Правление Александра I

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 19:10, доклад

Описание

Воспитание и взгляды молодого Александра I и юного Павла были во многом схожи. Как и отец, Александр был воспитан в духе идей Просвещения об «истинной», «законной» монархии. Его наставником с 1783 г. был швейцарец Ф.-Ц. де Лагарп, профессиональный юрист, последователь энциклопедистов. Для Александра Лагарп был не просто учителем, но и нравственным авторитетом.

Работа состоит из  1 файл

Александр I.docx

— 37.63 Кб (Скачать документ)

 

 Таким образом, люди  из ближайшего окружения царя, те, на кого он возлагал свои  надежды, оказались большими монархистами, чем он сам. В результате  единственным документом, опубликованным  в день коронации, стал манифест, все содержание которого свелось  к отмене рекрутского набора  на текущий год и уплаты 25 копеек  подушного сбора.

 

 Почему же так случилось,  что царь-реформатор фактически  оказался в одиночестве, т.  е. в ситуации, когда никакие  серьезные реформы были уже  невозможны? Первая причина - та  же, что и несколькими десятилетиями  ранее, когда свой план реформ  осуществляла Екатерина II: дворянство - главная опора и гарант стабильности  трона, а следовательно, и вообще  политического режима - не желало  поступиться и толикой своих  привилегий, в защите которых  готово было идти до конца.  Когда после восстания Пугачева  дворянство сплотилось вокруг  императорского престола и Екатерина  поняла, что переворота ей можно  не опасаться, она сумела осуществить  ряд преобразований, решительных  настолько, насколько это было  возможно без опасения нарушить  политическую стабильность. В начале XIX в. в крестьянском движении  наметился определенный спад, что  усилило позиции оппонентов Александра  и давало им возможность пугать  молодого царя крупными потрясениями. Вторая важнейшая причина была  связана с разочарованием значительной  части образованных людей не  только в России, но и во  всей Европе в действенности  Просвещения. Кровавые ужасы Французской  революции стали для многих  своего рода отрезвляющим холодным  душем. Возникла боязнь, что какие-либо  перемены, реформы, и в особенности  ведущие к ослаблению царской  власти, могут в конечном счете  обернуться революцией.

 

 Есть и еще один  вопрос, который нельзя не задать: почему Александр I не решился  в день своей коронации опубликовать  хотя бы один из трех подготовленных  документов — тот, о котором,  как кажется, особых споров  не было,— Грамоту Российскому  народу? Вероятно, император сознавал, что Грамота, не будучи подкрепленной другими законодательными осталась бы простой декларацией. Именно поэтому она и не вызывала возражений. Следовало или публиковать все три документа вместе, или не публиковать ничего. Александр избрал второй путь, и это, конечно, было его поражением. Однако несомненным положительным итогом первых месяцев царствования стал приобретенный молодым императором политический опыт. Он смирился с необходимостью царствовать, но и планы реформ не оставил.

 

 По возвращении из  Москвы с коронационных торжеств  на заседаниях Негласного комитета  царь вновь вернулся к крестьянскому  вопросу, настаивая на издании  указа, запрещающего продавать  крестьян без земли. Царь решился  раскрыть и второй пункт плана  — разрешить продажу населенных  земель недворянам. И вновь эти  предложения вызвали резкие возражения  «молодых друзей». На словах  они полностью соглашались с  осуждением практики продажи  крестьян без земли, но по-прежнему  пугали царя дворянским мятежом.  Это был сильный аргумент, который  не мог не подействовать. В  результате и этот раунд реформаторских  попыток Александра закончился  минимальным результатом: 12 декабря  1801г. появился указ о праве  недворян покупать землю без  крестьян. Таким образом, монополия  дворянства на владение землей  была нарушена, но столь нечувствительно,  что взрыва недовольства можно  было не опасаться.

 

 Следующие шаги Александра I были связаны с реоргнизацией  государственного управления и  соответствовали сложившейся в  этой сфере практике предшествующих  царствований. В сентябре 1802 г. серией  указов была создана система  из восьми министерств: Военного, Военно-морского, Иностранных дел,  Внутренних дел, Коммерции, Финансов, Народного просвещения и Юстиции,  а также Государственного казначейства  на правах министерства. Министры  и главноуправляющие на правах  министров образовывали Комитет  министров, в котором каждый  из них обязывался выносить  на обсуждение свои всеподданнейшие  доклады императору. Первоначально  статус Комитета министров был  неопределенным, и лишь в 1812 г.  появился соответствующий документ.

 

 Одновременно с созданием  министерств была осуществлена  и сенатская реформа. Указом  о правах Сената он определялся  как «верховное место империи», чья власть ограничивалась лишь  властью императора. Министры должны  были подавать в Сенат ежегодные  отчеты, которые тот мог опротестовать  перед государем. Именно этот  пункт, с восторгом встреченный  верхушкой аристократии, уже через  несколько месяцев стал причиной  конфликта царя с Сенатом, когда  была сделана попытка опротестовать  доклад военного министра, уже  утвержденный императором, причем  речь шла об установлении сроков  обязательной службы дворян, не  выслуживших офицерского чина. Сенат  усмотрел в этом нарушение  дворянских привилегий. В результате  конфликта последовал указ от 21 марта 1803 г.. запрещавший Сенату  делать представления на вновь  изданные законы. Таким образом  Сенат был фактически низведен  до прежнего положения. В 1805 г. он был преобразован, на сей  раз в чисто судебное учреждение  и некоторыми административными  функциями. Главным органом управления  стал, по сути, Комитет министров.

 

 Инцидент с Сенатом  в значительной мере предопределил  дальнейшее развитие событий  и планы императора. Превратив  Сенат в представительный орган  с широкими правами, Александр  сделал то, от чего отказался годом раньше. Теперь он убедился, что исключительно дворянское представительство без правовых гарантий другим сословиям становится для него только преградой, добиться чего-либо можно, только сконцентрировав всю власть в своих руках. По сути, Александр пошел по тому пути, на который с самого начала его толкали “молодые друзья» и старый наставник Лагарп. По-видимому, к этому времени и сам император ощутил вкус власти, ему надоели постоянные поучения и нотации, непрекращающиеся споры его окружения, за которыми легко угадывалась борьба за власть и влияние. Так, в 1803 г. в споре с Г.Р. Державиным, бывшим в это время генерал-прокурором Сената, Александр произнес знаменательные слова, которые едва ли можно было услышать от него раньше: «Ты меня всегда хочешь учить, я самодержавный государь и так хочу”.

 

 Начало 1803 г. ознаменовалось  и некоторыми сдвигами в решении  крестьянского вопроса. На сей  раз инициатива исходила из  лагеря сановной аристократии  от графа Румянцева, пожелавшего  отпустить своих крестьян наволю  и просившего установить для  этого законный порядок. Обращение  графа было использовано как  предлог для издания 20 февраля  1803 г. Указа о вольных хлебопашцах.

 

 Указ о вольных хлебопашцах  имел важное идеологическое значение: в нем впервые утверждалась  возможность освобождения крестьян  с землей за выкуп.Это положение  легло потом в основу реформы  1861 г. По всей видимости, Александр  возлагап на указ большие надежды:  ежегодно в его канцелярию  подавались ведомости о числе  крестьян, переведенных в эту  категорию. Практическое применение  указа должно было показать  насколько в действительности  дворянство готово расстаться  со своими привилегиями. Результаты  обескураживали: по новейшим данным, за все время действия указа  было освобождено 111829 душ мужского  пола, т. е. примерно 2% всех крепостных.

 

 Спустя год правительство  сделало еще один шаг: 20 февраля  1804 г. появилось «Положение о  лифляндских крестьянах”. Ситуация  с крестьянским вопросом в  Прибалтике была несколько иной, чем в России, поскольку продажа  крестьян без земли там была  запрещена. Новое положение закрепляло  статус «дворохозяев» как пожизненных  и наследственных арендаторов  земли и предоставляло им право  выкупить свой участок в собственность.  Согласно положению “дворохозяева”  освобождались от рекрутской  повинности, а телесному наказанию  могли быть подвергнуты лишь  по приговору суда. Четко определялись  размеры их повинностей и платежей. Вскоре основные положения нового  закона были распространены и  на Эстляндию. Таким образом,  в прибалтийской деревне создавался  слой зажиточного крестьянства.

 

 В октябре 1804 г. здесь  было введено указом еще одно  новшество: выходцам из купечества, дослужившимся до чина 8 класса, разрешалось  покупать населенные земли и  владеть ими на основе договора  с крестьянами. Иначе говоря, купленные  таким образом крестьяне переставали  быть крепостными и становились  вольными. Это был как бы усеченный  вариант первоначальной программы  ликвидации крепостного права.  Однако такими полумерами конечная  цель не могла быть достигнута. Говоря о попытках решения  крестьянского вопроса в первые  годы царствования Александра I, следует упомянуть и о том, что в это время прекратилась практика пожалования государственных крестьян помещикам. Правда, около 350 000 казенных крестьян были переданы во временную аренду.

 

 Наряду с попытками  решить важнейшие вопросы жизни  России правительство Александра I осуществило крупные реформы  в сфере народного образования. 24 января 1803 г. Александр утвердил  новое положение об устройстве  учебных заведений. Территория  России была разделена на шесть  учебных округов, в которых  создавались четыре разряда учебных  заведений: приходские, уездные,  губернские училища, а также  гимназии и университеты. Предполагалось, что все эти учебные заведения  будут пользоваться единообразными  учебными программами, а университет  в каждом учебном округе —  представлять собой высшую ступень  образования. Если до этого  в России существовал лишь  один университет — Московский, то в 1802 г. был восстановлен  Дерптский университет, а в  1803 г. — открыт университет  в Вильно. В 1804 г. основаны Харьковский  и Казанский университеты. Тогда  же был открыт Педагогический  институт в Петербурге, потом  переименованный в Главный педагогический  институт, а с 1819 г. преобразованный  в университет. Помимо этого  открывались привилегированные  учебные заведения: в 1805г.- Демидовский  лицей в Ярославле, а в 1811 г. — знаменитый Царскосельский  лицей. Были созданы и специализированные  высшие учебные заведения —  Московское коммерческое училище  (1804 г.), Институт путей сообщения  (1810 г.). Таким образом, при Александре I была продолжена и скорректирована  начатая Екатериной II работа по  созданию системы народного образования.  По-прежнему, однако, образование оставалось  недоступным для значительной  части населения, прежде всего  крестьян.

 

 Первый этап реформ  Александра I окончился в 1803г., когда  стало ясно, что нужно искать  новые пути и формы их осуществления.  Императору понадобились и новые  люди, не так тесно связанные  с верхушкой аристократии и  безраздельно преданные лишь  ему лично. Выбор царя остановился  на А.А. Аракчееве, сыне небогатого  и незнатного помещика, в прошлом  любимце Павла I. Постепенно роль  Аракчеева становилась все более  значительной, он превратился в  доверенное лицо императора, а  в 1807 г. последовал императорский  указ, по которому повеления, объявляемые  Аракчеевым, приравнивались к именным  императорским указам. Но если  основным направлением деятельности  Аракчиева было военно-полицейское,  то для разработки планов новых  реформ нужен был иной человек.  Им стал М.М. Сперанский.

Деятельность М.М. Сперанского

 Сын сельского священника  Сперанский не только, как и  Аракчеев, не принадлежал к аристократии, но даже не был дворянином. Он родился в 1771 г. в деревне  Черкутино Владимирской губернии, учился сперва во Владимирской, затем в Суздальской и, наконец,  в Петербургской семинарии. По  окончании ее был оставлен  там в качестве преподавателя  и лишь в 1797 г. начал свою  служебную карьеру в чине титулярного  советника в канцелярии генерал-прокурора  Сената князя А. Б. Куракина. Карьера эта была в полном  смысле слова стремительной: уже  через четыре с половиной года  Сперанский имел чин действительного  статского советника равный генеральскому  званию в армии и дававший  право на потомственное дворянство.

 

 В первые годы царствования  Александра I Сперанский еще оставался  в тени, хотя уже готовил некоторые  документы и проекты для членов  Негласного комитета, в частности  по министерской реформе. После  осуществления реформы он был  переведен на службу в Министерство  внутренних дел. В 1803г. по  поручению императора Сперанский  составил «Записку об устройстве  судебных и правительственных  учреждений в России», в которой  проявил себя сторонником конституционной  монархии, создаваемой путем постепенного  реформирования общества на основе  тщательно разработанного плана.  Однако практического значения  Записка не имела. Лишь в  1807г. после неудачных войн с  Францией и подписания Тильзитского  мира, в условиях внутриполитического  кризиса Александр вновь обратился  к планам реформ.

 

 Но почему именно  на Аракчеева и Сперанского  пал выбор императора и чем  они были для него? Прежде всего  — послушными исполнителями воли  монарха, который пожелал превратить  двух не знатных, но лично  преданных ему людей во всесильных  министров, с чьей помощью он  надеялся осущесвить свои планы.  Оба они были, по существу, усердными  и старательными чиновниками,  не зависимыми в силу своего  происхождения от той или иной  группировки сановной аристократии. Аракчеев должен был предохранить  трон от дворянского заговора, Сперанский — разработать и  претворить в жизнь план реформ  на основе идей и принципов,  подсказанных императором.

 

 Новую роль Сперанский  получил не сразу. Сперва император  поручал ему некоторые ^частные  дела”. Уже в 1807 г. Сперанского  несколько раз приглашают на  обед ко двору, осенью этого  года он сопровождает Александра  в Витебск на военный смотр,  а год спустя - в Эрфурт, на встречу  с Наполеоном. Это был уже знак  высокого доверия.

Информация о работе Правление Александра I