Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2010 в 16:15, реферат
Внешняя и внутренняя политика Александра 1.
Внутренняя политика
Александра 1: от либеральных идей
М.М. Сперанского до «военных поселений»
А.А. Аракчеева.
Александр 1 –
одна из самых загадочных и противоречивых
фигур в истории нашего государства.
Он жил и царствовал в сложное
и во многом – переломное для судеб
мира время. Заложенные просвещенным веком
Екатерины 2 и Ф. Лагарпом передовые идеи
и высокие мысли оставили в душе царя неизгладимый
след. Однако осуществить их на практике
Александру 1 не удалось.
Первенец
наследника престола Павла родился
12 декабря 1777 года. В самом начале жизненного
пути его личность была деформирована
обстоятельствами, сложившимися в царской
семье. Постоянная необходимость приспосабливаться
одновременно и к вольным нравам екатерининского
двора и к строгим порядкам, установленным
Павлом в Гатчине, вносила полный разлад
в душу мальчика, а потом и юноши.
Образование
Александра, начавшись в детстве
под непосредственным
Трагические обстоятельства
Первые шаги нового императора
оправдали надежды российского
дворянства. « Дней Александровых
прекрасное начало»,2 - так
в последствии охарактеризовал начало
правления молодого государя А.С. Пушкин.
В манифесте о восшествии на престол Александр
1 заявил, что
______________________________
История России в портретах / Под ред. З.Н. Тетеркиной – Смоленск: 1997, с.14
Буганов ВИ. Зырянов
П.Н. История России – М.: 2001, с.126
будет править
«по законам и по сердцу своей
премудрой бабки»1 и принял ряд
решений в либеральном духе: были
амнистированы лица, репрессированные
при Павле, разрешена деятельность
частных типографий и ввоз книг из-за
границы, подтверждены Жалованные грамоты
дворянству и городам, ослаблена цензура.
Но при всем своем либерализме Александр
не спешил идти на ограничение самодержавия
и отверг конституционные проекты П.А.
Зубова, П.А. Палена. Вместо этого появился
указ об учреждении Непременного совета
– законосовещательного органа при государе.
Практическое значение Непременного совета
было невелико. Основная работа по подготовке
преобразований сосредоточилась в Негласном
комитете. В его состав вошли «молодые
друзья» императора – В.П. Кочубей,
П.А. Строганов, А.А. Чарторыйский и Н.Н.
Новосильцев. Основными вопросами, обсуждавшимися
на заседаниях комитета, стали укрепление
государственного аппарата, крестьянский
вопрос и система образования.
После
рассмотрения в Негласном комитете в 1802
году была проведена реформа высших государственных
учреждений. Вместо коллегий были учреждены
восемь министерств: военное, военно-морское,
внутренних дел, иностранных дел, финансов,
коммерции, народного просвещения и юстиции.
Руководители этих ведомств составляли
Комитет министров.
В
крестьянском вопросе
Более
успешными оказались реформы в области
образования. В 1803 году было утверждено
новое положение об устройстве учебных
заведений. Руководить созданием единой
системы образования было призвано министерство
народного просвещения.
С 1803 года значение Негласного
комитета стало падать. Вскоре кружок
прекратил деятельность. Для продолжения
реформ Александру 1 требовались новые
люди. Одним из таких людей стал А.А. Аракчеев.
О сыне небогато и незнатного
помещика Алексее Андреевиче
Аракчееве современники почти единодушно
отзывались нелестно. Обличались его грубость,
трусость, невежество, жестокость. Но для
царя Аракчеев обладал рядом ценных качеств:
он неукоснительно выполнял царскую волю,
был подобострастен и учтив. К тому
же, он отличался работоспособностью и
организованностью. В 1803 году Аракчеев
– инспектор всей артиллерии, в 1807 – состоит
при Александре 1 с правом
1. Заичкин И.А.
Почкаев И.Н. Русская история
от Екатерины Великой до
издавать от
его имени указы, в 1808 – военный министр,
обладающий огромной властью и
ревностно охраняющий престол от дворянского
заговора. Основным направлением деятельности
Аракчеева было военно-полицейское, а
для разработки плана дальнейших реформ
необходим был другой человек. Им стал
М.М. Сперанский.
Происходивший
из семьи сельского священника Михаил
Михайлович блестяще окончил духовную
академию и за 4 года сделал стремительную
карьеру. В 1807 году император приблизил
Сперанского к себе и сделал основным
советником и помощником. В 1809 году
Сперанский подготовил план преобразований
– «Введение к уложению государственных
законов». По этому проекту основой государственного
устройства России должен был стать принцип
разделения властей. В качестве законосовещательного
органа власти предполагалось создать
Государственную думу, исполнительную
- сосредоточить в министерствах, а
высшим органом судебной становился Сенат.
Вершиной государственной системы, связующим
звеном между императором и тремя ветвями
власти должен был стать Государственный
совет – совещательный при государе.
Население
России предполагалось
Преобразования
начались с реформирования государственного
аппарата. В 1810 году вместо Непременного
был создан Государственный совет в составе
35 высших сановников. Началась реорганизация
министерской системы: все министерства
имели единообразную структуру и действовали
на принципах единоначалия.
Деятельность Сперанского
Внешние
события 1812-1815 годов отодвинули
внутриполитические проблемы
Реформаторские намерения
Последние годы правления
Последние годы царствования
Александра были мрачными для
страны и тягостными для
Александр 1 хотел реформировать страну,
имея конечной целью отмену крепостного
права, введение правовой системы и конституции.
Либеральные идеи не были для него пустым
звуком. Однако положение абсолютного
монарха объективно препятствовало систематическому
проведению реформ в жизнь. Справедливо
утверждение некоторых современников
о значительной доле мечтательности и
отвлеченности от реальной жизни Александра
1. Ограничен был и круг лиц, на которых
мог опереться царь. Невежественность,
социальный эгоизм дворянства, групповые
интересы высшей аристократии, пассивность
народных масс стояли мощным препятствием
на пути реформ. Поэтому реформаторские
усилия царя не завершились коренными
изменениями в социально-экономическом,
политическом, гражданском строе России.
Самодержец оказался слабее самодержавия.
Реформы Александра
I
Александр I занял
престол в возрасте 23 лет. Он был подготовлен
к своей венценосной роли и имел сложившиеся
представления об управлении страной.
Взгляды Александра I отличались гуманистической
направленностью, чему способствовали
его учителя: русский священник-протоиерей
Самборский А. А. и швейцарский просветитель
Лагарп Ф. Оба они стремились пробудить
у будущего императора чувства правды,
справедливости, сострадания к ближнему.
Первые дни царствования Александра I
ознаменовались большими милостями: тысячи
людей, подвергшихся гонениям при Павле
I, были возвращены из ссылок, многие др.восстановлены
в гражданских правах. Ярким явлением
начала царствования Александра I стало
создание 22 МЙ 1801 "Негласного комитета".
Члены "Негласного комитета" были
людьми образованными, способными оценить
свежую мысль, высказать полезные идеи,
но систематический труд был не для них.
Поэтому в качестве исполнителя общего
замысла реформ был привлечён тогда ещё
малоизвестный Сперанский М.М., который
постепенно стал ключевой фигурой при
подготовке проектов.Значение Сперанского
М.М. особенно возросло с 1807, когда распался
"Негласный комитет". Впоследствии
из членов комитета лишь Кочубей В.П. играл
видную государственную роль как при Александре
I, так и при Николае I. Придерживаясь либеральных
взглядов, Кочубей В.П. проявлял большую
государственную мудрость. Неуклонно
проводя либеральный курс, он мастерски
мог нейтрализовать интриги, сохраняя
тем самым себя и близких ему людей для
дальнейших действий. При тесном взаимодействии
Сперанского М.М. и Кочубея П.В. были проведены
почти все реформы первых лет царствования
Александра I.
Вершиной политического
творчества Сперанского М.М. стал конституционный
проект 1809 под названием "Введение
к уложению государственных законов".
Проект предполагал установление в России
конституционной монархии с разделением
властей на законодательную, исполнительную
и судебную. Парламентский орган впервые
в русской политической практике был назван
Государственной думой. Высшей законодательной
палатой объявлялся Государственный совет.
Ряд государственных органов сохраняли
свои прежние названия, но их функции существенно
изменялись. В основу избирательной системы
был положен не сословный принцип, а имущественный
ценз, т.е. владение имуществом. Формально
проект не затрагивал крепостного права,
но созданная Сперанским М.М. правовая
система не оставляла для него места. Проект
Сперанского М.М. содержал в себе большую
политическую силу, и поэтому почти столетие
он держался в секрете и в полном виде
стал известен только в н.XX в. Сперанскому
М.М. и тем более Александру I было ясно,
что разом внедрить новую государственную
систему невозможно: слишком сильно было
влияние консервативных кругов общества.
Поэтому план стал внедряться по частям.
Началу перемен положило учреждение министерств
вместо прежних петровских коллегий, изрядно
устаревших за прошедшее столетие. Министерства
были учреждены 8 СН 1802, но первоначально
они мало что изменили, т.к. сохранился
чиновничий аппарат из коллегий. Только
после появления общего плана Сперанского
М.М. в 1811 министерства обрели окончательную
структуру исполнительной власти.
Следующим шагом
в реализации плана преобразований
стало создание Государственного совета,
торжественное открытие которого состоялось
1 ЯН 1810. Он был создан как законосовещательный
орган, без мнения которого ни один закон
не мог вступить в силу. С некоторыми изменениями
Государственный совет просуществовал
до 1917.
Реализация принципа
разделения властей не могла не затронуть
старейший государственный орган - Сенат.
Рядом указов Сенат освобождался от выполнения
законодательных и административных функций.
Он превращался в государственный орган,
осуществляющий публикацию законов, надзор
за законностью и судебную власть. В результате
этих преобразований Россия сделала важный
шаг в направлении верховенства закона
над властью.
Понимая пагубность
для России крепостного права, Александр
I и его советники разработали план постепенной
его ликвидации. Первым звеном этого плана
стал указ от 20 ФВ 1803 о вольных хлебопашцах.
Согласно указу, помещики получали право
отпускать на волю своих крепостных и
наделять их землёй. По этому указу в период
царствования Александра I было отпущено
на свободу относительно немного крестьян,
чуть более 40 тыс. Его главное значение
заключалось в др.: создавался юридический
прецедент. Отныне по указу крестьяне
получали право стать не только свободными,
но и собственниками земли. Не случайно
поэтому 19 ФВ 1861 в документах об отмене
крепостного права делалась ссылка на
указ о вольных хлебопашцах. В первой четв.XIX
в. были осуществлены ограничения крепостничества:
прекратились раздачи имений сановникам,
запрещалось делать объявления о продаже
крепостных без земли, вводились принудительные
меры по отношению к помещикам, жестоко
обращавшимся с крестьянами. В Прибалтике
было проведено личное освобождение крепостных
крестьян, но без земли.