Преддекаьристские объединения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 16:38, реферат

Описание

Литература о декабристах достаточно обширна. Однако сведений касательно именно предыстории декабризма на порядок меньше. Это связано с тем, что возникающие стихийно кружки и объединения были, по большей части малочисленны, и просуществовали достаточно короткий срок. Деятельность их была в основном полулегальной, без каких либо документальных подтверждений, кроме отрывочных сведений из очерков и биографий самих участников движения, записок, в частности И. И. Пущина, Александра Семеновича Гангеблова, Н. Тургенева, Михаила Орлова, И.Д. Якушкина.

Содержание

Введение_________________________________________________________2
Пред-декабристские объединения____________________________________4
Предпосылки для возникновения пред-декабристских объединений _4
Артель Семеновского полка ___________________________________6
Священная артель ___________________________________________9
Кружок В.Ф. Раевского______________________________________12
Орден русских рыцарей______________________________________13
Заключение______________________________________________________17
Список литературы________________________________________________19

Работа состоит из  1 файл

Microsoft Office Word Document.docx

— 52.67 Кб (Скачать документ)

Содержание:

 

Введение_________________________________________________________2

Пред-декабристские объединения____________________________________4

    1. Предпосылки для возникновения пред-декабристских объединений _4
    2. Артель Семеновского полка ___________________________________6
    3. Священная артель ___________________________________________9
    4. Кружок В.Ф. Раевского______________________________________12
    5. Орден русских рыцарей______________________________________13

Заключение______________________________________________________17

Список  литературы________________________________________________19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Движение декабристов, официально признанное первым освободительным  в России, достигло своего апогея 14 декабря 1825 года.

Однако сами по себе революционные  идеи начали формироваться на много раньше, еще до окончания войны 1812 года. В данной работе будет рассмотрен краткий период с 1812 по 1818 год, когда декабризм как течение еще не сформировался, но общественная мысль уже приобретала революционные настроения. Целью данного реферата является изучение так называемых «пред-декабристских» организаций. Какова была ситуация в стране и мире на период начала XIX века, и как она повлияла на формирование общественной мысли? Какие предпосылки были для возникновения декабристского течения? Какую роль сыграли объединения этого периода в становлении  декабризма?

Литература о декабристах достаточно обширна. Однако сведений касательно именно предыстории декабризма на порядок меньше. Это связано с тем, что возникающие стихийно кружки и объединения были, по большей части малочисленны, и просуществовали достаточно короткий срок. Деятельность их была в основном полулегальной, без каких либо документальных подтверждений, кроме отрывочных сведений из очерков и  биографий самих участников движения, записок, в частности  И. И. Пущина,  Александра Семеновича Гангеблова, Н. Тургенева, Михаила Орлова, И.Д. Якушкина. Большую ценность имеют также письма некоторых участников объединений:  братьев Муравьевых, Петра Ивановича Колошина И.Г. Бурцова, их внутренняя переписка.

Однако стоит отметить, что и  в последующие годы тема пред-декабристских объединений нашла свое отражение во многих исследованиях ученых и историков: Боковой В.М. «Эпоха тайных обществ»,  Нечкиной М.В. «Декабристы» и «Движение декабристов», Семевского В.И. «Политические и общественные идеи декабристов», В.А. Федорова «Декабристы и их время» и др.

Таким образом, хотелось бы еще раз  подчеркнуть, что, несмотря на скудность и отрывочность сведений о пред-декабристских объединениях, их значимость в революционном течении XIX века велика, поскольку именно благодаря этим объединеньям, кружкам общественная мысль, развиваясь, приобретет черты так называемого «декабристского течения» .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пред-декабристские  объединения

1. Предпосылки для возникновения пред-декабристских объединений

Начало девятнадцатого века, ознаменованное политическими и военными событиями в мире, принесло новые настроения, которые нашли отклик в первую очередь в гибких, жаждущих мысли, идей и вдохновения молодых умах. 

Итак, Европа на рубеже XVIII начала XIX века переживала эпоху «национально – освободительных движений». Отстающая в своем развитии Россия, тем не менее, так же стояла на пороге революционных сотрясений. В стране назревал «кризис феодально-крепостнического строя». [18] Зачатки этой проблемы стали проявляться еще до войны 1812 года, однако именно война ускорила процессы ее роста и развития, усилила значимость этой проблемы в глазах общественности.

Борьба с диктатором - Наполеоном пробудила в умах людей желание  свободы. «Еще война длилась, - писал  декабрист Александр Бестужев Николаю  I из крепости, - когда ратники, возвратясь в домы, первые разнесли ропот в классе народа. Мы проливали кровь, говорили они, а нас опять заставляют потеть на барщине. Мы избавили родину от тирана, а нас опять тиранят господа.» . [8, 35] Это послание явно свидетельствует о росте народного недовольства, кое подкреплялось реалиями крепостничества.

И.И. Якушкин писал: «Пребывание во время похода за границей вероятно в первый раз обратило внимание мое на состав общественный в России и заставило видеть в нем недостатки» [10, 113] Впечатления от увиденного за рубежом накладывались на понимание и осознание условий русской жизни, заставляя задуматься об идеях революционных преобразований. «…породилась мысль, что Революция, видно, не так дурна, как говорят, ж что может даже быть весьма полезна…» - такие мысли зародились у Пестеля в 1814-1815 годах. [10, 113]

Более того, глубокие впечатления война оставила  и в памяти Иван Пущина, Вильгельма Кюхельбекера, Владимира Вольховского, которые, будучи на тот момент еще лицеистами, вместе с Пушкиным с жадностью впитывали все события войны. «…жизнь наша лицейская сливается с политическою эпохою народной жизни русской…» - напишет по этому поводу Пущин в своих воспоминаниях. [10, 112]

Таким образом, можно отметить что  военные и политические события  конца XVIII – начала XIX сыграли огромную роль в формировании идей будущих революционеров, создавая почву для мысли о национально – освободительном движении, отказе от крепостничества, конституции. Вся сложившаяся ситуация создавала «какое-то беспокойное желание деятельности» - отмечал Фонвизин. В связи с вышеперечисленными причинами в рядах тайных обществ в период с 1812 по 1818 год объединялись люди с различными политическими убеждениями, где основными темами разговоров стали вопросы касательно военной политики и проблемы внутри страны.

Согласно М.В. Нечкиной, выделялись четыре ранние пред-декабристские организации: «две офицерские артели — в Семеновском полку и среди офицеров Главного штаба («Священная артель»), Каменец-Подольский кружок В.Ф. Раевского и «Общество русских рыцарей». [10, 119] Однако принимая во внимание множественность организаций, более «широкую среду общественного брожения» [10, 119] хотелось бы отметить, что существовали и другие объединения, сыгравшие свою роль в развитии общественной мысли, но тем не менее не оставившие после себя никаких подтверждений. Такие регулярные «неофициальные» вечера стали привычными для многих, и продолжили множится и развиваться и после завершения войны.

 

 

2. Артель Семеновского полка

Появлению первых кружков в офицерской среде, помимо перечисленных причин, согласно Боковой «способствовали сами условия похода, главным образом частные и относительно долгие стоянки и сопровождавшая их неизбежная скука». (имеется ввиду период с 1813 по 1814 года) [1, 90]

Образование «дружеских» объединений на основе общих тем для дискуссий происходило преимущественно в офицерской среде. Основными темами для разговоров были конечно военные походы, политика Александра I и общая ситуация в стране. Тенденция к таким «вечерам» к 1815 году коснулась как Петербурга, так и провинции. Большую известность получила артель Семеновского полка, сформировавшаяся, согласно Боковой, в конце 1815 – начале 1816. Однако, ссылаясь на записки И.Д. Якушкина можно предположить, что артель сформировалась и в 1814, ибо, по его же словам, 1815 – это год «возвращения гвардии в Петербург». [10, 120]

Стоит отметить, что дружеские боевые связи, в частности между офицерами, легли в основу многих последующих объединений. Появление артелей в полку гвардейцев было более чем характерным для того времени, а в условиях мирной жизни способствовало объединению офицеров в коллектив с общей хозяйственной деятельностью. Новым стало то, что, помимо хозяйственной, артель стала нести в себе все большие  черты политического объединения.

По воспоминаниям И. Д. Якушкина, в артель Семеновского полка входили 15 или 20 человек – это была самая крупная из пред-декабристских организаций. Однако, следует отметить, что это лишь менее половины всего офицерства Семеновского полка. Так, в полку было около полутора десятка штаб-офицеров  (от полковника до майора включительно) и около трех десятков обер-офицеров (от капитана и ниже). Для объединения стало характерным и то, что именно меньшая часть офицерства притянула большую. Это подтверждается тем, что изначально артель создавалась с целью совместного обеда. Из этого возможно предположить, что инициаторами объединения стали наименее обеспеченные офицеры. Это подтверждается и участием в этой группе Ивана Якушкина – небогатого дворянина с самым низким, до 1816 года, чином прапорщика. Остальные же офицеры притянулись к артели немного позже, по идейным соображениям.

Как отмечал сам Якушкин: «в 1611-м  году, когда я вступил в Семеновский  полк, офицеры, сходившись между собою, или играли в карты, без зазрения совести надувая друг друга, или пили и кутили напропалую», теперь же все стало липче — культурным в осмысленным. «После обеда одни играли в шахматы, другие мигали громко иностранные газеты и следили за происшествиями в Европе,— такое времяпрепровождение было решительно нововведение». [10, 120]

Ликвидированная императором Александром  артель, не оставила после себя никаких  документальных подтверждений о  своем составе. Лишь частично, по мемуарам, возможно восстановить некоторые из имен «артельщиков». Согласно трудам М.В. Нечкиной,  это, в первую очередь, И.Д. Якушкин, его близкий друг Иван Щербатов, прапорщик  Матвей Муравьев-Апостол, также состоявший в полку с 1811, и его  младший брат Сергей. Под вопросом остается участие в артели князя Трубецкого, вступившего в полк еще в ноябре 1808 года, и к 1815 состоявшего уже в чине поручика. Все вышеперечисленные офицеры были тем или иным образом заинтересованы в создании артели. Также очень вероятно и участие в артели Ивана Николаевича Толстого - близкого друга Якушкина и Муравьевых – Апостолов, офицеров - семеновцев Какшарова, Ермолаева и Вадковского. По свидетельствам И.Д. Якушкина, артели также покровительствовал полковой командир генерал Потемкин. Однако через несколько месяцев после формирования артели от императора поступил приказ о ее роспуске в связи с тем, что «такого рода сборища ему не очень нравятся». [10, 120]

Таким образом, стоит отметить, что, несмотря на короткий срок своего существования (менее года). «Семеновская артель» стала неким олицетворением стремлений офицерства к объединениям, условной отправной точкой, давшей толчок к дальнейшим преобразованиям, движению общественной мысли, вылившейся в итоге в бурный революционный поток.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Священная артель

 

Наряду с Семеновской стоит отметить также «Священную артель» офицеров Генерального штаба, просуществовавшую с 1814  до 1818 года с некоторыми перерывами. В отличие от Семеновской, «Священная артель» не имела официального характера и объединяла небольшой кружок близких друзей и братьев. Однако изначально характерным для нее также было ведение общего хозяйства.

Изначально членами «Священной артели» были Александр и Николай Муравьевы, Иван Бурцов. «Однажды, сидя с братом и Бурцовым,— рассказывает Николай Муравьев.— нам пришло на мысль жить вместе, нанять общую квартиру, держать общий стол я продолжать заниматься для образования себя.  (…) Бурцев нашел квартиру в Средней Мещанской улице, где мы и поместились.» [3, 29]. Таким образом, основание артели можно датировать второй половиной 1814 года.  Однако в законченном виде священная артель превратилась в «дружеское общество». Не случайно И.И. Пущин потом называл ее «мыслящим кружком». [1, 96]

Также  согласно трудам М.В. Нечкиной,  Александр Муравьев был единственным «инициатором и основателем декабристского общества».    [11, 76] Однако только Николай Муравьев описал артель в своих «Записках», именовав ее «священная». И это будет уже вторая пред-декабристская организация, в которой мы встречаем Николая Муравьева.

На первом этапе артель просуществовала  до весны 1815, когда гвардия вновь  отправилась в поход. В этом же году, возвратившись, артель возобновили снова, однако численно она возросла.

В разное время к артели примкнули Михаил Муравьев, братья Петр и Павел Колошины, Алексей Семенов, Александр Рачинский, Вильгельм Кюхельбекер, Антон Дельвиг, Владимир  Вальховский, вышеупомянутый Иван Пущин, следом его брат Михаил, а также Михаил Кюхельбекер и Демьян Искристский.

 «Еще в лицейском мундире я был частым гостем артели, которую тогда составляли Муравьевы (Александр и Михайло), Бурцов, Павел Колошин и Семенов. С Калошиным я был в родстве. Постоянные наши беседы о предметах общественных, о зле существующего у нас порядка вещей и о возможности изменения, желаемого многими в тайне, необыкновенно сблизили меня с этим мыслящим кружком; я сдружился с им, почти жил в нем. » [13, 65] . Так описал И. И. Пущин свое вступление в священную артель, ставшую для него связующим звеном с союзом Спасения. Таким образом, сама артель явилась предшественником первой организации декабристов.

Надо сказать, что одной из характерных  черт декабризма было преклонение перед  новгородской вечевой «республикой». В свое время, это нашло отражение  в конституционных проектах Пестеля  и Никиты Муравьева, где они именуют  будущий парламент революционной  России «Народным Вечом». Само устройство собраний артели несло в себе республиканские черты: в артели имелся устав, а собрания начинались по звону «вечевого колокола».

Информация о работе Преддекаьристские объединения