Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 22:04, реферат
Экономическое и социальное развитие России определялось условиями и ходом реализации крестьянской реформы. С 1861 г. капитализм начал утверждаться как господствующая общественно-экономическая система. Наряду с общими закономерностями в России имелись и существенные особенности развития капитализма. Это объяснялось сохранением традиционных структур в экономике и социально-политической сфере: помещичья собственность на землю; деление общества на сословия и их неравноправность; самодержавие, защищавшее интересы помещиков и опиравшееся на военно-полицейский аппарат.
Господствующее положение в стране по-прежнему принадлежало дворянам. Их некоторое экономическое ослабление не сказалось на социально-политическом влиянии. Дворянство оставалось опорой самодержавия, занимало ключевые позиции в чиновничье-бюрократическом аппарате, армии и общественной жизни. Некоторые дворяне, приспосабливаясь к новым условиям, активно участвовали в промышленной и финансовой деятельности.
Быстро росла буржуазия, набиравшая экономическую силу. Однако она играла незначительную роль в социальной системе. Политически слабая и неорганизованная, она поддерживала самодержавие, которое обеспечивало экспансионистскую внешнюю политику и возможность эксплуатации трудящихся. Часть буржуазии вырастала из «капиталис-тых крестьян», обогатившихся за счет ростовщичества, торговли и отхожих промыслов.
Социальное расслоение крестьянства - выделение кулаков и разорение основной массы - было результатом проникновения в деревню капиталистических отношений.
Обнищавшее
крестьянство и городская беднота
служили источником формирования пролетариата.
Особенность рабочего класса России
состояла в том, что в нем, с
одной стороны, постепенно созревал
кадровый пролетариат, окончательно порвавший
с деревней, а с другой -оставались не потерявшие
свою связь с нею. Положение российского
рабочего класса существенно отличалось
от западно-европейского. Жесткая система
эксплуатации, тяжелые условия труда и
быта, отсутствие системы страхования
— все это обусловливало развитие рабочего
движения и облегчало антиправительственную
деятельность революционеров.
2
Эволюция политического
строя во второй
половине XIX века
Правление
императора Александра II (1856—1881) стало
периодом радикальных преобразований
российского общества. Интересы политического
и исторического развития страны потребовали
коренным образом изменить основные идеологические
установки самодержавной системы. После
Крымской войны столкновение традиционных
николаевских порядков и новых требований
ставило Россию перед необходимостью
и неизбежностью реформирования государственного
строя. Но в силу особенностей исторического
развития, государственного и общественного
устройства России радикальные преобразования
могли осуществляться лишь при содействии
самодержца. Когда Александр II в феврале
1855 г. вступил на российский престол, ничто
не предвещало в нем реформатора. В отличие
от своего отца, он получил приличествующее
наследнику трона образование и воспитание.
Его учителями были В.А. Жуковский, составивший
для него учебную программу, М.М.
Сперанский, Е.Ф. Канкрин.
Воспитатели отмечали в нем доброжелательность,
общительность, неплохие способности
к наукам, но вместе с тем как недостаток
- склонность отступать перед
трудностями. Александр II стал императором
в 36 лет, вполне сложившимся человеком,
имея опыт государственной деятельности
[2] .
Отмена крепостного права стала центральным событием царствования Александра II Освободителя. Затем последовали реформы местного управления, системы судопроизва,реорганизация армии, реформа финансов, народного просвещения цензуры и др.
Отмена крепостного права.
Вскоре после окончания Крымской войны, в конце 1857 г., был создан секретный комитет для выработки плана постепенного освобождения крестьян. Усиление крестьянского движения заставило правительство ускорить обсуждение проектов реформы. Были созданы губернские комитеты, в которых участвовали только дворяне. Крестьянство от обсуждения проектов освобождения устранялось. Планы дворян объединяло стремление оставить помещичьи земли неприкосновенными, законсервировать все права и привилегии помещиков и сохранить за ними возможность эксплуатировать крестьян.
При обсуждении сложились
Помещики черноземных районов,
где земля была плодородной,
нуждались в рабочих руках
и хотели сохранить
При обсуждении проектов
Манифест и «Положения» 19 февраля 1861 г. 19 февраля 1861 г. царь Александр II подписал два основных документа о проведении реформы: Манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей и об устройстве их быта” и “Высочайше утвержденные его императорским величеством положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости». Оба документа были буквально “вырваны” у правительства усилившейся классовой борьбой крестьянства. Однако царизм постарался скрыть вынужденность уступок. Правительство объявило реформу добровольным самопожертвованием дворянства.
Манифест и «Положения» 19 февраля 1861 г. касались трех основных вопросов: личное освобождение крестьян, наделение их землей и порядок совершения выкупной сделки. Манифест провозглашал юридическую свободу каждого крестьянина и “даровал” им некоторые общегражданские права. Крестьянин мог выступать как юридическое лицо, заключать сделки, предъявлять иски, владеть движимым и недвижимым имуществом. Крестьянин мог без специального разрешения помещика вступить в брак, поступать на службу и в учебные заведения, переходить в сословие мещан и купцов [1].
Получив личную свободу,
Наделение крестьян землей и
взаимоотношения помещика с
Для удовлетворения требований
всех категорий дворянства
В том случае, если помещик и крестьяне не приходили к соглашению, вмешивались так называемые мировые посредники, роль которых выполняли дворяне и чиновники, в основном защищавшие интересы помещиков.
Если размеры крестьянских
В среднем крестьянская семья получила около 7 десятин земли, что было совершенно недостаточно для ведения товарного рентабельного хозяйства. Реформа 1861 г. обрекала крестьян на малоземелье, способствовала дальнейшему разорению и обнищанию русской деревни.
Крестьяне подверглись грабежу
не только при определении
размеров надела, но и при назначении
цены за землю. Рыночная
Поскольку у крестьян не было
суммы, необходимой для выкупа
земли, и для того чтобы
Фактически крестьяне платили
не только за землю, но и
за личную свободу, за волю.
Крестьянин становился
Правительство понимало, что в
ответ на грабеж вновь
Судебная реформа 1864 г. Структуру дореформенной судебной системы составляли разнообразные исторически сложившиеся органы, делавшие ее сложной и запутанной. Существовали особые суды для крестьян, горожан, дворян; специальные коммерческие, совестные, межевые и иные суды. Судебные функции отправляли и административные органы - губернские правления, органы полиции и др. Закон не устанавливал для судей образовательного ценза и в судах первой инстанции малограмотные судьи составляли большинство членов.
Рассмотрение дел во всех
20 ноября 1864 г. были утверждены и вступили в силу основные акты: Утверждения судебных установлений, Устав уголовного судопроизводства, Устав гражданского судопроизводства. Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями. Создавались две судебные системы: местные и общие суды. К местным относились: волостные суды, мировые судьи и съезды мировых судей. У общим - окружные суды, учреждаемые для нескольких уездов; судебные (по гражданским и по уголовным делам) палаты, распространявшие свою деятельность на несколько губерний или областей, и кассационные (по гражданским и по уголовным делам) департаменты Сената.
Реформа судебной системы провозгласила новые принципы правосудия - отделение суда от администрации, создание всесословного суда, равенство всех перед судом, несменяемость судей и следователей, прокурорский надзор, выборность (мировых судей и присяжных заседателей). В Государственном совете подчеркивалось, что «...при соединении администрации и суда в одних руках не представляет ручательства в там, что каждая из двух областей административная и судебная, будет держаться в ее естественных пределах. По сим причинам решения административных властей по делам судебным всегда внушают к себе недоверие и всякое наказание назначенное без суда, представляется произволом власти, возбуждает ропот». Вместе с тем, при создании новых судов в «Учреждении судебных установлений» в Приложении к ст. 2 говорилось: «Судебная власть духовных, военных, коммерческих, крестьянских судов определяется особыми о них постановлениями», т.е. ссхловная юстиция фактически сохранялась.
В ходе подготовки и