Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 14:34, доклад
номадизм (от греч. nomas - кочующий), - особая форма хоз. деятельности и связанного с ней образа жизни, возникшая в ходе первого крупного общественного разделения труда при выделении скотоводства в самостоятельный вид х-ва.
Значит. часть проблем, связанных с К., еще не разработана и по ним в науке существует много различных точек зрения. Одомашнивание большинства животных неолитич. охотниками и собирателями произошло в Азии, Сев. Африке и Юж. Европе. В эпоху энеолита в 4-м и 3-м тыс. до н. э. в ходе хоз. специализации наряду с охотой, собирательством и земледелием начинает появляться оседлое и полуоседлое пастушеское скотоводство.
Таким образом, язычество древних тюрок было своеобразным, в своей основе было близко к единобожию, монотеизму.
Древние тюрки освоили согдийскую, манихейскую письменности и Брахми. Со временем среди тюрок получило распространение уйгурское письмо. Развитие получило и книгопечатание (способом ксилографии). Но самым древним письмом тюрок Центральной Азии считается руническая письменность. Древнетюркские руны с самого начала составлялись по приказу правителя для удовлетворения потребности в общении.
Принято считать, что рунический алфавит был составлен по приказу кагана Истеми. Рунический алфавит совершенно точно соответствовал нормам древнетюркского разговорного языка и с этой точки зрения руническое письмо считалось самым совершенным.... алфавит, который был истинно общенародным. На чем только не писали тюрки. Мелкие надписи на разных материалах служили средством передачи информации в повседневной жизни населения. Умение читать и писать было характерно для всего населения.
В древнетюркском государстве
была развита медицина. Известно существование
у тюркского народа профессиональных
врачевателей и книг по медицине, написанных
буквами рунического и
Кочевники-скотоводы занимались домашними промыслами, главным образом по переработке животноводческого сырья. Изготовляли войлок, ковры, одежду, обувь, кожаную посуду, сбрую и т.д. Хотя хозяйство казахов оставалось в основном натуральным, но оно давало и излишек продукции для обмена на товары и продукты, произведенные городскими жителями и земледельцами. На рынки городов Туркестана кочевники-скотоводы пригоняли скот, доставляли кожи, шерсть, изделия из них, а также из дерева, пушнину, меховые шубы и шапки. В обмен скотоводы получали разнообразные товары: хлопчатобумажные и шелковые ткани, изделия гончарного и металлического производства, готовые изделия из тканей и кожи - халаты, шали, головные уборы, обувь, детали конского убранства, а также разную домашнюю утварь, оружие, украшения из драгоценных металлов, зеркала и многое другое. В торговле в качестве купцов участвовали и казахи. Самым твердым, постоянным и массовым у кочевников был спрос на зерно - пшеницу, ячмень, другие продукты земледелия и садоводства и особенно на ткани (карбас).
Вопрос №7 «Взаимодействие кочевников с внешним миром»
Производительность труда в условиях пасторализма значительно выше чем в ранних аграрных обществах. Это позволяло высвободить большую часть мужского населения от необходимости тратить время на поиски пропитания и, при отсутствии других альтернатив (таких как например монашество) позволяло направить ее на военные действия. Высокая производительность труда однако достигается малоинтенсивным (экстенсивным) использованием пастбищ и требует всё новых угодий которые необходимо отвоевывать у соседей. Огромные армии кочевников которые были собранны из ненужных в повседневном хозястве мужчин значительно более боеспособны, чем мобилизованные крестьяне не имевшие военных навыков. Поэтому несмотря на примитивность социального устройства кочевников они представляли большую угрозу ранним цивилизациям с которыми они зачастую находились в антагонистических отношениях. Примером тех огромных усилий которые были направленны на борьбу оседлых народов с кочевниками является великая китайская стена, которая как известно не была эффективным барьером от вторжений кочевых народов в Китай. Однако оседлый образ жизни конечно имеет свои преимущества перед кочевым и возникновение городов- крепостей и прочих культурных центров со временем дало возможность оседлым народам успешно противостоять набегам кочевников которые никогда не смогли полностью уничтожить оседлые народы. Однако набеги кочевников иногда приводили к крушению или значительному ослаблению высокоразвитых цивилизаций- например крушению западной Римской империи которая пала под натиском «варваров» во время «великого переселения народов». Однако несмотря на постоянные потери от набегов кочевников ранние цивилизации которые были вынужденны постоянно изыскивать новые способы защиты себя от постоянной угрозы уничтожения, получали также и стимул к развитию государственности, что дало евразийским цивилизациям значительное преимущество перед доколумбовыми американскими, где независимый пасторализм не существал (или точнее полукочевые горные племена разводившие небольших животных из семейства верблюдовых не имели такого военного потенциала как евразийские коневоды). Империи Инков и Атцеков находясь на уровне медного века были горазбо более примитивными и хрупкими, чем европейские государства и были без значительных трудностей покоренны небольшими отрядами европейских авантюристов.