Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 19:12, контрольная работа
Античный философ Аристотель (384 - 322 до н.э.), воззрения которого являют собой грандиозную систему конкретно-научного и собственно философского знания являлся помимо всего прочего основателем патриархальной теории происхождения государства, которая была широко распространенна в Древней Греции и рабовладельческом Риме.
Введение
1. Общая характеристика литературно-политической деятельности Аристотеля
2. Философские основания политического учения Аристотеля
3. Учение Аристотеля о государстве
4. Формы правления в политическом учении Аристотеля
5. Понятие политического права у Аристотеля
Заключение
Библиография
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Общая характеристика
литературно-политической
2. Философские основания
политического учения
3. Учение Аристотеля о государстве
4. Формы правления в политическом учении Аристотеля
5. Понятие политического права у Аристотеля
Заключение
Библиография
ВВЕДЕНИЕ
Античный философ Аристотель
(384 - 322 до н.э.), воззрения которого являют
собой грандиозную систему
Аристотель считал, что государство представляет собой естественную форму человеческой жизни, что вне государства общение человека с себе подобными невозможно. Как существа общественные люди стремятся к объединению, к образованию патриархальной семьи. А увеличение числа этих семей и их объединение приводят к образованию государства. Аристотель утверждал, что государственная власть есть продолжение и развитие отцовской власти.
Аристотель предпринял попытку всесторонней разработки науки о политике, в частности он связывал политику с этикой, справедливостью, экономикой, политическим общением. Свои политико-правовые идеи он воплотил в таких своих произведениях как, «Политика», «Афинская полития» и «Этика». К сожалению, многие из его произведений утеряны.
Целью данной контрольной работы является изучение политических воззрений одного из самых универсальных мыслителей в истории - Аристотеля.
В ходе исследования были поставлены следующие задачи:
- дать характеристику
личности древнегреческого
- рассмотреть содержание
основных политических
- изучить философские основания его политического учения;
- рассмотреть учение Аристотеля
о государстве и его элементах,
- рассмотреть взгляды
Аристотеля на политическую
- изучить классификацию видов государственного строя (форм правления);
- определить, что понимает Аристотель под «политическим правом», и каково его место в политической науке.
В качестве источников в данной контрольной работе использовались учебная и научная литература , в, частности произведения известного выдающего философа современности Алексея Федоровича Лосева, который вплотную занимался жизнеописанием Аристотеля. По его мнению «сам Аристотель бесконечен как предмет научного изучения и окончательного разрешения всех трудностей, связанных с изучением Аристотеля, вообще никогда не будет.» [5 c.177].
Несмотря на всю мировую
значимость Аристотеля, слишком часто
в прошлом многие недооценивали
жизненную направленность его философии
и его общественно-политическом
деятельности. О политической деятельности
Аристотеля вообще не говорили достаточно
отчетливо и тем более не пытались
существенным образом объединить политическую
деятельность Аристотеля с его философией.
Вопреки этому устаревшему
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ЛИТЕРАТУРНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ
Аристотель родился в небольшом эллинском городе Стагире, в связи с чем его в литературе нередко именуют Стагиритом. Семнадцатилетним юношей он прибыл в Афины (в 367 г. до н.э.), где учился, а затем и преподавал в платоновской Академии вплоть до смерти ее основателя. Покинув Афины (в 347 г. до н.э.), Аристотель в течение ряда лет жил в других греческих государ-ствах, а в 342-340 гг. до н.э. по приглашению македонского царя Филиппа II занимался воспитанием его сына Александра.
С 335 г. до н.э. Аристотель снова в Афинах. Здесь он основал свою философскую школу - Ликей (лицей) и руководил ею почти до конца жизни.
Период руководства школой в жизни Аристотеля совпадает со временем победоносных походов его воспитанника. Завое-вания Александра были направлены на создание единого го-сударства в западной части полосы древних цивилизаций и закрепили порядок единовластного правления покоренной частью мира. Начало такому правлению было положено побе-дой Филиппа II при Хиронее (388 г. до н.э.), когда было раз-громлено объединенное ополчение греческих полисов. С этого момента полис, оставаясь основой античного мира, пе-рестает быть автономной единицей политической жизни Эл-лады; возникает эллинистический мир.
Однако предметом
Политическое учение Аристотеля изложено в трактате «По-литика», примыкающем к «Никомаховой этике»; кроме того, у него есть очерк развития государственного строя Афин, кото-рый называется «Афинская полития». «Политика» охватывает пять связанных между собою исследований: тема первого (кн. 1) - экономика; второго (кн. II) - вопрос о наилучшем образе правления; третьего (кн. III) - общая теория полиса; четвертого (кн. IV, V, VI) - конкретные формы правления, причины их деградации и возможности улучшения; пятого (VII, VIII) - идеальное государство.
Этот труд вобрал в себя опыт наблюдения за существующими формами государственного устройства и законодательства, результаты наблюдения за практикой управления государством (и македонского царского двора, и своего собственного: мыслитель, опираясь на македонскую помощь, восстановил в 341 г. до н.э. разрушенную прежде Филиппом II Стагиру и дал ей законы), философскую концепцию высшего блага, к которому стремится всякое частное благо.
2. ФИЛОСОФСКИЕ
ОСНОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО
Одна из определяющих черт
аристотелевской политической теории
- это стремление исходить не из отвлеченных
теоретических построений по поводу
конструкции идеального полиса, а
потребность учитывать все
Но аристотелевское «благо» - в отличие от платоновского «эйдоса» - неразрывно связано с наличным устройством и сложением частей конкретного, естественным образом возникшего полисного тела. На этом основании Аристотеля, в противоположность Платону как идеократу, можно назвать физиократом (греч. «фюсис» - тело).
Политика как наука у Аристотеля тесно связана с этикой. Научное понимание политики предполагает, по Аристотелю, развитые представления о нравственности (добродетелях), знание этики (нравов).
Объектами политической науки являются прекрасное и справедливое, но те же объекты в качестве добродетелей изучаются и в этике. Этика предстает как начало политики, введение к ней.
Аристотель различает два вида справедливости: уравнивающую и распределяющую. Критерием уравнивающей справедливости является «арифметическое равенство», сферой применения этого принципа - область гражданско-правовых сделок, возмещения ущерба, наказания и т.д. Распределяющая справедливость исходит из принципа «геометрического равенства» и означает деление общих благ по достоинству, пропорционально вкладу и взносу того или иного члена общения. Здесь возможно как равное, так и неравное наделение соответствующими благами (властью, почестью, деньгами).
Основным итогом его этических исследований, существенным для политики, является положение о том, что политическая справедливость возможна лишь между свободными и равными людьми, принадлежащими к одному сообществу, и имеет целью их самоудовлетворенность (автаркию).
3. УЧЕНИЕ АРИСТОТЕЛЯ О ГОСУДАРСТВЕ
Государство, по Аристотелю
это политическое общение, оно обнимает
и включает в себя другие формы
общения, которые генетически
Аристотель считает, что
наилучший метод научного объяснения
политического общения
Говоря об общностях, предшествующих государству, Аристотель называет семью и селение. Это же - изначальные элементы государства, которое представляет собой по отношению к двум первым более широкий и более высокий (более свободный) круг общения.
Естественная необходимость,
прежде всего, побуждает попарно
сочетаться мужчину и женщину
в целях продолжения рода. Точно
так же в целях взаимного
Общение, состоящее из нескольких семей и обслуживающее не только текущие нужды, - это селение; оно представляет собой колонию разросшейся и расселившейся семьи. Если семья - это «едящие из одного ларя», то селение - «молочные братья», «сыновья», «внуки». Греческие государства, говорит Аристотель, первоначально управлялись патриархальными царями (а в настоящее время мы видим это у негреческих племен), так как они состояли из элементов, которые признавали над собой власть старшего как нечто само собой разумеющееся.
Но власть как явление политическое отличается от власти патриарха; Аристотель различает власть господскую и политическую следующим образом: «Душа властвует над телом, как господин, а разум над нашими стремлениями - как государственный муж»; «...власть государственного мужа, равно как и все виды власти, не тождественны, как это утверждают некоторые. Одна - власть над свободными по природе, другая - власть над рабами. Власть господина в семье - монархия (ибо всякая семья управляется своим господином монархически), власть же государственного мужа - это власть над свободными и равными» [8 c. 52]. В семье патриарх тоже властвует над свободными - женой и детьми, - но они не равны ему.
Несколько селений образуют общество, которое представляет собой завершенное государство, возникшее ради потребностей жизни, но существующее ради достижения благой жизни. Отсюда следует, что всякое государство - продукт естественного возникновения, как и первичные общения: оно является завершением их, в завершении же сказывается природа.
Государство (причем, каждое государство), таким образом, - это осмысленная, естественным образом возникающая ради определенной цели-блага целостная структура. То, что придает этому целому уникальный и неподменный смысл, на философском языке Аристотеля называется энтеле-хией (греч., завершение, осуществленное единство предмета, его свойств и образа действия) - реализованной, достигнутой в нем благой целью, включенной в иерархию энтелехий, восходящую к богу как высшей энтелехии - полностью самодостаточному и свободному существу. Отсюда - категорический запрет на возможность произвольно изменять естественные элементы этого целого искусственными частями.
С признанием того, что государство «существует по природе», связано утверждение, что сущность человека - его общественная, политическая природа: «...человек по природе своей есть существо политическое», - го-ворит Аристотель. Тот же, кто в силу своей природы или вследствие обстоятельств живет вне государства, - либо выше человека (сверхчеловек, бог), либо ниже его (животное, нравственно недоразвитое существо - без роду, без племени, вне законов, без очага, которое только и жаждет войны и которое можно сравнить с изолированной пешкой).
В состав «человечности» (признаков «завершенного» человека), согласно Аристотелю, входят также следующие элементы, которые по совокупности создают основу семьи и государства.
Свобода, предназначение к властвованию по природе;
2. Речь, которая выделяет человека из мира животных; человек - существо в большей степени общественное, нежели животное.
Поскольку государство - более широкий и более совершенный круг общения, чем семья, постольку именно оно является первичным по отношению к последней (представляет собой ее целевую причину), а тем более - и по отношению к отдельному человеку.
Нашедший свое завершение в политической общности человек - наиболее совершенное из живых существ; человек, живущий вне закона и права, без добродетели, но наделенный оружием, умственной силой и энергией духа - по мнению Аристотеля, существо самое нечестивое и дикое, лишенное справедливости как нормы, регулирующей политическое общение.
Государство представляет собой определенное единство, а то, что делает людей «общниками одного государства» [8 с. 54] - это гражданство, которое является важнейшим элементом государства. Определение государства как формы зависит от того, кого же считать гражданином, т.е. от понятия гражданина. Гражданин, по Аристотелю, это тот, кто может участвовать в законосовещательной и судебной власти данного государства. Государство же есть достаточная для самодовлеющего существования совокупность граждан [2 c. 60].
Каждой форме государства соответствует свое определение понятия гражданина, свои основания наделения того или иного круга лиц совокупностью гражданских прав. Вместе с изменениями понятия гражданина и, следовательно, формы государства изменяется и само государство.
4. ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ
В ПОЛИТИЧЕСКОМ УЧЕНИИ
Перед политической наукой стоят, по мнению Аристотеля следующие задачи:
1) исследование того, какое
государственное устройство
2) определение того, каков
«относительно наилучший» вид
государственного строя «
3) когда невозможно пользоваться
лучшими видами, и приходится
довольствоваться низшей
Информация о работе Правильные и неправильные учения Арестотеля