Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 19:12, контрольная работа
Античный философ Аристотель (384 - 322 до н.э.), воззрения которого являют собой грандиозную систему конкретно-научного и собственно философского знания являлся помимо всего прочего основателем патриархальной теории происхождения государства, которая была широко распространенна в Древней Греции и рабовладельческом Риме.
Введение
1. Общая характеристика литературно-политической деятельности Аристотеля
2. Философские основания политического учения Аристотеля
3. Учение Аристотеля о государстве
4. Формы правления в политическом учении Аристотеля
5. Понятие политического права у Аристотеля
Заключение
Библиография
4) поиск такого вида
государственного устройства, который
был бы универсальным и
Все это учитывает практические нужды управления государством и составляет искусство политики, которое состоит в умении, ориентируясь на образец, одновременно приноравливаться к конкретным обстоятельствам, возможностям и нуждам - подобно медицине, кораблестроению, гимнастике и всякому иному искусству.
Выполнению всех задач
политического искусства служат
создаваемые Аристотелем
Основной классификационной сеткой у Аристотеля является классификация видов государственного строя (форм правления).
Многообразие форм политического
устройства государства определяется
множественностью частей, из которых
слагается всякий полис. Согласно Аристотелю,
- а он в данном случае апеллирует
к реальному опыту, - в одних
формах правления все части
В целом формы правления Аристотель подразделяет на правильные и неправильные. К первым он относит царство (монархическое правление), аристократию и политию. Вторые - тирания, олигархия и демократия соответственно.
Каждая форма имеет, в свою очередь, несколько видов, поскольку возможны различные комбинации формообразующих элементов.
Самую правильную форму государства Аристотель называет политией. В политии правит большинство в интересах общей пользы. Все остальные формы представляют собой то или иное отклонение от политии. С другой стороны, сама полития, по Аристотелю, является как бы смешением олигархии и демократии. Этот элемент политии (объединение интересов зажиточных и неимущих, богатства и свободы) имеется в большей части государств, т.е. вообще характерен для государства как политического общения.
Из неправильных форм государства тирания - наихудшая.
Резко критикуя крайнюю демократию, где верховная власть принадлежит демосу, а не закону, Аристотель с одобрением характеризует умеренную цензовую демократию, основанную на примирении богатых и бедных и господстве закона. Отсюда - высокая оценка им реформ Солона.
Полития как лучшая форма государства соединяет в себе лучшие стороны олигархии и демократии, но свободна от их недостатков и крайностей. Полития -- «средняя» форма государства, и «средний» элемент в ней доминирует во всем: в нравах - умеренность, в имуществе - средний достаток, во властвовании - средний слой. «Государство, состоящее из «средних» людей, будет иметь и наилучший государственный строй» [2 с. 61].
Основную причину возмущений
и переворотов в государстве
Аристотель видит в отсутствии подлежащего
равенства. Перевороты оказываются
следствием нарушения относительного
характера равенства и
В ходе обоснования своего идеального проекта наилучшего государства Аристотель отмечает, что это - логическое построение и здесь «нельзя искать той же точности, какую мы вправе предъявлять к наблюдениям над фактами, доступными исследованию путем опыта» [2 с. 61]
Население лучшего государства должно быть достаточным и легко обозримым. Территория лучшего государства должна быть одинаково хорошо ориентирована по отношению к морю и материку. Территория, кроме того, должна быть достаточной для удовлетворения умеренных потребностей. Аристотель говорит о большом числе рабов в лучшем государстве. Гражданских прав лишены ремесленники, «толпа матросов», торговцы.
Земля делится на две части:
одна часть находится в общем
пользовании всего государства,
другая - в частном владении граждан
(продукты этой части на дружественных
началах предоставляются в
5. ПОНЯТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРАВА У АРИСТОТЕЛЯ
В своем правопонимании Аристотель разделяет положение Сократа и Платона о совпадении справедливого и законного. Право олицетворяет собой политическую справедливость и служит нормой политических отношений между людьми.
В целом право как политическое явление Аристотель называет «политическим правом». Это, в частности, означает невозможность неполитического права, отсутствие права вообще в неполических (деспотических) формах правления.
Политическое право делится им на естественное и условное (волеустановленное). Естественное право - то, которое везде имеет одинаковое значение и не зависит от признания или непризнания его. Условное право то, которое первоначально могло быть без существенного различия таким или иным, но раз оно определено, это безразличие прекращается.
Таким образом, в учении Аристотеля и естественное, и условное (волеустановленное) право хотя и различаются между собой, но оба относятся к сфере политических явлений и носят политический характер. У софистов, например, различие между естественным правом (правом по природе) и правом условным (полисными законами, установленными по соглашению, произволу и т. д.) означало различение, а зачастую и прямое противопоставление естественного (природного) и политического (ус-ловного). Своеобразие позиции Аристотеля обусловлено тем принципиальным обстоятельством, что под «природой» он и в вопросе о праве имеет в виду именно политическую природу человека: ведь человек, согласно Аристотелю, есть по своей природе существо политическое
Вообще при рассмотрении тех или иных естественно-правовых концепций важно установить, что, собственно говоря, имеется в виду под понятиями «природа», «естественное» и т.д. в соответствующих учениях. Данный момент имеет существенное значение для характеристики также и других аспектов правопонимания.
Естественное право у Аристотеля есть набор всеобщих представлений и требований, которые наиболее полно отражают природную склонность человека к общению, совместному проживанию для достижения счастливой жизни. Чтобы каждый свободный гражданин жил счастливо, надо, чтобы он имел свое, надлежащее ему, и чтобы была установлена равная мера за равное.
Предписания естественного права специально нигде не доказываются, они формируются в соответствии с политической природой человека. Естественное право - это право человеческого разума [1 c. 57].
Под условным (волеустановленным) правом в концепции Аристотеля подразумевается все то, что в последующем словоупотреблении стало обозначаться как позитивное (положительное) право. К условному праву он относит установления закона и всеобщих соглашений. Причем он говорит о писаном и неписаном законе. Под неписаным законом, тоже относящимся к условному (позитивному) праву, имеются в виду правовые обычаи (обычное право).
Существенным составным моментом политического качества закона является его соответствие политической справедливости и праву. Отступление закона от права означало бы, согласно концепции Аристотеля, отход от политических форм к деспотическому насилию, вырождение закона в средство деспотизма. Политическое правление - это, по Аристотелю, правление закона, а не людей: правители, даже лучшие, подвержены чувствам и аффектам, закон же -- «уравновешенный разум».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В истории античной мысли с именем Аристотеля связано представление о конце классической эпохи и одновременно - о начале эпохи эллинистической; это, в частности, определено двойственностью и пограничностью аристотелевского понимания государства, ориентированного, с одной стороны, на классический полис, а с другой на возможность создания единого (мирового) государства, в котором будет господствовать эллинский элемент.
Социальная и политико-правовая
проблематика освещается Аристотелем
в принципе с позиций идеального
понимания полиса - города-государства
как политического общения
В своем учении о государстве
Аристотель исходил из того, что
государство - продукт естественного
развития. В этом отношении оно
подобно таким естественно
Много размышляет Аристотель и о форме государства, характеризуя ее так же как политическую систему, которая олицетворяется верховной властью в государстве. В этом плане государственная форма определяется числом властвующих (один, немногие, большинство). Кроме того, им различаются правильные и неправильные формы государства: в правильных формах правители имеют в виду общую пользу, при неправильных - только свое личное благо.
И, наконец, большую роль в политических отношениях между людьми Аристотель отводит праву, рассматривая его как политическое явление и называя его «политическим правом». Он считает, что право, служащее критерием справедливости, является регулирующей нормой политического общения.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Алексеев П.В. Философия: Учебник. - М.: ТЕИС, 1996. - с. 580.
2. История политических и правовых учений. Учебник для вузов. / Под ред. В.С. Нерсесянца. - М.: Издательская группа НОРМА - ИНФРА-М, 1999. - с. 736.
3. История политических и правовых учений: Учебник / Под ред. О.В.Мартышина. - М.: Норма, 2002. - с. 912.
4. Кальной И.И. Философия: Учебник. - СПб.: Изд-во «Юридический центр Пресс», 2002. - с. 447.
5. Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А.. Платон. Аристотель. - М.: «Молодая гвардия», 1993. - с. 381.
6. Мухаев Р.Т. История политических и правовых учений: Учебник для вузов. - М.: Приор-издат, 2004. - с. 608.
7. Скирбек Г. История философии: Учебное пособие. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. - с. 715.
8. Чанышев А.А. История политических учений. Классическая западная традиция (античность - первая четверть ХIХ в.). - М.: «Российская политическая энциклопедия», 2001. - с. 479.
Информация о работе Правильные и неправильные учения Арестотеля