Политико-правовая мысль древнего Китая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 20:17, реферат

Описание

Расцвет общественно-политической мысли Древнего Китая относится к VI--III вв. до н. э. В этот период в стране происходят глубокие экономические и политические изменения, обусловленные появлением частной собственности на землю. Рост имущественной дифференциации внутри общин повлек за собой возвышение зажиточных слоев, ослабление патриархальных клановых связей и углубление социальных противоречий. Возникает ожесточенная борьба за власть между имущественной и наследственной аристократией. Чжоуская монархия, державшаяся благодаря авторитету родовой знати, распадается на многочисленные враждующие между собой государства. Страну охватывает затяжной политический кризис.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 Даосизм
2 Конфуцианство
3 Моизм
4 Легизм
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

древнний китай.docx

— 29.75 Кб (Скачать документ)

Институт коммерции  и права 

РЕФЕРАТ 

По курсу: История  политических и правовых учений 

На тему: Политико-правовая мысль древнего Китая 
 

Выполнил студент 5 курса 

очно-заочного отделения 

юридического факультета 

Еркин С.В. 

Руководитель: Кандидат политических наук 

О.Н. Слоботчиков 

Москва 2010г. 

ПЛАН 
 

ВВЕДЕНИЕ 

1 Даосизм 

2 Конфуцианство 

3 Моизм 

4 Легизм 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

Список используемой литературы 

Введение 

Расцвет общественно-политической мысли Древнего Китая относится  к VI--III вв. до н. э. В этот период в  стране происходят глубокие экономические  и политические изменения, обусловленные  появлением частной собственности  на землю. Рост имущественной дифференциации внутри общин повлек за собой возвышение зажиточных слоев, ослабление патриархальных клановых связей и углубление социальных противоречий. Возникает ожесточенная борьба за власть между имущественной  и наследственной аристократией. Чжоуская монархия, державшаяся благодаря  авторитету родовой знати, распадается  на многочисленные враждующие между  собой государства. Страну охватывает затяжной политический кризис. 

В поисках выхода из него идеологи противоборствующих классов выдвигают программы  мероприятий, которые позволили  бы упрочить положение представляемых ими слоев и обеспечить политическую стабильность. В общественно-политической мысли складываются различные направления  и школы. Развивавшиеся на основе предшествующей религиозной мифологии, они нередко использовали одни и  те же представления (например, о божественной природе неба, о законе дао), изменяя  их соответственно своим программам. Наиболее влиятельными политическими  учениями Древнего Китая являлись даосизм, конфуцианство, моизм и легизм. 

1 Даосизм 
 

Возникновение даосизма традиция связывает с именем полулегендарного мудреца Лао-цзы, жившего по преданию в VI в. до н. э. Ему приписывают составление  канонического трактата "Дао дэ цзин" ("Книга о дао и дэ"). 

Идеология раннего  даосизма отражала воззрения общинной верхушки и части знати, их протест  против чрезмерного обогащения правителей, усиления чиновничьего аппарата и расширения государственной деятельности. Утратившие свое былое влияние, эти слои добивались реставрации патриархальных порядков. 

В основе учения лежит  понятие "дао" (буквально -- путь). Оно было заимствовано из традиционных китайских верований, где означало правильный жизненный путь человека или народа, соответствующий велениям неба. Переосмысливая это понятие, основатели даосизма стремились развенчать идеологию  правящих кругов, и в первую очередь  официальный религиозный культ  с его догмами о "небесной воле" и "государе -- сыне неба", дарующих законы дао народу. Дао в интерпретации  последователей Лао-цзы -- это абсолютное мировое начало. Оно предшествует небесному владыке и превосходит  его своей мощью. Дао -- источник всего  существующего, бесконечный поток  естественного возникновения и  смены всех явлений, их перехода из одного в другое, вечный круговорот рождения и смерти. Человеку оно  предстает в виде сверхъестественного  закона, управляющего миром. Перед лицом  этой всепроникающей силы человеку остается лишь осознать свое ничтожество и  попытаться путем освобождения от страстей продлить себе жизнь. 

Существующие в  обществе недостатки даосы объясняли  тем, что люди, предавшись суетным  желаниям, отошли от первоначальной простоты, разорвали естественные узы, скреплявшие  их с землей, и вместо мудрости полагаются на знания. Причиной общественных неурядиц является переход от изначального слияния  человека с дао к развитию его  способностей и знаниям. 

В социально-этическом  плане лейтмотивом даосизма проходят осуждение гордыни, проповедь среднего достатка и умеренности. "Кто много  накапливает, -- учил Лао-цзы, -- тот потерпит большие убытки. Кто знает меру, у того не будет неудачи". Хороший  купец, имея полные амбары, делает вид, что они у него пусты. В "Дао  дцзин" нашли отражение широко распространенные грели общин и  ого крестьянства представления  об имущественных переделах в  пользу бедных. Небесное дао, говорится  в каноне, "отнимает лишнее и отдает отнятое тому, кто в нем нуждается. Небесное дао отнимает у богатых  и отдает бедным то, что у них  отнято". 

Свои надежды на восстановление естественной простоты человеческих отношений Лао-цзы  связывал с умными вождями из числа  наследственной знати, которые смогли бы увидеть "чудесную тайну дао" и повести за собой народ. "Если знать и государи могут его (дао) соблюдать, то все существа сами становятся спокойными. Тогда небо и земля  сольются в гармонии, наступят счастье  и благополучие, а народ без  приказания успокоится". 

Мудрый государь, поучали даосы, правит страной при  помощи метода недеяния, т. е. воздерживаясь  от активного вмешательства в  дела членов общества. Лао-цзы порицал  современных ему правителей за то, что они слишком деятельны, устанавливают  много налогов и запретительных законов, ведут бесконечные войны. "Лучший правитель тот, о.котором  народ знает лишь то, что он существует".' Лао-цзы призывал знать и правителей "селиться ближе к земле", восстановить порядки, существовавшие в древности, когда люди жили небольшими разрозненными  селениями, отказаться от использования  орудий труда и отучить народ  от знаний. "В древности те, кто  следовал дао, не просвещали народ, а  делали его невежественным. Трудно управлять народом, когда у него много знаний". 

Социально-политическая концепция даосизма представляла собой  реакционную утопию. Ее питали умонастроения  тех слоев родовитой знати  и общинной верхушки, положение которых  было подорвано растущим имущественным  и социальным расслоением. Не обладая  реальной силой для борьбы с новой  аристократией, эти слои претендовали на роль хранителей священной мудрости, не доступной другим. Одновременно они стремились поправить и свои имущественные дела, сравняться с  аристократией богатства, используя  для этого и общинные традиции взаимопомощи. 

Мистицизм и таинственность даосизма породили интерес к нему со стороны самых разных социальных групп, начиная от ближайшего окружения  царей и кончая различными заговорщицкими организациями. Использование даосами  традиций и норм общинной жизни облегчало  восприятие учения крестьянскими массами. 

2 Конфуцианство 
 

Наиболее влиятельной  доктриной в истории политической и правовой мысли Китая являлось конфуцианство. Родоначальник этого  направления Конфуций (551--479 гг. до н. э.) защищал интересы слоев, стремившихся примирить имущественную и наследственную знать. Изречения мыслителя собраны  его учениками в книге "Лунь юй" ("Суждения и беседы"). 

Основными категориями  конфуцианства являются понятия  благородного мужа человеколюбия и  правил ритуала. Категории эти были тесно взаимосвязаны, ибо представляли собой лишь различные стороны  единого политического идеала, рассмотренного с точки зрения его носителей, общего принципа и конкретных нормативных  предписаний. 

Управлять государством, согласно Конфуцию, призваны благородные  мужи во главе с государем -- "сыном  неба". Вслед за сторонниками правления  знатных Конфуций утверждал, что  деление людей на "высших" и "низших" не может быть устранено. Отличие его взглядов от воззрений  наследственной знати состояло в  том, что Конфуций выделял благородных  не по признакам происхождения, а  по моральным качествам и знаниям. Благородный муж в учении Конфуция -- это образец нравственного совершенства, человек, который всем своим поведением утверждает нормы морали. Именно по этим критериям Конфуций предлагал  выдвигать людей на государственную  службу. "Если выдвигать справедливых и устранять несправедливых, народ  будет подчиняться". 

Идеи правления  знатных у Конфуция носили ярко выраженный компромиссный характер: представления, типичные для идеологии наследственной знати (признание врожденных различий между людьми, их градация на "высших" и "низших"), сочетались у него с положениями, открывавшими доступ к государственному аппарату неродовитой  общинной верхушке. 

Главная задача благородных  мужей -- воспитать в себе и распространить повсеместно человеколюбие. В это  понятие Конфуций вкладывал особое, не совпадающее с современным  содержание. Под человеколюбием понималось поведение, отвечавшее нравственным ценностям  семейно-клановых коллективов и  патриархальных общин. Человеколюбие  включало в себя: попечение родителей  о детях, сыновнюю почтительность к  старшим в семье, а также справедливые отношения между теми, кто не связан родственными узами. "Почтительность к родителям и уважительность к старшим братьям -- это основа человеколюбия". Общим принципом  взаимоотношений между людьми был  принцип: "Не делай другим того, чего не желаешь себе". 

Перенесенные в  сферу политики, эти принципы должны были послужить фундаментом всей системы управления. Ее перестройку  Конфуций предлагал начать с так  называемого исправления имен, т. е. с восстановления истинного, изначального смысла существующих в обществе титулов  и вытекающих из них обязанностей. "Государь должен быть государем, сановник -- сановником, отец -- отцом, сын -- сыном". Государю вменялось в обязанность  относиться к подданным, как к  своим детям. Он должен заботиться о  достатке продовольствия в стране, защищать ее оружием и воспитывать  Народ. Воспитание подданных -- важнейшее  государственное дело, осуществлять его надо силой личного примера. "Управлять -- значит поступать правильно". В свою очередь, народ обязан проявлять  сыновнюю почтительность к правителям, беспрекословно им повиноваться. Прообразом организации государственной власти для Конфуция служило управление в семейных кланах и родовых общинах (патронимиях). Концепция мыслителя  представляла собой одну из самых  ранних попыток обосновать идеал  патерналистского государства. 

Описание идеального общества Конфуций конкретизировал  в учении о правилах ритуала, которым  отводилась роль нормативной системы  государства. Конфуций был решительным  противником управления на основе законов. Он осуждал правителей, делавших ставку на устрашающие правовые запреты, и  выступал за сохранение традиционных религиозно-моральных методов воздействия на поведение китайцев. "Если руководить народом посредством законов и поддерживать порядок при помощи наказаний, народ будет стремиться уклоняться [от наказаний] и не будет испытывать стыда. Если же руководить народом посредством добродетели и поддерживать порядок при помощи ритуала, народ будет знать стыд, и он исправится". Перечень конфуцианских правил поведения охватывал предписания, касающиеся выполнения ритуальных и культовых обрядов (почитания духов, культа предков), моральные наставления и нормы обычного права. Подчёркивая свое преклонение перед древностью, Конфуций призывал восстановить правила, существовавшие во времена лучших правителей династии Чжоу. 

На страницах книги "Лунь юй" высказана мысль о  том, что необходимость в государственном  управлении отпадет вообще, если правила  ритуала будут всеми соблюдаться. Конфуций и его последователи  не исключали, однако, что для наступления  той счастливой поры потребуются  карательные походы против непокорных. Главное в том, считали они, чтобы  распоряжения о карательных походах  отдавал благородный и любящий  свой народ государь, а не правители  уделов или сановники. Применять  наказания нужно по-отечески, т. е. с любовью к людям. Конфуцианское  учение отвергало тем самым произвол администрации, особенно на местах, ограничивало своеволие государя определенными  Моральными рамками. 

Политическая программа  раннего конфуцианства в целом  являлась консервативной, хотя в ней  содержались и прогрессивные  идеи. Проведенная на практике, она  способствовала закреплению патриархальных отношений, утверждению господства наследственной аристократии. Конфуцианские  идеи обновления правящего сословия за счет представителей непривилегированных  слоев не могли привести к радикальной  перестройке в государстве, ибо  последние, будучи воспитаны на древних  традициях, сами превращались в активных защитников организации власти, которую  отстаивала родовитая знать. Концепция  выдвижения справедливых предполагала лишь ослабление конфликтов между старой и новой аристократией. 

Вместе с тем  отдельные положения доктрины, как  было сказано, имели прогрессивное  значение. К ним следует отнести  прежде всего идеи распространения  моральных знаний и обучения людей  независимо от их сословной принадлежности. Просветительская деятельность Конфуция и его учеников сыграла громадную  роль в развитии китайской культуры. 

3 Моизм 
 

С критикой правления  наследственной аристократии выступил Мо-цзы (приблизительно 479--400 гг. до н.э.) -- основатель школы моистов. Его  учение изложено последователями в  книге "Мо цзы". 

Моизм выражал интересы мелких собственников -- свободных земледельцев, ремесленников, торговцев, низших чинов  в государственном аппарате, социальное положение которых было неустойчиво  и противоречиво. С одной стороны, они были близки к крестьянским массам и в известной степени восприняли их убеждения, а с другой, -- добившись  определенного положения в обществе, стремились приблизиться к правящей верхушке, требовали для себя привилегий высших сословий. Такими же противоречиями было пронизано учение моистов. 
 

Информация о работе Политико-правовая мысль древнего Китая