Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 20:17, реферат
Расцвет общественно-политической мысли Древнего Китая относится к VI--III вв. до н. э. В этот период в стране происходят глубокие экономические и политические изменения, обусловленные появлением частной собственности на землю. Рост имущественной дифференциации внутри общин повлек за собой возвышение зажиточных слоев, ослабление патриархальных клановых связей и углубление социальных противоречий. Возникает ожесточенная борьба за власть между имущественной и наследственной аристократией. Чжоуская монархия, державшаяся благодаря авторитету родовой знати, распадается на многочисленные враждующие между собой государства. Страну охватывает затяжной политический кризис.
ВВЕДЕНИЕ
1 Даосизм
2 Конфуцианство
3 Моизм
4 Легизм
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список используемой литературы
Воспроизводя некоторые
представления социальных низов, моисты
осуждали замещение государственных
должностей по принципам происхождения
и родства. Они доказывали, что
все люди равны перед божественным
небом: "Небо не различает малых
и больших, знатных и подлых; все
люди -- слуги неба". На государственную
службу следует выдвигать наиболее
мудрых независимо от происхождения. С
этих позиций ими подвергалась критике
и примиренческая доктрина конфуцианцев,
которая допускала врожденные знания
у наследственных аристократов и
ограничивала выдвижение мудрых своего
рода цензом образования. Источником мудрости,
указывал Мо-цзы, являются не врожденные
добродетели и не чтение книг, а
знания, почерпнутые из жизни простого
народа. Управление государством не требует
обучения. Способности человека к
государственному управлению определяются
его деловыми качествами -- желанием
служить простолюдинам, усердием в
делах и т. п. "Если человек имеет
способности, то его нужно выдвигать,
хотя бы он был простым земледельцем
или ремесленником".
В подтверждение
этого вывода Мо-цзы ссылался на
пример древних. Первым правителем, согласно
его концепции, люди избрали самого
достойного. Получив от неба и духов
право на управление Поднебесной, он
стал государем -- "сыном неба".
Древние правители, утверждал Мо-цзы,
приносили пользу всему народу. Среди
них многие были выходцами из низших
сословий: один сначала лепил горшки,
другой был рабом, третий -- каменщиком.
Причиной нынешних неурядиц и хаоса
является то, что правители отвергли
заветы старины, предаются алчности,
ведут из-за этого нескончаемые войны,
повергают простолюдинов в
Противоречия в
учении моистов начинались тогда, когда
они переходили от критики существующих
порядков к изложению принципов
и методов управления в идеальном
государстве.
В противовес конфуцианскому
принципу человеколюбия Мо-цзы выдвинул
принцип всеобщей любви. Конфуцианское
человеколюбие, говорил он, представляет
собой корыстную любовь, основанную
на привязанности по крови и приоритете
родственных связей. Но такая любовь
еще не является настоящей любовью.
Истинное человеколюбие подразумевает
одинаково справедливые отношения
ко всем людям без различия родства
или сословий. Мо-цзы мечтал о
том, чтобы "люди помогали друг другу,
чтобы сильный помогал слабому,
чтобы люди учили друг друга, чтобы
знающий учил незнающего, делили бы
имущество друг с другом". В
этой части концепция опиралась на
бытовавшие в общинах представления о
взаимовыручке и имущественных переделах.
Наряду с этим
всеобщая любовь была истолкована Мо-цзы
как взаимная выгода, что придавало
его концепции совершенно иной смысл.
Из бескорыстной добродетели, требующей
отказаться от излишков имущества ради
общего блага, всеобщая любовь превращалась
в расчетливое услужение для
получения вполне осязаемой выгоды.
Применительно к отношениям внутри
правящего сословия взаимная любовь
означала, например, что советники
и чиновники из любви к государю
проявляют усердие по службе, не
раздумывая, повинуются ему, а он платит
им ответной любовью -- назначает высокое
жалованье, награждает рангами знатности
и наделами земли, дает в подчинение
людей. Подобное понимание добродетели
уже не оставляло никакого места
для равенства и действительной
любви к людям.
Идеальной организацией
власти Мо-цзы считал государство
с мудрым правителем во главе и
отлаженной исполнительской службой.
В единообразном исполнении чиновниками
воли государя он видел залог и
основу прочности власти. Для установления
же полного единства государства
предлагалось насаждать единомыслие,
искоренять вредные учения и поощрять
доносы. "Услышав о хорошем
или плохом, каждый должен сообщить
об этом вышестоящему, и то, что вышестоящий
находит правильным, все должны признать
правильным, а то, что вышестоящий
находит неправильным, все должны
признать неправильным". Поддерживать
данный порядок следовало при
помощи наказаний и наград, соразмерных
совершаемым поступкам.
Таким образом, в
концепции моизма идеи равенства
были фактически отброшены; концепция
завершалась восхвалением деспотически-бюрократического
государства, исключавшего всякую возможность
не только участия народа в управлении,
но и обсуждения им государственных
дел. Взгляды Мо-цзы на государственное
единство приближались к идее централизации
власти.
В истории китайской
политической мысли учение Мо-цзы
занимает промежуточную ступень
между конфуцианством, выдержанным
в духе патриархальной морали, и
практико-прикладной теорией легистов
(законников). Моизм отражал результаты
перерастания патриархальной общины в
территориальную, развития отношений,
построенных на расчете и соображениях
выгоды, но воспроизводил идеологию
слоев, которые не способны были преодолеть
общинные связи. Отсюда -- склонность моистов
к конформизму, половинчатость предлагаемых
ими реформ, утопические идеи выдвижения
простолюдинов на государственную
службу при сохранении аристократических
привилегий и т. п. В политической
программе моизма просматриваются
как прогрессивные, так и консервативные
тенденции.
4 Легизм
Интересы имущественной
и служилой знати отстаивали легисты,
или законники. Крупнейший представитель
раннего легизма -- Шан Ян (ок. 390--338
гг. до н. э.), инициатор знаменитых реформ,
узаконивших в стране частную
собственность на землю. Составленные
им проекты реформ и указов вошли
в трактат "Шан цзюнь шу"
("Книга правителя области Шан"
Учение легизма
существенно отличалось от предшествовавших
концепций.
Легисты отказались
от традиционных моральных трактовок
политики и разрабатывали учение
о технике отправления власти.
Осуществляя эту
Еще одну особенность
легизма составили элементы исторического
подхода к общественным явлениям.
Поскольку
Идеологи легизма
намечали провести обширный комплекс
экономических и политических реформ.
В области управления предлагалось
сосредоточить всю полноту
Легисты считали
необходимым ограничить общинное самоуправление,
подчинить семейные кланы и патронимии
местной администрации. Не отрицая
общинного самоуправления в принципе,
Шан Ян выступал с проектами реформ
(районирования страны, службы чиновничества
на местах и др.), которые преследовали
цель поставить граждан под
Предлагалось также
установить единые для всего государства
законы. Как и другие ранние легисты,
Шан Ян не помышлял еще о полной
замене обычного права законодательством.
Под законом он понимал репрессивную
политику (уголовный закон) и административные
распоряжения правительства.
Отношения между
властью и народом Шан Ян рассматривал
как противоборство враждующих сторон.
"Когда народ сильнее своих
властей -- государство слабое; когда
власти сильнее своего народа -- армия
могущественна". В образцовом государстве
власть правителя опирается на силу
и никаким законом не связана.
Шан Яну не известны представления
о правах граждан, их законных гарантиях
и т. п. Закон выступает у него
средством устрашающего превентивного
террора. За малейший проступок, убеждал
Шан Ян, следует карать смертной
казнью. Эту карательную практику
должна была дополнить политика, направленная
на искоренение инакомыслия и
оглупление народа.
Высшей целью деятельности
государя Шан Ян считал создание могущественной
державы, способной объединить Китай
путем захватнических войн.
Легизм содержал
наиболее полную программу централизации
государства, и его рекомендации
были использованы при объединении
страны под властью императора Цинь
Шихуана (III в. до н. э.). Официальное признание
учения в то же время имело крайне
негативные последствия. Практическое
применение легистских концепций сопровождалось
усилением деспотизма, эксплуатации
народа, внедрением в сознание подданных
животного страха перед правителем
и всеобщей подозрительности. Учитывая
недовольство широких масс легистскими
порядками, последователи Щан Яна
отказались от наиболее одиозных положений
и, наполняя легизм моральным содержанием,
сближали его с даосизмом либо
конфуцианством.
Заключение
Во II--I вв. до н. э. конфуцианство,
дополненное идеями легизма, утверждается
в качестве государственной религии
Китая. Школа моистов постепенно
отмирает. Даосизм, переплетаясь с буддизмом
и местными верованиями, приобретает
черты магии и со временем утрачивает
влияние на развитие политической и
правовой идеологии.
Официальным учением
императорского Китая конфуцианство
оставалось вплоть до Синхайской революции
1911--1913 гг.
Список используемой
литературы
1. История политических
и правовых учений. Учебник для
вузов. Издание 2е,