Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 08:58, контрольная работа
В современном мире каждое государство имеет своё право, а бывает и так, что в одном и том же государстве действуют несколько конкурирующих правовых систем. Своё право имеет и негосударственные общности: каноническое право, мусульманское право, индусское право, иудейское право. Существует также международное право, призванное регулировать во всемирном или региональном масштабе межгосударственные и внешнеторговые отношения.
Введение.
1. Правовая система Египта.
Заключение.
Список литературы.
Негосударственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
"ЗАПАДНО-УРАЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА"
(НОУ ВПО ЗУИЭП)
Юридический факультет
Контрольная работа
Дисциплина: Сравнительное правоведение.
Тема: Правовая система Египта.
Выполнила: студентка
6 курса (3,5 года обучения)
Попова О.А.
Проверил:
к.ю.н., доцент Т.Е.Логинова
Пермь
2012
Содержание.
Введение.
Заключение.
Список литературы.
Введение.
В современном мире каждое
государство имеет своё право, а
бывает и так, что в одном и
том же государстве действуют
несколько конкурирующих
И, тем не менее, различия
не зависят только от входящих в
состав права норм. Было бы поверхностным
и неправильным видеть в праве
только лишь совокупность норм. Конечно,
в определённую эпоху, в определённой
стране право может принять именно
такой вид. Однако право — это
значительно более сложное
Возникновение и история развития правовой системы государства свидетельствует о том, что на содержание и динамику правовой системы воздействует вся духовная культура общества: религия, философия, мораль, художественная культура, наука. На правовую систему большое воздействие оказывает политика, политическая культура. Известно, что в Древнем Китае, Индии, Египте, Римском государстве правовые системы были органически взаимосвязаны с религией; морально-этнические элементы культуры, правовые ценности выступали в религиозной форме, опирались на религию.
Правовые системы по сходству,
единству их элементов объединяются
в группы, ''правовые семьи''. Понятию
''правовая семья'' не соответствует
какая-то биологическая реальность,
оно используется лишь в дидактических
целях, чтобы выявить сходства и
различия систем действующего права. Группировка
правовых систем в ''правовые семьи'' осуществляется
на основе юридического подхода, при
котором за основу берутся источники
права или частное или
В данной работе мы более подробно рассмотрим правовую систему Египта.
Правовая система Египта.
Правовая система современного Египта сформировалась в XIX-XX вв. в результате взаимодействия мусульманского и европейского права.
Мусульманское право безраздельно господствовало в стране, находившейся с XVI в. под властью Османской империи, до второй половины XIX в., когда оно уступило ведущие позиции европейской правовой форме, сохранив свою монополию лишь в регламентации вопросов личного статуса.
С начала XIX в. Египет обладал определенной самостоятельностью во внутри- и внешнеполитическом плане в рамках Османской империи. Он пользовался фактической автономией в вопросах внутреннего управления и законодательства. На него не распространялось действие нормативно-правовых актов, изданных султаном.
Уже в середине XIX в. все торговые споры в Египте решались специальными советами, применявшими османский Торговый закон, а в случае его молчания - нормы французского Торгового кодекса. В 1855 г. начал действовать первый египетский Уголовный кодекс.
Открытие в 1869 г. Суэцкого
канала превратило Египет в зону особых
интересов Англии и Франции. Под
давлением европейских
Таким образом, в Египте сложилась и сохраняется, по сей день смешанная правовая система, которую можно условно назвать романо-мусульманской. Египетское семейное и наследственное право относится к мусульманской правовой семье, а большинство других отраслей права - к романской.
В 1923 г. Египет стал независимым королевством при сохранении полуколониальной зависимости от Англии. В 1948 г. был принят и в 1949 г. вступил в силу новый ГК. Основанный, как и прежде, на французской модели, этот Кодекс имел некоторые заимствования из итальянского и германского гражданского права, египетской судебной практики, а также включал отдельные мусульманско-правовые нормы.
Недовольство иностранным засильем в стране привело в 1952 г. к военному перевороту, положившему начало египетской революции. Новое правительство, которое возглавил подполковник Гамаль Абдель Насер, низложило монархию и установило республику. Его программой стала борьба против империализма, за ликвидацию феодализма, национальных монополий, коррупции и социальной несправедливости. В течение 18 лет (с 1952 по 1970 г.) проводилась политика строительства "арабского социализма", в рамках которой были национализированы иностранные и крупные частные предприятия, проведена аграрная реформа, введено государственное планирование экономики и элементы рабочего самоуправления на предприятиях. Преобразования значительно изменили облик многих отраслей египетского права (конституционного, административного, трудового, земельного, права социального обеспечения). В то же время ряд основ правовой системы, таких как соотношение мусульманского и светского права, практически не был, затронут (даже, несмотря на ликвидацию шариатских судов в 1956 г.).
После смерти Г.А. Насера (сентябрь 1970 г.) пришедшее к власти правительство А. Садата отказалось от социалистической ориентации и взяло курс на развитие национального частного капитала. Иностранному капиталу был открыт широкий доступ в самые различные сферы египетской экономики.
Однако Конституция Египта,
принятая в 1971 г., сохраняла социалистическую
фразеологию. Лишь в 1980 г. путем референдума
были одобрены поправки к важнейшим
статьям Конституции, удалены положения
о "социалистической системе хозяйства",
об устранении классовых различий,
введены новые нормы о
Существующее государственно-
Конституция (ст.2) закрепила
ислам в качестве государственной
религии и принципы шариата - в
качестве основного источника
Мусульманское право действует в Египте как в кодифицированном, так и в своем традиционном, доктринальном виде. В случае "молчания" закона по вопросам личного статуса суды применяют наиболее предпочтительные выводы ханифитского толка мусульманского права, однако ведущим источником права остается нормативный акт. Иерархию нормативно-правовых актов возглавляет Конституция 1971 г., за ней следуют законы, принятые парламентом; имеющие регламентарный характер декреты и постановления Президента; административно-исполнительные распоряжения Правительства, приказы и решения министров.
Значительно меньшую роль
среди источников права играют правовые
обычаи и судебная практика. В частности,
Верховный административный суд
Египта неоднократно признавал, что
администрация университетов в
своих решениях должна придерживаться
устоявшихся академических
Гражданское право.
Гражданское право Египта, как и правовая система в целом, носит смешанный характер. Вопросы личного статуса (брачно-семейные и наследственные отношения) регулируются мусульманским, остальные институты - романо-германским правом (в основном следуя французской модели).
Рецепция романо-германского права в Египте началась в конце XIX в. В частности, принятый в 1875 г. Гражданский кодекс испытал сильное влияние французской правовой доктрины и практики.
Примерно в то же время (последняя четверть XIX в.) в Египте была предпринята серьезная попытка кодифицировать "право личного статуса": крупному ученому и государственному деятелю Мухаммаду Кадри-паше (1821-1888),власти поручили составить проект закона, регулирующего данную область общественных отношений. Подготовленный им доктринальный вариант Кодекса представлял собой свод положений ханифитского толка мусульманского права, включал 647 статей и носил название "Нормы шариата по личному статусу". Сам термин "личный статус" впервые был предложен именно в этом труде, который в форме нормативно-правового акта предусматривал регулирование всех основных институтов данной отрасли. Проект Мухаммада Кадри не был введен в действие как официальный закон, но фактически применялся в Египте до 1920-х гг., когда здесь появилось первое семейное законодательство. Однако семейные законы Египта 1920 г. о содержании семьи и других вопросах личного статуса и 1929 г. о некоторых нормах личного статуса касались только некоторых аспектов брака, развода и содержания семьи. Позднее они были дополнены законами о наследовании 1943 г., завещании 1946 г., опеке и попечительстве и рядом других нормативных актов. Причем если мусульманское семейное право действует только в отношении мусульман, то иное законодательство о личном статусе, основанное на шариате, применяется в Египте и к гражданам страны, исповедующим иные религии.
Стремление создать основу
национального гражданского права
привело к принятию в 1948 г. нового
Гражданского кодекса Египта, вступившего
в силу 15 октября 1949 г. Он закрепил ряд
норм и институтов мусульманского права,
но в основном был заимствован
из европейских гражданских
Хотя египетские ученые и законодатели настойчиво подчеркивали, что при разработке Кодекса учитывалось, прежде всего, исламское право, он явно ориентируется на французскую модель. Кодекс содержит лишь незначительное число норм исламского происхождения, например нормы, регулирующие дарение и преимущественное право покупки. Кроме того, использовались франко-итальянский проект кодекса обязательственного права (1928), итальянский ГК 1942 г. и многочисленные современные идеи, почерпнутые из французской судебной практики. В результате египетский ГК не следует слишком строго французскому Кодексу и не имитирует его, представляя вполне самостоятельную и во многом оригинальную кодификацию. В частности, он не касается вопросов семейного и наследственного права, которые регулируются другим законодательством.
Статья 1 ГК 1949 г. закрепляет в качестве основополагающего принципа положение, согласно которому обычное, а также мусульманское право являются источниками египетского права, однако они применяются лишь в том случае, если соответствующие отношения не урегулированы законом. При отсутствии нормы права судья принимает решение на основе обычая, а при отсутствии обычая - на основе принципов мусульманского права. При отсутствии последних применяются принципы естественного права и правила справедливости. Однако закрепление в ГК ряда норм мусульманского права не привело к уменьшению роли европейского права; и французские учебники гражданского права, и практика французских судов весьма часто цитируются египетскими юристами.
Наряду с Гражданским
кодексом важнейшим источником частного
права является Конституция 1971 г. Согласно
Конституции в Арабской Республике
Египет признаются три формы собственности:
государственная, кооперативная и
частная, причем первая характеризуется
как "собственность народа" и
основа "социалистической системы".
Частная собственность