Правильные и неправильные учения Арестотеля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 19:12, контрольная работа

Описание

Античный философ Аристотель (384 - 322 до н.э.), воззрения которого являют собой грандиозную систему конкретно-научного и собственно философского знания являлся помимо всего прочего основателем патриархальной теории происхождения государства, которая была широко распространенна в Древней Греции и рабовладельческом Риме.

Содержание

Введение
1. Общая характеристика литературно-политической деятельности Аристотеля
2. Философские основания политического учения Аристотеля
3. Учение Аристотеля о государстве
4. Формы правления в политическом учении Аристотеля
5. Понятие политического права у Аристотеля
Заключение
Библиография

Работа состоит из  1 файл

История.docx

— 31.32 Кб (Скачать документ)

4) поиск такого вида  государственного устройства, который  был бы универсальным и подходил  бы для всех полисов. 

Все это учитывает практические нужды управления государством и  составляет искусство политики, которое  состоит в умении, ориентируясь на образец, одновременно приноравливаться к конкретным обстоятельствам, возможностям и нуждам - подобно медицине, кораблестроению, гимнастике и всякому иному искусству.

Выполнению всех задач  политического искусства служат создаваемые Аристотелем классификационные  сетки, их наложение на конкретные «обстоятельства», а затем сведение полученных результатов  дает определенный итог как основание  для выводов о том, что именно необходимо делать при данных условиях.

Основной классификационной  сеткой у Аристотеля является классификация  видов государственного строя (форм правления).

Многообразие форм политического  устройства государства определяется множественностью частей, из которых  слагается всякий полис. Согласно Аристотелю, - а он в данном случае апеллирует к реальному опыту, - в одних  формах правления все части государства  участвуют в управлении, в других только некоторые, в одних - большинство, в других - меньшинство. При этом в каждой форме политустройства возможны внутренние модификации

В целом формы правления  Аристотель подразделяет на правильные и неправильные. К первым он относит царство (монархическое правление), аристократию и политию. Вторые - тирания, олигархия и демократия соответственно.

Каждая форма имеет, в  свою очередь, несколько видов, поскольку  возможны различные комбинации формообразующих  элементов.

Самую правильную форму государства  Аристотель называет политией. В политии правит большинство в интересах общей пользы. Все остальные формы представляют собой то или иное отклонение от политии. С другой стороны, сама полития, по Аристотелю, является как бы смешением олигархии и демократии. Этот элемент политии (объединение интересов зажиточных и неимущих, богатства и свободы) имеется в большей части государств, т.е. вообще характерен для государства как политического общения.

Из неправильных форм государства  тирания - наихудшая.

Резко критикуя крайнюю демократию, где верховная власть принадлежит  демосу, а не закону, Аристотель с  одобрением характеризует умеренную  цензовую демократию, основанную на примирении богатых и бедных и господстве закона. Отсюда - высокая оценка им реформ Солона.

Полития как лучшая форма государства соединяет в себе лучшие стороны олигархии и демократии, но свободна от их недостатков и крайностей. Полития -- «средняя» форма государства, и «средний» элемент в ней доминирует во всем: в нравах - умеренность, в имуществе - средний достаток, во властвовании - средний слой. «Государство, состоящее из «средних» людей, будет иметь и наилучший государственный строй» [2 с. 61].

Основную причину возмущений и переворотов в государстве  Аристотель видит в отсутствии подлежащего  равенства. Перевороты оказываются  следствием нарушения относительного характера равенства и искажения  принципа политической спра-ведливости, требующего в одних случаях руководствоваться количественным равенством, в других - равенством по достоинству. Так, демократия основывается на том принципе, что относительное равенство влечет за собой и абсолютное равенство, а олигархия исходит из принципа, будто относительное неравенство обусловливает и неравенство абсолютное. Подобная ошибочность в исходных принципах государственных форм и ведет в дальнейшем к междоусобицам и мятежам.

В ходе обоснования своего идеального проекта наилучшего государства  Аристотель отмечает, что это - логическое построение и здесь «нельзя искать той же точности, какую мы вправе предъявлять к наблюдениям над  фактами, доступными исследованию путем  опыта» [2 с. 61]

Население лучшего государства  должно быть достаточным и легко  обозримым. Территория лучшего государства  должна быть одинаково хорошо ориентирована  по отношению к морю и материку. Территория, кроме того, должна быть достаточной для удовлетворения умеренных потребностей. Аристотель говорит о большом числе рабов  в лучшем государстве. Гражданских  прав лишены ремесленники, «толпа матросов», торговцы.

Земля делится на две части: одна часть находится в общем  пользовании всего государства, другая - в частном владении граждан (продукты этой части на дружественных  началах предоставляются в общее  пользование других граждан). Законодатель лучшего государства должен стремиться к тому, чтобы доставить гражданам  досуг и мир. Таково в общих  чертах должно быть, по мнению Аристотеля идеальное государство «полития».

5. ПОНЯТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО  ПРАВА У АРИСТОТЕЛЯ

В своем правопонимании Аристотель разделяет положение Сократа и Платона о совпадении справедливого и законного. Право олицетворяет собой политическую справедливость и служит нормой политических отношений между людьми.

В целом право как политическое явление Аристотель называет «политическим  правом». Это, в частности, означает невозможность неполитического  права, отсутствие права вообще в  неполических (деспотических) формах правления.

Политическое право делится  им на естественное и условное (волеустановленное). Естественное право - то, которое везде имеет одинаковое значение и не зависит от признания или непризнания его. Условное право то, которое первоначально могло быть без существенного различия таким или иным, но раз оно определено, это безразличие прекращается.

Таким образом, в учении Аристотеля и естественное, и условное (волеустановленное) право хотя и различаются между собой, но оба относятся к сфере политических явлений и носят политический характер. У софистов, например, различие между естественным правом (правом по природе) и правом условным (полисными законами, установленными по соглашению, произволу и т. д.) означало различение, а зачастую и прямое противопоставление естественного (природного) и политического (ус-ловного). Своеобразие позиции Аристотеля обусловлено тем принципиальным обстоятельством, что под «природой» он и в вопросе о праве имеет в виду именно политическую природу человека: ведь человек, согласно Аристотелю, есть по своей природе существо политическое

Вообще при рассмотрении тех или иных естественно-правовых концепций важно установить, что, собственно говоря, имеется в виду под понятиями «природа», «естественное» и т.д. в соответствующих учениях. Данный момент имеет существенное значение для характеристики также и других аспектов правопонимания.

Естественное право у  Аристотеля есть набор всеобщих представлений  и требований, которые наиболее полно  отражают природную склонность человека к общению, совместному проживанию для достижения счастливой жизни. Чтобы  каждый свободный гражданин жил  счастливо, надо, чтобы он имел свое, надлежащее ему, и чтобы была установлена  равная мера за равное.

Предписания естественного  права специально нигде не доказываются, они формируются в соответствии с политической природой человека. Естественное право - это право человеческого  разума [1 c. 57].

Под условным (волеустановленным) правом в концепции Аристотеля подразумевается все то, что в последующем словоупотреблении стало обозначаться как позитивное (положительное) право. К условному праву он относит установления закона и всеобщих соглашений. Причем он говорит о писаном и неписаном законе. Под неписаным законом, тоже относящимся к условному (позитивному) праву, имеются в виду правовые обычаи (обычное право).

Существенным составным  моментом политического качества закона является его соответствие политической справедливости и праву. Отступление  закона от права означало бы, согласно концепции Аристотеля, отход от политических форм к деспотическому насилию, вырождение закона в средство деспотизма. Политическое правление - это, по Аристотелю, правление закона, а не людей: правители, даже лучшие, подвержены чувствам и аффектам, закон же -- «уравновешенный разум».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В истории античной мысли  с именем Аристотеля связано представление  о конце классической эпохи и  одновременно - о начале эпохи эллинистической; это, в частности, определено двойственностью  и пограничностью аристотелевского понимания государства, ориентированного, с одной стороны, на классический полис, а с другой на возможность создания единого (мирового) государства, в котором будет господствовать эллинский элемент.

Социальная и политико-правовая проблематика освещается Аристотелем  в принципе с позиций идеального понимания полиса - города-государства  как политического общения свободных  и равных людей.

В своем учении о государстве  Аристотель исходил из того, что  государство - продукт естественного  развития. В этом отношении оно  подобно таким естественно возникшим  первичным общениям, как семья  и селение. Но государство - высшая форма  общения, обнимающая собою все остальные  общения. В политическом общении  все другие формы общения достигают  своей цели (благой жизни) и завершения. Человек по природе своей существо политическое, и в государстве (политическом общении) завершается генезис этой политической природы человека.

Много размышляет Аристотель и о форме государства, характеризуя ее так же как политическую систему, которая олицетворяется верховной  властью в государстве. В этом плане государственная форма  определяется числом властвующих (один, немногие, большинство). Кроме того, им различаются правильные и неправильные формы государства: в правильных формах правители имеют в виду общую пользу, при неправильных - только свое личное благо.

И, наконец, большую роль в политических отношениях между  людьми Аристотель отводит праву, рассматривая его как политическое явление  и называя его «политическим  правом». Он считает, что право, служащее критерием справедливости, является регулирующей нормой политического  общения.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Алексеев П.В. Философия:  Учебник. - М.: ТЕИС, 1996. - с. 580.

2. История политических  и правовых учений. Учебник для  вузов. / Под ред. В.С. Нерсесянца. - М.: Издательская группа НОРМА - ИНФРА-М, 1999. - с. 736.

3. История политических  и правовых учений: Учебник / Под ред. О.В.Мартышина. - М.: Норма, 2002. - с. 912.

4. Кальной И.И. Философия: Учебник. - СПб.: Изд-во «Юридический центр Пресс», 2002. - с. 447.

5. Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А.. Платон. Аристотель. - М.: «Молодая гвардия», 1993. - с. 381.

6. Мухаев Р.Т. История политических и правовых учений: Учебник для вузов. - М.: Приор-издат, 2004. - с. 608.

7. Скирбек Г. История философии: Учебное пособие. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. - с. 715.

8. Чанышев А.А. История политических учений. Классическая западная традиция (античность - первая четверть ХIХ в.). - М.: «Российская политическая энциклопедия», 2001. - с. 479.


Информация о работе Правильные и неправильные учения Арестотеля