Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2010 в 12:27, реферат
Возникновение христианства на Руси. Власть на Руси.
Весьма неравномерно и не всегда добровольно проиcходило распространение христианства у славян. Мировосприятие славян еще не было готово к единобожию, и именно поэтому языческие культы время от времени одерживали победу над христианскими культами. Это и происходило до тех пор, пока христианство не впитало в себя некоторой части языческих традиций.
Как рассказывается в "Повести временных лет", апостол Андрей Первозванный, проходя с проповедью Евангелия Фракию, Скифию и Сарматию, доходил до Днепровских гор, где позднее и возник Киев. Но эта информация не может быть достоверной, так как нет других документов, подтверждающих этот факт. Совершенно очевидно, что славяне познакомились с христианством уже в первые века нашей эры, так как постоянно посещали Византию с целью торговли, службы в императорских войсках, кроме того, время от времени они совершали набеги на пограничные районы империи. В это время крещение славян не было массовым.
Именно те территории, которые находились по соседству с Византией и подверглись христианизации раньше других. Прежде всего, это оказались города Средиземноморья. Миссионерской деятельностью в этом районе занимался апостол Павел. Македония была почти полностью крещена к IV веку, однако нашествие славянских племен возродило на этой территории язычество; исключение составляли города, которые находились под властью Византии. Крещение славян, которые селились на территории Иллирика (центр – Сирмиум, позднее – Срем, Сербия), происходило в V-VI веках и осуществлялось как греческими (на востоке и юге), так и римскими священниками (на северо-западе).
Христианство – одна из мировых религий. Оно появилось около 2х
тысячелетий назад.
Как же возникла эта религия?
В
Библии нарисована такая
царя Ирода в городе Вифлееме у простой девушки Марии родился сын Иисус. Это
было чудо, поскольку он родился не от земного отца, а от «духа святого» и
был не человек, а бог. Восточные астрологи узнали об этом событии по
движению звезды на небе. Следуя за ней и заметив место, где она
остановилась, они нашли нужный дом, разыскали новорожденного, в котором
признали Мессию (по-гречески – Христос) – божьего помазанника, и поднесли
ему дары.
2)Особенность др. русского государства
Ос
Суровость климатических
условий Восточной Европы, оторванность
от центров античной цивилизации задерживали
и замедляли процесс складывания государства
у восточных славян. Оно формировалось
в результате сложного взаимодействия
внутренних и внешних факторов, что и позволило
ему появиться, основываясь лишь на одной
общинной основе. Германские же племена,
восприняв достижения римской цивилизации,
раньше и быстрее подошли к государственным
формам организации общественной жизни.
Одной из особенностью древнерусского
государства было то, что с самого своего
начала оно было много этническим по составу.
В дальнейшем это будет способствовать
тому, что главными силами, обеспечивающими
внутреннее единство, станут государство
и православная религия.
Образование государства имело важное
историческое значение для восточных
славян. Оно создавало благоприятные условия
для развития земледелия, ремесел, внешней
торговли, влияло и на формирование социальной
структуры. Например, выполнение властных
функций в более поздний период способствовало
превращению князей и бояр в землевладельцев.
Благодаря образованию государства формируется
древнерусская культура, складывается
единая идеологическая система общества.
В рамках древнерусского государства
происходит складывание единой древнерусской
народности - основы трех восточнославянских
народов: великорусского, украинского
и белорусского.
3)соц стректура хоз-ая жизнь сообщества!
Начиная с 30-х годов XII в. Русь необратимо вступила в полосу феодальной раздробленности, которая стала закономерным этапом развития всех крупных государств Европы в период раннего средневековья. Если ее ранние проявления еще гасились силой инерции, волей таких выдающихся государственных деятелей, как Владимир Мономах и Мстислав, то после их ухода с исторической арены новые экономические, политические, социальные тенденции властно заявили о себе.
К середине XII в. Русь раскололась на 15 княжеств, которые были лишь в формальной зависимости от Киева. В начале XIII в. их стало уже около 50. В течении XII в. Русь политически стала похожа на лоскутное одеяло.
Конечно, одной из причин такого состояния государственности на Руси были постоянные княжеские разделы земель между Рюриковичами, их бесконечные междоусобные войны и новые переделы земель. Однако не политические причины лежали в основе этого явления. В рамках единого государства за три века сложились самостоятельные экономические районы, выросли новые города, зародились и развивались крупные вотчинные хозяйства, владения монастырей и церквей. В каждом из этих центров за спиной местных князей встали выросшие и сплотившиеся феодальные кланы - боярство со своими вассалами, богатая верхушка городов, церковные иерархи.
Становление в рамках Руси самостоятельных княжеств походило на фоне бурного развития производительных сил общества, прогресса сельского хозяйства, ремесла, внутренней и внешней торговли, усиливавшего обмена товарами между отдельными русскими землями.
Усложнилась и социальная структура русского общества, более определенными стали его слои в отдельных землях и городах: крупное боярство, духовенство, торговцы, ремесленники, низы города, включая холопов. Развивалась зависимость сельских жителей от землевладельцев. Вся эта новая Русь уже не нуждалась в прежней раннесредневековой централизации. Земли, отличавшиеся от других природными, экономическими данными, в новых условиях все более обособлялись. Для новой структуры хозяйства нужны были иные, чем прежде, масштабы государства. Огромная Киевская Русь с ее весьма поверхностным политическим сцеплением, необходимым прежде всего для обороны от внешнего врага, для организации дальних завоевательных походов, теперь уже не соответствовала нуждам крупных городов с их разветвленной феодальной иерархией, развитыми торгово-ремесленными слоями, нуждам вотчинников, стремящихся иметь власть, близкую их интересам, - и не в Киеве, и даже не в лице киевского наместника, а свою, близкую, здесь на месте, которая могла бы полно и решительно отстаивать их интересы.
Зарождалось дворянство, в основу жизнедеятельности которого была положена служба сюзерену в обмен на земельное пожалование на время этой службы. Эта система еще более укрепляла позиции местных князей. Они также нередко опирались в борьбе со своеволием боярства на возросшую политическую активность горожан. Городские слои стали превращаться в определенный противовес в отношениях между князьями и боярства. Все это определило смещение исторических акцентов с центра на периферию, с Киева на центры отдельных княжеств.
Потеря Киевом своей исторической роли была в известной мере связана и с перемещением основных торговых путей в Европе и Передней Азии. В связи с бурным ростом итальянских городов и активизацией итальянского купечества в Южной Европе и Средиземноморье теснее стали связи между Западной и Центральной Европой, между Византией и Малой Азией. Крестовые походы приблизили Ближний Восток к Европе. Эти связи развивались, обходя Киев стороной. В Северной Европе набирали силу германские города, на которые все более стал ориентироваться Новгород и другие города русского северо-запада. Померк былой блеск некогда славного "пути из варяг в греки".
Не могли для Киева и Русской земли пройти бесследно и столетия напряженной борьбы с кочевниками - печенегами, торками, половцами. Эта борьба истощала народные силы, замедляла общий прогресс края, обрекала его в новых экономических, социальных и политических условиях на отставание. Преимущество получали те районы страны, которые, хотя и находились в менее благоприятных природных условиях (Новгородская земля, Ростово-Суздальская Русь), не испытывали такого постоянного и изнуряющего давления со стороны кочевников, как Среднее Поднепровье.
Все это вместе взятое и определило ослабление Киева, власти великих князей и обусловило начало политического распада Руси.
Ожесточенная борьба князей друг с другом, нескончаемая междоусобица являлась лишь внешним выражением глубинных процессов развития русских земель. Если раньше междоусобицы являлись отражением тенденций либо племенного сепаратизма, либо были связаны с кризисами власти после смерти великих князей, то теперь эти войны были следствием новых обстоятельств русской жизни. В них отстаивалось право князей решать судьбу своих владений. А за князьями стояли выросшие, сформировавшиеся общественные миры. Как образно сказал один историк, Киевская Русь вынянчила и вырастила другие русские княжества и теперь они как самостоятельные птенцы разлетелись по свету.
В сознании последующих поколений политический распад Руси на отдельные части понимался как большое несчастье, как откат общества назад. Тем более, что такой распад привел к активизации противников Руси - половцев. В дальнейшем раздробленная Русь не смогла противостоять полчищам монголо-татар. Все это так. Но история меряет не годами аи даже не десятилетиями, а столетиями. С точки зрения общеисторического развития политическое дробление Руси - лишь закономерный этап на пути к будущей централизации страны и будущему экономическому и политическому взлету уже на новой цивилизационной основе. Об этом говорит и бурный рост городов и вотчинного хозяйства в отдельных княжествах, и выход этих практически самостоятельных государств на внешнеполитическую арену: собственные договоры с прибалтийскими землями, с немецкими городами заключали позднее Новгород и Смоленск; Галич активно вел дипломатические сношения с Польшей, Венгрией и даже с папским Римом. В каждом из этих княжеств - государств продолжала развиваться культура, строились замечательные архитектурные сооружения, создавались летописные своды, расцветала литература, публицистика. Знаменитое "Слово о полку Игореве" родилось как раз в пору этого политического распада некогда единой Руси.
В рамках княжеств-государств набирала силу русская церковь. Из кругов духовенства вышло в эти годы немало замечательных литературных, философско-богословских творений. А главное - в условиях становления новых экономических районов и оформления новых политических образований шло неуклонное развитие крестьянского хозяйства, осваивались новые пахотные земли, происходило расширение и количественное умножение вотчин, которые для своего времени стали наиболее прогрессивной формой ведения крупного комплексного хозяйства, хотя и происходило это за счет подневольного труда зависимого крестьянского населения либо отданного князем вотчиннику вместе с землями, либо попавшего по бедности в кабалу к богатому землевладельцу.
К тому же политический
распад Руси никогда не был полным.
Сохранялись
Сохраняла свое влияние и общерусская церковь. Киевские митрополиты являлись руководителями всей церковной организации. Церковь, как правило, выступала за единство Руси, осуждала междоусобные войны князей, играла большую миротворческую роль. Клятва на кресте в присутствии церковных деятелей являлась одной из форм мирных договоренностей враждующих сторон.
Противовесом силам распада и сепаратизма была и постоянно существовавшая внешняя опасность для русских земель со стороны половцев. С одной стороны, соперничающие княжеские кланы привлекали половцев в качестве союзников и те разоряли русские земли, с другой - в общерусском сознании постоянно жила идея единения сил в борьбе с внешним врагом, сохранялся идеал князя - радетеля за русскую землю, - каким были Владимир I и Владимир Мономах. Недаром в русских былинах образы этих двух князей слились в один идеальный образ защитника русской земли от злых врагов.
Всем этим противоречивым силам русского общества еще предстояло пройти испытания временем. Но этого времени история отвела удивительно мало - всего несколько десятков лет, с Востока надвигалась новая грозная опасность - монголо-татары.
Информация о работе Появление христианства. Начало политической раздробленности Руси.