Правовая система Египта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 08:58, контрольная работа

Описание

В современном мире каждое государство имеет своё право, а бывает и так, что в одном и том же государстве действуют несколько конкурирующих правовых систем. Своё право имеет и негосударственные общности: каноническое право, мусульманское право, индусское право, иудейское право. Существует также международное право, призванное регулировать во всемирном или региональном масштабе межгосударственные и внешнеторговые отношения.

Содержание

Введение.
1. Правовая система Египта.
Заключение.
Список литературы.

Работа состоит из  1 файл

Сравнительное правоведение контроль.docx

— 40.64 Кб (Скачать документ)

Негосударственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

"ЗАПАДНО-УРАЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА"

(НОУ ВПО ЗУИЭП)

 

 

Юридический факультет

 

 

Контрольная работа

 

Дисциплина: Сравнительное правоведение.

Тема: Правовая система Египта.

 

 

Выполнила: студентка

6 курса (3,5 года обучения)

Попова О.А.

Проверил:

к.ю.н., доцент  Т.Е.Логинова

 

 

 

 

 

Пермь

2012

 

Содержание.

 

Введение.

  1. Правовая система Египта.

Заключение.

Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

В современном мире каждое государство имеет своё право, а  бывает и так, что в одном и  том же государстве действуют  несколько конкурирующих правовых систем. Своё право имеет и негосударственные  общности: каноническое право, мусульманское  право, индусское право, иудейское  право. Существует также международное  право, призванное регулировать во всемирном  или региональном масштабе межгосударственные и внешнеторговые отношения. В разных странах принимаются и применяются разные нормы — это первое, что бросается в глаза, когда говорят о различиях правовых систем. Например, право США и французское право отличаются тем, что первое допускает судебный контроль над конституционностью законов, а второе — нет. В отличие от английского права, разрешающего развод, ирландское право не разрешает его.1

И, тем не менее, различия не зависят только от входящих в  состав права норм. Было бы поверхностным  и неправильным видеть в праве  только лишь совокупность норм. Конечно, в определённую эпоху, в определённой стране право может принять именно такой вид. Однако право — это  значительно более сложное явление, выступающее как система. Понятие ''правовой системы'' охватывает широкий  круг правовых явлений, включая нормативные, организационные, социально-культурные аспекты, стороны правового феномена.

Возникновение и история  развития правовой системы государства  свидетельствует о том, что на содержание и динамику правовой системы  воздействует вся духовная культура общества: религия, философия, мораль, художественная культура, наука. На правовую систему большое воздействие  оказывает политика, политическая культура. Известно, что в Древнем Китае, Индии, Египте, Римском государстве  правовые системы были органически  взаимосвязаны с религией; морально-этнические элементы культуры, правовые ценности выступали в религиозной форме, опирались на религию.

Правовые системы по сходству, единству их элементов объединяются в группы, ''правовые семьи''. Понятию ''правовая семья'' не соответствует  какая-то биологическая реальность, оно используется лишь в дидактических  целях, чтобы выявить сходства и  различия систем действующего права. Группировка  правовых систем в ''правовые семьи'' осуществляется на основе юридического подхода, при  котором за основу берутся источники  права или частное или публичное  право, другие юридические качества.2

В данной работе мы более  подробно рассмотрим правовую систему  Египта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Правовая система  Египта.

Правовая система современного Египта сформировалась в XIX-XX вв. в результате взаимодействия мусульманского и европейского права.

Мусульманское право безраздельно господствовало в стране, находившейся с XVI в. под властью Османской империи, до второй половины XIX в., когда оно уступило ведущие позиции европейской правовой форме, сохранив свою монополию лишь в регламентации вопросов личного статуса.

С начала XIX в. Египет обладал  определенной самостоятельностью во внутри- и внешнеполитическом плане в  рамках Османской империи. Он пользовался  фактической автономией в вопросах внутреннего управления и законодательства. На него не распространялось действие нормативно-правовых актов, изданных султаном.

Уже в середине XIX в. все торговые споры в Египте решались специальными советами, применявшими османский Торговый закон, а в случае его молчания - нормы французского Торгового кодекса. В 1855 г. начал действовать первый египетский Уголовный кодекс.

Открытие в 1869 г. Суэцкого канала превратило Египет в зону особых интересов Англии и Франции. Под  давлением европейских государств Египет заключил соглашение, по которому были созданы "смешанные суды" (в составе европейских и египетских судей), имевшие юрисдикцию по делам, затрагивающим иностранцев. Политика наместника турецкого султана в  Египте Мухаммеда Али и его  последователей объективно была направлена на развитие капиталистических отношений  и в правовой сфере выразилась в издании ряда крупных законов, кодексов - Гражданского, Торгового, Уголовного, Морского и Уголовно-процессуального - для смешанных (1875) и национальных (1883) судов на основе заимствования  западноевропейских образцов (главным  образом французских). В результате этих реформ сфера действия мусульманского права в Египте стала ограничиваться главным образом регулированием отношений личного статуса и правового положения вакфов (эти вопросы остались в ведении мусульманских судов).

Таким образом, в Египте сложилась  и сохраняется, по сей день смешанная правовая система, которую можно условно назвать романо-мусульманской. Египетское семейное и наследственное право относится к мусульманской правовой семье, а большинство других отраслей права - к романской.

В 1923 г. Египет стал независимым  королевством при сохранении полуколониальной зависимости от Англии. В 1948 г. был  принят и в 1949 г. вступил в силу новый ГК. Основанный, как и прежде, на французской модели, этот Кодекс имел некоторые заимствования из итальянского и германского гражданского права, египетской судебной практики, а также включал отдельные  мусульманско-правовые нормы.

Недовольство иностранным  засильем в стране привело в 1952 г. к военному перевороту, положившему  начало египетской революции. Новое  правительство, которое возглавил  подполковник Гамаль Абдель Насер, низложило монархию и установило республику. Его программой стала борьба против империализма, за ликвидацию феодализма, национальных монополий, коррупции и социальной несправедливости. В течение 18 лет (с 1952 по 1970 г.) проводилась политика строительства "арабского социализма", в рамках которой были национализированы иностранные и крупные частные предприятия, проведена аграрная реформа, введено государственное планирование экономики и элементы рабочего самоуправления на предприятиях. Преобразования значительно изменили облик многих отраслей египетского права (конституционного, административного, трудового, земельного, права социального обеспечения). В то же время ряд основ правовой системы, таких как соотношение мусульманского и светского права, практически не был, затронут (даже, несмотря на ликвидацию шариатских судов в 1956 г.).

После смерти Г.А. Насера (сентябрь 1970 г.) пришедшее к власти правительство  А. Садата отказалось от социалистической ориентации и взяло курс на развитие национального частного капитала. Иностранному капиталу был открыт широкий доступ в самые различные сферы египетской экономики.

Однако Конституция Египта, принятая в 1971 г., сохраняла социалистическую фразеологию. Лишь в 1980 г. путем референдума  были одобрены поправки к важнейшим  статьям Конституции, удалены положения  о "социалистической системе хозяйства", об устранении классовых различий, введены новые нормы о многопартийной системе. Тем не менее, Конституция сохраняет все основные идеи насеровского периода, включая положения об "арабском социализме".

Существующее государственно-правовое устройство Египта основано на своеобразном сочетании социалистических идей, исламских  ценностей, положений конституционализма, связанных с общечеловеческими  принципами, наконец, норм, обеспечивающих функционирование рыночной экономики  в ее современных социальных формах. Социалистические концепции воплощаются  в конституционных нормах о ликвидации неравенства в доходах, о защите рабочих и крестьян, о мире, свободном  от эксплуатации в любых ее формах, и т.д. Одновременно восприняты многие основные концепции западного либерализма, включая идеи правового государства (верховенства права), разделения властей, естественных прав человека, парламентаризма, конституционного контроля и др.

Конституция (ст.2) закрепила  ислам в качестве государственной  религии и принципы шариата - в  качестве основного источника законодательства. Закон о защите ценностей от порока 1980 г. запрещает занимать руководящие  должности лицам, отрицающим "божественные законы" (т.е. заповеди Аллаха). Влияние шариата проявляется, прежде всего, в семейном, наследственном праве, в значительно меньшей степени - в конституционном, административном, уголовном, гражданском праве.

Мусульманское право действует  в Египте как в кодифицированном, так и в своем традиционном, доктринальном виде. В случае "молчания" закона по вопросам личного статуса суды применяют наиболее предпочтительные выводы ханифитского толка мусульманского права, однако ведущим источником права остается нормативный акт. Иерархию нормативно-правовых актов возглавляет Конституция 1971 г., за ней следуют законы, принятые парламентом; имеющие регламентарный характер декреты и постановления Президента; административно-исполнительные распоряжения Правительства, приказы и решения министров.

Значительно меньшую роль среди источников права играют правовые обычаи и судебная практика. В частности, Верховный административный суд  Египта неоднократно признавал, что  администрация университетов в  своих решениях должна придерживаться устоявшихся академических обычаев, если они не противоречат норме законодательства. Источниками права признаются решения  высших звеньев судебной системы  и системы административной юстиции, вынесенные по конкретным делам, но формулирующие  правовые принципы, которые могут  применяться при рассмотрении аналогичных  дел в будущем.

 

Гражданское право.

Гражданское право Египта, как и правовая система в целом, носит смешанный характер. Вопросы  личного статуса (брачно-семейные и  наследственные отношения) регулируются мусульманским, остальные институты - романо-германским правом (в основном следуя французской модели).

Рецепция романо-германского  права в Египте началась в конце XIX в. В частности, принятый в 1875 г. Гражданский кодекс испытал сильное влияние французской правовой доктрины и практики.

Примерно в то же время (последняя четверть XIX в.) в Египте была предпринята серьезная попытка кодифицировать "право личного статуса": крупному ученому и государственному деятелю Мухаммаду Кадри-паше (1821-1888),власти поручили составить проект закона, регулирующего данную область общественных отношений. Подготовленный им доктринальный вариант Кодекса представлял собой свод положений ханифитского толка мусульманского права, включал 647 статей и носил название "Нормы шариата по личному статусу". Сам термин "личный статус" впервые был предложен именно в этом труде, который в форме нормативно-правового акта предусматривал регулирование всех основных институтов данной отрасли. Проект Мухаммада Кадри не был введен в действие как официальный закон, но фактически применялся в Египте до 1920-х гг., когда здесь появилось первое семейное законодательство. Однако семейные законы Египта 1920 г. о содержании семьи и других вопросах личного статуса и 1929 г. о некоторых нормах личного статуса касались только некоторых аспектов брака, развода и содержания семьи. Позднее они были дополнены законами о наследовании 1943 г., завещании 1946 г., опеке и попечительстве и рядом других нормативных актов. Причем если мусульманское семейное право действует только в отношении мусульман, то иное законодательство о личном статусе, основанное на шариате, применяется в Египте и к гражданам страны, исповедующим иные религии.

Стремление создать основу национального гражданского права  привело к принятию в 1948 г. нового Гражданского кодекса Египта, вступившего  в силу 15 октября 1949 г. Он закрепил ряд  норм и институтов мусульманского права, но в основном был заимствован  из европейских гражданских кодификаций, прежде всего из ГК Франции 1804 г. Кроме  того, он включил нормы, выработанные практикой египетских судов, накопившейся после судебных реформ конца XIX в.

Хотя египетские ученые и  законодатели настойчиво подчеркивали, что при разработке Кодекса учитывалось, прежде всего, исламское право, он явно ориентируется на французскую модель. Кодекс содержит лишь незначительное число норм исламского происхождения, например нормы, регулирующие дарение и преимущественное право покупки. Кроме того, использовались франко-итальянский проект кодекса обязательственного права (1928), итальянский ГК 1942 г. и многочисленные современные идеи, почерпнутые из французской судебной практики. В результате египетский ГК не следует слишком строго французскому Кодексу и не имитирует его, представляя вполне самостоятельную и во многом оригинальную кодификацию. В частности, он не касается вопросов семейного и наследственного права, которые регулируются другим законодательством.

Статья 1 ГК 1949 г. закрепляет в качестве основополагающего принципа положение, согласно которому обычное, а также мусульманское право  являются источниками египетского  права, однако они применяются лишь в том случае, если соответствующие  отношения не урегулированы законом. При отсутствии нормы права судья  принимает решение на основе обычая, а при отсутствии обычая - на основе принципов мусульманского права. При  отсутствии последних применяются принципы естественного права и правила справедливости. Однако закрепление в ГК ряда норм мусульманского права не привело к уменьшению роли европейского права; и французские учебники гражданского права, и практика французских судов весьма часто цитируются египетскими юристами.

Наряду с Гражданским  кодексом важнейшим источником частного права является Конституция 1971 г. Согласно Конституции в Арабской Республике Египет признаются три формы собственности: государственная, кооперативная и  частная, причем первая характеризуется  как "собственность народа" и  основа "социалистической системы". Частная собственность представлена, прежде всего "неэксплуататорским капиталом" (ст.32 Конституции), призвана выполнять  социальную функцию на службе национальной экономики, не должна противоречить  общему благополучию народа. Она не может быть отчуждена без соответствующего закона и должного вознаграждения. Конституция предусматривает установление максимума земельной собственности  с целью защиты крестьян и сельскохозяйственных рабочих от эксплуатации. В настоящее  время максимум земли составляет 100 федданов на семью (42 га).

Информация о работе Правовая система Египта