Посольский приказ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 11:25, реферат

Описание

Создание Посольского приказа было закономерным явлением в процессе развития российской государственности. Возникнув в начале XVI в., постепенно расширяясь и укрепляясь, к концу XVII столетия он становится неотъемлемой, важнейшей частью центрального государственного аппарата России. Просуществовал Посольский приказ до 1700 года. На его месте при Петре I было создано новое учреждение — Посольская канцелярия при царской особе. Но формально его деятельность продолжалась до 1717 года, когда он был преобразован в Коллегию иностранных дел.

Работа состоит из  1 файл

Посольский приказ образование, функции, структура.doc

— 96.00 Кб (Скачать документ)

Как же происходила работа Посольского  приказа, являвшегося по сути дела министерством  иностранных дел XVI—XVII вв.?

Основное место в деятельности Посольского приказа, конечно, занимала организация посольств за рубеж. До начала XVIII столетия Россия не имела за границей постоянных дипломатических представительств, хотя отдельные непродолжительные попытки были (Швеция — 1666 г., Дания — 1672 г., Польша — 1673 г., Голландия — 1678 г.). Как правило, посольства посылались по мере надобности (заключение мира, избрание на престол, торговые связи и т.д.). Послами избирались люди, пользовавшиеся доверием царя и Боярской Думы. В XVI—XVII вв. среди послов чаще встречаются представители среднего московского и выборного городового дворянства.

Думные дьяки до середины XVII в. не принимали участия в посольствах. Впоследствии, когда их (дьяков) количество увеличилось, они также включаются в состав наиболее представительных посольств, занимают места “товарищей” послов, участвуют в посольских съездах. Так, в 1697 году думный дьяк П.Б. Возницын сопровождал Петра I в составе “Великого посольства” в страны Западной Европы.

Дипломатический статус главы посольства зависел от важности и характера предстоящей миссии. В XVI—XVII вв. существовали “послы великие”, “легкие послы”, “посланники”, “гонцы”, “посланцы” и “посланные”. Каждому дипломатическому рангу соответствовали определенные денежные выдачи и поместные пожалования. Послы избирались, как правило, из бояр. Будучи доверенными лицами царя, они имели право вести переговоры, подписывать соглашения, вырабатывать проекты договоров, окончательное утверждение которых зависело, однако, от верховной власти. Посланник выбирался из числа дворян, дьяков, реже — подьячих и посылался по менее важным делам. Гонцы же обязаны были доставить отданную им грамоту или передать поручение устно, не вступая в дипломатические переговоры. Они выбирались из числа подьячих, толмачей, стольников.

Представители всех дипломатических  рангов должны были добиться приема у  монарха и главы правительства и категорически отказывались вступать в переговоры с советниками. Иногда посылались люди с тайными поручениями, чтобы доставить секретную грамоту или узнать какие-либо сведения. Они могли принадлежать к самым различным сословиям. Так, в архиве Посольского приказа имеется следующее свидетельство: “отпущен тайно к цесарю с грамотой московский торговый человек Тимоха Выходец”.

В зависимости от страны назначения и важности посольства формировался и его состав. Посольство могло  включать двух, трех, четырех человек, а иногда это число возрастало и до нескольких сот. В 1578 году в Речь Посполитую выехало посольство М.Д. Карпова, П.И. Головина и дьяка К.Г. Грамотина, “а с ними дворян и людей 282 человека”.

Среди ближайших помощников послов и посланников могли быть также приказные дьяки и подьячие различных государственных учреждений (Поместного, Разрядного, Челобитного приказов, Казенного двора, Владимирской и Галицкой четверти). Будучи “товарищами” послов или посланников, приказные дьяки являлись главами посольских походных канцелярий (“шатров”). На них в основном ложилась подготовительная работа при составлении текстов международных договоров во время посольских съездов. Непосредственными исполнителями были подьячие, которые вели все посольское делопроизводство, переписку, оформление статейных списков и т.д. Из них назначался особый “подьячий для письма”, что свидетельствует о внимании, которое уделялось ведению посольской документации. Переводчики и толмачи служили также посредниками во время переговоров. Особую роль осведомителей при послах выполняли подьячие приказа Тайных дел, которые “над послы и над воеводами подсматривают и царю, приехав, сказывают”. Впрочем, послы часто подкупали этих осведомителей, чтобы те перед царем “их, послов, прославляли, а худым не поносили”.

Во время своего пребывания за границей послы содержались за счет государства, на территории которого они находились. Их материальное обеспечение  в России состояло из денежного жалованья, натуральных выдач и поместных  окладов. Последние выделялись правительством в качестве обеспечения за приказную, военную и дипломатическую службу. Размер денежного и поместного жалованья устанавливался исходя из предыдущей дипломатической практики. Когда посольство отправлялось за рубеж, просматривались материалы предыдущих посольств в ту или иную страну, делались выписки “на пример”, по которым определялись оклад и размер вознаграждения по возвращении того или иного дипломата в соответствии с его рангом. Денежное жалованье равнялось прежнему окладу за два года и добавочной сумме “на подмогу”, равной годовому окладу. В XVII в. максимальный поместный оклад дьяков, как правило, не превышал 100 четей.

Система материального  обеспечения посольств основывалась на занимаемой должности и зависела от размера предыдущего оклада и чина в большей степени, чем от результата посольства. Показательна в этом отношении челобитная “дворян больших и из городов” 1621 года с просьбой не посылать их в разные государства в чине меньшем, если они или их предки до этого имели на посольской службе звание, большее по рангу.

Натуральные выдачи жалованья  в виде вознаграждения были обычным  явлением, причем особенно часто —  за посольскую службу. Выдавались дорогие  иностранные ткани для изготовления верхней одежды, меха, за особые заслуги  жаловалась серебряная посуда — братины и ковши.

Участие в посольской службе оказывало влияние на социальное положение и благоприятствовало продвижению по службе. Так, Д.Г. Оладьин, вернувшись из Польши, из выборных городовых  дворян переходит в чин дворян московских; подьячий П. Данилов после посольства к крымскому хану Джанибек-Гирею пожалован в дьяки; а посланник С.М. Ушаков после возвращения из Империи получил назначение воеводой в Кострому. Существовали, видимо, и определенные привилегии относительно налогов. Об этом свидетельствуют челобитные дипломатических служащих, поданные царю перед выездом за границу, с просьбой освободить их от подписных и печатных пошлин.

Лица, выезжавшие за границу  впервые, после успешного возвращения  неоднократно посылались вновь. При увеличении окладов дьяков особое внимание обращалось на их успехи в посольской службе. В 1664 году индивидуальные “наддачи” подьячим за выполнение дипломатических заданий составляли 5—6 рублей, в то время как за работу делопроизводственного характера внутри Посольского приказа прибавлялось “рубли по два по три на человека”. Служащие Посольского приказа регулярно получали так называемые “праздничные деньги”. Денежные выдачи приурочивались к церковным праздникам (Рождество Христово, Пасха, Рождество Богородицы), именинам членов царской семьи (“день ангела” царицы, наследника и проч.). Так, в 1626 году на Рождество и Пасху старые подьячие Посольского приказа получили по 7,5 и 9 рублей, средние — 4—5 рублей, молодые — по 2—3 рубля.

Все служащие Посольского  приказа, в соответствии со служебным положением, приводились к присяге на кресте, т.е. брали на себя различные обязательства — хранить государственные тайны, не красть государевой казны, “переводить вправду” и т.д. Без этого не разрешалось приступать к работе: “в приказех не сидеть и никаких дел не делать”.

После решения царя и  Боярской Думы об отправлении посольства за границу в Посольском приказе  начиналась горячая пора: необходимо было подготовить многочисленные документы. Прежде всего составлялись верительные (“верющие”) грамоты на имя иностранного государя, удостоверявшие личность посла и содержавшие просьбу “верить его речам”. В случае необходимости послам вручались проекты договоров о мире или перемирии (“докончания”), позднее “договоры”.

Для проезда через различные государства посольству выдавались “любительные” грамоты: они подтверждали мирные, дружественные отношения между государствами и содержали просьбу “любить”, т.е. оказывать содействие посольству. Послу или сопровождавшему его приставу от имени государя выдавались подорожные “указные” грамоты: в них местным воеводам предписывалось обеспечивать посольство в дороге продовольствием и средствами передвижения. Кроме того, по вопросам, связанным с обеспечением послов, Посольский приказ рассылал “памяти” в различные административные учреждения и отдельным чиновникам. В ответ на “памяти” в приказ поступали “отписки”.

Главным руководством для  дипломатов во время посольской миссии был “наказ”. В этом документе  подробно перечислялись цели и задачи посольства, содержались строгие предписания о нормах поведения в чужой стране (виновному в их нарушении грозила “великая опала”), а также указания о сборе необходимых сведений, важных для Российского государства. Обстоятельно излагались будущие речи и ответы послов на возможные вопросы иностранцев.

При отправлении послам вручались и “росписи” — перечень подарков (“поминков”) иностранным  владыкам и их приближенным. Как  правило, дарили меха горностая, соболя, лисы, белки; “рыбий зуб” (моржовую кость); ловчих птиц (соколов, ястребов). В свою очередь, русские государи также получали подарки различной ценности и оригинальности. Например, восточные правители могли подарить слона или льва.

Помимо подарков, “росписи”  также устанавливали количество продовольствия — “корма”, которое в городах по пути следования выделялось членам посольства в строгом соответствии с рангом каждого из них.

Получив все необходимые  документы, посольство отправлялось в  дорогу и сразу же приступало к  составлению собственной документации. Главное место в ней занимал “статейный список”. Это был подробнейший отчет о поездке в виде дневника (первоначально в строгом соответствии со “статьями”, т.е. пунктами “наказа” — отсюда и название этого документа). “Статейные списки” примечательны тем, что дают возможность узнать, как русские люди того времени воспринимали чужой, незнакомый им мир других народов. Показательно, что вместе с “наказами” “статейные списки” часто включались в рукописные исторические сборники XVII—XVIII вв. и пользовались большим спросом русского читателя.

Завершив свою миссию, послы возвращались в Россию, часто  имея при себе “ответные” грамоты  иностранных государей. Прибыв на родину, они сразу же отправляли в Москву гонца с кратким отчетом о  результатах посольства. По приезде  посольства в столицу царь с думным дьяком выслушивали отчет посла. Затем следовали “распросные речи” думного дьяка и его “товарища”, чаще всего о поведении членов посольства, о некоторых деталях посольства. “Распросные речи” тщательно записывались и вместе со “статейными списками” и “ответными” грамотами поступали в Посольский приказ.

В XVI—XVII вв. в России не было постоянных дипломатических миссий других государств. Иноземные послы  приезжали в Москву “по случаю”. Вся работа, связанная с приемом  и отправкой иностранных посольств, также велась в Посольском приказе. До наших дней дошли сохранившиеся в его архиве различные грамоты и договоры, описания пышных приемов в Кремле, речи иноземных дипломатов и другие ценные материалы.

Все документы, связанные  с деятельностью того или иного русского или иностранного посольства, поступали в Посольский приказ и определенным образом систематизировались. Важнейшим сборником документов по тому или иному дипломатическому вопросу стали так называемые “посольские книги”. До наших дней сохранилось 766 книг по связям России с иностранными государствами, а также с народами, позднее вошедшими в состав Российского государства. В них собраны основные документы по внешней политике России конца XV — начала XVIII в. Эти книги составили основу архива Посольского приказа. Вместе с другими документами они размещались в дубовых и окованных ящиках, осиновых “коробьях” и холщовых “мехах”.

Посольский приказ был  не только учреждением, осуществлявшим внешнюю политику Российского государства. Постепенно он превратился в своего рода культурный центр страны. В нем работала большая группа переводчиков, толмачей, сюда стекались многочисленные сведения о событиях за рубежом. Здесь находился архив и большая библиотека с печатными и рукописными книгами, географическими картами, хранилось немало различных художественных произведений иностранных живописцев и золотописцев. В стенах приказа зародилась мысль о необходимости составления трудов по истории страны, которые отражали бы величие России и утверждали ее международный авторитет. Во второй половине XVII в. здесь составлялись, а также переводились иностранные сочинения, содержавшие сведения по русской истории, внешним связям, а также книги об избрании на царство и родословные московских государей. Особую известность получил “Титулярник”, где были представлены портреты, титулы, гербы, печати российских и иностранных государей.

С 20-х годов XVII в. при  Посольском приказе регулярно переводились и распространялись так называемые летучие листки (или вестовые письма) — донесения о важных международных делах. На их основе появилась первая придворная газета для царя и Боярской Думы — “Куранты”. В ней содержались сведения о военных и политических событиях в других странах, о международных переговорах, рассказывалось о необычных происшествиях (пожары, стихийные бедствия), помещались различного рода притчи. Материалы для газеты поставляли приезжавшие из-за границы русские и иноземные дипломаты, купцы, монахи-паломники и др. Глава Посольского приказа А.Л. Ордин-Нащокин впервые в России наладил почтовое сообщение (по линии Москва—Рига).

Однако главной задачей  русской дипломатии XVI—XVII вв. оставались контроль и наблюдение за сношениями с иностранными государствами, присоединение  новых территорий и собирание  Российской державы. Небольшой по численности штат Посольского приказа неустанно поддерживал отношения почти с тремя десятками стран. Непрофессиональные дипломаты собирали военную, политическую, экономическую и культурную информацию о странах Европы и Азии. Фактически служащие Приказа заложили основы и принципы российской дипломатии, и оставалось лишь их совершенствовать и дополнять.

Информация о работе Посольский приказ