Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 17:25, реферат
Порто-франко (итал. porto franco — свободный порт) — порт, пользующийся правом беспошлинного ввоза и вывоза товаров. Порто-франко не входит в состав таможенной территории государства. Часто создаётся при сооружении нового порта с целью привлечения грузов и увеличения товарооборота.
История порто-франко начинается с середины XVI века. В разное время подобный режим действовал в таких городах, как Венеция, Марсель, Гамбург. Причинами, вызвавшими его появление, стали высокие пошлины и злоупотребления таможенных чиновников, которые тормозили развитие приморских городов.
Введение
Режим Порто-франко в России. История. Развитие. Значение.
Порто-франко Одесса
Система порто-франко на Дальнем Востоке
Порто-франко Батуми
Список использованной литературы
ОАО РЖД
СГУПС
Кафедра истории и политологии
РЕФЕРАТ
Порто-франко
Выполнил: студент гр.
Проверил: Ст. преподаватель
Балахнин В.В.
Новосибирск, 2012
Содержание
Введение
Порто-франко (итал. porto franco — свободный порт) — порт, пользующийся правом беспошлинного ввоза и вывоза товаров. Порто-франко не входит в состав таможенной территории государства. Часто создаётся при сооружении нового порта с целью привлечения грузов и увеличения товарооборота.
История порто-франко начинается
с середины XVI века. В разное время
подобный режим действовал в таких
городах, как Венеция, Марсель, Гамбург.
Причинами, вызвавшими его появление,
стали высокие пошлины и
Привилегированное положение одной территории легко может оказаться сильной помехой для экономического развития смежных местностей; с другой стороны, население порто-франковой территории испытывает неудобства вследствие необходимости подвергать таможенному досмотру всякую, хотя бы и ничтожную, партию товара, как иностранного, так и местного, подлежащего отправлению во внутренние пределы государства. Последнее, наконец, лишается доходов от таможенных сборов и вдобавок принуждено, при прохождении таможенной линии по густонаселенному пункту, для успешной борьбы с контрабандой значительно увеличивать состав таможенной стражи. Создание беспошлинных складочных мест (доков), с применением к ним варрантной системы, всего более соответствует нуждам современной всемирной торговли. Этим средством широко воспользовались прежде всего англичане, которые у себя дома никогда не устанавливали режим порто-франко. Знаменитый ливерпульский хлопковый рынок может служить ярким примером успешного применения такой системы. Нельзя, однако, признать институт порто-франко совершенно отжившим свой век и безусловно непригодным для всех решительно государств. В странах, находящихся еще на невысокой степени экономического развития, и, в особенности, для изолированных пунктов, порто-франко может оказаться иногда единственным средством создания новых артерий международного торгового обмена и могучим рычагом экономического подъема. Даже для стран, сильно развитых в культурно-экономическом отношении, при возрастающем их стремлении раскидывать сеть колониальных владений и вовлекать в сферу своих торгово-политических интересов отдаленные части света, система порто-франко может оказаться полезной переходной мерой.
В XIX веке на большей части Европы система порто-франко прекратила свое существование, что было связано с развитием торговли, снижением доходов государств, резким ростом издержек для борьбы с контрабандой.
Режим Порто-франко в России. История. Развитие. Значение.
Порто-франко Одесса.
Первый российский порто-франко был создан в Одессе в 1819 году по указу императора Александра I и дал мощнейший импульс для развития города.
Своим нынешним международным торговым значением Одесса обязана своему Порто-франко, приостановление которого на некоторое время в такой мере затормозило её экономический рост. Режим беспошлинной торговли сразу сделал город одним из мировых торговых центров. Фактически для всех оптовых купцов, торговавших с Российской империей, Одесса стала единственным безальтернативным вариантом для ввоза и вывоза товаров с южного направления. Ведь при обычных условиях купец, еще, не будучи уверен в том, что его товар купят, нес финансовые расходы из-за уплаты пошлины.
С введением порто-франко процесс торговли через Одессу стал выглядеть крайне просто. Купец привозил свой товар, без таможенной волокиты сгружал его и продавал на месте, будучи уверен в том, что товар его купят, так как в городе с введение порто-франко количество предпринимателей выросло, по меньшей мере, в 10 раз. После этого купец грузился российским товаром, как правило, хлебом, и отплывал. Город при этом получал огромные возможности для своего развития. Покупая сырье без пошлины, предприниматели, естественно, открывали в черте порто-франко и заводы, перерабатывающие это сырье. А уже потом, готовая продукция считалась произведенной на территории России и так же без пошлин продавалась внутри страны. Нередко произведенная из ввезенного сырья в одесской черте порто-франко продукция вообще не выходила за пределы таможенных постов, сразу отправляясь за границу.
Многие делали себе
состояние как перекупщики —
скупая иностранный товар и
продавая его сразу за границу.
Однако постепенно плюсы
порто-франко начали становиться минусами.
Выросший поток производимых товаров
настолько перегрузил таможенные посты,
что таможенники попросту не справлялись
с ним. В результате товары шли
через таможню почти без
Вечно развивать промышленность и торговые офисы в черте порто-франко было невозможно. Попросту кончилась земля. Следовательно, предприниматели Одессы разделились на две большие группы — те, чьи конторы, производства и склады находятся в черте порто-франко, и те, кто вынуждены работать вне этой черты, а значит закладывать в расходы уплату пошлины.
В результате порто-франко
начало не способствовать
1859 году его упразднили.
Благодаря порто-франко
Идея возрождения "порто-франко" как свободной зоны не раз всплывала на поверхность. Она обсуждалась даже во время Гражданской войны. Так, в январе 1918 года председатель одесского военно-промышленного комитета Н. В. Брайкевич прочитал в Русском театре лекцию "Что такое свободная гавань".
В перестроечную пору активным лоббистом введения в Одесе "свободной экономической зоны" был тогдашний мэр Валентин Симоненко, и одесситы массово поддержали эту идею на местном референдуме. На этой волне родилось название нашей газеты и появилась она сама - как свободное издание свободного города.
Система порто-франко на Дальнем Востоке
Изучение отечественными историками порто-франко на Дальнем Востоке было явлением «кратким и малозаметным». После того, как в начале 90-х годов в ряде российских регионах местные власти и население начали связывать свое будущее благополучие с организацией свободных экономических зон (СЭЗ), интерес к этой теме значительно вырос. Однако, очень скоро идея СЭЗ в крае стала изживать себя, что побудило научный мир с еще большим интересом обратиться к прошлому, в надежде найти объяснение тем проблемам, которые, начиная с первых лет колонизации Дальнего Востока и вплоть до настоящего времени, являются причиной головных болей государственных чиновников и тяжелых условий жизни местного населения.
Представляется, что порто-франко был изначально предопределен для русского Дальнего Востока, где в условиях трудной колонизации и оторванности региона от развитых центров страны «порты долгое время являлись главными центрами освоения территории, а таможенная и пограничная охрана практически отсутствовала…». Тем более, что положительный опыт функционирования порто-франко в России уже был. Официально на Дальнем Востоке порто-франко стало существовать с 1828 г. на Камчатке, а с образованием в 1856 г. Приморской области свободно торговать разрешили в Николаевске-на Амуре.
Подлинный расцвет порто-франко начался с конца 50-х гг. XIX в., когда Россия подписала ряд важнейших соглашений с соседним Китаем. Четвертая статья Дополнительного договора к Пекинскому устанавливала режим свободной торговли вдоль сухопутной границы двух империй — по Амуру, Уссури и далее до р. Гумыньцзян. Заключенные в 1862 г. «Правила сухопутной торговли между Россией и Китаем» закрепляли двустороннюю беспошлинную торговлю" на расстоянии 100 ли (около 50 км) от линии границы". Помимо того, «русским купцам разрешалась беспошлинная торговля на всей территории Монголии, входившей тогда в состав Цинской империи». Фактически с этого времени на всей территории Дальнего Востока России устанавливался режим свободной торговли, первым и единственным таможенным пунктом стал Иркутск, куда в 1861 г. перевели таможню из Кяхты. Однако, с середины 80-х гг. граница порто-франко на дальневосточном регионе стала постепенно сужаться.
Нужно отметить, что российское правительство с самого начала рассматривало беспошлинную торговлю в дальневосточном регионе как вынужденную и временную меру. Начиная с 1867 г., когда впервые была установлена пошлина на иностранный спирт и алкогольные напитки, и вплоть до 1909 г., когда на юге Дальнего Востока с иностранных товаров стали взимать пошлины на основе «действующего таможенного тарифа по европейской торговле…», правительство при поддержке отечественных молодых капиталистов с переменным успехом старалось ограничить свободную торговлю в регионе. Данная политика была вызвана развитием российской экономики, расширением морского и железнодорожного сообщения Дальнего Востока с европейской частью России, результатами переселенческой политики и конечно, упрочнением положения Российской империи в азиатско-тихоокеанском регионе.
С победой в гражданской
войне большевики без особых раздумий
распространили на территории края государственную
монополию на внешнюю торговлю, усложнив
таким образом и без того не
легкое существование
Однако идея порто-франко на Дальнем Востоке продолжала существовать и находить своих сторонников. В 1867 году в него вводят первые ограничения - облагаются пошлиной спиртные изделия, произведённые за границей. Хороший доход приносил сбыт низкосортного товара, купленного за гроши на ярмарках в Гамбурге и продававшегося во Владивостоке втридорога. Не удивительно, что через 25 лет капитал торгового дома объединившихся Кунста и Альберса составил 250 тыс. рублей. Режим порто-франко во Владивостоке продлевался в 1877 и 1879 годах. Лишь в 18 8 2 году были введены постоянные, в повышенном размере, пошлины на тот же заморский алкоголь.
В конце 70-х годов XIX века
в Петербурге принимается решение
об ускорении заселения
Режим порто-франко был окончательно отменён во Владивостоке в 1900 году. С 1 января 1900 года ввозной пошлиной стали облагаться все иностранные товары и сырьё, за небольшим исключением пищевых продуктов, машин для производственных и сельскохозяйственных предприятий и запасных частей к ним.
Но уже в 1903 году под руководством военного губернатора Приморской области Чичагова на имя Главноуправляющего торговым мореплаванием и портами Великого князя Александра Михайловича был подготовлен проект об учреждении «Вольной гавани Владивосток», реализация которого позволила бы превратить порт в международный центр транзитной торговли. Великий князь не успел обдумать это предложение. В январе 1904 года началась русско-японская война. Грузооборот порта резко упал. Правительство ввело временный режим порто-франко. Но из-за войны торговать было не просто. Экипажи русских пароходов, рискнувших прорвать морскую блокаду, награждались боевыми орденами. В 1909 году режим порто-франко во Владивостоке был отменен.