Правление Александра I

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 19:10, доклад

Описание

Воспитание и взгляды молодого Александра I и юного Павла были во многом схожи. Как и отец, Александр был воспитан в духе идей Просвещения об «истинной», «законной» монархии. Его наставником с 1783 г. был швейцарец Ф.-Ц. де Лагарп, профессиональный юрист, последователь энциклопедистов. Для Александра Лагарп был не просто учителем, но и нравственным авторитетом.

Работа состоит из  1 файл

Александр I.docx

— 37.63 Кб (Скачать документ)

 

 План реформ, составленный  в 1809 г. Сперанским в виде  обширного документа под названием  “Введение к Уложению государственных  законов” был как бы изложением  мыслей, идей и намерений самого  государя. Сперанский настаивал  на тождестве исторических судеб  России и Европы, тех процессов,  которые в них происходили.  Первые попытки изменить политический  строй произошли при вступлении  на престол Анны Иоанновны  и в царствование Екатерины  II, когда она созвала Уложенную  комиссию. Теперь же настало время  для серьезных перемен. Об этом  свидетельствует состояние общества, в котором исчезло уважение  к чинам и титулам, подорван  авторитет власти. Необходимо осуществить  подлинное разделение властей,  создав независимые друг от  друга законодательную, судебную  и исполнительную власти. Законодательная  власть осуществляется через  систему выборных органов —  дум, начиная с волостных и  до Государственной думы, без  согласия которой самодержец  не должен иметь право издавать  законы, за исключением тех случаев,  когда речь идет о спасении  отечества. Государственная дума  осуществляет контроль за исполнительной  властью - правительством, министры  которого ответственны перед  ней за свои действия. Отсутствие  такой ответственности — главный  недостаток министерской реформы  1802 г. За императором остается  право распустить думу и назначить  новые выборы. Члены губернских  дум избирают высший судебный  орган страны — Сенат. Вершиной  государственной системы является  Государственный совет. Члены  Государственного совета назначаются  Государем, который сам в нем  председательствует. В Совет входят  министры и другие высшие должностные  лица. Если в Государственном  совете возникает разногласие, царь по своему выборуутверждает мнение большинства или меньшинства. Ни один закон не мог вступить в действие без обсуждения в Государственной думе и Государственном совете.

 

 Не обошел Сперанский  и проблему гражданских прав. Он полагал, что ими должно  быть наделено все население  страны, включая крепостных. К числу  таких прав он отнес невозможность  наказания кого-либо без решения  суда. Политическими правами, т.  е. правом участия в выборах  предполагалось наделить граждан  России, владеющих землей и капиталами, включая государственных крестьян. Право быть избранным в представительные  органы ограничивалось имущественным  цензом. Уже из этого ясно, что  проект Сперанского не предполагал  ликвидации крепостного права.  Сперанский полагал, что отменить  крепостное право единовременным  законодательным актом невозможно, но следует создавать условия,  при которых помещикам самим  станет выгодно отпускать крестьян  на волю.

 

 Предложения Сперанского  содержали и план поэтапного  осуществления реформ. Первым шагом  предполагалось учреждение в  начале 1810 г. Государственного совета, которому должно было быть  поручено обсуждение предварительно  составленного «Гражданского уложения»,  т. е. законов об основных  правах сословий, а также финансовой  системы государства. Обсудив  «Гражданское уложение», Совет  приступил бы к изучению законов  об исполнительной и судебной  власти. Все эти документы в  совокупности должны были составить  к маю 1810 г. “Государственное  уложение”, т. е. собственно  конституцию, после чего можно  было бы приступить к выборам  депутатов.

 

 Реализация плана Сперанского  должна была превратить Россию  в конституционную монархию, где  власть государя была бы ограничена  двухпалатным законодательным органом  парламентского типа. Некоторые  историки полагают даже возможным  говорить о переходе к буржуазной  монархии, однако, поскольку проект  сохранял сословную организацию  общества и тем более крепостное  право, это неверно.

 

 Претворение плана  Сперанского в жизнь началось  в 1809 г. В апреле и октябре  появились указы, по которым,  во-первых, прекратилась практика  приравнивания придворных званий  к гражданским, позволявшая сановникам  переходить с придворной службы  на высшие должности в государственном  аппарате, а во-вторых, вводился обязательный  образовательный ценз для гражданских  чинов. Это должно было упорядочить  деятельность государственного  аппарата, сделать ее более профессиональной

 

 Как и предполагалось  Сперанским, 1 января 1810г. был создан  Государственный совет, заменивший  совет Непременный (сам Сперанский  был назначен в Совет государственным  секретарем). Деятельность Государственного  совета регламентировалась специальными  документами, также подготовленными  Сперанским. Поскольку создание  Государственного совета рассматривалось в качестве первого этапа преобразований и именно он должен был утверждать планы дальнейших реформ, то поначалу этому органу были приданы широкие полномочия, которыми он затем должен был поделиться с Государственной думой. При этом, однако, было установлено, что решения Совета входят в силу лишь после их утверждения государем. Вместе с тем, если по первоначальному плану Государственный совет должен был координировать деятельность всех других органов власти, то теперь он получал и законосовещательные функции, потому что желаемой системы органов власти попросту еще не было и ее только предстояло создавать.

 

 В соответствии с  намеченным уже в первые месяцы 1810 г. состоялось обсуждение проблемы  регулирования государственных  финансов. Сперанский составил “План  финавсов”, который лег в основу  царского манифеста 2 февраля.  Основная цель документа заключалась  в ликвидации бюджетного дефицита, прекращении выпуска обесценившихся  ассигнаций и увеличении налогов,  в том числе на дворянские  имения. Меры эти дали результат,  и уже в следующем году дефицит  бюджета сократился, а доходы  государства возросли.

 

 Одновременно в течение  1810 г. Государственный совет обсуждал  подготовленный Сперанским проект  “Уложения гражданских законов”  и даже одобрил первые две  его части. Однако осуществление  следующих эталов реформы затянулось. Лишь летом 1810 г. началось преобразование  министерств, завершившееся к  июню 1811 г.: было ликвидировано Министерство  коммерции, созданы министерства  полиции и путей сообщения,  Государственный контроль (на правах  министерства), а также ряд новых  Главных управлений.

 

 В начале 1811 г. Сперанский  представил и новый проект  реорганизации Сената. Суть этого  проекта в значительной отличалась  от того, что планировалось первоначально.  На сей раз Сперанский предлагал  разделить Сенат на два —  правительствующий и судебный, т.  е. разделить его административные  и судебные функции. Предполагалось, что члены Судебного сената  должны были частично назначаться  тосударем, а частично избираться  от дворянства. Но и этот весьма  умеренный проект был отвергнут  большинством членов Государстве  совета, и, хотя царь все равно  утвердил его, реализован он  так и не был. Что же касается  создания Государственной думы, то о ней, как кажется, в  1810 - 1811 гг. и речи не было. Таким  образом, едва ли не с самого  начала реформ обнаружилось отступление  от первоначального их плана,  и не случайно в феврале  1811 г. Сперанский обратился к  Александру с просьбой об отставке.

Итоги внутренней политики 1801 - 1811 гг.

 В чем же причины  новой неудачи реформ? Почему  верховная власть оказалась не  в состоянии провести коренные  реформы, которые явно назрели  и необходимость которых была  вполне очевидна наиболее дальновидным  политикам?

 

 Причины, по существу, обнаруживаются те же, что и  на предыдущем этапе. Уже само  возвышение Сперанского, превращение  его — выскочки, «поповича» —  в первого министра вызывали  зависть и злобу в придворных кругах. В 1809 г. после указов, регламентировавших государственную слслужбу ненависть к Сперанскому еще более усилилась и, по его собственному признанию, он стал объектом насмешек, карикатур и злобных выпадов: ведь подготовленные им указы посягали на давно установившийся и очень удобный для дворянства и чиновничества порядок. Когда же был создан Государственный совет, всеобщее недовольство достигло апогея.

 

 Дворянство боялось  любых перемен, справедливо подозревая, что в конечном итоге эти  перемены могут привести к  ликвидации крепостного права.  Даже поэтапный характер реформ  и то, что на самом деле они  не посягали на главную привилегию  дворянства, да и вообще их  подробности держались в секрете  не спасло положения. Результатом  было всеобщее недовольство; иначе  говоря, как и в 1801—1803 гг., Александр  I оказался перед опасностью дворянского  бунта. Дело осложнялось и внешнеполитическими  обстоятельствами — приближалась  война с Наполеоном. Возможно, отчаянное  сопротивление верхушки дворянства, интриги и доносы на Сперанского  (его обвиняли в масонстве,  в революционных убеждениях, в  том, что он французский шпион,  сообщали о всех неосторожных  высказываниях в адрес государя) в конечном счете все же  не возымели бы действия на  императора, если б весной 1811 г.  лагерь противников реформ не  получил вдруг идейно-теоретического  подкрепления совсем с неожиданной  стороны. В марте этого года  в салоне своей проживавшей  в Твери сестры - великой княгини  Екатерины Павловны и при ее  активной поддержке замечательный  русский историк Н.М. Карамзин  передал императору “Записку  о древней и новой России”  - своего рода манифест противников  перемен, обобщенное вырадение  взглядов консервативного направления  русской общественной мысли.

 

 По мнению Карамзина,  самодержавие - единственно возможная  для России форма политического  устройства. На вопрос, можно ли  хоть какими-то способами ограничить  самовластие в России, не ослабив  спасительной царской власти, - он  отвечал отрицательно. Любые перемены, «всякая новость в государственном  порядке есть зло, к коему  надо прибегать только в необходимости». Однако, признавал Карамзин, “сделано  столько нового, что и старое  показалось бы нам опасною  новостью: мы уже от него отвыкли,  и для славы государя вредно  с торжественностью признаваться  в десятилетних заблуждениях, произведенных  самолюбием его весьма неглубокомысленных  советников... надобно искать средств,  пригоднейших к настоящему». Спасение  же автор видел в традициях  и обычаях России и ее народа, которым вовсе не нужно брать  пример с Западной Европы и  прежде всего Франции. Одна  из таких традиционных особенностей  России - крепостничество, возникшее  как следствие “естественного  права”. Карамзин спрашивал: «И  будут ли земледельцы счастливы,  освобожденные от власти господской, но преданные в жертву их  собственным порокам, откупщикам  и судьям бессовестным? Нет сомнения, что крестьяне разумного помещика, который довольствуется умеренным  оброком или десятиною пашни  на тягло, счастливее казенных, имея в нем бдительного попечителя  и сторонника».

 

 Ничего принципиально  нового в “Записке” Карамзина  не содержалось: многие его  аргументы и принципы были  известны еще в предшествующем  столетии. Неоднократно слышал их, по-видимому, и государь. Однако на  сей раз эти взгляды были  сконцентрированы в одном документе  написанном человеком, не близким ко двору, не облеченным властью, которую бы он боялся потерять. Для Александра это стало знаком того, что неприятие его политики охватило широкие слои общества и голос Карамзина был голосом общественного мнения.

 

 Развязка наступила  в марте 1812 г., когда Александр  объявил Сперанскому о прекращении  его служебных обязанностей, и  он был сослан в Нижний Новгород, а затем и в Пермь (возвращен  из ссылки только в конце  царствования Александра). Судя по  всему к этому времени давление  на императора усилилось, а  получаемые им доносы на Сперанского  приобрели такой хярактер, что  было просто невозможно и далее  оставлять их без внимания. Александра  вынуждали назначить официальное  расследование деятельности своего  ближайшего сотрудника, и, вероятно, он так бы и поступил, если  бы хоть немного поверил наветам.  Вместе с тем самоуверенность  Сперанского, его неосторожные  высказывания, о которых немедленно  становилось известно императору, его стремление самостоятельно  решать все вопросы, оттесняя  государя на второй план,—  все это переполнило чашу терпения  и послужило причиной отставки  и ссылки Сперанского.

 

 Так закончился еще  один этап царствования Александра I, а вместе с ним и одна  из наиболее значительных в  русской истории попыток осуществить  радикальную государственную реформу.  Спустя несколько месяцев после  этих событий началась Отечественная  война с Наполеоном, за ней  последовали заграничные походы  русской армии. Прошло несколько  лет, прежде чем проблемы внутренней  политики вновь привлекли внимание  императора.


Информация о работе Правление Александра I