По́весть временны́х лет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 04:10, реферат

Описание

Наиболее ранний из дошедших до нас древнерусских летописных сводов начала XII века. Известен по нескольким редакциям и спискам с незначительными отклонениями в текстах, внесёнными переписчиками. Был составлен в Киеве.
Охваченный период истории начинается с библейских времён в вводной части и заканчивается 1117 годом (в 3-й редакции). Датированная часть истории Киевской Руси начинается с 852 года, начала самостоятельного правления византийского императора Михаила.

Работа состоит из  1 файл

история.docx

— 69.26 Кб (Скачать документ)

Рассказы из редакции Ипатьевской летописи:

  • Рассуждение об ангелах с цитатами из Давида, Епифания и Ипполита[56]. Нет в других летописях.
  • Поход 1111 года на половцев[57].
  • Рассказ о поездке в Ладогу, славянских и античных богах[58]. Нет в других летописях.
  • Рассказ о перенесении мощей Бориса и Глеба[59]. Нет в других летописях.

Цитаты

Цитаты из «Повести временных лет».

  • О расселении славян на Руси после их ухода с Дуная в древние недатированные времена:

…та́коже и ти Словѣ́не прише́дше и сѣ́доша по Днѣпрѫ́ · и наре́кошасѧ Полѧ́не · а дру́зии Древлѧ́не зане́ сѣ́доша въ лѣсѣ́хъ · а дру́зии сѣ́доша ме́жю При́петьѭ и Дви́ноѭ · и наре́кошасѧ Дръго́вичи · ини́и сѣ́доша на Дви́нѣ и наре́кошас҄ Полоча́не · рѣ́чьки ра́ди ꙗ́же втече́ть въ Дви́нѫ · и́мѧнемъ Поло́та · ѿ сеꙗ́ прозва́шасѧ Полоча́не · Словѣ́не же сѣ́доша ѡ́коло о́зера Илме́рѧ · и прозва́шасѧ свои́мъ и́мѧнемъ и сдѣ́лаша градъ · и наре́коша и Но́въгородъ · а дру́зии сѣ́доша по Деснѣ́ · и по Сѣ́ми · и по Су́лѣ и наре́коша Сѣ́веръ · и та́ко рази́десѧ Словѣ́ньскии ꙗзꙑ́къ тѣ́мже и гра́мота прозва́сѧ Словѣ́ньскаꙗ…

  • О призвании варягов во главе с Рюриком в 862 году:

Въ лѣто · ҂ѕ҃ т҃ о҃ · Изъгнаша Варѧги за море и не даша имъ дани . и почаша сами въ собѣ володѣти · и не бѣ въ нихъ правдꙑ · и въста родъ на родъ · и бꙑша въ них҄ усобицѣ · и воєвати почаша сами на сѧ и рѣша сами въ себѣ · поищемъ собѣ кнѧзѧ · иже бꙑ володѣлъ нами · и судилъ по праву · и идаша за море къ Варѧгомъ к Русі · сице бо сѧ звахѫть и · варѧзи суть · ꙗко се друзии зъвутсѧ Свое · друзии же Ѹрмане · Анъглѧне друзіи Гъте · тако и си рѣша · Русь · Чюдь и Словѣни · и Кривичи · всѧ землѧ наша велика и ѡбилна · а нарѧда въ неи нѣтъ · да поидѣте кнѧжитъ и володѣти нами · и изъбращасѧ · г҃ · братьꙗ . съ родꙑ своими · и поꙗша по собѣ всю Русь · и придоша къ словѣномъ первое · и срубиша городъ Ладогѫ и сѣде въ Ладозѣ старѣишии Рюрикъ сѣде Новѣгородѣ · а другии Синеѹсъ на Бѣлѣѡзерѣ · а третии Изборьстѣ · Труворъ · и ѿ тѣхъ Варѧгъ прозвасѧ Рускаꙗ землѧ…

Исследования 

Литература (кроме  обобщающих трудов по летописанию):

  • Сухомлинов М. И. О древней русской летописи как памятнике литературном. СПб, 1856.
  • Шахматов А. А. Повесть временных лет, т.1. Вводная часть. Текст. Примечания. Пг., 1916.
  • Ильин Н. Н. Летописная статья 6523 года и её источник. М., 1957.
  • Алешковский М. Х. Повесть временных лет: Судьба литературного произведения в древней Руси. М., 1971.
  • Львов А. С. Лексика «Повести временных лет». М., 1975.
  • Хабургаев Г. А. Этнонимия «Повести временных лет» в связи с задачами реконструкции восточнославянского глоттогенеза. М., 1979.
  • Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып.1. Л., 1987. С. 337—343. (статья О. В. Творогова)
  • Шайкин А. А. «Се повести времяньных лет…» От Кия до Мономаха. М., 1989.
  • Милов Л. В. Очерк I. Кто был автором «Повести временных лет»? // От Нестора до Фонвизина: Новые методы определения авторства. М., 1994. С. 40-69.
  • Зиборов В. К. О летописи Нестора: Основной летописный свод в русском летописании XI в. СПб.: Издательство СПбГУ, 1995.
  • Цыб С. В. Древнерусское времяисчисление в «Повести временных лет». Барнаул, 1995.
  • Данилевский И. Н. Повесть временных лет: Герменевтические основы источниковедения летописных текстов. М., 2004.
  • Михеев С. М. Кто писал «Повесть временных лет?» — М.: Индрик, 2011. — 280 с. (Славяно-германские исследования. Т. 6). — 1000 экз., ISBN 978-5-91674-154-4

Примечания

↑ Показывать компактно

  1. ↑ горшкова К. В., Хабургаев Г. А. Историческая грамматика русского языка. — М., 1981. — С. 14-15.
  2. ↑ Рукопись ГПБ, F.п. IV, № 2
  3. ↑ Радзивиловская летопись (рукопись БАН, 34.5.30) и Московско-Академическая летопись (ГБЛ, собр. МДА, № 236)
  4. ↑ Списки: Ипатьевский — БАН, 16.4.4; Хлебниковский — ГПБ, F.IV, № 230
  5. ↑ ПВЛ 1999. С.20; ПСРЛ, т. I, стб.38-39 (вставка из Радзивиловской летописи), т. II, стб.28-29, т. IV, ч.1, стр.24-25, т. VI, вып.1, стб.31-32, т. VII, стр.275-276, т. IX, стр.21-22
  6. ↑ ПВЛ 1999. С.27-29; ПСРЛ, т. I, стб.55-60, т. II, стб.43-48, т. III, стр.110-113 (только первая часть рассказа), т. IV, ч.1, стр.37-41, т. VI, вып.1, стб.46-50, т. VII, стр.283-285
  7. ↑ ПВЛ 1999. С.54-55; ПСРЛ, т. I, стб.122-124, т. II, стб.106-108 (под 993 годом); т. IV, ч.1, стр.91-92 (под 991 годом), т. VI, вып.1, стб.107-108 (под 993 годом), т. VII, стр.314 (под 993 годом), т. IX, стр.65-66 (под 995 годом)
  8. ↑ ПВЛ 1999. С.56-57; ПСРЛ, т. I, стб.127-129, т. II, стб.112-114, т. IV, ч.1, стр.95-97, т. VI, вып.1, стб.111-112, т. VII, стр.316-317, т. IX, стр.67-68 (кратко)
  9. ↑ ПВЛ 1999. С.17; ПСРЛ, т. I, стб.31-32 (вставка из Радзивиловской летописи), т. II, стб.22-23, т. IV, ч.1, стр.19-20, т. VI, вып.1, стб.25-26, т. VII, стр.272-273, т. IX, стр.18-19
  10. ↑ ПВЛ 1999. С.18-20; ПСРЛ, т. I, стб.32-37 (вставка из Радзивиловской летописи), т. II, стб.24-28, т. IV, ч.1, стр.20-24, т. VI, вып.1, стб.27-31, т. VII, стр.273-275, т. IX, стр.19-21
  11. ↑ ПВЛ 1999. С.23-26; ПСРЛ, т. I, стб.46-53, т. II, стб.35-42, т. IV, ч.1, стр.30-36, т. VI, вып.1, стб.39-45, т. VII, стр.279-282
  12. ↑ ПВЛ 1999. С.34-35; ПСРЛ, т. I, стб.72-73, т. II, стб.60-61, т. IV, ч.1, стр.51, т. VI, вып.1, стб.61-62, т. VII, стр.291, т. IX, стр.37-38
  13. ↑ ПВЛ 1999. С.12; ПСРЛ, т. II, стб.12
  14. ↑ ПВЛ 1999. С.12; ПСРЛ, т. II, стб.13
  15. ↑ ПВЛ 1999. С.13; ПСРЛ, т. II, стб.15, т. III, стр.105 (без имен Аскольда и Дира и под 854 годом)
  16. 1 2 ПВЛ 1999. С.13; ПСРЛ, т. II, стб.16
  17. ↑ ПВЛ 1999. С.14; ПСРЛ, т. II, стб.17
  18. ↑ ПВЛ 1999. С.16; ПСРЛ, т. II, стб.20
  19. 1 2 ПВЛ 1999. С.17; ПСРЛ, т. II, стб.23
  20. ↑ ПВЛ 1999. С.21; ПСРЛ, т. II, стб.31
  21. 1 2 ПВЛ 1999. С.21; ПСРЛ, т. II, стб.32
  22. 1 2 ПВЛ 1999. С.22; ПСРЛ, т. II, стб.32
  23. ↑ ПВЛ 1999. С.22; ПСРЛ, т. II, стб.33
  24. 1 2 ПВЛ 1999. С.23; ПСРЛ, т. II, стб.34
  25. ↑ ПВЛ 1999. С.7-8; ПСРЛ, т. I, стб.1-5, т. II, стб.2-5, т. IV, ч.1, стр.1-3, т. VI, вып.1, стб.1-3, т. VII, стр.260-261, т. IX, стр.1-3
  26. ↑ ПВЛ 1999. С.11; ПСРЛ, т. I, стб.14-16, т. II, стб.10-11, т. IV, ч.1, стр.7-8, т. VI, вып.1, стр.8-10, т. VII, стр.265-266, т. IX, стр.6
  27. ↑ под Н1Л понимается Новгородская первая летопись младшего извода; в летописи старшего извода подробных изложений для XI века нет вообще
  28. ↑ ПВЛ 1999. С.9; ПСРЛ, т. I, стб.7-9, т. II, стб.6-7, т. IV, ч.1, стр.4, т. VI, вып.1, стр.4-5, т. VII, стр.262-263, т. IX, стр.3-4
  29. ↑ ПВЛ 1999. С.15-16; ПСРЛ, т. I, стб.26-29, т. II, стб.18-20, т. IV, ч.1, стр.16-18, т. VI, вып.1, стб.21-24, т. VII, стр.270-271, т. IX, стр.16-17
  30. ↑ ПВЛ 1999. С.20-21; ПСРЛ, т. I, стб.39-42 (вставка из Радзивиловской летописи), т. II, стб.29-31, т. IV, ч.1, стр.25-26, т. VI, вып.1, стб.33-34, т. VII, стр.276-277, т. IX, стр.22-24
  31. ↑ ПВЛ 1999. С.29-30; ПСРЛ, т. I, стб.60-63, т. II, стб.49-51, т. III, стр.113-116, т. IV, ч.1, стр.41-43 (под 958 годом), т. VI, вып.1, стб.50-52, т. VII, стр.285-286, т. IX, стр.29-30
  32. ↑ ПВЛ 1999. С.32-33; ПСРЛ, т. I, стб.68-69, т. II, стб.55-56, т. III, стр.120-121, т. IV, ч.1, стр.47-48, т. VI, вып.1, стб.57-58, т. VII, стр.289, т. IX, стр.34-35
  33. ↑ ПВЛ 1999. С.38-39; ПСРЛ, т. I, стб.82-83, т. II, стб.69-71, т. III, стр.130-131, т. IV, ч.1, стр.58-59, т. VI, вып.1, стб.69-71, т. VII, стр.295-296, т. IX, стр.41-42
  34. ↑ ПВЛ 1999. С.39-40; ПСРЛ, т. I, стб.84-87, т. II, стб.71-74, т. III, стр.132-133, т. IV, ч.1, стр.60-61, т. VI, вып.1, стб.72-73, т. VII, стр.296-297, т. IX, стр.42-43
  35. ↑ ПВЛ 1999. С.40-48; ПСРЛ, т. I, стб.87-106, т. II, стб.74-92, т. III, стр.133-148, т. IV, ч.1, стр.61-78, т. VI, вып.1, стб.74-92, т. VII, стр.297-306, т. IX, стр.43-52
  36. ↑ ПВЛ 1999. С.49-50; ПСРЛ, т. I, стб.109-112, т. II, стб.94-97, т. III, стр.150-152, т. IV, ч.1, стр.80-82, т. VI, вып.1, стб.94-97, т. VII, стр.307-309, т. IX, стр.53-54
  37. ↑ ПВЛ 1999. С.50-52; ПСРЛ, т. I, стб.112-116, т. II, стб.97-101, т. III, стр.152-155, т. IV, ч.1, стр.82-86, т. VI, вып.1, стб.97-100, т. VII, стр.309-310, т. IX, стр.54-57
  38. ↑ ПВЛ 1999. С.52-53; ПСРЛ, т. I, стб.116-119, т. II, стб.101-103, т. III, стр.155-157, т. IV, ч.1, стр.86-88, т. VI, вып.1, стб.100-102, т. VII, стр.310-311, т. IX, стр.57-58
  39. ↑ ПВЛ 1999. С.58-61; ПСРЛ, т. I, стб.132-139, т. II, стб.118-126, т. III, стр.169-174 (иная, сокращенная редакция), 557—558 (в Троицком списке дополнения), т. IV, ч.1, стр.99-105, т. VI, вып.1, стб.115-127, т. VII, стр.318-324, т. IX, стр.71-74
  40. ↑ ПВЛ 1999. С.66-67; ПСРЛ, т. I, стб.152-153, т. II, стб.139-141, т. IX, стр.80-81
  41. ↑ ПВЛ 1999. С.68-70; ПСРЛ, т. I, стб.155-160, т. II, стб.143-149, т. IX, стр.83-85
  42. ↑ ПВЛ 1999. С.71-72; ПСРЛ, т. I, стб.164-165, т. II, стб.153-155, т. III, стр.184-185, т. IV, ч.1, стр.121-122, т. VI, вып.1, стб.184-186, т. VII, стр.334-335, т. IX, стр.92-93
  43. ↑ ПВЛ 1999. С.73-74; ПСРЛ, т. I, стб.167-170, т. II, стб.156-159, т. III, стр.186-189, т. IX, стр.94-95
  44. ↑ ПВЛ 1999. С.74-75; ПСРЛ, т. I, стб.172-173, т. II, стб.161-162, т. III, стр.190, т. IV, ч.1, стр.125, т. VI, вып.1, стб.189, т. VII, стр.336, т. IX, стр.96
  45. ↑ ПВЛ 1999. С.75-77; ПСРЛ, т. I, стб.174-178, т. II, стб.164-168, т. III, стр.191-194, т. IV, ч.1, стр.127-130, т. VI, вып.1, стб.191-194, т. VII, стр.337-339, т. IX, стр.97-98
  46. ↑ ПВЛ 1999. С.77-78; ПСРЛ, т. I, стб.178-181, т. II, стб.168-171, т. III, стр.194-196, т. IV, ч.1, стр.130-132, т. VI, вып.1, стб.194-197, т. VII, стр.339-340, т. IX, стр.98-99
  47. ↑ ПВЛ 1999. С.79-85; ПСРЛ, т. I, стб.183-198, т. II, стб.173-189, т. III, стр.198-201 (первая часть), т. VI, вып.1, стб.200-203 (первая часть), т. VII, стр.342-345, т. IX, стр.101-107
  48. ↑ ПВЛ 1999. С.86-87; ПСРЛ, т. I, стб.202-204, т. II, стб.193-195, т. IX, стр.108-109
  49. ↑ ПВЛ 1999. С.88; ПСРЛ, т. I, стб.206-207, т. II, стб.197-199 (под 1087 годом), т. VI, вып.1, стб.205 (кратко), т. VII, стр.4 (кратко), т. IX, стр.114-115
  50. ↑ ПВЛ 1999. С.89-91; ПСРЛ, т. I, стб.209-214, т. II, стб.200-205, т. VII, стр.5, т. IX, стр.116-118 (под 1093 годом)
  51. ↑ ПВЛ 1999. С.93-95; ПСРЛ, т. I, стб.222-225, т. II, стб.213-216, т. IX, стр.122-123
  52. ↑ ПВЛ 1999. С.97-98; ПСРЛ, т. I, стб.231-234, т. II, стб.221-224, т. VII, стр.9-10, т. IX, стр.126
  53. ↑ ПВЛ 1999. С.98, 107—108; ПСРЛ, т. I, стб.234-236, т. II, стб.224-226, т. VII, стр.10, т. IX, стр.126-127
  54. ↑ ПВЛ 1999. С.110-116; ПСРЛ, т. I, стб.257-273, т. II, стб.231-248, т. VI, вып.1, стб.209-216, т. VII, стр.12-17 (под 1097—1099 годами), т. IX, стр.129-134
  55. ↑ ПВЛ 1999. С.117-119; ПСРЛ, т. I, стб.277-279, т. II, стб.252-255, т. VII, стр.19-20, т. IX, стр.138-139
  56. ↑ ПВЛ 1999. С.121-122, 123—125; ПСРЛ, т. II, стб.260-264, 268—273
  57. ↑ ПВЛ 1999. С.122-123; ПСРЛ, т. II, стб.264-268, т. IV, ч.1, стр.141 (без первой части), т. VI, вып.1, стб.218-219 (без первой части, под 1112 годом), т. VII, стр.21-22, т. IX, стр.142-143
  58. ↑ ПВЛ 1999. С.126-127; ПСРЛ, т. II, стб.277-279
  59. ↑ ПВЛ 1999. С.127-128; ПСРЛ, т. II, стб.280-282

 

 

Преподобный Нестор Летописец  родился в 50-х годах ХI века в Киеве. Юношей он пришел к преподобному Феодосию и стал послушником. Постриг Преподобного Нестора преемник преподобного Феодосия, игумен Стефан. При нем же он был посвящен во иеродиакона. О его высокой духовной жизни говорит то, что он в числе других преподобных отцов участвовал в изгнании беса из Никиты затворника (впоследствии Новгородского святителя), прельщенного в иудейское мудрствование.

Преподобный глубоко ценил истинное знание, соединенное со смирением и покаянием. "Великая бывает польза от учения книжного,- говорил он,- книги наказуют и учат нас пути к покаянию, ибо от книжных слов обретаем мудрость и воздержание. Это реки, напояющие вселенную, от которых исходит мудрость. В книгах неисчетная глубина, ими утешаемся в печали, они узда воздержания. Если прилежно поищешь в книгах мудрости, то приобретешь великую пользу для своей души. Ибо тот, кто читает книги, беседует с Богом или святыми мужами". 

 

В монастыре преподобный  Нестор нес послушание летописца. В 80-х годах он написал "Чтение о житии и погублении блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба" в связи с перенесением их святых мощей в Вышгород в 1072 году (память 2 мая). В 80-х годах преподобный Нестор составил житие преподобного Феодосия Печерского, а в 1091 году, накануне престольного праздника Печерской обители, игумен Иоанн поручил ему ископать из земли для перенесения в храм святые мощи преподобного Феодосия (память обретения 14 августа).

Главным подвигом жизни преподобного Нестора было составление к 1112-1113 годам "Повести временных лет".  
"Се повести временных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и откуда Русская земля стала есть" - так с первых строк определил цель своего труда преподобный Нестор. Необычайно широкий круг источников (предшествующие русские летописные своды и сказания, монастырские записи, византийские хроники Иоанна Малалы и Георгия Амартола, различные исторические сборники, рассказы старца-боярина Яна Вышатича, торговцев, воинов, путешественников), осмысленных с единой, строго церковной точки зрения, позволил преподобному Нестору написать историю Руси как составную часть всемирной истории, истории спасения человеческого рода.

Инок-патриот излагает историю  Русской Церкви в главных моментах ее исторического становления. Он говорит  о первом упоминании русского народа в церковных источниках - в 866 году, при святом патриархе Константинопольском  Фотии; повествует о создании славянской грамоты святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием, о Крещении святой равноапостольной Ольги в Константинополе.

Летопись преподобного Нестора  сохранила нам рассказ о первом православном храме в Киеве (под 945 годом) об исповедническом подвиге  святых варягов-мучеников (под 983 годом), о "испытании вер" святым равноапостольным Владимиром (986 год) и Крещении Руси (988 год). Первому русскому церковному историку обязаны мы сведениями о  первых митрополитах Русской Церкви, о возникновении Печерской обители, о ее основателях и подвижниках. Время преподобного Нестора было нелегким для Русской земли и  Русской Церкви. Русь терзали княжеские  междоусобицы, степные кочевники-половцы  хищными набегами разоряли города и  села, угоняли в рабство русских  людей, сжигали храмы и обители. Преподобный Нестор был очевидцем  разгрома Печерской обители в 1096 году. В летописи дано богословское осмысление отечественной истории. Духовная глубина, историческая верность и патриотизм " Повести временных  лет" ставят ее в ряд высочайших творений мировой письменности.

Преподобный Нестор скончался  около 1114 года, завещав печерским инокам-летописцам продолжение своего великого труда. Его преемниками в летописании стали игумен Сильвестр, придавший современный вид "Повести временных лет", игумен Моисей Выдубицкий, продливший ее до 1200 года, наконец, игумен Лаврентий, написавший в 1377 году древнейший из дошедших до нас списков, сохранивших "Повесть" преподобного Нестора ("Лаврентьевскую летопись"). Наследником агиографической традиции печерского подвижника стал святитель Симон, епископ Владимирский († 1226, память 10 мая), спасатель "Киево-Печерского Патерика". Рассказывая о событиях, связанных с жизнью святых угодников Божиих, святитель Симон нередко ссылается, среди других источников, на Летописи преподобного Нестора.

Преподобный Нестор погребен в Ближних пещерах преподобного Антония Печерского. Память его Церковь  чтит также вместе с Собором отцов, в Ближних пещерах почивающих, 28 сентября и во 2-ю Неделю Великого поста, когда празднуется Собор  всех Киево-Печерских отцов.

Творения его издавались много раз. Последние научные  издания: "Повесть временных лет", М.-Л., 1950: "Житие Феодосия Печерского" - в "Изборнике" (М., 1969; параллельно  древнерусский текст и современный  перевод).

 
 

Преподобный Нестор летописец -  
отец истории Руси

Издавна центрами духовной и культурной жизни Руси были монастыри.. В годы иноземных нашествий и княжеских усобиц, к событиям минувшего то и дело сотрясавших страну, именно Церковь - источник мудрости, мира и благочестия - копила и приумножала драгоценные знания о Боге, природе и человеке. И еще один нелегкий труд приняла на себя православная Церковь. Она стала хранительницей русской Истории. В монастырских стенах, ожидая своего осмысления, копились свидетельства о Важнейших событиях, влиявших на судьбу Руси. Все это богатство сохранилось благодаря традиции монастырского летописания. Монахи вносили в погодные списки все, что считали важным для своего времени.

Среди хронистов  были талантливейшие люди и первым в их списке называют преподобного Нестора, канонизированного российской православной Церковью.

Монах Киево-Печерского монастыря, агиограф и летописец Нестор (ок. 1056–1114), оставивший нам «Повесть временных лет», достоин именоваться «отцом российской истории».

Преподобный Нестор Летописец  написал в 80-х годах XI века «Чтение о житии и погублении блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба», составил "житие преподобного Феодосия Печерского" - замечательнейшие памятники древнерусской агиографии. Но все же главным подвигом его жизни стало составление «Повести временных лет» (ок. 1112–1113). Инок-патриот изложил в них историю Руси на главных этапах ее исторического становления, а также историю Русской Православной Церкви начального периода ее канонического бытия, включая предание о том, как Земля Русская готовилась к принятию Крещения.

В настоящее время творение Нестора Летописца чаще всего  именуется «Повесть временных лет». Обратившись к источнику, мы читаем: «Се повести времяньных лет» («Вот повести минувших лет»).

Слово «повесть» в оригинале  стоит во множественном числе. Действительно, летопись Нестора - не одна повесть, а  целое собрание самых различных  повествований из древнерусской  истории. Более того, слово «повести»  косвенно указывает нам на множественность  источников, которыми пользовался летописец, - устных и письменных.

«Повестью стали называть этот памятник позднее, и постепенно сгладился первоначальный смысл  слова: повестью теперь называется вид  литературного сочинения, ранее  же оно означало „весть”, „известие”, то есть было по смыслу гораздо ближе  к глаголам ведать, поведать».

В прошедшие века иначе  воспринималось и слово «временных». Повести свои монах Нестор начинает с изложения прошедших времен, поэтому Д.С. Лихачев [1] перевел слово  «времяньных» как «минувших». Летописец неоднократно указывал в самом тексте, что пишет он о прошлом. Кроме того, в «Словаре древнерусского языка (XI–XIV вв.)» среди значений слова «временьныи» приводится: «временной, определяемый временем, хронологический». Употребление летописцем термина «временных» в этом значении свидетельствует о высоком научном уровне историографии в Древней Руси уже на самых ранних этапах.

Очень часто названиями того или иного древнего литературного  памятника для нас служат его  начальные слова или строки. Так  случилось и с рассматриваемым  памятником. Кратко памятник озаглавлен «Повесть временных лет», а пространное  название читается: «Се повести времяньных лет, откуду есть пошла Руская земля, кто в Киеве нача первее княжити, и откуду Руская земля стала есть». В переводе это заглавие читается так: «Вот повести минувших лет, откуда пошла Русская земля, кто в Киеве стал первым княжить, и как возникла Русская земля».

Словосочетание «русская земля», по мнению академика Д.С. Лихачева, имело в Древней Руси несколько  значений: «Русское государство», «русский народ» и реже - «русское войско», а  еще реже - «географическое пространство, обнимаемое Русским государством». Следует также учесть, что первые два значения - «народ» и «государство» - в употреблении наших древних  предков были весьма близки по значению.

Итак, заглавие летописи указывает, что речь в «Повести временных  лет» идет о начале Русского государства  или о начале русского народа как  государственного целого.

В первой половине XIX века автором  «Повести временных лет» считали  преподобного Нестора. Впоследствии, благодаря  изысканиям источниковедов, было установлено, что он не являлся единственным писателем «Повести». Нестор Летописец имел предшественников, которые до него трудились над собиранием летописного материала. Но непререкаемая заслуга преподобного Нестора заключается именно в том, что он собрал, обработал и представил потомкам свой исторический труд.

По меткому замечанию  историка Сергея Михайловича Соловьева (1820–1879), «Повесть временных лет» стала  «образцом летописца (т.е. летописания) всероссийского». Она посвящена  всей Руси, а не каким-либо местным  интересам. Вот почему последующими летописцами «Повесть временных  лет» принималась за образец изложения  и почти целиком вносилась  в летописные своды, составленные после 1110 года (год, которым заканчивается  «Повесть»).

Говоря о литературе Руси XI - начала XIII веков, академик Д.С. Лихачев  утверждал, что это был период господства монументально-исторического  стиля в отечественной литературе. «Литературный стиль всего домонгольского периода может быть определен как стиль монументального историзма. Люди этого времени стремились увидеть во всем значительное по содержанию, мощное по своим формам. Стиль монументального историзма характеризуется стремлением рассматривать изображаемое как бы с больших расстояний - расстояний пространственных, временных (исторических), общественно-иерархических. Это стиль, в пределах которого все наиболее красивое представляется большим, монументальным, величественным. Развивается своеобразное „панорамное зрение”.

Летописец видит Русь как  бы с большой высоты. Он стремится  вести повествование о всей Русской земле, легко переходя от изложения события в одном княжестве к изложению события в другом - на противоположном конце Русской земли. Летописец все время перебрасывает свой рассказ из Новгорода в Киев, из Смоленска во Владимир и т.п. Это происходит не только потому, что летописец соединял в своем повествовании источники различного географического происхождения, но и потому еще, что именно такой „широкий” рассказ отвечал эстетическим представлениям своего времени».

 

Информация о работе По́весть временны́х лет