Предпосылки реформ Солона в современной историографии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 16:42, доклад

Описание

В начале VII в. до н. э. сформировалась политическая система афинского полиса как аристократической республики. Во главе государства стояла коллегия из девяти магистратов – высших должностных лиц, занимавших свой пост в течение года. Они назывались архонтами, и между ними существовало определенное разграничение функций. Первый архонт – эпоним – считался высшим гражданским должностным лицом полиса; он давал свое имя году, на который приходилось его правление. Второй архонт – басилей – был наследником древней царской власти, но в эпоху архаики сохранял лишь полномочия верховного жреца полиса, руководителя религиозной жизни общины. Третий архонт – полемарх – являлся верховным главнокомандующим вооруженными силами. Остальные шесть архонтов – фесмофеты – контролировали соблюдение устного права (письменных законов в Афинах еще не было).

Работа состоит из  1 файл

Предпосылки_реформ_Солона_в_современной_историографии.doc

— 95.50 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Предпосылки  реформ Солона в современной  историографии

 

Доклад по истории Древнего мира

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Предпосылки реформ.

В начале VII в. до н. э. сформировалась политическая система афинского полиса как аристократической республики. Во главе государства стояла коллегия из девяти магистратов – высших должностных лиц, занимавших свой пост в течение года. Они назывались архонтами, и между ними существовало определенное разграничение функций. Первый архонт – эпоним – считался высшим гражданским должностным лицом полиса; он давал свое имя году, на который приходилось его правление. Второй архонт – басилей – был наследником древней царской власти, но в эпоху архаики сохранял лишь полномочия верховного жреца полиса, руководителя религиозной жизни общины. Третий архонт – полемарх – являлся верховным главнокомандующим вооруженными силами. Остальные шесть архонтов – фесмофеты – контролировали соблюдение устного права (письменных законов в Афинах еще не было).

Чрезвычайно важную роль в управлении играл Совет ареопага – главный оплот власти аристократии. В него входили архонты, у которых истек срок их пребывания у власти; они оставались членами ареопага пожизненно. Именно ареопаг, пользовавшийся большим авторитетом, имел право назначить гражданина на должность архонта. Ареопаг осуществлял высший контроль над всей жизнью государства, а также являлся верховной судебной инстанцией, разбиравшей наиболее важные дела.

Народное собрание в Афинах вплоть до VI в. до н. э. не играло сколько-нибудь значительной роли. В целом положение рядового демоса было довольно приниженным. Он полностью подчинялся аристократии и, кроме того, находился от нее в экономической зависимости, которая постоянно увеличивалась. Во второй половине VII в. до н. э. широкое распространение получила долговая кабала; на крестьянских земельных участках появились горосы (закладные камни), знаменовавшие фактический переход таких полей в распоряжение кредиторов и превращение прежних владельцев в бесправных арендаторов. Порой неоплатные должники попадали в настоящее рабство.

 

 

Таким образом, в социально-экономической и политической эволюции афинского полиса на протяжении первых двух столетий эпохи архаики  проявлялись тенденции, характерные  для греческого мира в целом. При  этом темпы развития Афин можно определить как средние – более быстрые, чем, скажем, в полисах Беотии и Фессалии, но более медленные, чем в таких развитых государствах, как Коринф, Мегары, Халкида. В частности, афиняне принимали не очень активное участие в Великой греческой колонизации, ибо такой большой, по греческим меркам, полис не испытывал «земельного голода». Лишь в конце VII в. до н. э. Афины отправили первую экспедицию в зону черноморских проливов и основали на малоазийском побережье колонию Сигей.

В 636 г. до н. э. в Афинах впервые была предпринята попытка установить тиранию. Власть попытался захватить молодой аристократ Килон, незадолго до того одержавший победу в Олимпийских играх. Возглавив отряд сверстников, он занял Акрополь. Однако демос не поддержал Килона, и его мятеж был относительно легко подавлен властями полиса; при этом, правда, не обошлось без массового кровопролития и убийств. В расправе над мятежниками важную роль сыграли представители знатного рода Алкмеонидов, которому впоследствии было суждено властвовать в афинском государстве. Неудача заговорщиков показала, что Афины еще не готовы принять тиранический режим. Однако мятеж Килона обострил борьбу между аристократическими группировками. Убийство следовало за убийством, поскольку вступил в действие старинный обычай кровной мести.

Пресечь междоусобные распри был призван первый греческий  свод письменных законов, созданный  в 621 г. до н. э. законодателем Драконтом. Важнейшее место в этом своде занимали законы об убийствах. Их соблюдение должно было если не ликвидировать окончательно кровную месть, то, во всяком случае, поставить наказание под контроль государства. Отныне родственники убитого обязаны были передавать дело о наказании на рассмотрение суда ареопага, а не расправляться с убийцей самовольно.

Итак, к рубежу VI—VI вв. до н. э. в жизни афинского полиса наметились два важнейших процесса: постоянная борьба аристократических родов и растущее закабаление демоса. Оба этих процесса серьезно подрывали стабильность государства. Чтобы поправить ситуацию, были проведены реформы, которые, правда, не помогли полностью изменить положение. Но они резко ускорили развитие Афин, превратив этот полис в один из самых значительных в Элладе, что со временем позволило ему стать политическим, экономическим и культурным центром греческого мира.

 

Платон пишет, что «у афинян возобновился старый спор о  государственном  строе: население разделилось на несколько партий по числу  различных  территорий  в Аттике. Диакрии  более  всех  были  сторонниками  демократии;  главными  сторонниками олигархии были педиэи; третьи, паралы, желали какого-то  среднего, смешанного государственного строя, и не давали ни той ни другой партии взять верх. Поскольку неравенство между бедными и богатыми дошло тогда,  так сказать, до высшей  точки,  государство  находилось  в  чрезвычайно  опасном положении: казалось, оно сможет устоять, а смуты прекратятся  только  в  том случае, если возникнет тирания.

Простой народ в полисах, не имевший политического опыта  и черпавший свои представления  о власти из патриархально-религиозного прошлого, уступил бразды правления практически во всех античных полисах родовой, жреческой и новой имущей аристократии. Поэтому внутриполитическая обстановка в Аттике в последние два десятилетия VII в. до н.э. стала крайне напряженной. В Афинах селились люди, принадлежащие к разным племенам, родам, фратриям. Знатные образуют сословие эвпатридов («благородных»), мелкие земледельцы получают общее для них название геоморов, ремесленники – демиургов»1.

Как видно из источника, замещение всех важных должностей стало привилегией эвпатридов. В результате этого совет старейшин превращается в чисто аристократическое собрание, никем не выбираемое и ни перед кем не отчитывающееся. Оно заседало на холме бога войны Ареса, и потому его назвали ареопагом. Ареопаг законодательствует, осуществляет высший суд, наблюдает за действиями должностных лиц, первое место среди которых принадлежит коллегии, состоящей из 9 старейшин - архонтов. Они избираются ареопагом сроком на год.

Аристотель, характеризуя положение в Афинах в это время, говорит: «5. Ввиду того, что существовал такой государственный порядок и большинство народа было в порабощении у немногих, народ восстал против знатных. Смута была сильная и долгое время одни боролись против других; наконец они избрали сообща посредником и архонтом Солона и поручили ему устройство государства…»2

 «…весь простой народ  был в долгу у богатых, так  как или обрабатывали их землю,  платя за это шестую часть  урожая, - этих людей называли  шестидольниками и фетами –  или, делая займы, подлежали личной кабале у своих кредиторов, причем одни были рабами на родине, других продавали на чужбину. Многие были вынуждены продавать даже собственных детей (этого не запрещал ни один закон) или бежать из отечества вследствие жестокости кредиторов»3.

Таким образом, господство земельной аристократии пагубным образом отразилось на положении народа. Всюду на полях стояли закладные камни. На них было написано кому и на какой срок заложен участок. Такая форма залога - ипотека - была ранним изобретением Греции. Земля отдавалась в пользование должника, но при просрочке платежа - столь обыкновенной - переходила к кредитору.

Растет экономическая  роль богатой торгово-ремесленной  верхушки горожан, по-прежнему отстраненной от власти. Растет и число бедняков-фетов. Все неустойчивее становится положение средних и мелких землевладельцев и ремесленников. В результате в среде свободных возникает целый комплекс противоречий — между богатыми и обедневшими эвпатридами, все еще удерживающими власть, и богачами из землевладельцев, торговцев и ремесленников, стремящимися к власти и использующими недовольство бедноты и средних и мелких собственников. Эти противоречия кристаллизовались как противоречия между богатой родовой аристократией и народом (демосом), возглавляемым богачами.

В 594 году до н. э. всеобщее недовольство вылилось, по словам Аристотеля, в «великую смуту». «Но большинство, и притом самые сильные, - пишет греческий историк Плутарх, - стали действовать заодно, призывая друг друга не оставаться равнодушными зрителями, но избрать одного верного человека в качестве простата, освободить должников, пропустивших срок уплаты, произвести передел земли и совершенно изменить государственный строй»4.

Оказавшись в столь  сложной ситуации, борющиеся стороны  сошлись на кандидатуре поэта и политического деятеля Солона. Далее Плутарх пишет:

«Все приняли его с удовольствием: богатые -  как человека зажиточного, а бедные - как  честного… 

     Ввиду  этого   обе   стороны   были   одушевлены   большими   надеждами;

руководители их предлагали Солону установить  тиранию,  убеждали  его

взяться за государственные  дела с большей решительностью, когда  власть будет у него в руках. Равным образом, многие не примыкавшие ни к одной  из  сторон граждане, видя непреодолимую трудность проведения реформ  на  основе  только здравого рассудка и закона, не возражали против  вручения  верховной  власти одному лицу, отличающемуся честностью и рассудительностью»5.

Было известно, что он не является «сообщником богатых в их преступлениях» и в то же время «не угнетен нуждою». Избранный архонтом, Солон был наделен чрезвычайными полномочиями, среди которых самым важным было право законодательства. Испытывая давление одних, стремившихся к установлению единовластия, и других, рвавшихся к самому широкому народоправству, Солон выбрал политику «золотой середины».

Значение реформ Солона заключается  в том, что это был первый и  важнейший этап в становлении  государства в Аттике, так как  процесс демократизации политической жизни в античных городах-государствах сопровождался обострением борьбы между аристократией, державшей в своих руках власть и стремившейся законсервировать старые полисные порядки, и народом (демосом), все более осознающим свое гражданское единство. Ф. Энгельс охарактеризовал реформы Солона как  «политическую революцию», нанесшую сокрушительный удар по родовой аристократии и приведшую к оформлению государства в Афинах»6.

 

 

2. Современная  историография о деятельности Солона

Сообщения о  Солоне сохранились у очень многих античных писателей. Один только список древних и византийских авторов, в чьих трудах приведены какие-нибудь фрагменты из поэм Солона, насчитывает 37 названий. Еще большее число греческих и римских авторов сообщало различные сведения о деятельности афинского законодателя без ссылок на цитаты из его произведений. Поэтому историографический анализ данной темы сложно сделать, так как  трудность заключается в ограниченности, противоречивости и недостаточности наших источников. По большому счету анализ реформ Солона мы можем делать, опираясь только на  три основных источника – это его биография у Плутарха,  «Афинская Полития» и «Политика» Аристотеля.

Как отмечает Ленцман  Я.А. «все письменные источники о  деятельности Солона делятся на две  далеко не равновеликие и не равноценные  группы: это, во-первых, источники, современные Солону, которые можно подразделить на: а) фрагменты из его стихотворений, б) тексты его законов, в) списки архонтов-эпонимов, и, во-вторых, античная традиция о Солоне, которая в свою очередь достаточно четко подразделяется на ранне- и позднеантичную. Рубежом между двумя последними подгруппами можно считать примерно 300 лет.»7 Поэтому Аристотель многое истолковывал с позиций современных ему отношений. Плутарх, несмотря на то, что был прежде всего писателем, описывающим нравственные поступки своих героев, тем не менее является все же ценным источником, так как сообщает много фактов, не известных другим авторам.

Далее Ленцман  Я.А. пишет, что сообщения Плутарха и Аристотеля восходят к одному источнику  — Андротиону; Аристотель, возможно, пользовался не непосредственно  Андротионом, но его источником. «В отличие от Аристотеля, который в «Афинской политии» дает во многих местах (например, в очень важной 2-й главе) неясное изложение аграрных отношений в Аттике, картина, рисуемая Плутархом, отличается цельностью и последовательностью»8.

По мнению В.П. Яйленко «Для историографии Древней Греции, к сожалению, зачастую характерен «афиноцентризм», т. е. преимущественное внимание исследователей к проблемам истории Афин. Такое положение вещей имеет свои объективные причины: среди них – наибольшее участие афинского полиса в развитии древнегреческой цивилизации, а также относительно более детальная по сравнению с описанием жизни в остальных государствах Эллады освещенность событий афинской истории в источниках.»

Большое значение также имеют и элегии Солона. Поскольку речь идет о деятельности Солона, то предпочтение при изучении вопросов о законодательстве Солона надо отдать не Аристотелю и не Плутарху, а прежде всего стихам самого Солона. В них Солон пытается дать объяснения своим действиям, раскрывает суть своих реформ и обосновывает необходимость предпринятых мер. Именно благодаря его стихам мы можем делать выводы о реформах Солона. Сам Солон так характеризует свои законы:

« Я сочетал с законом принуждение!»9

По поводу тирании Солон так высказался:»как говорят, что тирания - прекрасное местечко,  только  выхода  из

него нет; а  Фоку он пишет в стихах:

 

    ...Если землю пощадил

     Я  родную и тирана власть суровую  не взял,

     То  свое, тем самым, имя не покрыл  позором я

     И  мне нечего стыдиться: так скорее  всех людей

     Я  склоню к себе...»10

Информация о работе Предпосылки реформ Солона в современной историографии