет".

Характерной особенностью современного радикализма является стремление

во чтобы то ни стало соединить религию и революцию, освятить "истинным

православием" и санкционировать  национальную революцию. Современные

ультра-православные идеологи радикализма  пишут о том, что якобы к

экстремизму и революции нас  призвал сам Христос. "К православному

экстремизму призвал нас сам Господь, сказав: теперь продай одежду твою

и купи меч", – пишет К.Душенов в книге "Не мир, но меч". "Православными

экстремистами, – утверждает он, –  были все без исключения угодники

Божии, мученики и бессеребренники, преподобные и юродивые. Думаю, что

не будет преувеличением сказать, что от века до ныне вход в Рай, в

Царствие Небесное, в вечную и  блаженную жизнь возбранен всем, кроме

православных экстремистов".

 

Современный политический радикализм выступает чаще всего в своей  крайне опасной форме- терроризме. Причём терроризм уже выходит за рамки  одного государства, становясь глобальной проблемой человечества. Современный терроризм характеризуется интеграцией отдельных террористических организаций в более крупные структуры на религиозной, этнической, идеологической основах. Как правило, эти структуры прекрасно организованны, используют современные средства связи для координации своих действий, имеют надёжные источники финансирования и поставщиков оружия. Современный терроризм несёт идею глобальной децентрализации, первый этап которой уже завершился с распадом после Второй Мировой войны крупных колониальных держав. Но если во главе первого этапа стояли национально- освободительные движения, то во главе второго, сутью которого фактически является расчленение крупных государств на множество мелких автономных образований, стоят как раз радикальные террористические организации. Для многих стран, в т. ч. для России, терроризм уже стал фактором внутренней и внешней политики: ужесточается антитеррористическое законодательство, растут расходы на содержание силовых структур, проводятся полицейские и военные операции, делаются попытки организовать международное сотрудничество, цель которого обмен информацией и опытом по борьбе с различными формами экстремизма.

Информация о работе Политический радикализм в России: традиции и современность