Попытки реформирования системы управления экономикой СССР в 1950–1980-е годы и их результаты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 17:42, контрольная работа

Описание

Крайне напряженная международная ситуация усугубила решение внут-ренних послевоенных проблем. Трудности в экономической сфере, идеологизация общественно-политической жизни, усиление международной напряженности – таковы были результаты развития общества в послевоенные годы. В эти годы сильно окреп режим личной власти И.В.Сталина, ужесточилась командно-административная система.

Содержание

1. Введение
2. Причины необходимости реформирования системы управления. Реформы 1950-х годов и их результаты.
3. Поиски путей интенсификации социалистической экономики. Реформы 1965 г. в промышленности и в сельском хозяйстве.
4. Проблемы социально-экономического развития страны во второй половине 1980-х годов. Экономические реформы, их итоги.
5. Заключение
6. Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Контрольная работа по истории.docx

— 46.90 Кб (Скачать документ)

Предприятия получили небывалую свободу: они могли самостоятельно планировать  темпы роста производительности труда, снижение себестоимости, устанавливать  величину средней заработной платы. Все это создавало заинтересованность предприятий в рентабельной работе и улучшении экономических показателей.

И, наконец, реформа закладывала  идею перевода всех предприятий на полный хозяйственный расчет. Это  предполагало управление предприятиями  посредством экономических стимулов. Для предприятий устанавливались  долговременные экономические нормативы  и налоговые платежи, определяющие взаимоотношения с госбюджетом: плата за фонды, рентные платежи, нормативы формирования фондов развития и экономического стимулирования. Личные стимулы тесно увязались с  итогами работы всего предприятия.

Согласно принципам экономической  реформы, часть прибыли предприятий  должна была оставаться в полном распоряжении самих производителей.

Реформа 1965 г. дала некоторый импульс, развитию экономики, несколько повысив темпы роста производства. По традиции, сложившейся при подведении итогов восьмой пятилетки (1966-1970), преобладает мнение, что полученные тогда результаты весьма значительны и эффективны.

 

4. Проблемы социально-экономического развития страны во второй половине 1980-х годов. Экономические реформы, их итоги.

 

Во второй половине 80-х годов  в хозяйственной жизни страны произошли значительные изменения. Прежде всего, была отменена монополия  внешней торговли. С 1 января 1987 г. право  непосредственно проводить экспортно-импортные  операции было дано 20 министерствам  и 70 крупным предприятиям. Через  год были ликвидированы Министерство внешней торговли и ГКЭС (Государственный  комитет по экономическим связям) СССР и учреждено Министерство внешнеэкономических  связей СССР, которое теперь лишь регистрировало предприятия, кооперативы и иные организации, ведущие экспортно-импортные  операции. Законом 1990 г. право внешней  торговли было предоставлено и местным  Советам. Согласно "Закону о кооперативах" (1988 г.), при государственных предприятиях и местных Советах быстро возникла сеть кооперативов и совместных предприятий, занятых вывозом товаров за рубеж, что резко сократило поступление  на внутренний рынок. Многие товары при  спекуляции давали выручку до 50 долларов на 1 рубль затрат и покупались у  предприятий "на корню". По оценкам  экспертов, в 1990 г. была вывезена 1/3 потребительских  товаров.

Как утверждает М.В. Славкина, импортные  закупки зерна, мяса, одежды и обуви  забирали более 50 % (в отдельные годы до 90 %) валютной выручки8 (по утверждению С.Г. Кара-Мурзы, импорт продовольствия составлял не более 7 % суммарного импорта9). Доля импортного оборудования в промышленности СССР, по данным В. Шлыкова, в 1990 г. была 20 %10.

Следующим шагом, через "Закон о  государственном предприятии (объединении)" (1987 г.), было разрешено превращение  безналичных денег в наличные. Это был первый шаг к приватизации банковской системы СССР. В большой мере эта работа была поручена комсомольским деятелям. Созданные тогда "центры научно-технического творчества молодежи" (ЦНТТМ), курируемые ЦК ВЛКСМ, получили эксклюзивное право на обналичивание безналичных денег. При плановой системе поддерживалось такое распределение прибыли предприятий (для примера взят 1985 г.): 56% вносится в бюджет государства, 40% оставляется предприятию, в том числе 16% идет в фонды экономического стимулирования (премии, надбавки и т.д.). В 1990 г. из прибыли предприятий в бюджет было внесено 36%, оставлено предприятиям 51%, в том числе в фонды экономического стимулирования 48%. Таким образом, не только резко были сокращены взносы в бюджет, но и на развитие предприятий средств почти не оставлялось. При этом сразу было нарушено социальное равновесие, т.к. личные доходы работников стали зависеть от искусственного показателя рентабельности: в легкой промышленности она составляла в 1990 г. 32%, а в топливно-энергетическом комплексе 6,1%. Произошел скачкообразный рост личных доходов вне всякой связи с производством. Ежегодный прирост денежных доходов населения в СССР составлял в 1981-1987 гг. в среднем 15,7 млрд. руб., а в 1988-1990 гг. составил 66,7 млрд. руб. В 1991 г. лишь за первое полугодие денежные доходы населения выросли на 95 млрд. руб. (при этом зарплата в производстве выросла всего на 36%). Средства перекачивались из накопления (инвестиций) в потребление - "проедалось" будущее развитие и будущие рабочие места. Такой рост доходов при одновременном сокращении товарных запасов в торговле привел к краху потребительского рынка ("товары сдуло с полок"). Были введены талоны на получение основных продуктов питания, резко увеличился импорт. До 1989 г. СССР имел стабильное положительное сальдо во внешней торговле, в 1987 г. превышение экспорта над импортом составляло 7,4 млрд. руб., а в 1990 г. было отрицательное сальдо в 10 млрд. руб. Оттянуть развязку правительство пыталось за счет дальнейшего разрушения финансовой системы - дефицита госбюджета, внутреннего долга и продажи валютных запасов. Дефицит госбюджета СССР составлял в 1985 г. 13,9 млрд. руб.; в 1990 - 41,4; а лишь за 9 месяцев 1991 - 89 (за июнь 1991 г. он подскочил на 30 млрд.). Росту дефицита способствовала и начатая в мае 1985 г. "антиалкогольная кампания". Сокращение продажи водки и бюджетных поступлений от нее было полностью компенсировано ее изготовлением в "теневой экономике" (140-150 декалитров в 1987 г.). Помимо тяжелого удара по государственным финансам это привело к становлению мощной организованной преступности нового поколения, активно вошедшей в политику. К середине 80-х годов в СССР сложился крепкий сектор "теневой экономики", набрала силу и организованная преступность. Она практически ликвидировала государственную торговлю спиртным, "приватизировала" ее и изъяла из госбюджета в свою пользу 23 млрд. руб. в 1989 г. и 35 млрд. руб. в 1990 г. Государственный внутренний долг СССР возрастал следующим образом: 1985 - 142 млрд. руб. (18,2% ВНП); 1989 - 399 млрд. руб. (41,3% ВНП); 1990 - 566 млрд. руб. (56,6% ВНП); за 9 месяцев 1991 он составил 890 млрд. руб. Золотой запас, который в начале перестройки составлял 2 000 т., в 1991 г. упал до 200 т. Внешний долг, который практически отсутствовал в 1985 году, в 1991 г. составил около 120 млрд. долл. Таким образом, был открыт путь к неконтролируемому росту цен и снижению реальных доходов населения, инфляции и росту внешнего долга. Государство лишалось экономической основы для выполнения своих обязательств перед гражданами. К этому же периоду относится и ликвидация плановой системы хозяйства. Будучи управляющим почти всего хозяйства страны (единого концерна), советское государство через план поддерживало баланс между производством, потреблением и накоплением. Распределение ресурсов между отраслями и предприятиями регулировалось планом и ценами. Тем не менее, в соответствии с объявленной в июне 1987 г. концепцией перестройки как перехода к рыночной экономике, почти сразу стала свертываться плановая система распределения ресурсов: в 1987 г. принимается постановление ЦК КПСС и СМ СССР о сокращении номенклатуры планируемых видов продукции, которые Госплан доводил до предприятий в форме госзаказа. Взамен планируемых поставок стала создаваться сеть товарных и товарно-сырьевых бирж. Следующим шагом был принятый в 1987 г. и введенный в силу с 1988 г. Закон о государственном предприятии (объединении), предполагавший "полный хозрасчет". Следствием закона явилось резкое сокращение капиталовложений - как плановых через госбюджет, так и из средств предприятий. Сразу нарушился межотраслевой баланс, были свернуты все государственные программы и начался быстрый спад производства. СССР погрузился в состояние "без плана и без рынка". Уже первые шаги по переходу к рыночной экономике от советского "натурального" хозяйства повлекли за собой переориентацию управления с натурных на денежные показатели. Были сняты ограничения, свойственные хозяйству, предназначенному для потребления, а не извлечения дохода - введены "договорные цены" (сначала, разумеется, "лишь на некоторые категории товаров"). Обойти введенные для виду бюрократические оговорки не составило труда, и в СССР сразу же начался рост цен - при сокращении производства. Была запущена цепная реакция тяжелого кризиса.

В середине 80-х годов руководство  СССР пришло к выводу о необходимости  покончить с пятнадцатилетним “застоем”  через ускорение социально-экономического развития страны. Необходимость ускорения  обосновывалось четырьмя факторами: во-первых, острыми, нерешенными социальными  задачами (продовольственной, жилищной, ширпотреба, здравоохранения, экологической); во-вторых, угрозой слома военно-стратегического  паритета; в-третьих, необходимостью восстановления экономической независимости страны прежде всего по стратегическим поставкам; наконец, угрозой экономического кризиса. Новый курс внутренней политики впервые  заявленный на апрельском (1985 г.) пленуме  ЦК КПСС, был одобрен ХХVII съездом  партии и воплощен в планах XII пятилетки. Началась радикальная перестройка  экономической системы. Однако ее успех  во многом зависел от политической системы. Ее надо было преобразовать таким образом, чтобы она обеспечила необратимость социально-экономического переворота. По мнению экономических советников М.Горбачева именно недемократичность политической системы обрекла на поражение НЭП, экономические преобразования 50-х годов и экономическую реформу 1965 г.

Итак развитие советского общества во второй половине 80-х годов прочно увязывается с понятием «перестройка». Этим понятием обозначался переворот вначале в сознании граждан, а затем в экономической и, в конечном счете, во всей внутренней политике СССР. В итоге "перестройка" превратилась в символ глубинного обновления и одновременно изменения всей социалистической системы и ее положения в мире. Период постепенного качественного преобразования социалистической системы на основе далеко идущих планов и расплывчатых представлений о фундаментальном переустройстве и прочной стабилизации советского социализма, призванного стать образцом для всего человечества, длился неполные четыре года, приблизительно с начала 1987 до середины 1990 г. Разумеется, такого срока было заведомо недостаточно для создания действительно обновленной системы. Вопрос о том, могла ли подобная система быть сформирована и функционировать, остается и по-видимому еще долго будет оставаться предметом идеологических споров. Переворот, слом партийно-государственных структур СССР могли произойти только в условиях нарастающих экономических трудностей, которые во многом определялись непроизводительными расходами. После прихода Горбачева к власти был осуществлен целый ряд мер, направленных (на словах) на улучшение экономического состояния страны. Однако поставленные цели достигнуты не были. Перестройка политической и экономической систем СССР закончилась разрушением и системы, и СССР.

Попытки повысить эффективность советской  экономики административными методами, безрезультатны. Очевидна эрозия плановой дисциплины. Прирост трудовых ресурсов сокращается. Его невозможно компенсировать наращиванием капитальных вложений. Заместитель Председателя Госплана СССР Л. Воронин пишет в Совет Министров СССР 23 февраля 1984 г., что недостаток рабочей силы, вызванный устойчивым превышением числа рабочих мест по сравнению с имеющимися в наличии трудовыми ресурсами, приводит к снижению эффективности труда. Невозможность в рамках существующей системы компенсировать сокращение притока рабочей силы капитальными вложениями С. Фишер и У. Уэстерли сочли главным фактором краха советской экономики. Эти  проблемы  реальны, но они растянуты по времени, трудности нарастают на протяжении десятилетий. Экстраполяция подобной тенденции позволяет предсказать падение темпов  экономического  роста, его остановку, но не крах.

Темпы  экономического  роста  снижались, но это не создавало угрозы сложившимся экономико-политическим установлениям. Расчеты, проводившиеся  в СССР в рамках работ по долгосрочному  прогнозированию  развития  советской  экономики, показывали, что эта тенденция  будет сохраняться. Включать прогнозы затухающих темпов роста в итоговые варианты документов, направляемых руководству  страны, было рискованно. Но профессиональное экономическое сообщество видело картину  именно так. Примерно так же представляло ее и большинство западных специалистов, изучавших советскую экономику  в конце 1970 – начале  1980 - х   годов  прошлого столетия. Если оставаться в рамках этого видения мира, то до остановки экономического  роста в СССР оставалось 20–30 лет.

 

 

 

 

 

 

 

     5. Заключение

 

Часто звучащие в российской и западной экономической литературе и публицистике утверждения о нежизнеспособности командной экономики опираются  на данные о неэффективном использовании  материальных и трудовых ресурсов в  довоенный период и непрерывном  снижении темпов экономического роста  и эффективности использования  ресурсов на протяжении 1960-1980-х годов. Однако от констатации этих фактов еще далеко до утверждения о крахе  командной экономики, поскольку  до начала развала политической системы  СССР в 1990-1991 годах не было ни продолжительного абсолютного падения ВВП, ни (в  послевоенный период) падения уровня жизни населения, ни приостановки технического прогресса — все это случилось  уже после отказа от командной  экономики.

Имеется один, весьма продолжительный, период в советской экономике, когда  она переживала подлинный расцвет  — это 1950-е годы. Последующие события  в значительной степени вытеснили  из сферы историко-экономического изучения этот период. Большее внимание привлекали и привлекают такие переломные периоды, как НЭП, 1930-е, деградация командной  экономики в 1960-1980-е годы. Известную  роль в особом внимании к этим периодам играли и идеологические соображения.

Основной причиной непрерывного падения темпов экономического роста в 1960-1980-х годах явились постепенный демонтаж командной экономики и ухудшение уровня хозяйственного руководства. Этот вывод во многом совпадает с тем, который был прозорливо сделан еще в 1954 году социологом Баррингтоном Муром. В недооцененной в свое время книге «Террор и прогресс в СССР» он писал: «Промышленная экспансия (в СССР) исходит почти исключительно сверху. Сама по себе советская экономическая система не генерирует безжалостной энергии, которая сделала СССР первоклассной индустриальной державой. Коммунистическая элита в этом отношении является субститутом авантюристического духа, который создал великие индустриальные и финансовые империи западного мира. Если политический источник промышленной экспансии исчезнет или уменьшится, нет ничего, что могло бы его заменить»11. С этим утверждением Мура полностью солидаризируются Майкл Эллман и Владимир Конторович в предисловии к сборнику статей о дезинтеграции советской экономической системы. В качестве ведущей причины неуклонного падения экономического роста в 1958-1982 годах они выдвигают почти непрерывное уменьшение давления сверху. Объясняя победу Н. Хрущева над так называемой антипартийной группой, В. Молотов говорил: «Все хотели передышки, полегче жить. Они очень устали. Чтобы напряженность куда-то ушла»12. Следующей по важности причиной Эллман и Конторович называют усложнение управления экономикой по мере увеличения числа продуктов, отраслей и хозяйственных связей. Но имелись и возможности для противодействия негативному влиянию этого обстоятельства путем изменения организации промышленности и улучшения методов планирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     6. Список литературы

 

  1. Безбородова А.Б. История России в новейшее время (1945-1999): Учебник для вузов. М.: «Олимп», «Издательство АСТ», 2000
  1. Гайдар Е. Т., Чубайс А. Б. Экономические записки. - М.: «Российская политическая энциклопедия», 2008.
  1. Гайдар Е.Т. Экономика переходного периода. Очерки экономической политики посткоммунистической России. 1991—1997 / под ред.— М.: ИЭПП, 1998
  2. Гайдара Е.Т. Экономика переходного периода. Очерки экономической политики посткоммунистической России. М.: Дело 1998−2002.
  3. Кузнецова А.Ю. История экономики России. - М.: ЮНИТИ, 2004.
  4. Сметанин С.И. История промышленности России в 1800-1861 гг. - М.: 1996.
  1. Трофимов А.В., Иванов В.М.. ИСТОРИЯ РОССИИ. Учебно-методическое пособие.  Екатеринбург 2000 г.
  1. Фирсов Ю. Косыгин и его время //Российский экономический журнал.- 2004.
  2. Шестаков Владимир. НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ РОССИИ Электронный ресурс: http://www.oldru.com/newstory2/menu.htm
  3. Шуркалина А.К. История экономического развития России. М., 2000.
  4. «Сто сорок бесед с Молотовым. Из дневника Ф. Чуева». М., 1991

1 Владимир Шестаков. НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ РОССИИ Электронный ресурс: http://www.oldru.com/newstory2/menu.htm

2 Трофимов А.В., Иванов В.М.. ИСТОРИЯ РОССИИ. Учебно-методическое пособие.  Екатеринбург 2000 г. С. 132

3 Сметанин С.И. История промышленности России в 1800-1861 гг. - М.: 1996., с.215.

4 Кузнецова А.Ю. История экономики России. - М.: ЮНИТИ, 2004.,с.368.

5 История Росси в новейшее время (1945-1999): Учебник для вузов. / Под ред.А.Б.Безбородова. - М.: «Олимп», «Издательство АСТ», 2000.- с.138.

6 Фирсов Ю. Косыгин и его время //Российский экономический журнал.- 2004.-NQ 5-6.-С.62

7 История экономического развития России. /под ред. А.К. Шуркалина.- М., 2000.-С.186.

8 Гайдар Е. Т., Чубайс А. Б. Экономические записки. - М.: «Российская политическая энциклопедия», 2008. — 192 с. — ISBN 978-5-8243-1066-5.

9 Экономика переходного периода. Очерки экономической политики посткоммунистической России. 1991—1997 / под ред. Е. Т. Гайдара — М.: ИЭПП, 1998. — 1096 с.

10 Экономика переходного периода. Очерки экономической политики посткоммунистической России. 1998−2002/ под ред. Е. Т. Гайдара. — М.: Дело, 2003. — 832 с. — ISBN 5-7749-0340-0.

Информация о работе Попытки реформирования системы управления экономикой СССР в 1950–1980-е годы и их результаты