Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 20:04, реферат
XVIII в. - эпоха "просвещенного абсолютизма", "союза философов и монархов". В ту пору широкое хождение получили теория и практика, согласно которым отжившие институты феодального общества можно преодолеть не революционным, а эволюционным путем, самими монархами и их дворянами, при помощи мудрых советников-философов, прочих просвещенных людей.
В 20 главах "Наказ"
говорит о самодержавной власти
в России, о подчиненных органах
управления, о хранилище законов
(Сенате), о состоянии всех в государстве
живущих (о равенстве и свободе
граждан). "Наказ" возвещал, что
равенство граждан состоит в
том, что все подчинены были одинаковым
законам, что есть государственная
вольность, т.е. политическая свобода,
и состоит она не только в праве
делать все, что законы дозволяют, но и
в том, чтобы не быть принужденным делать,
чего не должен хотеть.
Идеи просвещения
находили отклик у части дворян и
у депутатов разных сословий. Кроме
того, созыв комиссии Давал Екатерине
II возможность выяснить позиции и требования
привилегированных и полупривилегированных
сословий, способствовали укреплению
народных иллюзий о «добром царе». Каждому
депутату избиратели вручали наказ с изложением
своих нужд и пожеланий.
Необходимость нового
свода законов чувствовалась
давно. После Соборного уложения
1649 года накопилось большое количество
указов царя и Боярской думы, императорских
манифестов и указов. Уже при Петре
Первом, в самом конце предыдущего
столетия, работала комиссия по подготовке
текста нового Уложения, но из этого
ничего не получилось. Мысли о созыве
депутатов для законодательной
работы высказывали публицисты и
авторы проектов : Посошков, Голицын, Татищев.
В 50-60-е годы составлялись списки депутатов.
Наконец, в конце июля 1767 г., созвали Комиссию.
В декабре 1767 года заседания
Комиссии в Москве прекратились и она
была переведена в Петербург, где 18 февраля
1768 года в Зимнем дворце возобновила свою
работы чтением и обсуждением законов
о юстиции. Вообще при работе комиссии
плана занятий установлено не было, предметы
назначались случайно, вопросы сменялись
неисчерпанные. Постепенно, с расширением
поля обсуждения, Комиссия поднималась
от местных подробностей к общим вопросам
государственного порядка.
В конце XVIII века политика
российского абсолютизма была направлена
на сохранение и укрепление феодально-крепостнического
строя, господствующего положения
дворян в экономике и политической
жизни, на юридическое оформление полного
бесправия крепостного
Одной из главных
форм решения этих задач стала
перестройка органов власти, управления
и суда в губерниях и уездах,
укрепление диктатуры дворян как в
деревне, так и в городе. Исключительную
важность в этом отношении имели "Учреждения
для управления губерний" 1775г., разработанные
и изданные сразу после разгрома Крестьянской
войны 1773 - 1775г.г. Этот акт вносил важные
изменения в структуру и функции правительственных
учреждений в губернии и уезде, устанавливая
единый принцип территориально-
До реформы 1775 года
губернаторы, провинциальные, уездные
воеводы и их канцелярии осуществляли
одновременно административные, судебные
и финансовые функции. "Учреждения"
же 1775 года создавали отдельные
Вторую, не менее
важную сторону политики абсолютизма
в сфере управления во второй половине
XVIII века составляло юридическое оформление
прав и привилегий сословий, их обязанностей
и повинностей, создание сословных
организаций.
Чтобы правильно
понять и оценить причины такой
направленности политики абсолютизма,
нужно помнить, что деления общества
на сословия было одним из главных
условий существования
Сословная политика
абсолютизма нашла свое выражение
в манифестах, указах, уставах, жалованных
грамотах и других законодательных
актах.
Внутренние дела
России как ничто иное показывает
способность Екатерины
3. Крестьяне и
крепостное право
Одной из крупных
акций политики "просвещенного
абсолютизма" был конкурс, объявленный
Вольным экономическим
Подавив крестьянское
движение, Екатерина II все же вынуждена
была признать, что положение помещичьих
крестьян критическое и что
Одновременно с
этим не менее остро стоял вопрос
о том, как заинтересовать крепостного
крестьянина в добросовестной и
качественной работе на его барщине,
что позволило значительно
Вскоре, по инициативе
Екатерины, обществом был объявлен
конкурс на тему: "Что полезнее
для общества, чтоб крестьянин имел
в собственности землю или
токмо движимое имение, и сколь далеко
его права на то или другое имение простираться
должны?".
На конкурс было
подано 162 работы. Конкурсный комитет
отобрал всего 17 работ, разделив их
на три класса.
Французские философы
Вольтер и Мармонтель в своих конкурсных
работах подошли к решению вопроса с позиций
естественных прав человека на свободу
и собственность, связав воедино вопрос
о праве крестьян на собственность с освобождением
их от крепостного рабства (французские
просветитель не делали разницы между
рабством и крепостной зависимостью).
"Дух собственности удваивает силы
человека. Люди работают на себя и на свою
семью с большей энергией и удовольствием,
чем на господина. У раба, который является
собственностью другого, мало склонности
к женитьбе. К тому же он часто не хочет
производить подобных себе рабов. Его
мастерство подавляется, душа огрублена
и его силы никогда не используются во
всем их многообразии",- так писал Вольтер
в своей работе. Именно теоретические,
просветительские исходные позиции этих
работ, несмотря на непоследовательность,
противоречивость и готовность к компромиссу
с дворянством, не устраивали конкурсный
комитет ВЭО, и он отнес эти работы к "третьему
классу", как не заслуживающие премии
и опубликования.
Антикрепостнической
направленностью, сочувствием к
крепостному крестьянину
Первая премия была
присуждена французскому ученому Беарде
де Л'Абею. Для его работы, как и для работы
лифляндского помещика фон Мека, характерно
использование идей Просвещения в интересах
дворянства и в целях сохранения существующего
порядка, хотя они также ссылаются на то,
что "самая большая государственная
польза состоит в том, чтобы крестьянин
имел совершенную в земле собственность"
Материалы по истории СССР. М., 1989г..
Ситуацию, сложившуюся
в России с крестьянами, с решением
вопроса о предоставлении им земли
в собственность нельзя назвать
простой. Для этого необходимо было
сломать представление
4. Наука и культура
Екатерина II внесла
существенный вклад в развитие культуры
и искусства в России. Сама она
получила прекрасное домашнее образование:
обучение иностранным языкам, танцам,
политической истории, философии, экономики,
права и считалась умной и
образованной женщиной. При Екатерине
была создана Российская Академия,
Вольное экономическое
Ряд мероприятий
эпохи "просвещенного абсолютизма"
имел прогрессивное значение. Так, например,
основанный по почину Шувалова и Ломоносова
в 1755 году Московский университет сыграл
огромную роль в развитии просвещения,
русской национальной науки и
культуры, выпустив большое число
специалистов по разным отраслям знаний.
В 1757г. Начала обучение Академия художеств.
Скуляризация церковного землевладения
значительно улучшала положение бывших
монастырских крестьян, получивших пашню,
луга и другие угодья, на которых они до
этого отбывали барщину, избавляла их
от повседневных наказаний и истязаний,
от службы в дворне и насильственных браков.
Во второй половине
столетия власти предприняли интересную
попытку реформы образования
и воспитания. Ее инициатором и
активным проводником стал Иван Иванович
Бецкой. Воцарение Екатерины II, матери
которой в свое время представили
Бецкого, принесло ему огромные богатства
и начальствование над рядом заведений
- Академией художеств, Сухопутным шляхетским
кадетским корпусом и воспитательными
домами в Москве и Петербурге, Смольным
институтом.
В основу своей педагогической
реформы Бецкой положил идею создания
новой породы людей путем воспитания.
По его мысли, заимствованной у французских
просветителей и поддержанной императрицей
дать юношеству хорошее образование
и нравственное развитие. Для этого
учеников нужно изолировать от косной
среды и поместить в закрытые
школы. Эти усилия Бецкого способствовали
распространению общего образования.
Он же положил начало женскому образованию.
Во время правлении
Екатерины II творят такие мастера
пера как Василий Лукич
Заключение
Историческое значение
деятельности Екатерины II определяется
на основании того, что было сказано
в реферате об отдельных сторонах
екатерининской политики. Историческое
значение екатерининской эпохи чрезвычайно
велико именно потому, что в эту
эпоху были подведены итоги предыдущей
истории, завершились исторические
процессы, раньше развивавшиеся. Эта
способность Екатерины доводить
до конца, до полного разрешения те
вопросы, какие ей ставила история,
заставляет всех признать в ней первостепенного
исторического деятеля, независимо
от её личных ошибок и слабостей.
Способность Екатерины
подводить итог видна в русской
дипломатии эпохи Екатерины и
в решении основных задач, унаследованные
ею от XVII века; закрепление достижений
Петра Великого в Прибалтике; воссоединение
земель населенных родственными русскому
народу белорусами и украинцами. Завоевание
решающего голоса в делах общеевропейских.
От того, что в
конце XVIII века политика российского
абсолютизма была направлена на сохранение
и укрепление феодально-крепостнического
строя, господствующего положения
дворян в экономике и политической
жизни, Екатерина II вступив на престол
в период обострения классовой борьбы
крестьянства против крепостнического
гнета, пытается привлечь к анализу
проблем и поиску путей выхода
из них просвещенных людей, признанных
западным миром. Это прекрасно видно из
попыток привлечь их к одной из крупных
акций политики "просвещенного абсолютизма",
а именно к конкурсу о праве крестьян иметь
в собственности землю.
С кончиной императрицы Екатерины закончилась целая эпоха русской истории. Сама Екатерина и ее сподвижники сумели, опираясь на народные силы, достичь блестящих успехов и во внешней политике, военных акциях, и во внутреннем устройстве, и в культурных начинаниях.