Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 14:34, доклад
номадизм (от греч. nomas - кочующий), - особая форма хоз. деятельности и связанного с ней образа жизни, возникшая в ходе первого крупного общественного разделения труда при выделении скотоводства в самостоятельный вид х-ва.
Значит. часть проблем, связанных с К., еще не разработана и по ним в науке существует много различных точек зрения. Одомашнивание большинства животных неолитич. охотниками и собирателями произошло в Азии, Сев. Африке и Юж. Европе. В эпоху энеолита в 4-м и 3-м тыс. до н. э. в ходе хоз. специализации наряду с охотой, собирательством и земледелием начинает появляться оседлое и полуоседлое пастушеское скотоводство.
Вопрос
№1 «Время и место
появления кочевников-
номадизм (от греч. nomas - кочующий), - особая форма хоз. деятельности и связанного с ней образа жизни, возникшая в ходе первого крупного общественного разделения труда при выделении скотоводства в самостоятельный вид х-ва.
Значит. часть проблем, связанных с К., еще не разработана и по ним в науке существует много различных точек зрения. Одомашнивание большинства животных неолитич. охотниками и собирателями произошло в Азии, Сев. Африке и Юж. Европе. В эпоху энеолита в 4-м и 3-м тыс. до н. э. в ходе хоз. специализации наряду с охотой, собирательством и земледелием начинает появляться оседлое и полуоседлое пастушеское скотоводство.
В кон. 2-го и нач. 1-го тыс. до н. э., с ростом производит. сил и заселением новых областей, часть пастушеских племен переходила в степях, полупустынях и пустынях к К.
В 1-м тыс.
до н. э. К. достигло больших
размеров. Антич. авторы (напр., Геродот,
I, 215, 216; IV, 2; II, 19, 46) сообщали о кочевниках
- скифах Причерноморья,
Наиболее приспособленными для К. животными у кочевников Центр., Ср., Зап. Азии и Сев. Африки оказались овцы, лошади, верблюды и козы. В арктич. зоне в сравнительно позднее время под влиянием юж. скотоводч. племен сложилось оленеводство. Скотоводство, хотя и было осн. занятием кочевников и полукочевников, но не единственным, и сочеталось обычно с охотой, а часто и с примитивным земледелием. Нередко часть того или иного племени кочевала, а часть была оседлой. Земледелие было распространено у скифов, части хунну, ранних кочевников Алтая, частично - древних тюрков и др. Для перекочевок и совместного выпаса скота х-ва К. объединялись в родоплеменные подразделения; существовали племена и союзы племен. Идеологически такая форма организации осмысливалась в виде общности происхождения, обычно легендарной, т.к. действительное кровное родство имело место только в родовых группах.
Вопрос №2 Формы кочевого скотоводства
В различных природных условиях К. выработало разные формы кочевания, из к-рых наиболее распространены "меридиональное", когда стада перегонялись на большие расстояния - летом на север, зимой на юг (в прошлом казахи и др.); "пустынное" ("кольцевое"), когда кочевание велось от колодца к колодцу или вокруг колодца (арабы, белуджи, в прошлом туркмены); "вертикальное" - перекочевка производилась с летних высокогорных пастбищ на зимники в долинах (курды, пуштуны, в прошлом киргизы). Для К. характерны специфич. явления материальной и духовной культуры (переносное жилище и др.).
Вопрос №3 «Экономически отношения в кочевых обществах»
О формах обществ. отношений у кочевников в лит-ре существуют различные точки зрения (см. в ст. "Кочевой" феодализм). В период феодализма у кочевников-скотоводов была развита частная собственность на скот и специфическая, вытекающая из условий кочевого скотоводства, общинная форма собственности на пастбища и источники воды, при к-рой кочевники "...относятся к земле, как к своей собственности, хотя они никогда не фиксируют этой собственности" (Маркс К., Формы, предшествующие капиталистическому производству, 1940, с. 23-24). Но это была лишь внешняя оболочка общинного землепользования, фактич. право распоряжаться землей узурпировалось феод.-родовой верхушкой кочевых народов. Имуществ. и социальное неравенство среди кочевников-скотоводов порождало эксплуатацию богатыми бедных, причем формы эксплуатации носили как экономич., так и внеэкономич. характер. Длительное время сохранялись патриарх. формы рабства, продажа рабов в земледельч. оазисы.
Вопрос №4 «Социальная организация кочевого общества»
Сущность и характер обществ. разделения труда обусловливали во все ист. периоды необходимость экономич., политич. и культурных связей между кочевниками-скотоводами и оседлыми земледельцами; кочевники, в силу специфики их х-ва, не могли существовать изолированно. Мирные отношения между кочевниками и оседлыми земледельцами нередко прерывались враждебными столкновениями; кочевники нападали на земледельч. оазисы. Б. ч. это было следствием нарушения по каким-либо причинам постоянных торг. связей с земледельч. оазисами. Обычно кочевники стремились захватить торгово-ремесл. центры - города, в к-рых осуществлялись разносторонние связи кочевников и земледельцев. В истории нередки образования кочевниками союзов племен и др. крупных временных объединений ("кочевых империй"), иногда превращавшихся при завоевании оседлых народов в мощные феод. гос-ва (Арабский халифат, гос. образования в монгольское и послемонгольское время в Ср. Азии, Иране и др.). Однако по сравнению с оседлым земледелием в условиях К. произ-во развивалось очень медленно, что задерживало и развитие социальных отношений. При неизменности орудий труда, ограниченности возможностей добывания жизненных благ, известной натуральности х-ва (несмотря на наличие обмена), отсутствии оседлости кочевое скотоводство становилось застойным способом произ-ва; отсюда известное экономич., социальное и культурное отставание кочевых.
Вопрос №5 «Государственность у кочевников»
Земля в понимании кочевников имела стратегически важное значение, обладание которой давало основу государству. Исходя из этого, монопольное право на землю принадлежало государству. В кочевом государстве собственность на землю осуществлялась через управление и урегулирование процессом кочевания. Данное положение убедительно доказано на примере средневекового монгольского общества академиком Б. Я. Владимирцовым в его широко известном труде «Общественный строй монголов. Монгольский кочевой феодализм».
В монгольском
обществе пастбища
Таким образом, общество разделялось на сословия, наличие которых приводило к социальным противоречиям. Их регулировкой занималась власть на различном уровне. В конечном итоге это означает, что, как и у оседлых народов, у кочевников также было собственное государство.
Однако, особое место в ряду таких ученых занимает Лев Николаевич Гумилев. К пониманию природы кочевничества он пришел через глубинные познания в тюркологической науке, через кропотливые и долгие исследования истории и культуры древних тюрков. Проблемы кочевой государственности, поднимавшиеся в многочисленных работах Л. Н. Гумилева по кочевникам, всегда излагались со знанием материала, привлечением многочисленных разноязычных источников и литературы. Его исследования это раскрытие внутреннего мира кочевников, взгляд изнутри.
В своих работах Л. Н. Гумилев отказался от уже привычного строгого следования данным источников, от скрупулезной текстологической работы над средневековыми рукописями и текстами. Задачу историка он видел в другом: «История требует специальных способностей, охвата явлений, особого видения и интуиции, к чему знание языков не имеет прямого отношения. Работа историка, устанавливающего связь между событиями, начинается там, где кончается работа филолога-востоковеда, задача которого установить наличие самих событий».
В любой работе Гумилева «Хунну», «Хунны в Китае», «Древние тюрки», «Поиски вымышленного царства», «Открытие Хазарии», «Тысячелетие вокруг Каспия» раскрываются «тайны» кочевой государственности. По его мнению, во-первых, степные объединения (т.е. государства) возникали не одним способом, а несколькими, во-вторых, выборность хана встречается реже, чем наследование власти. Далее. Уничтожение знатных родов было проведено только Чингиз-ханом, но оно не характерно для тюрков, уйгуров и хуннов.
Государство хуннов имело слаженную военно-политическую структуру, урегулированные экономические отношения, зависевшие от торговли, даров или субсидий из Китая, а также налогов из завоеванных земель. Все названное дополняло внутренние хозяйственно-экономические связи страны.
На протяжении длительного
времени с III в. до н. э. до XIV в. н. э. в
рамках обширной евразийской степной
полосы от Великой китайской стены
до берегов Каспия существовало более
двух десятков государственных объединений
у истоков которых стояли кочевые народы
от хуннов до монголов и их наследников.
Все эти государства имели необходимые
атрибуты высокой политической организации
в виде государств с определенными территориальными
границами, с добровольной или регулярной
армией, с четкой военно-административной
организацией во главе которой стояли
верховные правители – шаньюй, каган или
хан, со своей ставкой и ордой (столицей),
с широкими внешнеполитическими связями
с сопредельными государствами. Подобные
государства невозможно характеризовать
как некие неорганизованные толпы населения,
которые лишь кочевали с места на место
и вели постоянные захватнические воины.
В наследие от кочевой культуры осталось
немало городов, городищ и укреплений.
Кочевники большую часть своей истории
вели оборонительные, нежели завоевательные
воины, показывая свое высокое военное
искусство обороны. На территории Жетысу
и в присырдарьинских районах накануне
нашествия войск Чингиз-хана существовало
более трех десятков различных стационарных
поселений, городов-крепостей тюргешей,
карлуков, караханидов и кыпчаков. Все
эти города являлись не только оборонительными
крепостями, но и были торгово-ремесленными
и культурными центрами региона.
Вопрос №6 «Духовная и материальная культура кочевников».
Известно наличие
городов классических кочевников —
первых тюркоязычных гуннов. Но они
предпочтение отдали степи, жизни в
удобных юртах. Как пишут китайские
летописцы, кочевники считали, что
жить в городах — значит находиться
в каменном гробу?! Нахождение даже
в золотом гробу уже означает
смерть! Следовательно, кочевничество
было лишь одной из форм цивилизации,
приспособленной к природно-
Кочевники много нового изобрели в оружейном деле. Главным оружием кочевника были копьё, слабо согнутая сабля с массивной рукоятью, сборные, часто сделанные из рогов горных козлов луки, свистящие стрелы.
Военная организация войска. Войско делилось на три части: правое крыло (восточный фланг), левое крыло (западный фланг) и центр, каждую из них называли тюменем, т.е. войском, состоящим из 10000 воинов-всадников. Тюмени делились соответственно на 1000, 100, 10 воинов. Поэтому часто в кочевнических государствах регулярно проводилась перепись населения и учёт животных. Само общество казалось целой армией. Каждый мужчина, способный брать в руки оружие, являлся воином, а в мирное время он пас стадо, занимался хозяйственным делом. Во время войны, чтобы собрать воинов-пастухов провозглашали боевой клич — уран
В мировоззрении
древних тюрков идея государства
занимала важное место как обязательное
условие существования
В религиозных верованиях гуннов, древних тюрок важное место занимали и тотемические воззрения. Тотемизм — самая древняя форма религии. Первыми богами были определённые животные.... Верхушка древнетюркского общества свое происхождение связывала с легендарными предками, рождёнными тотемным животным. Культ небесного волка занимает важное место в тюркской мифологии. Он стал древним общетюркским тотемом.
Священное государство тюрок считалось созданным по воле самого главного бога - Тенгре. Тюрки называли себя небесными.
По представлению кочевников существовал Верхний мир — мир Неба, Средний мир — наземный мир, который правился божеством Удук Иир-Суб (Святая Земля-Вода). Подземный мир — мир усопших. Им правил Эрклиг.
Правда, боги среднего и нижнего подземного слоя, тоже подчинялись Тенгре. Его считали создателем других богов. Тенгре — сам незримый дух Неба. Всё что есть на небе и близко от него, достойно поклонения. Особое почитание отдавалось стороне света, откуда восходило солнце — востоку. Все свои обряды древние тюрки и гунны совершали по движению солнца.