Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2012 в 13:39, научная работа
В семье человек получает воспитание, формируется как личность, входит в сложный круг общественных отношений, становится гражданином. Семья становится основой материальной и психологической поддержки человека, нормального развития детей. Семья обеспечивает преемственность культурного наследия, в ее недрах закладываются и практически реализуются подлинные общественные ценности, нормы поведения.
Содержание
С.
Введение................................................................................................................3
1. Понятие семейного права брака и семьи....................................................3
2. Возникновение советского семейного права..............................................4
2.1. История семейного права России.................................................................4
2.2. Ситуация накануне принятия семейного кодекса 1926 года…………….5
3. Кодекс законов о браке, семье и опеке 1926 года......................................6
3.1. Основные новеллы Кодекса законов о браке, семье и опеке 1926 года...6
3.2. Общая характеристика статей кодекса………………………………….. 8
Заключение……………………………………………………………………. 10
Библиографический список………………………………………………….11
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА
И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Челябинский институт (филиал)
Кафедра
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ПРАВОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА
Рекомендуется для направления подготовки
030900 Юриспруденция
(квалификация (степень) «Бакалавр»)
Составитель: Коробова Е.А.,
канд. юрид. наук,
доцент кафедры государственно-
правовых дисциплин
Челябинск
2011
Содержание
Введение......................
1. Понятие семейного права брака и семьи.........................
2. Возникновение советского
семейного права.........................
2.1. История семейного права России........................
2.2. Ситуация накануне принятия семейного кодекса 1926 года…………….5
Заключение……………………………………………………
Библиографический список………………………………………………….11
Введение
Одним из важнейших социальных институтов является семья. Жизнь каждого человека от момента рождения до смерти проходит в семье. В семье человек получает воспитание, формируется как личность, входит в сложный круг общественных отношений, становится гражданином. Семья становится основой материальной и психологической поддержки человека, нормального развития детей. Семья обеспечивает преемственность культурного наследия, в ее недрах закладываются и практически реализуются подлинные общественные ценности, нормы поведения. Здоровье, процветание семьи — гарантия спокойствия общества, стабильности и развития государства.
1. Понятие семейного права брака и семьи
В нашей стране отношения, составляющие предмет семейного права, традиционно регулируются обособленной сферой законодательства, т. е. отдельными кодексами. С другой стороны, общеизвестно, что семейное право «отпочковалось» от гражданского права. Более того, во многих странах (например, во Франции, Германии) отношения, возникающие из брака и принадлежности к семье, охватываются регулированием соответствующих глав гражданских кодексов этих стран. Вследствие этого до сих пор не утихают споры о том, что такое семейное право: то ли это подотрасль гражданского права, то ли это самостоятельная отрасль права, а может быть, это комплексная отрасль законодательства, т. е. отрасль, состоящая из норм разных отраслей права: гражданского, административного и т. д.
Не вдаваясь в детали данного спора, можно дать следующее определение семейного права.
Семейное право – отрасль права, регулирующая личные и имущественные отношения между гражданами, возникающие из брака, рождения детей и принятия детей на воспитание в условиях семьи (усыновление, приемная семья, опека, попечительство).
Законодательство не содержит легального определения брака, поэтому для того, чтобы понять суть брака, приходится обращаться к теории семейного права.
Существует несколько подходов к определению брака. Так, например, во французском праве брак есть заключаемый в установленной законом форме гражданский договор, который соединяет мужчину и женщину для совместной жизни и взаимного оказания поддержки и помощи под руководством мужа, главы семьи.
Отечественная доктрина семейного права тяготеет к иному определению брака.
Брак – это свободный равноправный союз мужчины и женщины, заключенный с соблюдением порядка и условий, установленных законом, имеющий целью создание семьи и порождающий между супругами взаимные личные и имущественные права и обязанности.
Семейный кодекс не дает ни легального определения семьи, ни указаний состава семьи, пригодного для всех случаев. Более того, круг членов семьи, определяемый в Гражданском кодексе, Жилищном кодексе и других актах, отличается друг от друга.
Теория семейного права различает социологическое и юридическое определение семьи.
В социологическом смысле семья есть союз лиц, основанный на браке, родстве (или только родстве), принятии детей на воспитание, характеризующийся общностью жизни и взаимной поддержкой. В данном случае во главу угла ставятся фактические семейные отношения, забота, внимание.
В юридическом понимании семья – это союз лиц, соединенных юридическими правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, свойства, усыновления или иной формы принятия детей на воспитание. Другими словами, семья понимается как правоотношение.
2. Возникновение советского семейного права
2.1. История семейного права России
Сведения о семейном укладе народов, населявших территорию России до принятия христианства, весьма немногочисленны и отрывочны. Летописи говорят о точ, что у полян уже сложилась моногамная семья, у других же славянских племен – родимичей, вятичей, кривичей- еще сохранилась полигамия. Семейные отношения регулировались в этот период обычным правом.
С принятием христианства происходит рецепция византийского брачно-семейного законодательства, основанного на канонических представлениях о браке. В России начинает действовать «Номоканон»- собрание византийского семейного права, состоящее из канонических правил и светских постановлений византийских императоров. В последующем «Номоканон» был дополнен постановлениями русских князей. Русский перевод «Номоканона» с этими дополнениями получил название «Кормчей книги».
Реформы Петра Великого положили начало новому периоду в развитии семейного права. Прежде всего, усиливается роль светского законодательства, в основном императорских указов, служащих для восстановления пробелов в каноническом праве. Решающее значение стало придаваться добровольности вступления в брак. Основные источники правового регулирования семейных отношений данного периода: Свод Законов Гражданских как составная часть Свода законов Российской Империи; Указы Петра I, Екатерины II, Александра I, Николая II, Александра II.
После Октябрьской революции 1917г. Были проведены две важнейшие реформы семейного законодательства. 18 декабря 1917г. Вышел Декрет «О гражданском браке, о детях о ведении книг актов состояния». Согласно этому декрету единственной формой брака для всех граждан России, независимо от вероисповедания, стало заключение гражданского брака в государственных органах. Брак, заключенный по религиозному обряду после принятия дикрета, не порождал правовых последствий.
19 декабря 1917г. Был принят второй, не менее значительный акт- Декрет «О расторжении брака».
На основании этого декрета бракоразводные дела были изъяты из компетенции судов духовных консисторий.
Новые социально-экономические условия потребовали разработки нового семейного кодекса, который был принят 19 ноября 1926 года и введен в действие, с 1 января 1927 года.
Важным законодательным актом в истории семейного права рассматриваемого периода был Указ Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 года «Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении почетного звания «Мать-героиня» и учреждении ордена «Материнская слава» и медали «Медаль материнства».
Третья послереволюционная кодификация семейного права была проведена в период с 1968 по I970 годы. 27 июня I968 года были приняты Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье. Затем в их развитие были приняты кодексы о браке и семье во всех союзных республиках бывшего СССР. В РСФСР КоБС был принят 30 июля 1969 года и введен в действие с 1 ноября этого года.
И, наконец, период с 1995 года, ознаменовавшийся принятием Семейного Кодекса Российской Федерации, по настоящее время, с учетом приведенной выше классификации, следует считать шестым периодом в развитии русского семейного права. Анализу этого периода посвящены все последующие разделы данной работы.
2.2. Ситуация накануне принятия семейного кодекса 1926 года.
Страна переходила от чрезвычайных условий гражданской войны и иностранной военной интервенции к мирным условиям. Это время бурного оживления товарного производства и обращения, временного «потепления» во многих областях общественной жизни и не сбывшихся надежд на ее улучшение. В обществе распространяются иллюзии относительно быстрого революционного переустройства всей жизни, и, в частности, института брака. Считалось, что брак – это один из пережитков прошлого. Поэтому широко распространился гражданский, или фактический брак.
В этих условиях осенью 1920 года коллегия народного комиссариата юстиции РСФСР приняла решение о разработке нового семейного кодекса, взамен КЗАГС 1918 г. Работа над проектом вызвала дискуссию, в которой приняли участие и видные государственные деятели: А.М. Колонтай, А.В. Луначарский, Д.И. Курский и другие.
К1924 г. свои проекты семейного кодекса разработали два российских наркомата – Народный комиссариат юстиции РСФСР и Народный комиссариат внутренних дел РСФСР. Совнаркомом был одобрен проект НКЮ РСФСР, который и был передан на обсуждение во ВЦИК. ВЦИК принял проект нового семейного кодекса за основу. в 1925 г. он обсуждался трудящимися, ВЦИК утвердил его несколько переработанный текст 19 ноября 1926 г.
Семейный кодекс (КЗоБСО) РСФСР 1926 г. закреплял так называемый фактический брак, иначе говоря, незарегистрированный брак приравнивался в правовом плане к зарегистрированному в надлежащем порядке органом ЗАГС. Предполагалось, что это положение расширит свободу личности. Доказательствами фактического брака являлись сожительство мужчины и женщины, ведение общего хозяйства, выявление супружеских отношений перед третьими лицами в личной переписке и других документах, совместное воспитание детей (ст. 12). Регистрация брака рассматривалась в качестве бесспорного доказательства наличия брака.
Признание юридической силы за сожительством
объяснялось тогда и
Особое значение придавалось ведению общего хозяйства. Брачные отношения рассматривались как нечто производное от трудового союза двух лиц разного пола, двух «соработников», объединивших свои усилия в деле материального обеспечения собственного существования и существования воспроизводимого ими потомства. При последовательном проведении этого принципа в жизнь, все более очевидной становилась его извращенная нравственная природа. Судебная практика даже фактически признавала и оправдывала «многоженство», когда подтверждала права на наследование за несколькими фактическими сожительницами умершего, но еще не решаясь согласиться с оправданием многомужества. Считалось, что таким образом под брачные отношения «подводилась хозяйственная база», поскольку настоящие брачные отношения согласно этому вульгарному материалистическому подходу могут сложиться только на основе экономической связи. Отсюда и ничем не ограниченная возможность свободного выбора партнера (соработника), абсолютная свобода развода, в большинстве случаев использовавшаяся не для раскрепощения женщины, не для высвобождения ее из-под деспотической власти мужчины, а для удовлетворения самых разнообразных, нередко откровенно безнравственных интересов представителей сильного пола.
Был введен институт общей собственности супругов, который отсутствовал в КЗАГС РСФСР 1918 г. Это было, видимо, не только необходимым, но и прогрессивным изменением в регулировании имущественных отношений супругов. Принцип раздельного имущества консервировал неравенство женщины, ее зависимость от мужа, хотя, вероятно, и был оправдан в условиях, когда для приложения женского труда в стране было не так уж много возможностей.
Информация о работе ПРАВОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА