Преддекаьристские объединения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 16:38, реферат

Описание

Литература о декабристах достаточно обширна. Однако сведений касательно именно предыстории декабризма на порядок меньше. Это связано с тем, что возникающие стихийно кружки и объединения были, по большей части малочисленны, и просуществовали достаточно короткий срок. Деятельность их была в основном полулегальной, без каких либо документальных подтверждений, кроме отрывочных сведений из очерков и биографий самих участников движения, записок, в частности И. И. Пущина, Александра Семеновича Гангеблова, Н. Тургенева, Михаила Орлова, И.Д. Якушкина.

Содержание

Введение_________________________________________________________2
Пред-декабристские объединения____________________________________4
Предпосылки для возникновения пред-декабристских объединений _4
Артель Семеновского полка ___________________________________6
Священная артель ___________________________________________9
Кружок В.Ф. Раевского______________________________________12
Орден русских рыцарей______________________________________13
Заключение______________________________________________________17
Список литературы________________________________________________19

Работа состоит из  1 файл

Microsoft Office Word Document.docx

— 52.67 Кб (Скачать документ)

Надо сказать, что некоторые  изречения участников артели, в частности: артель ждет, что «час пробьет», жаждет услышать «Отечества призванье», а потом «появиться из тьмы» на этот зов отечества, «сплетенные рука с рукой», [10, 129] весьма всполошили А. С. Шишкова, одного из охранителей самодержавных устоев. Более того сама артель существовала уже в тот момент,  когда предшествующая Семеновская была официально запрещена Александром I, а некоторые из членов, в частности Пущин и Вольховский, были переданы в тайное общество. Законспирированность артели проявляется в первую очередь в том, что она оставила после себя крайне мало документальных источников, что может свидетельствовать об «остроте  обсуждавшихся в ней политических тем» [10, 113]

Из записок Пущина следует, что  артель просуществовала до 1817 года включительно. Осенью этого года гвардия  ушла в Москву, и после сведений об артели уже не было обнаружено. Таким образом, будучи не самой многочисленной, артель стала наиболее стойкой, просуществовав порядка трех лет.

В русле изучения типологии Священной  артели, нельзя не обратится к трудам Боковой, в которых она приводит доводы к тому, что традиционное отнесение «Священной артели» к ранним пред-декабристским организациям является не совсем оправданным. «…в отличие от декабристских тайных обществ, цель «артели» была не политической, а житейски прикладной». В качестве подтверждения она приводит также и тот факт, что «артель довольно долго существовала параллельно с тайными обществами, не вытесняясь ими (но, правда, используясь в 1817 г, для вербовки членов: обычная практика Союза Спасения, а вслед за ним — Союза Благоденствия). Факт же присутствия одних и тех же лиц в различных общественных объединениях в исследуемое время вряд ли может считаться доказательством их преемственности. В противном случае, следуя логике такой преемственности, придется признать «пред-декабристской организацией» Московское математическое общество (три члена — декабристы)…» [1, 97] Тем не менее, принимая во внимание официальную теорию, Семеновская и Священная артели явились важнейшими ранними  пред-декабристскими организациями. Более того, в отличие от Семеновской, у идеях членов «Священной артели» уже начали проявляться некоторые характерные для декабризма черты. Забегая вперед, стоит отметить, что 9 февраля 1816 года члены вышеупомянутых артелей объединились в первую декабристскую организацию, получившую название «Союз спасения». Учредителями и организаторами общества были уже известные гвардейские офицеры А. Н. Муравьёв, М. Муравьёв-Апостол и С. Муравьёв-Апостол, князь Сергей Трубецкой. Помимо членов Семёновской и Священной артелей, в состав общества вошли также Н. М. Муравьёв, Павел Пестель, майор М. С. Лунин.

 

 

4. Кружок В. Ф. Раевского

 

Помимо артелей, стоит отметить множественность подобных объединений, характерную для того времени. О  существовании многих из них не осталось никаких документальных подтверждений. В числе известных стоит отметить кружок В. Ф. Раевского. Историки официально относят его к пред-декабристским организациям. Однако информации об этом кружке крайне мало.

 Кружок был основан около  1816 года в Каменец - Подольске на Украине. Среди членов кружка были: подполковник Кисловский, штабс-капитан Приклонский и губернский доктор Диммер. Все они носили одинаковые железные кольца в знак товарищества.

О политическом характере кружка свидетельствуют  послания Раевского членам товарищества, в которых декабрист явно осуждает самодержавие. Политические стихотворения  Раевского стали своеобразным «идейным памятником кружка»: «Чем выше здание - тем ближе к разрушенью... Кто ближе к скипетру, тот ближе к ниспаденью!» [18] о длительности существования кружка фактически ничего не известно. Сам же Владимир Федосеевич Раевский стал известен как «первый декабрист», а в феврале 1822 года судим за Революционную агитацию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Орден русских рыцарей

 

Наиболее ранним из послевоенных политических тайных обществ принято считать «Орден русских рыцарей». Возникновение ордена М.А. Дмитриев-Мамонов отнес к 1 августа 1812 г. [15, 318]., однако формирование ордена проходило не позднее 1814 года. К тому же, согласно Нечкиной М.В., идея о создании тайного общества зародилась у Михаила Орлова в 1814 году. «В том же 1814 г. посредством переписки М.Орлов снесся с графом Матвеем Дмитриевым-Мамоновым (…).», который «оказался в тот момент уже готовым к политической конспирации.» [10, 132] Однако дальше переписки дело не дошло, и в течение последующего года новых членов в Ордене не появилось, более того никаких подтверждений о личных встречах Орлова и Дмитриева-Мамонова нет.

Период наиболее активной деятельности Ордена укладывается со второй половины 1815 по начала 1816 годов. За этот период от М. Орлова получает приглашение о  вступлении в Орден Н. Тургенев.

Среди участников Ордена стоит отметить и известного поэта-партизана войны 1812 года Дениса Давыдова. Его участие  в создании программных документов Ордена подтверждается в письме М. Дмитриева-Мамонова.

Под вопросом также участие в  Ордене М. Невзорова, чьи рукописи явно свидетельствуют о связи с выпущенными некогда Орденом брошюрами. Более того, Невзоров был близким другом семьи Тургеневых и давним «братом» Дмитриева-Мамонова по масонским связям.

Таким образом, говоря о составе  членов Ордена, следует отметить в  первую очередь графа М.А. Дмитриева-Мамонова и М.Ф. Орлова, завербованных Н.И. Тургенева и М.Н. Новикова, Дениса Давыдова, а также неких флигель-адъютантов М. и Б, причем последний, по словам Орлова,  якобы являлся соучеником Тургенева по пансиону аббата Николя. Согласно Боковой, эти «неизвестные», «упомянутые в «России и русских» Н.И. Тургенева – князь А.С. Меньшиков и И.М. Бибиков.» [1, 255] . Однако Нечкина, в своих трудах, упоминает А.Х. Бенкендорфа. [10, 134] Также Ю. И. Лотманом  среди членов упоминаются граф Ф.П. Толстой. Несмотря на целый ряд сохранившихся уставных и программных документов: «Краткие наставления русскому рыцарю», «Пункты преподаваемого во Внутреннем  ордене учения», «Краткий опыт», «Катехизисы» разных степеней и пр., о деятельности Ордена почти ничего не известно. Более того, нет документально подтвержденных данных о том, что члены Ордена вообще когда-либо собирались вместе. Согласно Орлову, «общество так и не было составлено». [7, 25]

Цель Ордена,  согласно Орлову, «была  двоякая (…) . Сперва хотели противиться злу лихоимства в России, и в сем первом виде устав общества должен был быть представленным на утверждение Его Императорского Величества, потом противопоставить русское тайное общество предполагаемым польским, и тогда на утверждение государя поступить не могло». [7, 25]

Таким образом, можно сказать, что деятельность ордена свелась к составлению программных документов и проработке обрядности. В частности, рисованию эмблем, продумыванию ритуальных деталей. В основе Ордена был заложен принцип разделения, в данном случае на «Внешний Орден», к которому относились большинство,  и «Внутренний Орден», в который входили так называемые лидеры, вожди.

Однако до активных непосредственных действий этого не зашло. Уже в феврале 1816, один из участников Ордена – Дмитриев-Мамонов высказался в одном из своих французских писем о том, что «общество существует только в идее» [15, 400]   так как в 1817 все желающие перешли из Ордена в ново созданный Союз Спасения.

Несмотря на такую, внешне не активную деятельность, стоит тем не менее отметить, что Орден явился определенно значимой фигурой в общем пред-декабристском течении. Интерес представляют цели Ордена. А именно, государственный переворот и реализация конституционного проекта.

 Рассматривая набросанные рукой Дмитриева-Мамонова в 1814 году «Пункты преподаваемого во Внутреннем ордене учения», носят явно черновой характер. Тем не менее, необходимо отметить основные его положения: резкое ограничение самодержавия (лишение законодательной власти, права назначать налоги, объявлять войну, карать подданных.), учреждение Сената (его состав предполагалось формировать из 200 наследственных пэров, 400 представителей дворянства и 400 представителей народа), упразднение рабства, сохранение частного землевладения, учреждение  торговых компаний для связи с Востоком, учреждение нескольких вольных городов, упразднение винных откупов, вольная продажа соли, введение «вольного книгопечатания». Автор требует «дарования Ордену поместьев, земель и фортеций, наподобие рыцарей Тамплиеров и считает необходимым дарование двумстам наследственным вельможам государства «уделов городами и поместьями» [10, 135]

В вопросах внешней, национальной и  религиозной политики предполагались весьма радикальные меры, в частности подчинение идеям нетерпимости и шовинизма: изгнание, а порой и истребление иноземцев на государственных постах, многочисленные войны против «неверных», присоединение к России всех славянских народов, прусской и австрийской частей Польши, а также Венгрии и Норвегии; изгнание Турок из Европы, восстановление греческих республик под протекторатом России и т.д.

Разработанный набросок  положений  был весьма отрывочен, не продуман и  нуждался в явной доработке. Более  того многие из пунктов Дмитриева-Мамонова никак не могли совпасть с позицией Орлова, в частности касаемо Норвегии, «утверждению политической самостоятельности  которой Орлов способствовал, что  подтверждено дипломатическими материалами». [10, 135].

В дальнейшем проект приобретает черты  республиканского характера. А работа над ним уже ведется совместно  Орловым и Мамоновым. По новому уложению, парламент переименовывается в  «Народное Вече», в составе которого две палаты: палата вельмож (679 депутатов, 221 из которых наследственные вельможи, 442 простых дворян. 10 депутатов «русского рыцарства» и 6 от «вольных городов») и палату мещан (3000 человек). из вышеперечисленного следует, что аристократический характер, присущий «Пунктам» сохраняется.

Этот текст «»Краткого опыта» не был датирован автором, однако известно, что написан он был до отъезда Дмитриева-Мамонова за границу в феврале 1816 года. Таким образом, написанный текст можно «датировать примерно январем 1816 г.». [10, 138]

В это же время, работу над конституциями  вели Николай Тургенев и, по словам П.И. Пестеля, М.И.Новиков. Однако положения заложенные в конституции были иными. Так, согласно дневникам Тургенева, его конституция во многом отличалась от предложенной Дмитриевым-Мамоновым, в частности введением однопалатного парламента, хотя идея крупно земельного пэрства сохранилась. Конституция же Новикова, согласно Пестелю, была «республиканская и Верховная власть в  оной находилась в особом сословии, коего председатель имел два голоса, а прочие члены по одному, прочие предметы определялись как и во всех почти республиканских конституциях. Много было сходства с Американскою» [15, 407]

Таким образом, стоит еще раз  отметить, что активных действий от участников в составе Ордена так  и не последовало. Позже М.Орлов, Н.Тургенев и М.Н.Новиков войдут в другие декабристские организации и примут непосредственное участие в декабристском движении, но уже в составе Союза Благоденствия. Первая организация, возникшая на основе деятельности артелей с более демократическим характером, разработает свою программу действий.

 

 

 

 

Заключение

 

Подводя итоги, хотелось бы  еще раз подчеркнуть основные вопросы, рассмотренные в данной работе.

Кризис ««кризис феодально-крепостнического строя», нарастание народного недовольства, особенности внешней и внутренней политики Александра I, общая ситуация в России и в Европе на период с 1812 года – все это послужило становлению новой, революционно-освободительной  мысли,  содействовала образованию тесных товарищеских коллективов, объединенных общей идейной связью и политическими настроениями. С  1814 года декабристское движение делает свои самые первые шаги, складываясь из вспыхивающих очагов «мыслительных кружков» и затухающих столь же быстро. Артель Семеновского полка, «Священная артель», Орден русских рыцарей, Кружок В.Ф. Раевского: все они вошли в историю как пред-декабристские. Основным их занятием были дискуссии о государственном строе, о политике в целом, о том, как изменить "зло существующего порядка вещей", никаких конкретных активных, целенаправленных действий эти объединения не предпринимали. Тем не менее, именно они стали первыми искрами революционного пожара, охватившего страну в далеком 1825 году. И если изначально объединения несли в себе по большей части лишь идеи, то в последующем, дали освободительному движению таких декабристов, как М.Орлов, Н.Тургенев, М.Н.Новиков, А. Н. Муравьёв, М. Муравьёв-Апостол, С. Муравьёв-Апостол, В. Ф. Раевский  и др. А те самые, зарождавшиеся в пред-декабристских объединениях, идеи сформировали политические «лозунги» декабристов»: ликвидация крепостничества, введение конституции и др.

Есть основания полагать, что  перечисленные четыре пред-декабристские организации были далеко не единственными из существовавших в военные и послевоенные годы. Возникающие стихийно и повсеместно, они весьма и весьма беспокоили власти. По словам кн. С.П. Трубецкого, Александр I был удивлен стремлением офицеров к подобным объединениям и «несколько раз повторил слова: «Это странно! Очень странно!  Отчего они вздумали учиться!» [16, 227]

Позже, с целью «ослабления товарищеской связи меж офицерами»  в Петербурге были установленые новые правила, согласно которым одну из рот гвардейского полка размещали за городом, а при производстве капитана гвардии в полковники, переводить его в другой гвардейский полк. Воспоминания декабриста [2, 28] Однако изменить русло набирающей силу реки было уже крайне сложно, декабризм охватывал умы, а численность кружков и объединений росла повсеместно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы

Информация о работе Преддекаьристские объединения