Появление христианства. Начало политической раздробленности Руси.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2010 в 12:27, реферат

Описание

Возникновение христианства на Руси. Власть на Руси.

Работа состоит из  1 файл

история второе похождение.doc

— 120.50 Кб (Скачать документ)

                                   СТАНОВЛЕНИЕ ХРИСТИЯНСТВА  ПОЯВЛЕНИЕ!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

Весьма неравномерно и не всегда добровольно проиcходило распространение христианства у  славян. Мировосприятие славян еще  не было готово к единобожию, и именно поэтому языческие культы время от времени одерживали победу над христианскими культами. Это и происходило до тех пор, пока христианство не впитало в себя некоторой части языческих традиций.

Как рассказывается в "Повести временных лет", апостол  Андрей Первозванный, проходя с проповедью Евангелия Фракию, Скифию и Сарматию, доходил до Днепровских гор, где позднее и возник Киев. Но эта информация не может быть достоверной, так как нет других документов, подтверждающих этот факт. Совершенно очевидно, что славяне познакомились с христианством уже в первые века нашей эры, так как постоянно посещали Византию с целью торговли, службы в императорских войсках, кроме того, время от времени они совершали набеги на пограничные районы империи. В это время крещение славян не было массовым.

Именно те территории, которые находились по соседству  с Византией и подверглись  христианизации раньше других. Прежде всего, это оказались города Средиземноморья. Миссионерской деятельностью в  этом районе занимался апостол Павел. Македония была почти полностью крещена к IV веку, однако нашествие славянских племен возродило на этой территории язычество; исключение составляли города, которые находились под властью Византии. Крещение славян, которые селились на территории Иллирика (центр – Сирмиум, позднее – Срем, Сербия), происходило в V-VI веках и осуществлялось как греческими (на востоке и юге), так и римскими священниками (на северо-западе).

Христианство  –  одна  из  мировых  религий.  Оно  появилось  около  2х

тысячелетий назад.

    Как  же возникла эта религия?

    В  Библии нарисована такая картина  возникновения новой  религии.  В  дни

царя Ирода  в городе Вифлееме у простой девушки  Марии родился сын Иисус.  Это

было чудо, поскольку  он родился не от земного отца, а  от  «духа  святого»  и

был не человек, а  бог.  Восточные  астрологи  узнали  об  этом  событии  по

движению  звезды  на  небе.  Следуя  за  ней  и  заметив  место,   где   она

остановилась, они  нашли нужный  дом,  разыскали  новорожденного,  в  котором

признали Мессию (по-гречески – Христос) – божьего  помазанника,  и  поднесли

ему дары.

            2)Особенность  др. русского государства

                            Особенности и историческое значение образования государства восточных славян

Суровость климатических условий Восточной Европы, оторванность от центров античной цивилизации задерживали и замедляли процесс складывания государства у восточных славян. Оно формировалось в результате сложного взаимодействия внутренних и внешних факторов, что и позволило ему появиться, основываясь лишь на одной общинной основе. Германские же племена, восприняв достижения римской цивилизации, раньше и быстрее подошли к государственным формам организации общественной жизни.  
Одной из особенностью древнерусского государства было то, что с самого своего начала оно было много этническим по составу. В дальнейшем это будет способствовать тому, что главными силами, обеспечивающими внутреннее единство, станут государство и православная религия.  
Образование государства имело важное историческое значение для восточных славян. Оно создавало благоприятные условия для развития земледелия, ремесел, внешней торговли, влияло и на формирование социальной структуры. Например, выполнение властных функций в более поздний период способствовало превращению князей и бояр в землевладельцев.  
Благодаря образованию государства формируется древнерусская культура, складывается единая идеологическая система общества.  
В рамках древнерусского государства происходит складывание единой древнерусской народности - основы трех восточнославянских народов: великорусского, украинского и белорусского. 

                           3)соц стректура хоз-ая жизнь сообщества!

Начало  политической раздробленности  Руси

Начиная с 30-х  годов XII в. Русь необратимо вступила в  полосу феодальной раздробленности, которая  стала закономерным этапом развития всех крупных государств Европы в период раннего средневековья. Если ее ранние проявления еще гасились силой инерции, волей таких выдающихся государственных деятелей, как Владимир Мономах и Мстислав, то после их ухода с исторической арены новые экономические, политические, социальные тенденции властно заявили о себе.

К середине XII в. Русь раскололась на 15 княжеств, которые  были лишь в формальной зависимости  от Киева. В начале XIII в. их стало  уже около 50. В течении XII в. Русь политически  стала похожа на лоскутное одеяло.

Конечно, одной  из причин такого состояния государственности  на Руси были постоянные княжеские  разделы земель между Рюриковичами, их бесконечные междоусобные войны  и новые переделы земель. Однако не политические причины лежали в  основе этого явления. В рамках единого государства за три века сложились самостоятельные экономические районы, выросли новые города, зародились и развивались крупные вотчинные хозяйства, владения монастырей и церквей. В каждом из этих центров за спиной местных князей встали выросшие и сплотившиеся феодальные кланы - боярство со своими вассалами, богатая верхушка городов, церковные иерархи.

Становление в  рамках Руси самостоятельных княжеств походило на фоне бурного развития производительных сил общества, прогресса сельского хозяйства, ремесла, внутренней и внешней торговли, усиливавшего обмена товарами между отдельными русскими землями.

Усложнилась и  социальная структура русского общества, более определенными стали его  слои в отдельных землях и городах: крупное боярство, духовенство, торговцы, ремесленники, низы города, включая холопов. Развивалась зависимость сельских жителей от землевладельцев. Вся эта новая Русь уже не нуждалась в прежней раннесредневековой централизации. Земли, отличавшиеся от других природными, экономическими данными, в новых условиях все более обособлялись. Для новой структуры хозяйства нужны были иные, чем прежде, масштабы государства. Огромная Киевская Русь с ее весьма поверхностным политическим сцеплением, необходимым прежде всего для обороны от внешнего врага, для организации дальних завоевательных походов, теперь уже не соответствовала нуждам крупных городов с их разветвленной феодальной иерархией, развитыми торгово-ремесленными слоями, нуждам вотчинников, стремящихся иметь власть, близкую их интересам, - и не в Киеве, и даже не в лице киевского наместника, а свою, близкую, здесь на месте, которая могла бы полно и решительно отстаивать их интересы.

Зарождалось дворянство, в основу жизнедеятельности которого была положена служба сюзерену в обмен на земельное пожалование на время этой службы. Эта система еще более укрепляла позиции местных князей. Они также нередко опирались в борьбе со своеволием боярства на возросшую политическую активность горожан. Городские слои стали превращаться в определенный противовес в отношениях между князьями и боярства. Все это определило смещение исторических акцентов с центра на периферию, с Киева на центры отдельных княжеств.

Потеря Киевом своей исторической роли была в известной  мере связана и с перемещением основных торговых путей в Европе и Передней Азии. В связи с бурным ростом итальянских городов и активизацией итальянского купечества в Южной Европе и Средиземноморье теснее стали связи между Западной и Центральной Европой, между Византией и Малой Азией. Крестовые походы приблизили Ближний Восток к Европе. Эти связи развивались, обходя Киев стороной. В Северной Европе набирали силу германские города, на которые все более стал ориентироваться Новгород и другие города русского северо-запада. Померк былой блеск некогда славного "пути из варяг в греки".

Не могли для  Киева и Русской земли пройти бесследно и столетия напряженной  борьбы с кочевниками - печенегами, торками, половцами. Эта борьба истощала народные силы, замедляла общий прогресс края, обрекала его в новых экономических, социальных и политических условиях на отставание. Преимущество получали те районы страны, которые, хотя и находились в менее благоприятных природных условиях (Новгородская земля, Ростово-Суздальская Русь), не испытывали такого постоянного и изнуряющего давления со стороны кочевников, как Среднее Поднепровье.

Все это вместе взятое и определило ослабление Киева, власти великих князей и обусловило начало политического распада Руси.

Ожесточенная  борьба князей друг с другом, нескончаемая междоусобица являлась лишь внешним выражением глубинных процессов развития русских земель. Если раньше междоусобицы являлись отражением тенденций либо племенного сепаратизма, либо были связаны с кризисами власти после смерти великих князей, то теперь эти войны были следствием новых обстоятельств русской жизни. В них отстаивалось право князей решать судьбу своих владений. А за князьями стояли выросшие, сформировавшиеся общественные миры. Как образно сказал один историк, Киевская Русь вынянчила и вырастила другие русские княжества и теперь они как самостоятельные птенцы разлетелись по свету.

В сознании последующих  поколений политический распад Руси на отдельные части понимался  как большое несчастье, как откат  общества назад. Тем более, что такой  распад привел к активизации противников Руси - половцев. В дальнейшем раздробленная Русь не смогла противостоять полчищам монголо-татар. Все это так. Но история меряет не годами аи даже не десятилетиями, а столетиями. С точки зрения общеисторического развития политическое дробление Руси - лишь закономерный этап на пути к будущей централизации страны и будущему экономическому и политическому взлету уже на новой цивилизационной основе. Об этом говорит и бурный рост городов и вотчинного хозяйства в отдельных княжествах, и выход этих практически самостоятельных государств на внешнеполитическую арену: собственные договоры с прибалтийскими землями, с немецкими городами заключали позднее Новгород и Смоленск; Галич активно вел дипломатические сношения с Польшей, Венгрией и даже с папским Римом. В каждом из этих княжеств - государств продолжала развиваться культура, строились замечательные архитектурные сооружения, создавались летописные своды, расцветала литература, публицистика. Знаменитое "Слово о полку Игореве" родилось как раз в пору этого политического распада некогда единой Руси.

В рамках княжеств-государств набирала силу русская церковь. Из кругов духовенства вышло в эти годы немало замечательных литературных, философско-богословских творений. А  главное - в условиях становления  новых экономических районов и оформления новых политических образований шло неуклонное развитие крестьянского хозяйства, осваивались новые пахотные земли, происходило расширение и количественное умножение вотчин, которые для своего времени стали наиболее прогрессивной формой ведения крупного комплексного хозяйства, хотя и происходило это за счет подневольного труда зависимого крестьянского населения либо отданного князем вотчиннику вместе с землями, либо попавшего по бедности в кабалу к богатому землевладельцу.

К тому же политический распад Руси никогда не был полным. Сохранялись центростремительные  силы, которые постоянно противостояли  силам центробежным. В первую очередь, это была власть великих киевских князей. Пусть порой призрачная, но она существовала и даже Юрий Долгорукий, оставаясь на дальнем северо-востоке, именовал себя великим князем киевским. И позднее: среди других русских княжеств существовало Киевское княжество, которое пусть и формально, но цементировало всю Русь. Недаром для автора "Слова о полку Игореве" власть и авторитет киевского князя стояли на высоком политическом и нравственном пьедестале.

Сохраняла свое влияние и общерусская церковь. Киевские митрополиты являлись руководителями всей церковной организации. Церковь, как правило, выступала за единство Руси, осуждала междоусобные войны князей, играла большую миротворческую роль. Клятва на кресте в присутствии церковных деятелей являлась одной из форм мирных договоренностей враждующих сторон.

Противовесом  силам распада и сепаратизма  была и постоянно существовавшая внешняя опасность для русских земель со стороны половцев. С одной стороны, соперничающие княжеские кланы привлекали половцев в качестве союзников и те разоряли русские земли, с другой - в общерусском сознании постоянно жила идея единения сил в борьбе с внешним врагом, сохранялся идеал князя - радетеля за русскую землю, - каким были Владимир I и Владимир Мономах. Недаром в русских былинах образы этих двух князей слились в один идеальный образ защитника русской земли от злых врагов.

Всем этим противоречивым силам русского общества еще предстояло пройти испытания временем. Но этого времени история отвела удивительно мало - всего несколько десятков лет, с Востока надвигалась новая грозная опасность - монголо-татары.

Информация о работе Появление христианства. Начало политической раздробленности Руси.