Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 19:54, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является раскрытие сущности внутренней политики российского правительства в первой половине XIX в. в области государственного управления белорусскими губерниями.
Задачами исследования является рассмотрение влияния политики царизма Российской империи в первой половине XIX в. на территории Беларуси на: 1. Административно-государственные преобразования. 2. Социально-экономическое развитие.
3. Общественно-политическое движение. 4. Культуру.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. АДМИНИСТРАТИВНО-ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ. 4
2. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ. 11
3. ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ. 17
4. КУЛЬТУРА. 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
ПРИЛОЖЕНИЯ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32
В Беларуси получило определенный
отклик и поддержку движение декабристов.
Декабристы, в свою очередь, следили
за развитием польского
В 1823 г. филомат М. Рукевич создал в местечке Брянск Белостокского уезда тайное общество декабристского типа «Военные друзья», в котором одну из главных ролей играл капитан К. Игельстром. Оно объединяло офицеров литовского корпуса, местных чиновников, шляхтичей, учащуюся молодежь. Состояло общество из трех ступеней. В первую («Военные друзья») входили руководители общества и офицеры, во вторую («Согласие») — гражданские лица, в третью («Заряне») — учащиеся Свислочской и Белостокской гимназий. 24 декабря 1825 г. общество «Военных друзей» сорвало церемонию присяги на верность Николаю I. Попытка восстания была пресечена, а ее организаторы арестованы. В феврале 1826 г. в Бобруйске во время смотра полка прапорщик С. Трусов, обнажив шпагу перед солдатским строем, «поносил государя императора и всю августейшую фамилию» и призвал с оружием в руках выступить за свободу, против царя-тирана. Однако поднять солдат на восстание не удалось.
В ответ на эти события в Беларуси царское правительство Николая I начало проводить репрессивную политику. У всех чиновников стали брать подписку о политической благонадежности и не принадлежности к тайным обществам. Ряд охранно-полицейских мер был предпринят по отношению к учебным заведениям. Однако общественно-политическое движение подавить не удалось.
В ноябре 1830 г. в Варшаве началось шляхетское восстание, руководители которого ставили основной целью восстановление Речи Посполитой в границах 1772 г. Подготовку восстания в Беларуси осуществляли польская и ополяченная шляхта, польская интеллигенция, студенты, чиновники, офицеры-поляки, католическое и униатское духовенство, эмиссары Королевства Польского. В начале 1831 г. для подготовки восстания в Беларуси был создан Виленский Центральный повстанческий комитет, который оказался малодейственным и нерешительным. Общего руководства восстанием в Беларуси не было, оно проходило раздробленно, по поветам. Крестьяне и мещане не желали идти в повстанческие отряды, так как и речи не шло о решении их социальных проблем, к тому же активную пропагандистскую деятельность вели царские власти, которые обещали освобождение из-под власти помещиков-повстанцев. Всего в северо-западных поветах Беларуси насчитывалось около 10 тысяч повстанцев. [5, c.222]
На территории Беларуси значительных военных действий не было, хотя российским войскам и пришлось отбивать у повстанцев Свентяны, Дисну, Вилейку, Ошмяны, Лепель. В конце мая повстанческие отряды в Виленской и Минской губерниях были разгромлены. Военные действия вели только отряды, прибывшие из Польши под командованием Хлоповского и Гелгуда. Объединенные силы восставших 19 июня 1831 г. попытались захватить Вильно, но вынуждены были отступить. Летом 1831 г. отдельные выступления произошли в южных районах Беларуси, но в целом восстание пошло на спад и в августе практически было подавлено. Разгром восстания привел к отмене автономии Польши и Конституции 1815 г. Многие его участники были преданы суду. Имения шляхтичей конфисковывались. Многих участников восстания отдали в солдаты, выслали в Сибирь на поселение. На территории Беларуси (в современных границах) в 1837 г. были конфискованы 115 имений с 38544 крестьянами мужского пола.
Подавление восстания не смогло остановить общественно-политическое движение в Беларуси. Все более активную роль стали играть представители революционных демократов, выражавших интересы крестьянства и трудящихся города. Общественное движение приобретает социальную направленность, ставит задачи личного освобождения крестьян, свержение царизма. Новое поколение революционеров формировалось из разночинцев. Многие уроженцы Беларуси учились в Петербурге и других российских городах, участвовали там в тайных обществах и кружках, что оказывало влияние на их политическое сознание. С другой стороны, на политическую ситуацию в Беларуси продолжало оказывать влияние польское национально-освободительное движение.
Польская эмиграция не теряла надежды на возобновление вооруженной борьбы, как они считали, в «Русской Польше», т.е. в Беларуси. В 1833 г. представитель польских эмигрантов, уроженец имения Поречье Слонимского уезда М. Волович перешел границу с Россией и сформировал партизанский отряд из крестьян своей деревни. М. Волович был схвачен и приговорен к повешению. В 1838 г. публично был расстрелян еще один эмигрант Ш. Канарский, создатель и руководитель общества «Молодая Польша».
Студент Виленской медико-
Наряду с репрессиями российское правительство провело в Беларуси ряд политических и административных мероприятий, направленных на укрепление здесь своей власти, быстрейшее слияние западных губерний с собственно русскими губерниями под знаменем православия и единой русской народности. Конфискованные и казенные имения раздавались русским дворянам и чиновникам. В 1831 г. в Витебской и Могилевской губерниях было прекращено действие Статута Великого княжества Литовского 1588 г, а в 1840 г. он был отменен в Виленской, Гродненской и Минской губерниях (см. Приложение). Под руководством М. Сперанского вскоре была завершена подготовка «Сбора местных законов», который стал основой усиления российского влияния. Царь утвердил также постановление о переселении в Беларусь «выходцев из внутренних губерний, которые принесут с собой в сей край, чуждающийся России, наш язык, обычаи, приверженность русскому престолу». В населении Беларуси правительство видело только «поляков», пренебрегало белорусским крестьянством и белорусской культурой. Такому подходу способствовала позиция М. Муравьева, который сумел убедить правительство в необходимости борьбы с польским «духом края» и превращении его в русский дух. Хотя основанный в Петербурге из высших сановников Комитет по делам Западных губерний был ориентирован «уравнять западный край во всех отношениях с внутренними российскими губерниями», его деятельность носила административно-полицейский характер.
В целях предупреждения возможных шляхетских волнений был проведен так называемый «разбор шляхты», эта процедура представляла тотальную проверку документальных свидетельств о шляхетском происхождении. Те, кто не мог подтвердить свое происхождение, лишался дворянского звания и переводился в непривилегированные сословия: однодворцев — в сельской местности, граждан — в городах. Значительное число этих семейств было переселено в южные районы России.
Одним из важнейших направлений политики царизма была борьба против католической церкви. Власти пошли по пути уменьшения количества духовенства и подрыва его экономической базы. В 1832 г. был издан указ о ликвидации некомплектных (малочисленных) католических монастырей и передачи их имений в казну. В 1841 г, ссылаясь на то «как непристойно духовной особе отрываться от ее прямых священнических обязанностей», появился ряд указов о приеме в казну собственности всех имений высшего православного и иноверческого духовенства западных губерний. В 40-е годы секуляризация церковных владений была в основном завершена, в результате чего около 100 тыс. ревизских душ пополнили ряды государственных крестьян. Таким образом, церковь ставилась в большую зависимость от государства. [4, c. 301]
Важным элементом политической стабильности в регионе власти считали консолидацию белорусского населения под эгидой православия — опоры самодержавия. В 30-е годы власти склоняют на свою сторону высшее униатское духовенство во главе с епископом Иосифом Семашко. 12 февраля 1839 г. на соборе в Полоцке принимается решение о присоединении униатской церкви к русской православной. Ликвидация униатской церкви сопровождалась уничтожением ее литературы и других религиозно-культовых ценностей. На белорусских землях устанавливается господство русского православия. В 1840 г. царь распорядился не употреблять в деловых бумагах термины «белорусские» и «литовские» губернии, а перечислять их по названию. Вводилось название «Северо-Западный край» (см.Приложение).
4. Культура
После присоединения
белорусских земель к России национально-культурное
развитие Беларуси проходило в новых
условиях, связанных с формированием капи
Отличительной чертой развития культуры Беларуси было усиление в первой трети XIX в. ее полонизации. Это было обусловлено политикой императора Александра I, которая была направлена на становление польской государственности, и нашла поддержку среди польского магнатства и полонизированной шляхты. Польский язык был языком абсолютного большинства образованного населения, языком просвещения, литературы и театра. Особенно активно, до изгнания из России в 1820 г., действовали в этом направлении иезуиты. Они располагали рядом учебных заведений. Обучение в них велось на польском языке. Особенно активно действовала Полоцкая иезуитская коллегия, которой в 1812 г. указом царя была присвоена степень Академии.
Одновременно в Беларуси проводилась политика распространения русской культуры. Эта политика была осторожной при Екатерине II, либеральной при Александре I и жесткой и решительной во времена Николая I. Хотя ее острие было направлено против влияния польской культуры, она объективно сдерживала развитие белорусской. Белорусский язык квалифицировался как диалектный говор русского. Не одобрявшие политику русификации, за пределы Беларуси были высланы Я. Чечот, Б. Савич, на 25-летнюю службу определили П. Багрима и т.д.
Безусловно, культура Беларуси отражала социальную структуру общества. Составными частями ее были магнатская культура, поместно-дворянская культура средней и мелкой шляхты, культура мещан и населения городов и местечек, крестьянская культура. Конфессионная неоднородность населения приводила к культурной дифференциации по религиозному признаку и часто носила характер острого противостояния. По уровню развития, этнической направленности культура Беларуси в разных регионах имела отличительные черты.
В соответствии с реформой просвещения 1803 — 1804 гг. школьная система строилась по принципу единства и преемственности. В каждом губернском городе создавалась гимназия, в уездном городе — уездное училище, в деревнях — церковно-приходские школы. Все учебные заведения белорусских губерний вошли в состав Виленского учебного округа и стали подчиняться Виленскому университету, который осуществлял контроль за работой школ, его преподаватели готовили программы обучения, писали учебники. Кроме государственных, работали гимназии при католических и базылянских монастырях, которые давали среднее образование. Образование евреев, которые составляли почти половину городского населения Беларуси, осуществлялось в талмуд-торах, ходороимах и других учебных заведениях, которые содержались на деньги еврейских общин. В них дети изучали священные книги иудаизма под руководством раввинов. [9, c.165]
После восстания 1830 — 1831 гг. царское правительство меняет политику в области образования. 1 мая 1832 г. был закрыт Виленский университет (см.Приложение). В Вильно остается Медико-хирургическая Академия, созданная на базе медицинского факультета (работает до 1840 г.). Обучение во всех типах школ переводится на русский язык. Учителя, не владеющие русским языком, отстраняются от преподавания. Русскоязычных учителей для Беларуси начинает готовить Петербургский учительский институт и созданная в Витебске в 1834 г. учительская семинария (работает до 1839 г.). Среди других событий в области образования следует отметить открытие в 1840 г. Гори-Горецкой земледельческой школы, которая в 1848 г. была преобразована в земледельческий институт, а также открытие кадетских корпусов в Полоцке и Орше. Количество учеников в учебных заведениях было небольшим: один ученик приходился на двести человек населения.
Беларусь стала объектом исследований российских ученых. Уже в 1773 г. Академия наук послала сюда две экспедиции во главе с И. Исленьевым (астрономическая) и И. Лепехиным (физическая). Интерес к изучению Беларуси проявили польские ученые Т. Чацкий, Ю. Немцевич, И. Лелевель и др. Значительного развития достигла астрономия, математика, медицина — в Виленском университете, агробиология — в Гори-Горецком земледельческом институте. Выделились белорусская археология, этнография, фольклористика, где плодотворно работали З.Я. Доленга-Ходаковский, Т. Нарбут, братья Е.П. и К.П. Тышкевичи, А. Киркор, П.М. Шпилевский. Труды белорусистики, публикации фольклористов, этнографов способствовали пробуждению национального сознания белорусов.
В устном народном творчестве этого времени нашли отражение события социальной и политической жизни. Значительную роль в становлении белорусской литературы сыграли Я. Борщевский, Я. Чечот, А. Рипинский и др. Ян Чечот издал шесть фольклорных сборников «Деревенские песни», Ян Борщевский издал четырехтомный сборник «Шляхтич Завальня, или Беларусь в фантастических рассказах» и т.д. Выдающимися памятниками литературы первой половины XlX века являются анонимные поэмы «Энеiда навыварат» и «Тарас на Парнасе». Первым классиком белорусской литературы стал Винцент Дунин-Мартинкевич. Впервые живой белорусский язык зазвучал в его произведении «Селянка» («Идиллия»). В начале 60-х гг. он создает свое лучшее произведение «Пинская шляхта».