Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 11:25, реферат
Создание Посольского приказа было закономерным явлением в процессе развития российской государственности. Возникнув в начале XVI в., постепенно расширяясь и укрепляясь, к концу XVII столетия он становится неотъемлемой, важнейшей частью центрального государственного аппарата России. Просуществовал Посольский приказ до 1700 года. На его месте при Петре I было создано новое учреждение — Посольская канцелярия при царской особе. Но формально его деятельность продолжалась до 1717 года, когда он был преобразован в Коллегию иностранных дел.
Как же происходила работа Посольского приказа, являвшегося по сути дела министерством иностранных дел XVI—XVII вв.?
Основное место в деятельности Посольского приказа, конечно, занимала организация посольств за рубеж. До начала XVIII столетия Россия не имела за границей постоянных дипломатических представительств, хотя отдельные непродолжительные попытки были (Швеция — 1666 г., Дания — 1672 г., Польша — 1673 г., Голландия — 1678 г.). Как правило, посольства посылались по мере надобности (заключение мира, избрание на престол, торговые связи и т.д.). Послами избирались люди, пользовавшиеся доверием царя и Боярской Думы. В XVI—XVII вв. среди послов чаще встречаются представители среднего московского и выборного городового дворянства.
Думные дьяки до середины XVII в. не принимали участия в посольствах. Впоследствии, когда их (дьяков) количество увеличилось, они также включаются в состав наиболее представительных посольств, занимают места “товарищей” послов, участвуют в посольских съездах. Так, в 1697 году думный дьяк П.Б. Возницын сопровождал Петра I в составе “Великого посольства” в страны Западной Европы.
Дипломатический статус
главы посольства зависел от важности
и характера предстоящей
Представители всех дипломатических рангов должны были добиться приема у монарха и главы правительства и категорически отказывались вступать в переговоры с советниками. Иногда посылались люди с тайными поручениями, чтобы доставить секретную грамоту или узнать какие-либо сведения. Они могли принадлежать к самым различным сословиям. Так, в архиве Посольского приказа имеется следующее свидетельство: “отпущен тайно к цесарю с грамотой московский торговый человек Тимоха Выходец”.
В зависимости от страны назначения и важности посольства формировался и его состав. Посольство могло включать двух, трех, четырех человек, а иногда это число возрастало и до нескольких сот. В 1578 году в Речь Посполитую выехало посольство М.Д. Карпова, П.И. Головина и дьяка К.Г. Грамотина, “а с ними дворян и людей 282 человека”.
Среди ближайших помощников послов и посланников могли быть также приказные дьяки и подьячие различных государственных учреждений (Поместного, Разрядного, Челобитного приказов, Казенного двора, Владимирской и Галицкой четверти). Будучи “товарищами” послов или посланников, приказные дьяки являлись главами посольских походных канцелярий (“шатров”). На них в основном ложилась подготовительная работа при составлении текстов международных договоров во время посольских съездов. Непосредственными исполнителями были подьячие, которые вели все посольское делопроизводство, переписку, оформление статейных списков и т.д. Из них назначался особый “подьячий для письма”, что свидетельствует о внимании, которое уделялось ведению посольской документации. Переводчики и толмачи служили также посредниками во время переговоров. Особую роль осведомителей при послах выполняли подьячие приказа Тайных дел, которые “над послы и над воеводами подсматривают и царю, приехав, сказывают”. Впрочем, послы часто подкупали этих осведомителей, чтобы те перед царем “их, послов, прославляли, а худым не поносили”.
Во время своего пребывания за границей послы содержались за счет государства, на территории которого они находились. Их материальное обеспечение в России состояло из денежного жалованья, натуральных выдач и поместных окладов. Последние выделялись правительством в качестве обеспечения за приказную, военную и дипломатическую службу. Размер денежного и поместного жалованья устанавливался исходя из предыдущей дипломатической практики. Когда посольство отправлялось за рубеж, просматривались материалы предыдущих посольств в ту или иную страну, делались выписки “на пример”, по которым определялись оклад и размер вознаграждения по возвращении того или иного дипломата в соответствии с его рангом. Денежное жалованье равнялось прежнему окладу за два года и добавочной сумме “на подмогу”, равной годовому окладу. В XVII в. максимальный поместный оклад дьяков, как правило, не превышал 100 четей.
Система материального
обеспечения посольств
Натуральные выдачи жалованья
в виде вознаграждения были обычным
явлением, причем особенно часто —
за посольскую службу. Выдавались дорогие
иностранные ткани для
Участие в посольской службе оказывало влияние на социальное положение и благоприятствовало продвижению по службе. Так, Д.Г. Оладьин, вернувшись из Польши, из выборных городовых дворян переходит в чин дворян московских; подьячий П. Данилов после посольства к крымскому хану Джанибек-Гирею пожалован в дьяки; а посланник С.М. Ушаков после возвращения из Империи получил назначение воеводой в Кострому. Существовали, видимо, и определенные привилегии относительно налогов. Об этом свидетельствуют челобитные дипломатических служащих, поданные царю перед выездом за границу, с просьбой освободить их от подписных и печатных пошлин.
Лица, выезжавшие за границу впервые, после успешного возвращения неоднократно посылались вновь. При увеличении окладов дьяков особое внимание обращалось на их успехи в посольской службе. В 1664 году индивидуальные “наддачи” подьячим за выполнение дипломатических заданий составляли 5—6 рублей, в то время как за работу делопроизводственного характера внутри Посольского приказа прибавлялось “рубли по два по три на человека”. Служащие Посольского приказа регулярно получали так называемые “праздничные деньги”. Денежные выдачи приурочивались к церковным праздникам (Рождество Христово, Пасха, Рождество Богородицы), именинам членов царской семьи (“день ангела” царицы, наследника и проч.). Так, в 1626 году на Рождество и Пасху старые подьячие Посольского приказа получили по 7,5 и 9 рублей, средние — 4—5 рублей, молодые — по 2—3 рубля.
Все служащие Посольского приказа, в соответствии со служебным положением, приводились к присяге на кресте, т.е. брали на себя различные обязательства — хранить государственные тайны, не красть государевой казны, “переводить вправду” и т.д. Без этого не разрешалось приступать к работе: “в приказех не сидеть и никаких дел не делать”.
После решения царя и Боярской Думы об отправлении посольства за границу в Посольском приказе начиналась горячая пора: необходимо было подготовить многочисленные документы. Прежде всего составлялись верительные (“верющие”) грамоты на имя иностранного государя, удостоверявшие личность посла и содержавшие просьбу “верить его речам”. В случае необходимости послам вручались проекты договоров о мире или перемирии (“докончания”), позднее “договоры”.
Для проезда через различные государства посольству выдавались “любительные” грамоты: они подтверждали мирные, дружественные отношения между государствами и содержали просьбу “любить”, т.е. оказывать содействие посольству. Послу или сопровождавшему его приставу от имени государя выдавались подорожные “указные” грамоты: в них местным воеводам предписывалось обеспечивать посольство в дороге продовольствием и средствами передвижения. Кроме того, по вопросам, связанным с обеспечением послов, Посольский приказ рассылал “памяти” в различные административные учреждения и отдельным чиновникам. В ответ на “памяти” в приказ поступали “отписки”.
Главным руководством для дипломатов во время посольской миссии был “наказ”. В этом документе подробно перечислялись цели и задачи посольства, содержались строгие предписания о нормах поведения в чужой стране (виновному в их нарушении грозила “великая опала”), а также указания о сборе необходимых сведений, важных для Российского государства. Обстоятельно излагались будущие речи и ответы послов на возможные вопросы иностранцев.
При отправлении послам
вручались и “росписи” —
Помимо подарков, “росписи” также устанавливали количество продовольствия — “корма”, которое в городах по пути следования выделялось членам посольства в строгом соответствии с рангом каждого из них.
Получив все необходимые
документы, посольство отправлялось в
дорогу и сразу же приступало к
составлению собственной
Завершив свою миссию, послы возвращались в Россию, часто имея при себе “ответные” грамоты иностранных государей. Прибыв на родину, они сразу же отправляли в Москву гонца с кратким отчетом о результатах посольства. По приезде посольства в столицу царь с думным дьяком выслушивали отчет посла. Затем следовали “распросные речи” думного дьяка и его “товарища”, чаще всего о поведении членов посольства, о некоторых деталях посольства. “Распросные речи” тщательно записывались и вместе со “статейными списками” и “ответными” грамотами поступали в Посольский приказ.
В XVI—XVII вв. в России не
было постоянных дипломатических миссий
других государств. Иноземные послы
приезжали в Москву “по случаю”.
Вся работа, связанная с приемом
и отправкой иностранных посоль
Все документы, связанные с деятельностью того или иного русского или иностранного посольства, поступали в Посольский приказ и определенным образом систематизировались. Важнейшим сборником документов по тому или иному дипломатическому вопросу стали так называемые “посольские книги”. До наших дней сохранилось 766 книг по связям России с иностранными государствами, а также с народами, позднее вошедшими в состав Российского государства. В них собраны основные документы по внешней политике России конца XV — начала XVIII в. Эти книги составили основу архива Посольского приказа. Вместе с другими документами они размещались в дубовых и окованных ящиках, осиновых “коробьях” и холщовых “мехах”.
Посольский приказ был не только учреждением, осуществлявшим внешнюю политику Российского государства. Постепенно он превратился в своего рода культурный центр страны. В нем работала большая группа переводчиков, толмачей, сюда стекались многочисленные сведения о событиях за рубежом. Здесь находился архив и большая библиотека с печатными и рукописными книгами, географическими картами, хранилось немало различных художественных произведений иностранных живописцев и золотописцев. В стенах приказа зародилась мысль о необходимости составления трудов по истории страны, которые отражали бы величие России и утверждали ее международный авторитет. Во второй половине XVII в. здесь составлялись, а также переводились иностранные сочинения, содержавшие сведения по русской истории, внешним связям, а также книги об избрании на царство и родословные московских государей. Особую известность получил “Титулярник”, где были представлены портреты, титулы, гербы, печати российских и иностранных государей.
С 20-х годов XVII в. при Посольском приказе регулярно переводились и распространялись так называемые летучие листки (или вестовые письма) — донесения о важных международных делах. На их основе появилась первая придворная газета для царя и Боярской Думы — “Куранты”. В ней содержались сведения о военных и политических событиях в других странах, о международных переговорах, рассказывалось о необычных происшествиях (пожары, стихийные бедствия), помещались различного рода притчи. Материалы для газеты поставляли приезжавшие из-за границы русские и иноземные дипломаты, купцы, монахи-паломники и др. Глава Посольского приказа А.Л. Ордин-Нащокин впервые в России наладил почтовое сообщение (по линии Москва—Рига).
Однако главной задачей русской дипломатии XVI—XVII вв. оставались контроль и наблюдение за сношениями с иностранными государствами, присоединение новых территорий и собирание Российской державы. Небольшой по численности штат Посольского приказа неустанно поддерживал отношения почти с тремя десятками стран. Непрофессиональные дипломаты собирали военную, политическую, экономическую и культурную информацию о странах Европы и Азии. Фактически служащие Приказа заложили основы и принципы российской дипломатии, и оставалось лишь их совершенствовать и дополнять.