Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 10:27, контрольная работа
Целью контрольной работы обозначается осветить индийские политические течения: брахманизм и буддизм, как основные направления политических традиций.
Политические идеи и учения в древности были проникнуты мифологическими, религиозными представлениями: политика рассматривалась как результат божественного предначертания и правления, высшие правители считались исполнителями божественной власти на земле, их полномочия объявлялись священными, власть - неприкосновенной и наследственной, социальное неравенство - предопределенным и рациональным. Религиозно-политологическая идеологическая система, которая обосновывала существовавший социальный порядок, освящала безраздельную власть высших правителей, освящала соответствующие нормы и правила поведения.
Целью
контрольной работы обозначается осветить
индийские политические течения: брахманизм
и буддизм, как основные направления
политических традиций.
Брахманизм — система религиозных взглядов и культовой практики, являющаяся прямым наследием ведической религии.
Главные божества брахманизма
— Брахман, Атман, Тот, Пуруша.
Брахманоспати — олицетворение
молитвы, которое упоминается
в Ведах. В брахманский период
она превращается «в
Ведическое общественное устройство носит название Варнашрама-дхарма.
В соответствии с ним общество стратифицируется по двум принципам, каждый из которых имеет четыре подразделения:
1) первый принцип — на основе занятий человека (варна);
2)
второй — на основе его
Существовали четыре сословия, на которые делилось древнеиндийское общество (варны):
Второй принцип социального уклада древнеиндийского общества имел в своей основе ашрамы. Четыре ашрама представляют собой стадии жизни индивидуума, постепенное его развитие в духовном сознании и отречении:
1) брахмачарья (жизнь ученика);
2) грихастха (жизнь с семьей);
3) ванапрастха (уход от дел);
4)
санньяса (жизнь в отречении).
Мальчик становится брахмачари в возрасте пяти лет и живет с духовным учителем до двадцатипятилетнего возраста. Он получает у него и духовное, и материальное образование, обретая понимание необходимости развития духовного сознания на протяжении всей жизни. Параллельно с духовным образованием он обучается деятельности своей варны, или профессиональным обязанностям.
В возрасте двадцати пяти лет брахмачари может уйти от учителя и жениться. Полученное им образование позволит ему стать хорошим мужем, способным вести свою семью к духовной реализации. В возрасте пятидесяти лет он должен отказаться от семейной жизни и вместе с женой начать путешествовать по святым местам. Эта стадия жизни называется анапрастха.
В
семдясят лет он доверяет заботу о
жене своему взрослому сыну и принимает
санньясу, основательно готовясь к возвращению
обратно к Богу, не имея никаких других
занятий, кроме служения ему.
На основе данных религиозно-мифологических представлений брахманы создали новую идеологию — брахманизм, направленную на утверждение верховенства родовой знати, которая складывалась в государствах.
Социально-политические идеи различных школ брахманизма отражены в многочисленных законоведческих и политических трактатах.
Наиболее авторитетным среди них был трактат Манавадхармашастра (Наставления Ману о дхарме — составлен)
в
период II в. до н.э. — II в. н.э.). На русский
язык трактат переведен под
Одним из краеугольных положений религии брахманизма был догмат о перевоплощении душ. Согласно ему душа человека, не исполнявшего надлежащим образом религиозные предписания, после смерти будет блуждать по телам людей низкого происхождения, животных и растений. Если же человек провел праведную жизнь, то его душа возродится в человеке более высокого общественного положения или в небожителе.
Поведение человека и его будущие перерождения брахманы оценивали в зависимости от того, как он выполняет предписания дхармы— культовые, общественные и семейные обязанности, установленные богами для каждой варны.
Сословная принадлежность определялась по рождению и являлась пожизненной. Переход в высшие варны брахманы допускали лишь после смерти человека, в его будущей жизни, — как награду за служение богам, терпение и кротость.
Средством, которое обеспечивало исполнение варновых предписаний, в брахманизме выступало государственное принуждение, понимаемое как продолжение карающей силы богов. Весь мир подчиняется посредством наказания — провозглашали Законы Ману. Поэтому принуждение определялось как главный метод осуществления власти. Идеологи жречества усматривали его назначение в том, чтобы ревностно побуждать вайшьев и шудр исполнять присущие им дела, так как они, избегая присущих им дел, потрясают этот мир.
Государственную власть «Законы Ману» описывают как единоличное правление государя. Составители трактата разъясняли, что в каждом благоустроенном государстве в порядке их убывающего значения существует семь элементов: царь (государь); советник; страна; крепость; казна; войско; союзники.
Политическим идеалом брахманизма являлось своеобразное теократическое государство, в котором царь правит под руководством жрецов. Брахманы претендовали на то, чтобы государи признали верховенство религиозного закона над светским. Теория брахманизма отражала в этом отношении идеи, при помощи которых жречество боролось за политическую гегемонию в обществе.
Особое
место в истории
В трактате говорится, что царь должен следовать указаниям
главного жреца, как ученик учителю, как сын отцу, как слуга господину.
В Артхашастре подчеркивалось, что из четырех видов узаконения дхармы — царского указа, священного закона (дхармашастры), судебного решения и обычая — высшей силой обладает царский указ: Если священный закон не согласуется с дхармой, установленной указом, то применять следует последнюю, ибо книга закона в этом случае теряет силу.
На первый план в Артхашастре выдвинута идея сильной централизованной царской власти, а государь предстает здесь как неограниченный самодержавный правитель. Каутилья рекомендует царям руководствоваться в первую очередь интересами укрепления государства, соображениями государственной пользы, советует, если того требуют обстоятельства, не останавливаться и перед нарушением религиозного долга.
Указанные
идеи являлись для брахманизма
новыми; они были направлены на то, чтобы
освободить деятельность государства
от стеснявших ее религиозных традиций,
избавить правителей от необходимости
сверять каждый шаг с догматами религии.
В этом были заинтересованы обе стороны:
и светские правители, которые стремились
упрочить государство и ослабить влияние
жрецов на политику, и определенные круги
самого жречества.
Таким образом, основные положения брахманизма заключаются в следующем:
1. Исповедуется многобожие.
2. Закон кармы (учение о переселении душ): душа человека после его смерти будет блуждать по телам людей низкого происхождения, животных и растений, если он жил грешно, или,
если он провел праведную жизнь, возродится в человеке более высокого общественного положения или в небожителе.
3. Дхарма — закон, долг, обычай, правило поведения, установленные богами для каждой варны.
4. Обоснование варново-кастовой системы: они созданы богом.
5. Люди
не равны по природе.
6. Наказание и принуждение рассматривались как средства, обеспечивающие кастовые предписания. Угнетенным внушаются мысли о бесплодности борьбы за улучшение условий своей жизни.
7. О государстве:
а) существуют два вида власти — духовная (осуществляется брахманами) и светская (осуществляется правителями — кшатриями);
б) духовная власть осуществляет верховенство над светской, правитель должен подчиняться жрецам (роль правителя принижается);
в) в каждом государстве существует семь элементов в порядке их убывающего значения: царь, советник, страна,
крепость, казна, войско, союзники;
г) занятия правителя: война, расширение территории, защита, поддержание порядка, наказание преступников;
д) власть правителя осуществляется на совещательных началах с брахманами; приказы правителя имеют подзаконное значение, так как он правит на основании законов, установленных богами, и не вправе их изменять;
е) государство представляет собой сдерживающее начало;
ж) существует
два вида наказания: наказание царя;
наказание после смерти (переселение души).
В борьбе
против жреческой религии
Создатель этого учения, принц Сидгартха Шаньямуни (Гаутама), родился
в 563 г. до н.э. в Лумбине в кшатрийской семье. К 40 годам он достиг просветления и стал называться Буддой, т.е. Просветленным.
Первоначально элементы нового религиозного учения, как утверждает буддийская традиция, передавались изустно монахами своим ученикам. Литературное оформление они начали получать сравнительно поздно — во II–I вв. до н.э.
Сохранился
палийский свод буддийской
В буддизме отвергалась мысль о боге как верховной личности и нравственном правителе мира, первоисточнике закона;
утверждалось, что дела человеческие зависят от собственных усилий людей — поэтому в качестве центральной была выдвинута идея освобождения человека от страданий, причиной которых являются мирские желания. Предварительным условием спасения буддисты объявили выход человека из мира и вступление его в монашескую общину.
В III–I вв. до н.э. и в первых веках нашей эры происходит дальнейшее развитие буддизма, в частности, создается жизнеописание Будды, складывается каноническая литература. Одновременно развивалась другая, морально-культовая сторона буддизма, т.е. путь, который может привести каждого к прекращению страданий.
К периоду Маурьев в буддизме оформились два направления:
стхавиравадины и махасангики.
Последнее учение легло в основу Махаяны. Древнейшие махаянские тексты появляются еще в I в. до н.э. Одним из важнейших в доктрине Махаяны является учение о Бодхисатве — существе, способном стать Буддой, который
Информация о работе Политико-правовая мысль Древней Индии (брахманизм, буддизм)