Политика царизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 19:54, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является раскрытие сущности внутренней политики российского правительства в первой половине XIX в. в области государственного управления белорусскими губерниями.
Задачами исследования является рассмотрение влияния политики царизма Российской империи в первой половине XIX в. на территории Беларуси на: 1. Административно-государственные преобразования. 2. Социально-экономическое развитие.
3. Общественно-политическое движение. 4. Культуру.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. АДМИНИСТРАТИВНО-ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ. 4
2. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ. 11
3. ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ. 17
4. КУЛЬТУРА. 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
ПРИЛОЖЕНИЯ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32

Работа состоит из  1 файл

политика царизма.doc

— 191.50 Кб (Скачать документ)

Содержание

 

 

 

 

Введение

История внутренней политики российского правительства в белорусских губерниях в первой половине XIX в. исследована в отечественной историографии недостаточно: отсутствует детальное рассмотрение политики самодержавия в области административно-государственных преобразованиях, социально-экономического развития, а также общественно-политических движениях. Имеющиеся пробелы в историографии могут послужить основанием для появления ошибочных интерпретаций содержания политики российского правительства в первой половине XIX в., существенно повлиявшей на сложное национальное и государственное развитие белорусского народа в составе Российской империи.

Целью данной курсовой работы является раскрытие сущности внутренней политики российского правительства в первой половине XIX в. в области государственного управления белорусскими губерниями.

Задачами исследования является рассмотрение влияния политики царизма Российской империи в первой половине XIX в. на территории Беларуси на:

1. Административно-государственные преобразования.

2. Социально-экономическое развитие.

3. Общественно-политическое движение.

4. Культуру. 

Объектом исследования является внутренняя политика российского правительства в белорусских губерниях в первой половине XIX в.

Предметом исследования являются изменения в административно-государственной системе, социально-экономическом развитии и общественно-политических движениях.

 

 

1. Административно-государственные преобразования.

После присоединения  Беларуси к России, имперское правительство начало проводить политику, направленную на нивелировку местных особенностей, имевшую конечной целью сближение и слияние с собственно русскими регионами. На присоединенные земли было распространено административно-территориальное деление на губернии и уезды. В соответствии с реформой 1802 г. на территории Беларуси создавалось пять губерний: Витебская, Могилевская, Минская, Виленская и Гродненская. В 1807 г. по условиям Тильзитского мира к России отошли Белосточчина (с 1843 г. в составе Гродненской губернии). Самодержавие, учитывая пограничное расположение Беларуси, а также напряженное политическое и социальное положение, создало здесь генерал-губернаторства: Белорусское (1772 — 1856 гг.), в которое вошли Витебская и Могилевская губернии, Литовское (Виленское) (1794 — 1912 гг.), в которое входили Минская, Гродненская и Виленская губернии. Губернии делились на уезды (примерно по 20-30 тыс. населения в каждом). Генерал - губернаторы фактически обладали неограниченными полномочиями. Один из них — граф Чернышев — свое всевластие подчеркивал даже специальным троном. Власть генерал-губернаторов опиралась на мощный административный, военно-политический аппарат.

Население белорусских земель на протяжении месяца после опубликования указа правительства о включении в состав России приводилось к присяге. Те, кто отказывался присягнуть, должны были в трехмесячный срок выехать за границу, распродав недвижимое имущество. Основным действующим законодательным документом в области гражданского права оставался Статут Великого княжества Литовского 1588г., так как царские власти не решались проигнорировать коренные отличия государственно-правового положения населения белорусских земель. Местные жители (шляхта) имели возможность занимать различные административные должности, но ведущую роль в управлении краем занимали ставленники имперского центра.

В отношении к разным социальным группам общества новая власть проводила разную политику. Шляхте, присягнувшей царскому правительству, давались все права российского дворянства. Но правительство ликвидировало самостоятельность магнатов, лишило их права иметь свои войска, крепости, ограничила самоуправство шляхты. В целях укрепления своей социальной базы в присоединенных к России землях царизм проводил здесь политику насаждения русского землевладения. Царское правительство раздавало имения с крестьянами русским помещикам, крупным военным чинам и чиновникам. Отдавались староства и королевские экономии, секвестрированные имения магнатов и шляхты, которые выехали за рубеж, и владения некоторых ликвидированных монастырей. Крупнейшими владельцами стали князь Г.А. Потемкин, который получил Кричевское староство с 14274 крепостными, граф П.А. Румянцев-Задунайский, который стал собственником 11195 крепостных в Гомельском старостве, А.В. Суворов получил 7тыс. крестьян в Кобринской волости Брестской экономии и др. Всего на территории Беларуси Екатерина II и Павел I пожаловали в наследственное владение 200 тыс. ревизских (мужских) душ, как крепостных, так и бывших государственных крестьян. [9, c.155]

На белорусские города было распространено положение «Жалованной грамоты городам» 1785 г. Действием магдебургского права было отменено. Для руководства хозяйственной деятельностью городов из представителей городских сословий избиралась дума. Купечество получило право на гильдейскую организацию. Многочисленное еврейское население указом 1794 г. попало под действие закона о черте оседлости в пределах Белорусского генерал-губернаторства и части украинских губерний. С 1795 г. сельских евреев было приказано переселить в города. С 1827 г. вместо денежного налога на евреев была распространена воинская повинность. 19 декабря 1844 г. вышел указ о ликвидации органов общинной автономии кагалов и подчинении евреев общим городским и уездным властям. Переступить эту черту разрешалось тем евреям, которые имели высшее образование, переходили в другую веру, ремесленникам, купцам первой гильдии.

Положение крестьян Беларуси почти  не изменилось. На них была распространена российская налоговая система, которая сменяла подымный (хозяйственный) на подушный налог. Вначале, учитывая слабую платежеспособность и необходимость приспособления крестьян к новой налоговой системе, они получили льготы по уплате подушных налогов. Из политических соображений и хозяйственной необходимости с 1797 г. на протяжении 10 лет во всех губерниях Беларуси подушный налог с крестьян собирался в размере наполовину меньшим, чем в русских губерниях. В дальнейшем крестьянство Беларуси было поставлено в одинаковые условия с крестьянами других губерний России. [6, c.201]

В конфессиональной сфере власти придерживались, в основном, обещаний, данных во время разделов Речи Посполитой. Правда, были приняты меры, которые препятствовали католическому и унитарному духовенству склонять в свою веру православных. Во время борьбы с восстанием во главе с Костюшко Екатерина II посчитала необходимым укрепить позиции православия переводом туда униатов (указ 22 апреля 1794 г.). В православие перешло 1,5 млн. человек. При преемнике Екатерины II многие из “воссоединенных” перешли в унию. Католическая церковь утратила свое господствующее положение в Беларуси, хотя в соответствии с дарственной грамотой Екатерины II 1774 г. учреждалась Белорусская католическая епархия. Земельные владения костелов и католических монастырей сохранялись.

Присоединение к России создало условия для включения территории Беларуси в общероссийскую государственную систему, оказало воздействие на все отрасли экономики, стало во многом определяющим для дальнейшей хозяйственной специализации. Создавались новые мануфактуры (полотняные, парусиновые, канатные, суконные и др.), в Кричеве была заложена судоверфь, строившая суда для Черноморского флота. В сельском хозяйстве происходило увеличение посевных площадей, в том числе под технические культуры. Сбыт сельскохозяйственных продуктов стимулировался отменой пошлин на их продажу, ликвидацией внутренних таможен. Расширились торговые связи с русскими городами. Активизация торговли способствовала реконструкции старых и строительству новых дорог. Включение белорусских земель в Российскую империю вело к искоренению на присоединенных землях традиций средневековой государственности, хотя расширяло и укрепляло крепостное право. Было положено начало переориентации экономической, политической и культурной жизни Беларуси на Восток. [14, c.184]

Система судебных учреждений ВКЛ сформировалась в XVI в. В ее составе особое место занимали независимые от администрации сословные шляхетские суды, земский и подкоморский, все члены которых избирались на поветовых сеймиках представителями местного высшего сословия. Анархия, царившая во второй половине XVIII в. в деятельности государственных учреждений Речи Посполитой, в полной мере охватила и судебную систему. Борьба магнатов за продвижение своих кандидатов на выборах превращает голоса мелких шляхтичей в «разменную монету» в чужой игре.

В результате трех разделов Речи Посполитой территория Беларуси вошла в состав Российской империи. Новая власть сохранила систему  судебных учреждений на присоединенных землях. Все суды продолжали руководствоваться в своей деятельности Статутом Великого Княжества Литовского 1588 г. Дела рассматривались на польском языке [15, т.21]. Росийсское законодательство употреблялось только в случае “недостатка” в Статуте [15, т.19 №13977 п.1,2]. Апелляции на решения Главного суда подавались в Сенат в месячный срок после принятия решения. Таким образом, положение Литовского трибунала в системе судебных учреждений изменилось, так как в Речи Посполитой его решения были окончательными.

Как и ранее, судебные учреждения были независимы от администрации, теперь уже российской. Существование независимого от самодержавия суда не соответствовало эпохе абсолютной монархии. Но на это были свои причины. Во-первых, российское самодержавие стремилось обеспечить лояльность, а ещё лучше поддержку местного дворянства. Во-вторых, российские власти были просто не в состоянии быстро унифицировать судебное дело, так как для этого не было ни средств, ни подготовленных людей. Так, в конце 1772 г. генерал-губернатор М.Н.Кречетников просил графа З.Г.Чернышова направить в губернскую канцелярию переводчиков (двух по штату). Последний ответил, что “польских переводчиков рад бы я Вам дать, но тоже ещё никого не имею” [20, с.49].

Шляхта сохранила право  выбора всех чинов в земские, гродские, подкоморские суды, а также Главный Литовский Трибунал, но при новой власти выборы должностных лиц проходили таким же образом, как и во всей Российской империи в депутаты комиссии для сочинения проекта “Уложения”, то есть каждый выбирающий помещик должен был иметь не менее 10, а выбираемый 20 крестьян мужского пола [15, т.19, №13977, п.3]. В результате введения цензов значительное количество беспоместной шляхты не могло принимать участия в выборах.

Екатерина II распространила на высшее сословие белорусских губерний действие Жалованной грамоты дворянству 1785 г. Несмотря на то, что Жалованная грамота давала право каждому дворянину избирать и быть избранным, это право имело существенные ограничения на территории Беларуси. Во-первых, к выборам допускались только шляхтичи, присягнувшие на верность императрице, владеющие имениями в данном уезде или владеющие временно пожалованными староствами с условием, что время их владения окончится не ранее 3-летнего срока. Тот же, кто имел пусть даже и большие имения, но по праву закладному или арендному к участию в выборах не допускался [15, т.22, №15961]. Во-вторых, местные дворяне, которые не служили на российской службе или, не достигнув прежде отставки звания обер-офицерского, получили иностранные ордена или чины, лишались права голоса [15, т.23, №17075]. Если учесть, что ещё в 1773 г. для местных дворян был установлен имущественный ценз, о чём уже говорилось выше, то в результате таких мероприятий огромное количество мелкой шляхты было лишено активного и пассивного избирательного права. В 1789 г. в состав избирателей Полоцкого, Дриссенского, Витебского и Городокского уездов Полоцкого наместничества входило только 219 дворян. Не было допущено до участия в выборах около 80% мелкопоместной шляхты [1, с.51-54].

В марте 1800 г. было разрешено  в присоединенных от Польши губерниях допустить к дворянским выборам даже беспоместных шляхтичей, в частности, окольных (которые “образом жизни ничем не отличались от крестьян”), так как некоторые выборные должности оставались незанятыми. Такое решение существенно расширяло круг лиц, участвовавших в выборах. Вместе с тем в соответствии с ноябрьским указом 1800 г. дворянство избирало только председателей, депутатов, поветовых маршалов и хорунжих в главный Литовский суд. На места же земских комиссаров, заседателей и прочие должности в нижние земские, городские и подкоморские суды назначались правительственные чиновники [15, т. 26, №19628]. Ограничение круга лиц, выбираемых дворянством в судебные учреждения, приводит нас к выводу о снижении роли дворянства белорусских губерний в деятельности судебных учреждениях в царствование Павла I.

Официально провозглашенное  при вступлении на престол новым  императором Александром I возвращение к политике “премудрой бабки” нашло отражение и в законодательстве о выборах. В мае 1802 г. предписывалось проведение выборов в соответствии с правилами, определёнными в Учреждениях о губерниях [15, т.27, №20273]. Это постановление уже в июне было конкретизировано разрешением допускать к выборам в Виленской, Гродненской, Минской, Подольской, Киевской губерниях дворян, не имевшим обер-офицерские чины (одно из требований Жалованной грамоты) [15, №20288]. Смягчение общероссийского законодательства, тем не менее, было ограничением для белорусского дворянства. Напомним, что в 1800 г. к выборам допускались “все вообще, даже беспоместные шляхтичи” [15, т.27, №20288]. Отмена разрешения была вызвана тем, что на последних выборах именно беспоместные шляхтичи явились причиной беспорядков и замешательств.

В 1817 г. был расширен круг лиц в белорусских губерниях, которые могли принимать участие в выборах. К ним допускались даже лица не записанные в родословную книгу [16, т.34, №27170]. Принятие такого решения объяснялось истреблением во время войны 1812 г. многих документов и трудностью в предоставлении документов из бывших польских архивов, отошедших в ведение иностранных государств. В связи с этим, записанных в родословную книгу было недостаточно для замещения вакантных должностей. Правда, было оговорено, что действие принятого решения распространяется только на три года [16, т.34, №27170]. Однако следующие выборы проводились по такому же положению [16, т.36, №27932].

В 1823 г. по-прежнему разрешается  участие в выборах нечиновных дворян, которые уже служили по выборам с одобрения начальства [16, т.38, № 29346]. В очередной раз строго объявлялось, что разрешение дано решительно в последний раз, и если по истечении трёхлетия не окажется достаточного числа чиновных дворян к замещению должностей, то их займут чиновники от короны. Однако в январе 1826 г. вновь допускается участие в выборах нечиновных дворян: а) имевших ордена; б) выслуживших три трёхлетия.

Информация о работе Политика царизма