Формирование принципов
сосгязательноста в судебном процессе
потребовало создания нового специального
института - адвокатуры (присяжных поверенных).
Наряду с присяжными поверенными в коллегиях
при судах, в процессе могли участвовать
частные поверенные. Руководящим органом
коллегии адвокатов стал Совет присяжных
поверенных. Учреждение адвокатуры
было серьезной уступкой царизма общественному
Движению.
Закон определял сферу юрисдикции
мировых судов следующим образом:
в сфере гражданско-правовой на мировых
судей возлагалось рассмотрение дел по
личным обязательствам и договорам (на
сумму до 300 рублей), дел, связанных с вознаграждением
на сумму не свыше 500 рублей, исков за оскорбление
и обиду, дел по установлению права на
владение.
Окружные суды учреждались на несколько
уездов и состояли из председателя и членов.
Новым институтом, введенным реформой
на уровне первого звена общей судебной
системы (окружных судов), были присяжные
заседатми. На суд присяжных предлагались
дела «о преступлениях и проступках, влекущих
за собой наказания, соединенные с лишением
всех прав состояния, а также всех или
некоторых особенных прав и преимуществ».
Коронные судьи назначались царем
по представлению министра юстиции.
Кандидаты на должность должны
были соответствовать определенному
цензу: иметь высшее юридическое образование,
стаж работы в правоохранительных органах
(не менее 3-х лет). Во главе окружного суда
стол председатель, во главе отделений
- товарищи председателя.
На судебные полата возлагались
дела по жалобам и протестам
на приговоры окружного суда, а также дела
о должностных и государственных преступлениях.
Дела рассматривались при участии «сословных
представителей», в состав которых входили
губернский и уездный предводители дворянства,
городской голова губернского города
и волостной старшина.
Кассационные департаменты Сената
рассматривали жалобы и протесты
на нарушение «прямого смысла законов»,
просьбы о пересмотре по вновь открывшимся
обстоятельствам приговоров, вошедших
в законную силу, и дела о служебных преступлениях
(в особом порядке судопроизводства). В
1872 году было учреждено также Особое присутствие
Сената, рассматривавшее политические
дала особой важности.
Судебные палаты выступали в
качестве апелляционной инстанции
по делам окружных судов, рассмотренных
без участия присяжных заседателей, и
могли заново, в полном объеме и по существу,
рассматривать уже решенное дело. Первоначально
в апреле 1866 г. были созданы только два
судебных округа (Петербургский и Московский),
а в остальных районах новые суды создавались
в течение долгого времени, постепенно
и по частям.
Институт присяжных заседателей
был наиболее радикальным нововведением
реформы. Вердикт присяжных, выносившийся
ими в суде на основании
собственного суждения, не вписывался
в старую систему розыскного судопроизводства.
В общие списки присяжных заседателей
включались: почетные мировые судьи, государственные
служащие, выборные должностные лица,
землевладельцы, обладающие определенным
имущественным цензом. От крестьянского
сословия в списки включались волостные
старшины, сельские старосты, волостные
и сельские судьи. Закон запрещал включать
в списки присяжных заседателей, «прислугу
и наемных рабочих».
Судебная реформа имела огромное
значение уже потому, что обеспечивая
существенную степень защиты подданных
Российской империи в гражданских и, и
меньшей стопчи, 72 уголовных делах она
способствовала самому процессу выработки
понятий прав человека как гражданина
России. Хотя следует отметить и тот факт,
что успех реформы был обеспечен не голько
банкротством старой системы, но и смутным
представлением значения новой.
Военная реформа 1874
г. Одной из важнейших была военная
реформа. Поражение в Крымской войне явилось
тяжелым уроком. Война показала, что регулярная
армия, основанная на рекрутских наборах,
не может противостоять буржуазным армиям
европейских государств. Цель преобразования
старой крепостнической армии состояла
в приближении ее к армии буржуазного
типа обладающей обученным личным запасом,
снабженной современным оружием и хорошо
подготовленными офицерскими кадрами.
Реформа проводилась в течение
нескольких лет. Россия была
разделена на 15 военных округов; был
выработан новый устав строевой службы.
Создание военных гимназий, училищ, академий
позволило улучшить военную подготовку
офицеров. Было ускорено перевооружение
армии новыми техническими средствами
— винтовками, артиллерией; был создан
паровой военный флот и т. д. Однако эти
улучшения не устранили главную причину
слабости русской армии — ее феодально-сословную
структуру.
В связи с этим в 1874 г. правительство
приняло закон о всесословной воинской
повинности мужчин, достигших 20 лет. Это
позволяло сократить численность армии
в мирное время и давало возможность резко
повысить ее численность в военное время,
призвав запасников. Освобождались от
действительной службы по семейному положению
(единственный сын) или по жребию (некоторых
зачисляли сразу в ополчение). Срок службы
вместо 25 лет, как было раньше, сокращался
до 6 лет действительной и 9 лет запаса,
на флоте — до 7 лет действительной и 3
лет запаса. Для лиц с высшим образованием
срок службы сокращался до 6 месяцев.
В целом военная реформа способствовала
усилению русской армии. Однако
дух возмутительного бесправия
и полной беззащитности солдат
оставался. Задавленная муштрой,
жесточайшей дисциплиной, армия оставалась
опорой царизма.
3
Политический кризис
конца 70-х — начала 80-х
годов.
Последствия русско-турецкой войны,
неурожаи и голод 1879—1880 и промышленный
спад создали на рубеже 70—80-х годов острую
кризисную ситуацию. Вновь усилилось крестьянское
движение происходили волнения студентов
в Москве, Петербурге и Харькове земско-либеральные
деятели выступили за введение конституции.
В этой обстановке революционеры совершили
серию террористческих актов. Обстановка
в стране накалилась.
Правительство ответило репрессиями.
С августа 1878 г. дела о политических
преступлениях были переданы из гражданских
судов в военные. В том же году был создан
аппарат полицейских урядни ков для борьбы
с крестьянским движением, организована
сыскная полиция для преследования революционеров.
Обыски, аресты стали обычным явлением.
В апреле 1879 г. (после покушения А. К. Соловьева
на Александра II) в Петербурге, Харькове
и Одессе были учреждены временные генерал-губернаторства
наряду с уже существовавшими постоянными
генерал-губернаторствами (в Москве Киеве
и Варшаве). Все генерал-губернаторы получили
чрезвычайные полномочия (предавать военному
суду, подвергать административной высылке,
арестовывать, закрывать издания и т. д.).
После взрыва в Зимнем дворце 5 февраля
1880 г., организованного С. Халтуриным, правительство
попыталось найти спасение в диктатуре.
12 февраля 1880 г. была создана Верховная
распорядительней комиссия по охране
государственного порядка и общественного
спо- койствия. Главным чиновником комиссии
был назначен один из самых хитроумных
и ловких сановников, бывший харьковский
генерал-губернатор граф Михаил Тариелович
Лорис-Меликов. Наряду с карательными
мерами Лорис-Меликов начал диалог с земствами,
пообещав расширить их права ослабил цензуру,
с поста министра просвещения был смещен
Д.А.Толстой.
Заняв после ликвидации Верховной
распорядительной комиссии (август
1880 г.) посты министра внутренних дел и
шефа корпуса жандармов, Лорис-Меликов
стремился завершить проведение реформ
и тем самым преодолеть кризис. Для стабилизации
положения были отправлены на места сенатские
ревизии, расследовавшие факты злоупотреблений,
расширены права печати, ликвидировано
III отделение. В январе 1881 г. Лорис-Меликов
представил Александру II проект реформ,
с помощью которых диктатор предполагал
вывести правительство из кризиса. Он
предложил создать административно-хозяйственную
и финансовую комиссии, включавшие чиновников
и «благонадежных» общественных деятелей,
для подготовки реформы местного управления
и пересмотра условий выкупа крестьянских
земель. Затем проекты должны были вноситься
на рассмотрение общей комиссии с участием
земско-городских выборных. 7 марта 1881
г. этот план, названный «конституцией
Лорис-Меликова», был одобрен императором.
Однако в тот же день Александр II был убит
в результате террористического акта.
Заключение
Таким
образом, по результатам данной работы
можно говорить о том, что изучение
исторических аспектов формирования российского
общества во вотрой половине 19 века позволило
сделать следующие выводы.
Отмена
крепостного права и реформы 60-70-х
годов ускорили переход России
от феодализма к капитализму. Был сделан
первый шаг, превращавший Россию из феодальной
монархии в монархию буржуазную. Реформы
носили буржуазный характер, они открывали
простор для развития капитали-стических
отношений в экономической и в социально-политической
жизни страны. Их объективный смысл состоял
в том, что социально-политический строй
России приспосабливался к требованиям
развивавшегося капитализма. В этом историческое
значение реформ.
Вместе с тем реформы были
половинчатыми, ограниченными. Они
проводились самодержавием и
помещиками, заитересованными в
сохранении старых порядков. Несмотря
на все преобразования, в России
сохранились многочисленные феодальные
пережитки и в базисе, в политической надстройке:
самодержавный политический строй, феодальная
собственность на землю и фактическое
сохранение феодально-помещичьих хозяйств,
крестьянское малоземелье, выкупные платежи,
отработочная система в деревне. Сохранялось
внутреннее феодальное устройство деревни
- община, полная зависимость крестьян
от помещиков и царских чиновников. Все
эти пережитки тяжелым бременем ложились
на плечи народа.
Реформы явились побочным продуктом
революционной ситуации. Реакционное
феодально-крепостническое государство
сделало ряд уступок «духу времени», на
короткое время добилось снижения революционной
активности масс. Трудящиеся России попали
в тройной гнет: капиталистический, феодальный
и национальный.
Список
использованной литературы
- История Государства
и права России: Учебник для
вузов/. Под ред. С.А. Чибиряева - 1998 -
С. 528.
- История России
с древнейших времен до 1917 года. /В.Ю.Халтурин,
С.П. Боброва и др.: Под ред. В.Ю.Халтурина:
Учеб. пособие / Иван. гос. энерг. ун-т. -
Иваново, 2003. – С. 589
- История России
(IX-начало XXI вв.:) Учебник для вузов (под
ред. Дворниченко А.Ю., Измозика В.С.) Изд.
3-е, испр., доп, - ЮНИТИ ДАНА – 2004 – С.
438
- История России:
Учебник / Под общ. ред. Ю.И. Казанцева, В.Г.
Деева. – М., Новосибирск: ИНФРА – 2000 –
С 671.
- История России:
учебник / Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева
Н.Г. История России с древнейших времен
до наших дней. ИНФРА М – 2006 – С 671.
- Маркова А.Н.,
Скворцова Е.М., Андреева И.А. История России
в вопросах и ответах. М.: ЮНИТИ – 2001 –
С. 457.