Таким образом, люди
из ближайшего окружения царя,
те, на кого он возлагал свои
надежды, оказались большими монархистами,
чем он сам. В результате
единственным документом, опубликованным
в день коронации, стал манифест,
все содержание которого свелось
к отмене рекрутского набора
на текущий год и уплаты 25 копеек
подушного сбора.
Почему же так случилось,
что царь-реформатор фактически
оказался в одиночестве, т.
е. в ситуации, когда никакие
серьезные реформы были уже
невозможны? Первая причина - та
же, что и несколькими десятилетиями
ранее, когда свой план реформ
осуществляла Екатерина II: дворянство
- главная опора и гарант стабильности
трона, а следовательно, и вообще
политического режима - не желало
поступиться и толикой своих
привилегий, в защите которых
готово было идти до конца.
Когда после восстания Пугачева
дворянство сплотилось вокруг
императорского престола и Екатерина
поняла, что переворота ей можно
не опасаться, она сумела осуществить
ряд преобразований, решительных
настолько, насколько это было
возможно без опасения нарушить
политическую стабильность. В начале
XIX в. в крестьянском движении
наметился определенный спад, что
усилило позиции оппонентов Александра
и давало им возможность пугать
молодого царя крупными потрясениями.
Вторая важнейшая причина была
связана с разочарованием значительной
части образованных людей не
только в России, но и во
всей Европе в действенности
Просвещения. Кровавые ужасы Французской
революции стали для многих
своего рода отрезвляющим холодным
душем. Возникла боязнь, что какие-либо
перемены, реформы, и в особенности
ведущие к ослаблению царской
власти, могут в конечном счете
обернуться революцией.
Есть и еще один
вопрос, который нельзя не задать:
почему Александр I не решился
в день своей коронации опубликовать
хотя бы один из трех подготовленных
документов — тот, о котором,
как кажется, особых споров
не было,— Грамоту Российскому
народу? Вероятно, император сознавал,
что Грамота, не будучи подкрепленной
другими законодательными осталась бы
простой декларацией. Именно поэтому она
и не вызывала возражений. Следовало или
публиковать все три документа вместе,
или не публиковать ничего. Александр
избрал второй путь, и это, конечно, было
его поражением. Однако несомненным положительным
итогом первых месяцев царствования стал
приобретенный молодым императором политический
опыт. Он смирился с необходимостью царствовать,
но и планы реформ не оставил.
По возвращении из
Москвы с коронационных торжеств
на заседаниях Негласного комитета
царь вновь вернулся к крестьянскому
вопросу, настаивая на издании
указа, запрещающего продавать
крестьян без земли. Царь решился
раскрыть и второй пункт плана
— разрешить продажу населенных
земель недворянам. И вновь эти
предложения вызвали резкие возражения
«молодых друзей». На словах
они полностью соглашались с
осуждением практики продажи
крестьян без земли, но по-прежнему
пугали царя дворянским мятежом.
Это был сильный аргумент, который
не мог не подействовать. В
результате и этот раунд реформаторских
попыток Александра закончился
минимальным результатом: 12 декабря
1801г. появился указ о праве
недворян покупать землю без
крестьян. Таким образом, монополия
дворянства на владение землей
была нарушена, но столь нечувствительно,
что взрыва недовольства можно
было не опасаться.
Следующие шаги Александра
I были связаны с реоргнизацией
государственного управления и
соответствовали сложившейся в
этой сфере практике предшествующих
царствований. В сентябре 1802 г. серией
указов была создана система
из восьми министерств: Военного,
Военно-морского, Иностранных дел,
Внутренних дел, Коммерции, Финансов,
Народного просвещения и Юстиции,
а также Государственного казначейства
на правах министерства. Министры
и главноуправляющие на правах
министров образовывали Комитет
министров, в котором каждый
из них обязывался выносить
на обсуждение свои всеподданнейшие
доклады императору. Первоначально
статус Комитета министров был
неопределенным, и лишь в 1812 г.
появился соответствующий документ.
Одновременно с созданием
министерств была осуществлена
и сенатская реформа. Указом
о правах Сената он определялся
как «верховное место империи»,
чья власть ограничивалась лишь
властью императора. Министры должны
были подавать в Сенат ежегодные
отчеты, которые тот мог опротестовать
перед государем. Именно этот
пункт, с восторгом встреченный
верхушкой аристократии, уже через
несколько месяцев стал причиной
конфликта царя с Сенатом, когда
была сделана попытка опротестовать
доклад военного министра, уже
утвержденный императором, причем
речь шла об установлении сроков
обязательной службы дворян, не
выслуживших офицерского чина. Сенат
усмотрел в этом нарушение
дворянских привилегий. В результате
конфликта последовал указ от
21 марта 1803 г.. запрещавший Сенату
делать представления на вновь
изданные законы. Таким образом
Сенат был фактически низведен
до прежнего положения. В 1805
г. он был преобразован, на сей
раз в чисто судебное учреждение
и некоторыми административными
функциями. Главным органом управления
стал, по сути, Комитет министров.
Инцидент с Сенатом
в значительной мере предопределил
дальнейшее развитие событий
и планы императора. Превратив
Сенат в представительный орган
с широкими правами, Александр
сделал то, от чего отказался годом
раньше. Теперь он убедился, что исключительно
дворянское представительство без правовых
гарантий другим сословиям становится
для него только преградой, добиться чего-либо
можно, только сконцентрировав всю власть
в своих руках. По сути, Александр пошел
по тому пути, на который с самого начала
его толкали “молодые друзья» и старый
наставник Лагарп. По-видимому, к этому
времени и сам император ощутил вкус власти,
ему надоели постоянные поучения и нотации,
непрекращающиеся споры его окружения,
за которыми легко угадывалась борьба
за власть и влияние. Так, в 1803 г. в споре
с Г.Р. Державиным, бывшим в это время генерал-прокурором
Сената, Александр произнес знаменательные
слова, которые едва ли можно было услышать
от него раньше: «Ты меня всегда хочешь
учить, я самодержавный государь и так
хочу”.
Начало 1803 г. ознаменовалось
и некоторыми сдвигами в решении
крестьянского вопроса. На сей
раз инициатива исходила из
лагеря сановной аристократии
от графа Румянцева, пожелавшего
отпустить своих крестьян наволю
и просившего установить для
этого законный порядок. Обращение
графа было использовано как
предлог для издания 20 февраля
1803 г. Указа о вольных хлебопашцах.
Указ о вольных хлебопашцах
имел важное идеологическое значение:
в нем впервые утверждалась
возможность освобождения крестьян
с землей за выкуп.Это положение
легло потом в основу реформы
1861 г. По всей видимости, Александр
возлагап на указ большие надежды:
ежегодно в его канцелярию
подавались ведомости о числе
крестьян, переведенных в эту
категорию. Практическое применение
указа должно было показать
насколько в действительности
дворянство готово расстаться
со своими привилегиями. Результаты
обескураживали: по новейшим данным,
за все время действия указа
было освобождено 111829 душ мужского
пола, т. е. примерно 2% всех крепостных.
Спустя год правительство
сделало еще один шаг: 20 февраля
1804 г. появилось «Положение о
лифляндских крестьянах”. Ситуация
с крестьянским вопросом в
Прибалтике была несколько иной,
чем в России, поскольку продажа
крестьян без земли там была
запрещена. Новое положение закрепляло
статус «дворохозяев» как пожизненных
и наследственных арендаторов
земли и предоставляло им право
выкупить свой участок в собственность.
Согласно положению “дворохозяева”
освобождались от рекрутской
повинности, а телесному наказанию
могли быть подвергнуты лишь
по приговору суда. Четко определялись
размеры их повинностей и платежей.
Вскоре основные положения нового
закона были распространены и
на Эстляндию. Таким образом,
в прибалтийской деревне создавался
слой зажиточного крестьянства.
В октябре 1804 г. здесь
было введено указом еще одно
новшество: выходцам из купечества,
дослужившимся до чина 8 класса, разрешалось
покупать населенные земли и
владеть ими на основе договора
с крестьянами. Иначе говоря, купленные
таким образом крестьяне переставали
быть крепостными и становились
вольными. Это был как бы усеченный
вариант первоначальной программы
ликвидации крепостного права.
Однако такими полумерами конечная
цель не могла быть достигнута.
Говоря о попытках решения
крестьянского вопроса в первые
годы царствования Александра I,
следует упомянуть и о том, что в это время
прекратилась практика пожалования государственных
крестьян помещикам. Правда, около 350 000
казенных крестьян были переданы во временную
аренду.
Наряду с попытками
решить важнейшие вопросы жизни
России правительство Александра
I осуществило крупные реформы
в сфере народного образования.
24 января 1803 г. Александр утвердил
новое положение об устройстве
учебных заведений. Территория
России была разделена на шесть
учебных округов, в которых
создавались четыре разряда учебных
заведений: приходские, уездные,
губернские училища, а также
гимназии и университеты. Предполагалось,
что все эти учебные заведения
будут пользоваться единообразными
учебными программами, а университет
в каждом учебном округе —
представлять собой высшую ступень
образования. Если до этого
в России существовал лишь
один университет — Московский,
то в 1802 г. был восстановлен
Дерптский университет, а в
1803 г. — открыт университет
в Вильно. В 1804 г. основаны Харьковский
и Казанский университеты. Тогда
же был открыт Педагогический
институт в Петербурге, потом
переименованный в Главный педагогический
институт, а с 1819 г. преобразованный
в университет. Помимо этого
открывались привилегированные
учебные заведения: в 1805г.- Демидовский
лицей в Ярославле, а в 1811
г. — знаменитый Царскосельский
лицей. Были созданы и специализированные
высшие учебные заведения —
Московское коммерческое училище
(1804 г.), Институт путей сообщения
(1810 г.). Таким образом, при Александре
I была продолжена и скорректирована
начатая Екатериной II работа по
созданию системы народного образования.
По-прежнему, однако, образование оставалось
недоступным для значительной
части населения, прежде всего
крестьян.
Первый этап реформ
Александра I окончился в 1803г., когда
стало ясно, что нужно искать
новые пути и формы их осуществления.
Императору понадобились и новые
люди, не так тесно связанные
с верхушкой аристократии и
безраздельно преданные лишь
ему лично. Выбор царя остановился
на А.А. Аракчееве, сыне небогатого
и незнатного помещика, в прошлом
любимце Павла I. Постепенно роль
Аракчеева становилась все более
значительной, он превратился в
доверенное лицо императора, а
в 1807 г. последовал императорский
указ, по которому повеления, объявляемые
Аракчеевым, приравнивались к именным
императорским указам. Но если
основным направлением деятельности
Аракчиева было военно-полицейское,
то для разработки планов новых
реформ нужен был иной человек.
Им стал М.М. Сперанский.
Деятельность М.М. Сперанского
Сын сельского священника
Сперанский не только, как и
Аракчеев, не принадлежал к аристократии,
но даже не был дворянином.
Он родился в 1771 г. в деревне
Черкутино Владимирской губернии,
учился сперва во Владимирской,
затем в Суздальской и, наконец,
в Петербургской семинарии. По
окончании ее был оставлен
там в качестве преподавателя
и лишь в 1797 г. начал свою
служебную карьеру в чине титулярного
советника в канцелярии генерал-прокурора
Сената князя А. Б. Куракина.
Карьера эта была в полном
смысле слова стремительной: уже
через четыре с половиной года
Сперанский имел чин действительного
статского советника равный генеральскому
званию в армии и дававший
право на потомственное дворянство.
В первые годы царствования
Александра I Сперанский еще оставался
в тени, хотя уже готовил некоторые
документы и проекты для членов
Негласного комитета, в частности
по министерской реформе. После
осуществления реформы он был
переведен на службу в Министерство
внутренних дел. В 1803г. по
поручению императора Сперанский
составил «Записку об устройстве
судебных и правительственных
учреждений в России», в которой
проявил себя сторонником конституционной
монархии, создаваемой путем постепенного
реформирования общества на основе
тщательно разработанного плана.
Однако практического значения
Записка не имела. Лишь в
1807г. после неудачных войн с
Францией и подписания Тильзитского
мира, в условиях внутриполитического
кризиса Александр вновь обратился
к планам реформ.
Но почему именно
на Аракчеева и Сперанского
пал выбор императора и чем
они были для него? Прежде всего
— послушными исполнителями воли
монарха, который пожелал превратить
двух не знатных, но лично
преданных ему людей во всесильных
министров, с чьей помощью он
надеялся осущесвить свои планы.
Оба они были, по существу, усердными
и старательными чиновниками,
не зависимыми в силу своего
происхождения от той или иной
группировки сановной аристократии.
Аракчеев должен был предохранить
трон от дворянского заговора,
Сперанский — разработать и
претворить в жизнь план реформ
на основе идей и принципов,
подсказанных императором.
Новую роль Сперанский
получил не сразу. Сперва император
поручал ему некоторые ^частные
дела”. Уже в 1807 г. Сперанского
несколько раз приглашают на
обед ко двору, осенью этого
года он сопровождает Александра
в Витебск на военный смотр,
а год спустя - в Эрфурт, на встречу
с Наполеоном. Это был уже знак
высокого доверия.