Полководцы древней Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 17:05, реферат

Описание

Войны Древнерусского государства были направлены на утверждение власти киевского князя во всех славянских землях, сохранение независимости Киевской Руси и увеличение сфер влияния на международной арене. В походах и сражениях выдвинулись такие выдающиеся князья-полководцы, как Святослав, Владимир Святославич, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах. О военном искусстве Древней Руси мы можем судить по письменным памятникам того времени. Правда, эти памятники не посвящены специально военным вопросам, но в них есть многочисленные свидетельства того, что уже в древности фиксировались процессы развития военного искусства.

Содержание

Содержание:
Введение……………………………………………………………………3стр
1. Князь Святослав……………………………………………………. 4-8стр
2. Князь Владимир – креститель Руси……………………………. 8-13стр
3. Владимир Мономах……………………………………………… 13-14стр
Заключение………………………………………………………………15стр
Литература……………………………………………………………… 16стр

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 35.48 Кб (Скачать документ)

Владимиру была уготована роль младшего князя, который должен был подчиняться  старшему. Святослав еще при жизни  посадил Ярополка в Киеве, сделав его тем самым своим преемником, а Олега – князем у древлян. В то время пришли в Киев посланцы из Новгорода и просили себе тоже князя. По подсказке Добрыни (дяди Владимира  по матери), который был в Новгороде  посадником, они попросили направить  к ним Владимира.

После смерти Святослава между Рюриковичами началась борьба за киевский стол. Сначала  Ярополк выступил против Олега. В  битве старший брат оказался удачливее. Олег с остатками своего войска бежал  и в страшной толкотне нашел смерть свою. Ярополк как будто и не хотел смерти брата, по его приказу  Олега разыскали и похоронили, а Ярополк оплакал его смерть. Между тем Владимир понял замысел  брата — стать полновластным  хозяином всей Русской земли; не ожидая нападения, он бежал «за море», то есть к варягам. И Ярополк без  брани овладел Новгородом. Два  года спустя, накопив силы; Владимир вернулся в Новгород с варяжской дружиной. Он отправил в Киев посадников Ярополка: «Идите к брату моему и скажите ему: Владимир идет на тебя, готовься с ним биться». Может быть, Владимир вспомнил здесь рыцарский обычай своего отца, который всегда предупреждал врагов: «Иду на вы!» Но, видимо, была и другая серьезная причина: Владимир считал, что если он нападет на брата тайно и победит, то подданные не простят ему такого успеха и не будет он признан законным князем.

О стремлении Владимира к великокняжескому столу  говорит и другой его поступок. Он должен был привести в Киев жену знатного княжеского рода. Так родилась идея сватовства к дочери полоцкого  князя. Мы уже упомянули об оскорбительном ответе Рогнеды.

 Она  не просто отказалась, но и  добавила якобы: «Хочу за Ярополка».  Будущий великий князь не стал  терпеть обиду. По одной версии, он собрал много воинов-варягов,  славян, чудь и кривичей, пошел  на полоцкого князя Рогволода,  напал на город, убил и самого  князя, и его двух сыновей,  а гордую Рогнеду ваял в  жены, не спрашивая ее согласия. По другой версии, он послал  в Полоцк Добрыню, который с  помощью оружия исполнил роль  княжеского свата.

Затем Владимир осадил Киев, но прямым штурмом  взять его не сумел. И тогда  на помощь ему пришли хитрость и  предательство. Он посулами («честь большую  получишь от меня») склонил на свою сторону воеводу Ярополка — Блуда. Тот пообещал убить Ярополка во время  приступа, но потом отказался от этого замысла и прибег к вероломству. Он уговорил Ярополка бежать из Киева, сославшись на якобы готовившуюся измену горожан. А на новом месте, в городе Родне, Блуд убедил Ярополка пойти на мир с братом. Воевода отговаривал  Ярополка и советовал ему бежать за помощью к печенегам, но тот  не послушался. И вот, когда Ярополк  с группой воинов вошел в терем  Владимира, Блуд, пропустив его, затворил двери перед его свитой, и два  варяга из окружения Владимира подняли  Ярослава «мечами под пазуху».

Так свершилось братоубийство. И после не раз  в истории Руси князья шли брат на брата, одерживали победы при помощи хитростей, предательства и обмана. Но этот случай, кажется, — первый, описанный  в наших летописях.

Должно  быть, в отместку за намерение Ярополка взять в жены Рогнеду Владимир сделал своей наложницей вдову князя  — гречанку. Здесь уместно сказать о том, как древнейшая летопись характеризует отношение Владимира к женщинам. Как язычник, он мог иметь не одну жену. Были у него жены из разных земель, от которых он имел двенадцать сыновей и двух дочерей. Но кроме того, «наложниц было у него 300 в Вышгороде (княжеская резиденция под Киевом), 300 в Белгороде и 200 на Берестове (деревня под Киевом, где любили отдыхать князья)... Был он такой же женолюбец, как и Соломон». Но в отличие от мудроого Соломона, который «в конце концов погиб», Владимир «был невежда, а под конец обрел себе вечное спасение» (то есть умер христианином). Летописец, должно быть, кое в чем преувеличил «вожделение» и «ненасытность» Владимира, желая для контраста подчеркнуть, что качества эти были присущи ему в языческий период его жизни и что, став христианином, он переродился.

Каким же политиком и полководцем был  Владимир? Начал он с того, что  постарался отделаться от наемной варяжской  дружины, которой он был обязан своей  победой, но которая смотрела на Киев как на завоеванный вражеский  город и требовала с жителей  выкуп. Владимир выбрал из нее «мужей добрых, умных и храбрых» и разослал их по городам, а остальных отправил на службу греческому царю, а того предупредил, чтобы он был с ними осторожнее, — как бы не натворили они зла.

С того времени у Владимира была своя, славянская дружина, о которой он особо заботился. Еще один акт  совершил он, чтобы укрепить свой авторитет  среди киевлян. В отличие от Ярополка, который был связан с греками  и испытывал интерес к греческой  вере, чем вызывал недовольство киевлян. Владимир заявил о своей решительной  преданности испытанной греческой  вере. Он поставил на холме «кумиры» - скульптурные изображения богов, которым  все поклонялись, приносили жертвы после успешных походов. Уже со следующего после захвата Киева года Владимир начал победные выступления против поляков, вятичей, ятвягов, радимичей.

Он присоединял  к своим владениям новые земли  либо укреплял княжескую власть на старых, накладывал дань. И позднее, уже приняв крещение Владимир не оставил  воинских дел. В 992 году ходил он на хорватов и на обратном пути имел столкновение с печенегами.

Бывали  и неудачи, от которых избавляли  его либо счастливое либо мудрость его людей. Однажды должен был  от сломивших его отряд и едва спасся, укрывшись под мостом. Летописец  вряд ли сохранил бы эту не очень-то украшавшую князя подробность, если бы не одно обстоятельство: Владимир, прячась  от печенегов, пообещал: если будет  спасен – поставит на месте укрытия церковь во имя святого Преображения (дело происходило в день этого праздника). И действительно, церковь была воздвигнута и Владимир, собрав бояр, посадников, старейшин из всех городов и простых людей, устроил великое торжество на восемь дней и щедро одарил бедных. Означать все это могло только одно: его, Владимира, спасло Божье расположение, а значит, и стыдиться своего не воинского поступка не следует!

Главное деяние Владимира Святославича –  христианизация Руси. Мировая история  показывает, что смена религий  происходит повсюду, где разгрозненные  племена, говорящие на одном или  разных языках, верящие каждое в  своих богов, исполняющие свои обряды, в конце концов объединяются —  добровольно или силой — в  один народ и начинают жить в едином государстве, под одной властью. Здесь перекрещиваются многие причины  и многие интересы.

Интерес власти: дробность веры и обрядов, многобожие и отсутствие стройной церковной  организации мешают успешно управлять  страной; единая религия и сильная  церковь такому управлению способствуют. Интерес государственный: единая религия  и церковь помогают разрушить  племенную замкнутость и разъединенность, способствуют установлению тесных связей с другими народами и странами, вводят молодую страну в международное  сообщество.

Интерес новой культуры: с приходом новой  религии развивается просвещение  — появляются новые книги, школы, литература, новое искусство. Наконец, интерес самой религии: вера в  единого Бога, творящего мир и  господствующего над миром, вера, которая основана на разработанной  и записанной в книгах системе, со стройной историей, с целым комплексом нравственных венных понятий и норм поведения людей. Вера с продуманной  и разработанной системой церковной  службы и церковной организации  — такая форма религии приходит на смену языческому многобожию как  более совершенная, выражающая новый, более высокий этап духовного  развития человечества, его переход  на новую ступень цивилизации.

С точки  зрения развития (для страны, государства, общества, культуры) значение смены  религий исключительно велико. Но оно открывается по-настоящему только со временем, в будущем. А для народной массы, живущей настоящим, привыкшей  к своей вере, к своим богам, к обычаям и обрядам, такая  перемена – настоящая драма.

Почему  Владимир остановил свой выбор на «греческой вере»? Объяснений же исторического  порядка несколько. Самое простое: греческое православие уже пустило  свои корни в Киеве; здесь стояли греческие церкви и были, пусть  небольшие, христианские общины; бабка  Владимира, княгиня Ольга стала  христианкой – неужели она  не старалась открыть малолетнему  внуку красоту и силу новой  религии? А главное – принятие христианства должно было закрепить  давние связи Руси с Византией. 

Мысль о принятии христианства укрепилась в сознании Владимира не сразу. К  тому же нужен был внешний толчок, чтобы дать ей ход. И он последовал. По одной из версий, греческий император  Василий оказался в большой опасности: патриций Варда Фока взбунтовался и  овладел частью страны, дойдя до города Христополя, что на берегу Босфора. Царь Василий обратился за помощью  к русскому князю. Владимир помочь был  готов, но поставил со своей стороны  условие: Василий должен выдать за него свою сестру Анну. Такой брак назывался  династическим, он нужен был русскому князю для того, чтобы укрепить связи с Грецией и вообще повысить международный авторитет - свой и  Киева. Браки такого рода потом войдут в обычай русских князей и царей, но это, вероятно, был первый случай. Оказалось, что греческая сторона  выдать за него Анну согласна — но с  одной оговоркой: Владимир должен принять  христианство, византийская царевна  не пойдет за язычника-многоженца.

Итак, договор  состоялся. Русское войско морем  и берегом пришло в Христополь, и объединенная армия разбила  мятежника. Возможно, что сразу же по взаимному принятию условий или  после успешного похода Владимир крестился в киевской церкви и  с ним – его бояре. Однако греки  не спешили выполнить свою часть  договора — Анна оставалась в Константинополе. И когда прошел год, а дело не тронулось  с места, Владимир предпринял шаг, которого от него вряд ли ждали: собрав сильную  дружину, он двинулся на Корсунь (Херсонес), греческий город, что стоял на берегу моря (развалины его сохранились  до наших дней на окраине Севастополя).

Русь  издавна поддерживала отношения  с Цветущими греческими колониями  в этом районе. И вот теперь –  неожиданно и необъяснимо – война, осада. Греки отчаянно сопротивлялись: русские насыпали землю под крепостные стены, готовя штурм, а осажденные с  внутренней стороны подкапывали  стены и забирали эту землю.

Тогда по подсказке одного корсунянина-изменника  Владимир велел найти и перерезать подземные трубы, по которым в  город шла вода. Горожане изнемогли  от жажды и сдались.

Согласно  летописи, Владимир тут же послал в  Константинополь сообщение о  захвате Корсуни и пригрозил  сделать то же самое со столицей Византии, если договор о браке  не будет выполнен. «Придите с сестрою  и тогда крестите меня». Анна очень  не хотела замуж за русского князя, будто бы даже сказала: «Лучше бы мне  здесь умереть». Но ее уговорили: «Может быть, обратит тобою Бог Русскую  землю к покаянию, а Греческую  землю избавишь от ужасной войны. Видишь ли, сколько зла наделала грекам Русь?» И так Анна простилась со всеми и, оплакивая свою участь, на корабле отправилась через  море. Приехав же в Корсунь, она  застала Владимира больным: он перестал видеть. И дала она ему совет: «Если  хочешь избавиться от болезни этой, крестись поскорей». Епископ корсунский крестил Владимира и возложил руку на него, и князь тотчас же прозрел  и сказал: «Теперь узнал я истинного  Бога».

Вернувшись  в Киев, Владимир начал повсеместно  утверждать новую веру, порой даже «огнем и мечом». Тем не менее, православная церковь причислила князя Владимира  к лику святых и назвала «равноапостольным». В сознание современников и потомков Владимир Святославич вошел как  князь-воитель и зачинатель великого обновления Руси. 

3. Владимир Мономах.

Внук  Ярослава Мудрого, сын Всеволода  Ярославича княжил в Чернигове и  Смоленске, в 1113 году был призван  на киевский стол восставшими горожанами. Имя Мономах (что значит «единоборец») Владимир-князь получил по линии  матери, которая была дочерью византийского  императора Константина IX Мономаха.

По традиции тех времен, князь большую часть  жизни проводил в походах, деля все  трудности со своей дружиной. Он стяжал себе славу мудрого, щедрого  и справедливого правителя. Время  его правления было отмечено сравнительным  спокойствием и благополучием на Руси.

При Мономахе утвердились русские формы архитектуры, примером могут служить Георгиевская церковь Юрьева монастыря (1119), Николо - Дворищенский собор (1113) в Новгороде  и др.

Великий князь много сделал для укрепления единства Руси: не только примирял удельных князей, постоянно споривших из-за власти, но и расширял старые и строил новые города, покровительствовал общерусскому летописанию, созданию первых русских  житий, канонизации Бориса и Глеба  — первых святых на Руси. Он разработал Устав, дополнивший «Русскую Правду»  Ярослава Мудрого. 

Информация о работе Полководцы древней Руси