Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 20:17, реферат
Расцвет общественно-политической мысли Древнего Китая относится к VI--III вв. до н. э. В этот период в стране происходят глубокие экономические и политические изменения, обусловленные появлением частной собственности на землю. Рост имущественной дифференциации внутри общин повлек за собой возвышение зажиточных слоев, ослабление патриархальных клановых связей и углубление социальных противоречий. Возникает ожесточенная борьба за власть между имущественной и наследственной аристократией. Чжоуская монархия, державшаяся благодаря авторитету родовой знати, распадается на многочисленные враждующие между собой государства. Страну охватывает затяжной политический кризис.
ВВЕДЕНИЕ
1 Даосизм
2 Конфуцианство
3 Моизм
4 Легизм
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список используемой литературы
Институт коммерции
и права
РЕФЕРАТ
По курсу: История
политических и правовых учений
На тему: Политико-правовая
мысль древнего Китая
Выполнил студент
5 курса
очно-заочного отделения
юридического факультета
Еркин С.В.
Руководитель: Кандидат
политических наук
О.Н. Слоботчиков
Москва 2010г.
ПЛАН
ВВЕДЕНИЕ
1 Даосизм
2 Конфуцианство
3 Моизм
4 Легизм
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список используемой
литературы
Введение
Расцвет общественно-политической
мысли Древнего Китая относится
к VI--III вв. до н. э. В этот период в
стране происходят глубокие экономические
и политические изменения, обусловленные
появлением частной собственности
на землю. Рост имущественной дифференциации
внутри общин повлек за собой возвышение
зажиточных слоев, ослабление патриархальных
клановых связей и углубление социальных
противоречий. Возникает ожесточенная
борьба за власть между имущественной
и наследственной аристократией. Чжоуская
монархия, державшаяся благодаря
авторитету родовой знати, распадается
на многочисленные враждующие между
собой государства. Страну охватывает
затяжной политический кризис.
В поисках выхода
из него идеологи противоборствующих
классов выдвигают программы
мероприятий, которые позволили
бы упрочить положение представляемых
ими слоев и обеспечить политическую
стабильность. В общественно-политической
мысли складываются различные направления
и школы. Развивавшиеся на основе
предшествующей религиозной мифологии,
они нередко использовали одни и
те же представления (например, о божественной
природе неба, о законе дао), изменяя
их соответственно своим программам.
Наиболее влиятельными политическими
учениями Древнего Китая являлись даосизм,
конфуцианство, моизм и легизм.
1 Даосизм
Возникновение даосизма
традиция связывает с именем полулегендарного
мудреца Лао-цзы, жившего по преданию
в VI в. до н. э. Ему приписывают составление
канонического трактата "Дао дэ
цзин" ("Книга о дао и дэ").
Идеология раннего
даосизма отражала воззрения общинной
верхушки и части знати, их протест
против чрезмерного обогащения правителей,
усиления чиновничьего аппарата и расширения
государственной деятельности. Утратившие
свое былое влияние, эти слои добивались
реставрации патриархальных порядков.
В основе учения лежит
понятие "дао" (буквально -- путь).
Оно было заимствовано из традиционных
китайских верований, где означало
правильный жизненный путь человека
или народа, соответствующий велениям
неба. Переосмысливая это понятие, основатели
даосизма стремились развенчать идеологию
правящих кругов, и в первую очередь
официальный религиозный культ
с его догмами о "небесной воле"
и "государе -- сыне неба", дарующих
законы дао народу. Дао в интерпретации
последователей Лао-цзы -- это абсолютное
мировое начало. Оно предшествует
небесному владыке и
Существующие в
обществе недостатки даосы объясняли
тем, что люди, предавшись суетным
желаниям, отошли от первоначальной простоты,
разорвали естественные узы, скреплявшие
их с землей, и вместо мудрости полагаются
на знания. Причиной общественных неурядиц
является переход от изначального слияния
человека с дао к развитию его
способностей и знаниям.
В социально-этическом
плане лейтмотивом даосизма проходят
осуждение гордыни, проповедь среднего
достатка и умеренности. "Кто много
накапливает, -- учил Лао-цзы, -- тот потерпит
большие убытки. Кто знает меру,
у того не будет неудачи". Хороший
купец, имея полные амбары, делает вид,
что они у него пусты. В "Дао
дцзин" нашли отражение широко
распространенные грели общин и
ого крестьянства представления
об имущественных переделах в
пользу бедных. Небесное дао, говорится
в каноне, "отнимает лишнее и отдает
отнятое тому, кто в нем нуждается.
Небесное дао отнимает у богатых
и отдает бедным то, что у них
отнято".
Свои надежды на
восстановление естественной простоты
человеческих отношений Лао-цзы
связывал с умными вождями из числа
наследственной знати, которые смогли
бы увидеть "чудесную тайну дао"
и повести за собой народ. "Если
знать и государи могут его (дао)
соблюдать, то все существа сами становятся
спокойными. Тогда небо и земля
сольются в гармонии, наступят счастье
и благополучие, а народ без
приказания успокоится".
Мудрый государь,
поучали даосы, правит страной при
помощи метода недеяния, т. е. воздерживаясь
от активного вмешательства в
дела членов общества. Лао-цзы порицал
современных ему правителей за то,
что они слишком деятельны, устанавливают
много налогов и запретительных
законов, ведут бесконечные войны.
"Лучший правитель тот, о.котором
народ знает лишь то, что он существует".'
Лао-цзы призывал знать и правителей
"селиться ближе к земле", восстановить
порядки, существовавшие в древности,
когда люди жили небольшими разрозненными
селениями, отказаться от использования
орудий труда и отучить народ
от знаний. "В древности те, кто
следовал дао, не просвещали народ, а
делали его невежественным. Трудно
управлять народом, когда у него
много знаний".
Социально-политическая
концепция даосизма представляла собой
реакционную утопию. Ее питали умонастроения
тех слоев родовитой знати
и общинной верхушки, положение которых
было подорвано растущим имущественным
и социальным расслоением. Не обладая
реальной силой для борьбы с новой
аристократией, эти слои претендовали
на роль хранителей священной мудрости,
не доступной другим. Одновременно
они стремились поправить и свои
имущественные дела, сравняться с
аристократией богатства, используя
для этого и общинные традиции
взаимопомощи.
Мистицизм и таинственность
даосизма породили интерес к нему
со стороны самых разных социальных
групп, начиная от ближайшего окружения
царей и кончая различными заговорщицкими
организациями. Использование даосами
традиций и норм общинной жизни облегчало
восприятие учения крестьянскими массами.
2 Конфуцианство
Наиболее влиятельной
доктриной в истории
Основными категориями
конфуцианства являются понятия
благородного мужа человеколюбия и
правил ритуала. Категории эти были
тесно взаимосвязаны, ибо представляли
собой лишь различные стороны
единого политического идеала, рассмотренного
с точки зрения его носителей,
общего принципа и конкретных нормативных
предписаний.
Управлять государством,
согласно Конфуцию, призваны благородные
мужи во главе с государем -- "сыном
неба". Вслед за сторонниками правления
знатных Конфуций утверждал, что
деление людей на "высших" и
"низших" не может быть устранено.
Отличие его взглядов от воззрений
наследственной знати состояло в
том, что Конфуций выделял благородных
не по признакам происхождения, а
по моральным качествам и знаниям.
Благородный муж в учении Конфуция
-- это образец нравственного
Идеи правления
знатных у Конфуция носили ярко выраженный
компромиссный характер: представления,
типичные для идеологии наследственной
знати (признание врожденных различий
между людьми, их градация на "высших"
и "низших"), сочетались у него
с положениями, открывавшими доступ
к государственному аппарату неродовитой
общинной верхушке.
Главная задача благородных
мужей -- воспитать в себе и распространить
повсеместно человеколюбие. В это
понятие Конфуций вкладывал особое,
не совпадающее с современным
содержание. Под человеколюбием понималось
поведение, отвечавшее нравственным ценностям
семейно-клановых коллективов и
патриархальных общин. Человеколюбие
включало в себя: попечение родителей
о детях, сыновнюю почтительность к
старшим в семье, а также справедливые
отношения между теми, кто не связан
родственными узами. "Почтительность
к родителям и уважительность
к старшим братьям -- это основа
человеколюбия". Общим принципом
взаимоотношений между людьми был
принцип: "Не делай другим того, чего
не желаешь себе".
Перенесенные в
сферу политики, эти принципы должны
были послужить фундаментом всей
системы управления. Ее перестройку
Конфуций предлагал начать с так
называемого исправления имен, т.
е. с восстановления истинного, изначального
смысла существующих в обществе титулов
и вытекающих из них обязанностей.
"Государь должен быть государем, сановник
-- сановником, отец -- отцом, сын -- сыном".
Государю вменялось в обязанность
относиться к подданным, как к
своим детям. Он должен заботиться о
достатке продовольствия в стране,
защищать ее оружием и воспитывать
Народ. Воспитание подданных -- важнейшее
государственное дело, осуществлять
его надо силой личного примера.
"Управлять -- значит поступать правильно".
В свою очередь, народ обязан проявлять
сыновнюю почтительность к правителям,
беспрекословно им повиноваться. Прообразом
организации государственной
Описание идеального
общества Конфуций конкретизировал
в учении о правилах ритуала, которым
отводилась роль нормативной системы
государства. Конфуций был решительным
противником управления на основе законов.
Он осуждал правителей, делавших ставку
на устрашающие правовые запреты, и
выступал за сохранение традиционных
религиозно-моральных методов воздействия
на поведение китайцев. "Если руководить
народом посредством законов и поддерживать
порядок при помощи наказаний, народ будет
стремиться уклоняться [от наказаний]
и не будет испытывать стыда. Если же руководить
народом посредством добродетели и поддерживать
порядок при помощи ритуала, народ будет
знать стыд, и он исправится". Перечень
конфуцианских правил поведения охватывал
предписания, касающиеся выполнения ритуальных
и культовых обрядов (почитания духов,
культа предков), моральные наставления
и нормы обычного права. Подчёркивая свое
преклонение перед древностью, Конфуций
призывал восстановить правила, существовавшие
во времена лучших правителей династии
Чжоу.
На страницах книги
"Лунь юй" высказана мысль о
том, что необходимость в
Политическая программа
раннего конфуцианства в целом
являлась консервативной, хотя в ней
содержались и прогрессивные
идеи. Проведенная на практике, она
способствовала закреплению патриархальных
отношений, утверждению господства
наследственной аристократии. Конфуцианские
идеи обновления правящего сословия
за счет представителей непривилегированных
слоев не могли привести к радикальной
перестройке в государстве, ибо
последние, будучи воспитаны на древних
традициях, сами превращались в активных
защитников организации власти, которую
отстаивала родовитая знать. Концепция
выдвижения справедливых предполагала
лишь ослабление конфликтов между старой
и новой аристократией.
Вместе с тем
отдельные положения доктрины, как
было сказано, имели прогрессивное
значение. К ним следует отнести
прежде всего идеи распространения
моральных знаний и обучения людей
независимо от их сословной принадлежности.
Просветительская деятельность Конфуция
и его учеников сыграла громадную
роль в развитии китайской культуры.
3 Моизм
С критикой правления
наследственной аристократии выступил
Мо-цзы (приблизительно 479--400 гг. до н.э.)
-- основатель школы моистов. Его
учение изложено последователями в
книге "Мо цзы".
Моизм выражал интересы
мелких собственников -- свободных земледельцев,
ремесленников, торговцев, низших чинов
в государственном аппарате, социальное
положение которых было неустойчиво
и противоречиво. С одной стороны,
они были близки к крестьянским массам
и в известной степени