Правовая система Египта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 08:58, контрольная работа

Описание

В современном мире каждое государство имеет своё право, а бывает и так, что в одном и том же государстве действуют несколько конкурирующих правовых систем. Своё право имеет и негосударственные общности: каноническое право, мусульманское право, индусское право, иудейское право. Существует также международное право, призванное регулировать во всемирном или региональном масштабе межгосударственные и внешнеторговые отношения.

Содержание

Введение.
1. Правовая система Египта.
Заключение.
Список литературы.

Работа состоит из  1 файл

Сравнительное правоведение контроль.docx

— 40.64 Кб (Скачать документ)

Египетское законодательство подразделяет государственную собственность  на частную и публичную. К частной относится любая принадлежащая государству или иному публичному юридическому лицу собственность, используемая для получения материальной выгоды и поэтому в целом регулируемая нормами гражданского (частного) права. Однако принадлежность такой собственности государству придает ему специфику (повышенная степень правовой защиты, в том числе административными методами). К публичной собственности относится движимое и недвижимое имущество, принадлежащее государству или юридическому лицу публичного права и предназначенное для использования в интересах публичной пользы в силу самого характера данного имущества либо в соответствии с законом, декретом или решением компетентного министра. ГК запрещает распоряжаться таким имуществом, принимать по отношению к нему принудительные административные меры либо приобретать его за давностью.

Основным источником торгового  права в Египте остается Торговый кодекс 1883 г., следующий французской  модели. В 1998 г. парламент одобрил  в целом полностью обновленную  версию этого Кодекса. Наряду с ним  действует ряд крупных законов: Закон о компаниях 159/1981 (в редакции Закона 3/1998), Закон о торгах 9/1983, Закон  о лизинге 95/1995, Патентный закон 132/1949, Закон об авторском праве 38/1992, Закон  о торговых марках 257/1939 и др.

В 1990-е гг. Правительство  продолжало курс на рост открытости национальной экономики и либерализацию экономических  отношений.

Закон о публичных предприятиях 203/1991 привел в действие программу  широкой приватизации, разрешив приобретать  акции публичных предприятий  частным инвесторам, в том числе  иностранным. В 1997 г. принят новый Закон  о стимулировании и гарантиях  иностранных инвестиций, заменивший Закон 1989 г. Закон о банках 155/1998 разрешил иностранцам приобретать акции  египетских банков, и позволил приватизацию нескольких публичных банков. Закон 156/1998 об изменении Закона о страховании 91/1995 снял предел (49%) на долю иностранцев в капитале страховых компаний, разрешил приватизацию государственных страховых организаций.

Актуальной проблемой  остается полное обновление законодательства об интеллектуальной собственности, которое  значительно отстало от международных  стандартов.

Гражданский процесс в  Египте испытал влияние романо-германского  и мусульманского права. До 1956 г. вопросы  личного статуса (брака, развода  и наследования и др.) рассматривались  в шариатских судах по особым правилам (Закон 1931 г.). Несмотря на передачу этих дел в суды общей юрисдикции, порядок  их решения по-прежнему регулируется отдельными процессуальными положениями  Закона 1931 г. (частично он был оставлен в силе и после ликвидации шариатских судов), а также статьями специальной  главы Гражданского и торгового  процессуального кодекса 1949 г., посвященной  правилам рассмотрения этой категории  дел. Это законодательство в целом  закрепляет мусульманские процессуальные нормы, хотя в отдельных случаях  предусматривает и иные правила (например, отдает предпочтение письменным доказательствам перед показаниями  очевидцев).

В отношении других категорий  дел применяется Гражданский  и торговый процессуальный кодекс 1968 г., а также Закон о доказательствах  по гражданским и торговым делам 1968 г. Третейское производство, в том  числе международный коммерческий арбитраж, регулируются Арбитражным  законом 27/1994, соответствующим современным  международным стандартам.

Египет стал первой страной  на Африканском континенте, где появилось  трудовое законодательство - ограниченные законы об охране труда 1904 и 1909 гг. Постоянное законодательство о труде сформировалось уже в 1920-1930-е гг. в условиях ожесточенной социально-классовой и национально-освободительной борьбы. Высокого уровня развития трудовое право достигло после революции 1952 г. В 1950-е гг. многочисленные новые законы отменили наиболее антирабочие черты дореволюционного законодательства о труде. Прогрессивные изменения этого периода получили закрепление в Кодексе о труде 1959 г. Формирование более демократического трудового законодательства началось в стране в 1960-е гг., на втором этапе национальной революции в ходе преобразований в духе арабского социализма: некоторое расширение прав профсоюзов (1964); введение практики участия трудящихся в управлении государственными предприятиями (1961 и 1966 гг.); ограничение дисциплинарных увольнений трудящихся (1961); улучшение некоторых условий труда. Изменение социально-политического курса и провозглашение политики "открытых дверей" с середины 1970-х гг. усилили антирабочие тенденции в регулировании трудовых отношений и формировании трудового законодательства. Забастовки запрещены и рассматриваются как нарушение общественного порядка. Тем не менее, ряд норм трудового права по-прежнему носит социалистический характер, что противоречит общему курсу на либерализацию экономических отношений (например, крайне ограничено право предпринимателей на увольнение работников). Организация и деятельность рабочих профсоюзов регулируются Специальным законом 1976 г.

 

Уголовное право  и процесс

Уголовное право Египта сложилось  под влиянием различных правовых систем. Основы современного уголовного права заложены еще в 1875 г., когда  были изданы Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы для смешанных судов, составленные на основе европейских  правовых моделей. В 1883 г. приняты почти  текстуально совпадающие с данными  кодексами законы и для "национальных судов". Однако и после этого  продолжало сохраняться некоторое  влияние мусульманского права: ни одна статья уголовных законов не должна была умалять прав и привилегий граждан, предусмотренных мусульманским правом. В частности, формально сохранялось право на выкуп за кровь, и смертный приговор мусульманину мог быть приведен в исполнение лишь после консультации с верховным муфтием страны. Вместе с тем конкретные нормы мусульманского права об ответственности за определенные преступления перестали применяться.

Действующий УК Египта 1937 г. представляет собой пример сочетания  французской и (в меньшей степени) английской систем уголовного права  и практически не испытывает мусульманского влияния. Кодекс содержит 395 статей и  делится на 4 книги: первая - общие  вопросы преступления и наказания (11 глав), вторая - преступления и проступки  против публичных интересов (17 глав), третья - преступления и проступки  против интересов личности (14 глав), четвертая - нарушения (нет деления  на главы, а имеется восемь разделов с подзаголовками).

УК 1937 г. воспринял французскую  трехчленную систему (нарушение, проступок, собственно преступление); не допускает  применения мер безопасности; он включил  положения о возможности смягчить наказание до определенного, предусмотренного в законе минимума; предусматривает  возможность условного осуждения  и досрочного освобождения и т.п. Английское влияние сказалось лишь в трактовке отдельных уголовно-правовых институтов: ответственность за "сговор", соучастие в случае, если преступление по своим последствиям значительно  отличалось от того, совершению которого оказывалась помощь, и др.

В 1970-1980 гг. в парламент  неоднократно вносились предложения  изменить уголовное законодательство в духе мусульманского права, которые  не получили поддержки депутатов. Вместе с тем сам УК 1937 г. в принципе допускает возможность применения норм мусульманского деликтного права, устанавливая, что его статьи ни в коем случае не затрагивают личных прав граждан, закрепляемых шариатом (ст.7).

Основными видами наказаний  являются штраф, простое заключение, каторжные работы и смертная казнь.

Уголовный кодекс предусматривает  смертную казнь за умышленное убийство; убийство в связи с другим, менее  тяжким преступлением; поджог, в результате которого имела место смерть; соучастие  в убийстве; причинение смерти ребенку  путем оставления его в опасности  или в пустынном месте; дача ложных свидетельских показаний, приведшая  к исполнению несправедливого смертного  приговора; причинение смерти путем  создания опасного положения на общественном транспорте. Должностное лицо, отдавшее распоряжение о пытках задержанного, повлекших его смерть, или само осуществлявшее такие пытки, может быть приговорено к смертной казни. С 1976 г. преступлением, наказуемым смертной казнью, стал угон воздушного судна. В 1980 г. поправка к УК ввела эту меру за изнасилование. С 1985 г. смертная казнь стала применяться за контрабанду наркотиков (эта мера и ранее предусматривалась законом, но не применялась судами).

Смертная казнь предусмотрена  также за целый ряд преступлений против внутренней и внешней безопасности государства и воинских преступлений (согласно Военному кодексу).

Основным источником уголовно-процессуального  права является УПК 1950 г. Уголовный  процесс сочетает черты французской, английской и мусульманской моделей.

Расследование преступлений представляет собой вид предварительной  судебной процедуры. Его проводит прокуратура, находящаяся в системе Министерства юстиции, которой помогает полиция.

Согласно египетским законам  задержанное лицо в течение 48 часов  должно предстать перед судьей для  решения вопроса об освобождении или взятии под стражу. В этот же срок ему необходимо предъявить обвинение. Обвиняемый имеет право  на адвоката и на освобождение под  залог. Обыски также требуют судебного  ордера. Законодательство Египта устанавливает  общепринятые принципы судебного процесса: состязательность, гласность, обжалование судебных решений в порядке апелляции и кассации и др. Судебные процессы проводятся открыто, если иного не требуют соображения охраны морали и общественного порядка. По мнению международных наблюдателей, вышеуказанные правила в целом соблюдаются.

Смертный приговор может  быть вынесен только в уголовном  суде единогласным решением 3 судей. Такое  решение должно быть одобрено муфтием  верховным лицом мусульманской  власти в Египте. Если у муфтия нет  возражений, смертный приговор считается  одобренным. Апелляция автоматически  направляется в Кассационный суд; осужденный может также на данной стадии подать прошение о пересмотре приговора. После  того как судебные меры исчерпаны, министр  юстиции передает материалы дела Президенту Республики, который имеет  право помилования. Если Президент  в течение 14 дней не помилует и не прикажет смягчить приговор, он может  быть приведен в исполнение.

Закон о чрезвычайном положении 1958 г. предусмотрел специальные судебные процедуры для некоторых категорий  дел, затрагивающих государственную  безопасность. Этот Закон, в частности, разрешает задерживать лиц без  предъявления им обвинения и соблюдения обычных процессуальных гарантий на период расследования. Только через 30 дней задержанное лицо имеет право  обратиться в Суд государственной  безопасности. Если суд постановит освободить его, министр внутренних дел имеет 15 дней, чтобы принести возражение. В этом случае решение суда не вступает в силу, задержанный может вновь обратиться в другой Суд государственной безопасности еще через 30 дней. Решение второго суда является окончательным. Однако это не мешает министру внутренних дел издать распоряжение о новом аресте. Подобная практика применяется, в частности, в отношении исламских экстремистов.

Процессы в судах государственной  безопасности проводятся в целом  по обычным процессуальным правилам, решения могут быть обжалованы в  Кассационный суд.

 

Судебная система.

 

Египет является одной  из стран с действующим мусульманским  правом, где отсутствует система  специальных шариатских судов. Последние  были ликвидированы еще в 1956 г., как  и суды персонального права для  немусульман. Полномочия этих судов были переданы "национальным" (общегражданским) судам. Еще ранее, в конце 1930-х гг., были ликвидированы "смешанные суды".

В настоящее время судебная система в Египте регулируется Конституцией и Законом о судебной власти 1972 г.

В Египте действуют общие  суды, некоторые специальные суды, а также суды, специализирующиеся на отдельных категориях дел (например, по делам несовершеннолетних). Существует система административных судов.

Система общих судов включает суммарные суды, суды первой инстанции, апелляционные суды и Кассационный суд. Суммарные суды рассматривают (в составе одного судьи) гражданские  споры, дела о нарушениях, проступках, а также мелких преступлениях, наказуемых заключением до 3 лет. Суды первой инстанции  рассматривают апелляции на решения  суммарных судов по гражданским  и уголовным делам. Они также  действуют как первая инстанция  по гражданским делам с суммой иска свыше 5тыс. египетских фунтов и  серьезным уголовным делам. Апелляционные  суды, действующие в восьми крупных  городах, рассматривают апелляции  по гражданским и уголовным делам  на решения нижестоящих судов. Кассационный суд является высшей судебной инстанцией в системе общих судов. В его  компетенции находится интерпретация  права и контроль над его правильным применением. Решения апелляционных судов могут пересматриваться в Кассационном суде только на предмет правильного применения (толкования) права.

В соответствии с Законом  о внутреннем фронте и социальном мире 1978 г. была создана система судов  государственной безопасности Верховный  и нижестоящие суды госбезопасности. Кроме того, в 1980 г. создан специальный  суд, рассматривающий дела о нарушениях Закона о защите ценностей от порока 1980 г., а также соответствующий  ему институт по расследованию Служба социалистического прокурора, для  расследования жалоб на коррупцию  в правительстве. В компетенцию  этого суда (его название переводится  иногда как "Суд ценностей") вошло  разбирательство дел о преступлениях, посягающих на "социалистические ценности", включая коррупцию и незаконную предпринимательскую практику. В  состав "Суда ценностей" входят 7 членов, председательствует в нем  заместитель председателя Кассационного  суда.

Система административной юстиции  построена в основном с учетом французской модели. Ее возглавляет  Государственный совет - независимый  судебный орган, юрисдикция которого включает разрешение административных споров и  рассмотрение исков дисциплинарного  характера. Кроме того, Государственный  совет выполняет консультативные  функции для правительства.

Информация о работе Правовая система Египта