Право Древней Руси

Автор работы: Анна Квашнина, 12 Августа 2010 в 21:03, контрольная работа

Описание

Тема моей контрольной работы «Право Древней Руси».
Актуальность темы заключается в том, что изучение в целом предмета История государства и права России начинается именно с изучения права Древней Руси, т.е. является, по сути, базисом для освоения всего предмета.
Цели, поставленные в моей работе: изучить более подробно тему «Право Древней Руси». Рассмотреть один из древних источников права Древней Руси – «Русская Правда».
Задачи работы:
Рассмотреть источники права Древней Руси;
Описать древнерусский сборник правовых норм Русская Правда;
Подробно рассмотреть гражданское, наследственное, семейное, уголовное права и процесс на примере статей Русской Правды для различных слоев населения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
Источники права Древней Руси 3
«Русская Правда» 7
Гражданское, семейное и наследственное право
Гражданское право 11
Семейное и наследственное право 18
Уголовное право и процесс 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30

Работа состоит из  1 файл

контр. по ИОГП.doc

— 164.00 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ 
 

ВВЕДЕНИЕ          2

  1. Источники права Древней Руси      3
  2. «Русская Правда»        7
  3. Гражданское, семейное и наследственное право
    1. Гражданское право        11
    2. Семейное и наследственное право     18
  4. Уголовное право и процесс       21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ          28

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ        30 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

      Тема  моей контрольной работы «Право Древней Руси».

      Актуальность  темы заключается в том, что изучение в целом предмета История государства и права России начинается именно с изучения права Древней Руси, т.е. является, по сути, базисом для освоения всего предмета.

     Цели,  поставленные  в  моей  работе:  изучить  более  подробно  тему «Право Древней Руси». Рассмотреть один из древних источников права Древней Руси – «Русская Правда».

     Задачи  работы:

  1. Рассмотреть источники права Древней Руси;
  2. Описать древнерусский сборник правовых норм Русская Правда;
  3. Подробно рассмотреть гражданское, наследственное, семейное, уголовное права и процесс на примере статей Русской Правды для различных слоев населения.

      Методологической  основой исследования является учебная  литература, хрестоматийный материал, а также электронный ресурс.

      Главный источник, по которому мы изучаем древнерусское  право, представляет собой Русская  Правдапервый свод законов Руси, которая вобрала в себя и обычное право, и право византийских источников, и законотворческую деятельность русских князей XI – XII вв. Русская Правда дошла до нас в более чем ста списках XIV – XVI вв., которые сильно отличаются друг от друга по составу, объёму, структуре. О происхождении этого законодательного памятника в литературе не выработано единого мнения, как и о толковании его содержания.

      Русская Правда, как юридический памятник, является важнейшим источником для  изучения права Древней Руси. 
 
 
 

1.ИСТОЧНИКИ ПРАВА ДРЕВНЕЙ РУСИ

      Источниками права признаются обычай и закон. Первый период истории русского права  есть время господства обычного права; законодательная деятельность власти начинается с древнейших времен и  постепенно расширяется, но не может  конкурировать со сферой действия обычаев.1

      На  раннем этапе развития Древнерусского государства действовали нормы  обычного права. Обычным правом  называются те юридические нормы, которые соблюдаются в данной общественной среде всеми или определенным кругом лиц, вследствие согласного убеждения действующих лиц в необходимости подчиняться этим нормам. За обычаем не стоит авторитет власти, вынуждающий соблюдение обычной нормы. Каждый, действующий согласно обычной норме, убежден в необходимости поступать так, а не иначе, ибо все люди его круга поступают так же. Он уверен в том, что и другие эту норму соблюдали и будут соблюдать.2

      Важнейшей формой выражения обычного права  служат акты юридических сделок и судебные акты, служившие преимущественно для распознания права гражданского и уголовного. В них действующие лица стараются совершить действия согласно с правилом, но не всегда достигают этой цели. От первого периода нашей истории дошло весьма немного сделок (жалованная грамота князя Мстислава 1130 г.; купчая Антония Римлянина 1147 г.; вкладная грамота Варлаама 1192 г.; рядная Тешаты 1226-1299 гг., духовная князя Владимира Волынского 1287 г. и духовная Климента XIII в.. Обычное право выражается также в символах (условных фактах, созданных именно для выражения правомерности явления): «посаженье князя на стол» означает законность приобретения власти. Оно может быть выражено в словесных формулах – юридических пословицах, из которых некоторых позднее стали формой закона, а многие уцелели до наших дней, например, «Молодой на битву, а старый на думу»; «Молодой князь, молода и дума»; «На одном вече, да не одни речи».

      Спокойная племенная (патриархальная) жизнь славян могла долго обходиться тем неизменным запасом юридических норм, которые выработаны обычаями с незапамятных времен. Но с X в. восточные славяне были вовлечены дружинами варягов в столкновения с отдаленными странами – Византией и западноевропейским миром. Это нарушило спокойное состояние обычного права: усилило разнообразие в понимании юридических норм и принудило привести в соответствие свои отечественные нормы с чужеземными. Отсюда и возникли первые приемы законодательства: договоры с иноземцами и рецепция чужих законов.

      X в. есть век периодических движений целых масс восточных славян на Византию. С греками было заключено тогда 4 договора: в 907 г. Олегом, в 911 г. им же, в 945 г. Игорем, в 972 г. Святославом.

      В 907 г. Олег пошел на греков, собравши множество варяг, славян, чуди, кривичей, мери, полян, северян, древлян, радимичей, хорватов, дулебов и тиверцев. Дойдя  до Константинополя, он заставил греков заплатить единовременный выкуп по числу его воинов и за тем, несколько отступив от города, заключил мир с царями Львом и Александром через посредство пяти своих послов. Главные пункты договора заключались в следующих обязательствах греков: 1. платить дань русским на каждый из старших городов, в которых сидели князья, подручники Олега; 2. давать корм тем русским, которые приходят в Византию, а гостям русским месячное содержание. Греки со своей стороны прибавили условия, чтобы русские, приходившие в Византию, жили в одном предместье Св. Мамы и чтобы входили в город только через одни ворота в сопровождении императорского чиновника.

      Бедное  содержание договора 907 г. для того времени  казалось достаточным (дань и корм были для русских главней всего); но в следующие годы сами греки должны были внушить им мысль о необходимости более подробных условий, и в 911 г. был заключен второй договор в Византии через послов Олега. Этот договор гораздо богаче первого юридическим содержанием, он касается отношений (уголовных и граждански) между греками и русскими, находившимися в Византии, международных обязательств русских возвращать имущество греков, потерпевших кораблекрушение, взаимного выкупа и возвращения на родину рабов и пленников.

      В 944 г. мир был нарушен русским князем Игорем, который опять пошел на Византию со всеми почти подвластными племенами и союзниками – печенегами; но греки не были захвачены врасплох и поход был неудачен; тогда в 945 г. был заключен новый третий договор с греками, в который включены статьи и договоров 907 и 911 гг. с некоторыми изменениями не в пользу русских и с добавлениями о пограничных странах.  Ольга жила с греками в мире и сама ездила в Византию, но сын её Святослав хотел совсем переселиться на Дунай в Болгарию; в войне 971 г. он был побежден греками и заключил четвертый договор, весьма бедный содержанием, ограниченный клятвой Святослава быть в вечном мире с греками.

      С немцами заключали договоры западно-русские  земли: Новгородская (важнейшие договоры 1195 и 1270 гг.), Смоленская (дог. 1229-1230 гг., 1240 гг. и др.), Полоцкая ( 1264, 1265 гг. и др.) и Галицкая. Договоры заключались с ганзейскими городами, Готландом, Ригой, Немецким орденом и Швецией. В отличие от договоров с греками в них содержание юридических норм почти тождественно с русским правом. Там, где немецкое право противоречит русскому, в договорах берет перевес русское. В договорах определяется в равной степени и положение немцев на территориях русских государств, и положение русских на немецких территориях, а потому они имеют значение внутреннего действующего права.

      Договоры  по своей сути имеют чрезвычайную важность для истории всего русского права.

      Контакты  с иноземцами не ограничивались косвенным  влиянием их на русское право. В конце  X в. (988 г.) сношения с Византией привели к принятию христианства, что произвело настоящий переворот во всех сферах правовой жизни: обычное русское право во многом прямо противоречило учению христианской морали и церковного права; с христианством явилась церковь как учреждение внешнее, имевшее свои канонические законы, во многом несогласные с обычаями русских; с церковью явилось множество лиц из Византии (духовных и светских), образованных и влиятельных, привыкших к своему праву и нежелавших подчиняться ни лично, ни по имуществу праву русскому. Такой всеобъемлющий переворот мог бы привести к полной замене местного права чужим, но, благодаря устойчивости русского обычного права, он привел только к необходимому усвоению церковного права и частичной свободной рецепции некоторых кодексов византийского светского права.

      Переворот, произведенный в русском обществе христианством, кроме рецепции вызвал и самостоятельную законодательную  деятельность среди русских. Уже  Владимир Святославович дал несколько уставов. Уставы издавал в большом числе Ярослав, его сыновья и последующие князья. В них определялась юрисдикция церковных органов и судов.

      Государство передавало церкви со всех собираемых даней «десятину», о чем записывалось в уставы. Там же оговаривался церковный  судебный иммунитет и определялись пределы церковной судебной юрисдикции.

      Судебная  власть церкви устанавливалась над  всем христианским населением Руси, но лишь по определенным делам. Над некоторыми группами населения (церковные люди) церковный суд устанавливался по всем делам, так же как суд над населением церковных земель (вотчин). В ряде случаев действие церковных уставов накладывалось на сферу действия государственного законодательства, основным источником которого была Русская Правда.3 

2. «РУССКАЯ ПРАВДА»

      Русская правда – памятник законодательства 11–12 вв., считающийся самым ранним из дошедших до современных исследователей кодексом правовых норм раннесредневековой Руси. Термин «правда», часто встречающийся в древнерусских источниках, означает правовые нормы, на основании которых вершился суд (отсюда выражения «судить право» или «судить в правду», то есть объективно, справедливо).

      Русская Правда была впервые найдена В.Н. Татищевым в одном списке новгородской летописи и в 1738 г. представлена с  переводом и примечаниями в Академию наук, но пролежала здесь до 1767 г., когда была издана Августом Шлецером по списку В.Н. Татищева. С тех пор и до 40-х годов XIX в. было найдено значительное количество новых списков этого памятника.4

      Источники кодификации – нормы обычного права, княжеская судебная практика, а также заимствованные нормы из авторитетных источников – прежде всего Священного Писания. Есть мнение, что еще до Русской правды существовал некий Закон Русский (на его нормы есть ссылки в тексте Договора Олега с Византией 907г.), однако какие из его статей вошли в текст Русской Правды, а какие являются оригинальными, – точных данных нет. Согласно еще одной гипотезе, название «Правда Роськая» происходит от лексемы «рось» (или «русь»), что означает «дружинник». В этом случае, в тексте свода норм следует видеть кодекс, принятый для регулирования отношений в княжеско-дружинной среде. Значение традиции и норм обычного права (нигде и никем не записываемых) было в ней меньшим, нежели в среде общинной.

      Русская Правда дошла до сегодняшнего дня в списках 15 в. и одиннадцати списках 18–19 вв. Согласно традиционной русской историографии, эти тексты и списки разделяют на три редакции Русской Правды: Краткую, Пространную и Сокращенную.

      Древнейшим  списком или первой редакцией  Правды Русской является Краткая Правда (20–70-е годы 11 в.), которую принято делить на Правду Ярослава Мудрого (1019–1054 гг.) (ст. 1–18) и Правду Ярославичей (ст. 19-41), Покона вирного (ст. 42), Урока мостников (ст. 43).

      Первые  статьи Правды Ярослава (по разбивке поздних исследователей, так как в самом тексте источника деления на статьи нет), сохранившиеся в двух списках 15 в. в составе Новгородской I летописи, содержат еще более ранний пласт – первые 10 записанных норм, «якоже Ярослав судил» – их называют Древнейшей Правдой («Правдой Роськой»). Текст ее был составлен не ранее 1016 г. Спустя четверть века текст Древнейшей Правды лег в основу всей Правды Ярослава – кодекса норм прецедентного права. Эти нормы регулировали отношения в пределах княжеского (или боярского) хозяйства; среди них – постановления о платах за убийство, нанесение оскорблений, увечий и побоев, кражу и порчу чужого имущества.

      Начало  Краткой Правды убеждает в фиксации норм обычного права, так как в них идет речь о кровной мести (ст. 1) и круговой поруке (ст. 19). Правдой Ярославичей (сыновей Ярослава Мудрого) именуются статьи 19–41 в тексте Краткой Правды. Эта часть кодекса была составлена в 70-е 11 в. и до конца столетия постоянно пополнялась новыми статьями. К ним относят статьи 27–41, разделяемые на Покон вирный (то есть Устав о штрафах в пользу князя за убийство свободных людей и нормах прокорма сборщиков этих платежей), появление которого связывают с восстаниями 1068–1071 на Руси, и Урок мостникам (то есть Правила для тех, кто мостит проезжую часть в городах). В целом Краткая редакция Русской Правды отражает процесс оформления законов от частных случаев к общим нормам, от решения конкретных вопросов к оформлению общегосударственного права на стадии становления средневекового феодального порядка.

Информация о работе Право Древней Руси