Предприятия во второй половине 19 века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 22:04, реферат

Описание

Экономическое и социальное развитие России определялось условиями и ходом реализации крестьянской реформы. С 1861 г. капитализм начал утверждаться как господствующая общественно-экономическая система. Наряду с общими закономерностями в России имелись и существенные особенности развития капитализма. Это объяснялось сохранением традиционных структур в экономике и социально-политической сфере: помещичья собственность на землю; деление общества на сословия и их неравноправность; самодержавие, защищавшее интересы помещиков и опиравшееся на военно-полицейский аппарат.

Работа состоит из  1 файл

реферат по второй половине 19 века (1).doc

— 115.00 Кб (Скачать документ)

       Формирование принципов  сосгязательноста в судебном процессе потребовало создания нового специального института - адвокатуры (присяжных поверенных). Наряду с присяжными поверенными в коллегиях при судах, в процессе могли участвовать частные поверенные. Руководящим органом коллегии адвокатов стал Совет присяжных поверенных. Учреждение адвокатуры было серьезной уступкой царизма общественному Движению.

       Закон определял сферу юрисдикции  мировых судов следующим образом: в сфере гражданско-правовой на мировых судей возлагалось рассмотрение дел по личным обязательствам и договорам (на сумму до 300 рублей), дел, связанных с вознаграждением на сумму не свыше 500 рублей, исков за оскорбление и обиду, дел по установлению права на владение.

       Окружные суды учреждались на несколько уездов и состояли из председателя и членов. Новым институтом, введенным реформой на уровне первого звена общей судебной системы (окружных судов), были присяжные заседатми. На суд присяжных предлагались дела «о преступлениях и проступках, влекущих за собой наказания, соединенные с лишением всех прав состояния, а также всех или некоторых особенных прав и преимуществ».

       Коронные судьи назначались царем  по представлению министра юстиции.  Кандидаты на должность должны  были соответствовать определенному цензу: иметь высшее юридическое образование, стаж работы в правоохранительных органах (не менее 3-х лет). Во главе окружного суда стол председатель, во главе отделений - товарищи председателя.

       На судебные полата возлагались  дела по жалобам и протестам на приговоры окружного суда, а также дела о должностных и государственных преступлениях. Дела рассматривались при участии «сословных представителей», в состав которых входили губернский и уездный предводители дворянства, городской голова губернского города и волостной старшина.

       Кассационные департаменты Сената  рассматривали жалобы и протесты  на нарушение «прямого смысла законов», просьбы о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам приговоров, вошедших в законную силу, и дела о служебных преступлениях (в особом порядке судопроизводства). В 1872 году было учреждено также Особое присутствие Сената, рассматривавшее политические дала особой важности.

       Судебные палаты выступали в  качестве апелляционной инстанции  по делам окружных судов, рассмотренных без участия присяжных заседателей, и могли заново, в полном объеме и по существу, рассматривать уже решенное дело. Первоначально в апреле 1866 г. были созданы только два судебных округа (Петербургский и Московский), а в остальных районах новые суды создавались в течение долгого времени, постепенно и по частям.

       Институт присяжных заседателей  был наиболее радикальным нововведением  реформы. Вердикт присяжных, выносившийся  ими в суде на основании  собственного суждения, не вписывался  в старую систему розыскного судопроизводства. В общие списки присяжных заседателей включались: почетные мировые судьи, государственные служащие, выборные должностные лица, землевладельцы, обладающие определенным имущественным цензом. От крестьянского сословия в списки включались волостные старшины, сельские старосты, волостные и сельские судьи. Закон запрещал включать в списки присяжных заседателей, «прислугу и наемных рабочих».

       Судебная реформа имела огромное  значение уже потому, что обеспечивая  существенную степень защиты подданных Российской империи в гражданских и, и меньшей стопчи, 72 уголовных делах она способствовала самому процессу выработки понятий прав человека как гражданина России. Хотя следует отметить и тот факт, что успех реформы был обеспечен не голько банкротством старой системы, но и смутным представлением значения новой.

       Военная реформа 1874 г.  Одной из важнейших была военная реформа. Поражение в Крымской войне явилось тяжелым уроком. Война показала, что регулярная армия, основанная на рекрутских наборах, не может противостоять буржуазным армиям европейских государств. Цель преобразования старой крепостнической армии состояла в приближении ее к армии буржуазного типа обладающей обученным личным запасом, снабженной современным оружием и хорошо подготовленными офицерскими кадрами.

       Реформа проводилась в течение  нескольких лет. Россия была  разделена на 15 военных округов; был выработан новый устав строевой службы. Создание военных гимназий, училищ, академий позволило улучшить военную подготовку офицеров. Было ускорено перевооружение армии новыми техническими средствами — винтовками, артиллерией; был создан паровой военный флот и т. д. Однако эти улучшения не устранили главную причину слабости русской армии — ее феодально-сословную структуру.

       В связи с этим в 1874 г. правительство приняло закон о всесословной воинской повинности мужчин, достигших 20 лет. Это позволяло сократить численность армии в мирное время и давало возможность резко повысить ее численность в военное время, призвав запасников. Освобождались от действительной службы по семейному положению (единственный сын) или по жребию (некоторых зачисляли сразу в ополчение). Срок службы вместо 25 лет, как было раньше, сокращался до 6 лет действительной и 9 лет запаса, на флоте — до 7 лет действительной и 3 лет запаса. Для лиц с высшим образованием срок службы сокращался до 6 месяцев.

       В целом военная реформа способствовала  усилению русской армии. Однако  дух возмутительного бесправия  и полной беззащитности солдат  оставался. Задавленная муштрой,  жесточайшей дисциплиной, армия оставалась опорой царизма.

      

     3 Политический кризис конца 70-х — начала 80-х годов.  

       Последствия русско-турецкой войны, неурожаи и голод 1879—1880 и промышленный спад создали на рубеже 70—80-х годов острую кризисную ситуацию. Вновь усилилось крестьянское движение происходили волнения студентов в Москве, Петербурге и Харькове земско-либеральные деятели выступили за введение конституции. В этой обстановке революционеры совершили серию террористческих актов. Обстановка в стране накалилась.

       Правительство ответило репрессиями.  С августа 1878 г. дела о политических преступлениях были переданы из гражданских судов в военные. В том же году был создан аппарат полицейских урядни ков для борьбы с крестьянским движением, организована сыскная полиция для преследования революционеров. Обыски, аресты стали обычным явлением. В апреле 1879 г. (после покушения А. К. Соловьева на Александра II) в Петербурге, Харькове и Одессе были учреждены временные генерал-губернаторства наряду с уже существовавшими постоянными генерал-губернаторствами (в Москве Киеве и Варшаве). Все генерал-губернаторы получили чрезвычайные полномочия (предавать военному суду, подвергать административной высылке, арестовывать, закрывать издания и т. д.). После взрыва в Зимнем дворце 5 февраля 1880 г., организованного С. Халтуриным, правительство попыталось найти спасение в диктатуре.

       12 февраля 1880 г. была создана Верховная распорядительней комиссия по охране государственного порядка и общественного спо- койствия. Главным чиновником комиссии был назначен один из самых хитроумных и ловких сановников, бывший харьковский генерал-губернатор граф Михаил Тариелович Лорис-Меликов. Наряду с карательными мерами Лорис-Меликов начал диалог с земствами, пообещав расширить их права ослабил цензуру, с поста министра просвещения был смещен Д.А.Толстой.

       Заняв после ликвидации Верховной  распорядительной комиссии (август 1880 г.) посты министра внутренних дел и шефа корпуса жандармов, Лорис-Меликов стремился завершить проведение реформ и тем самым преодолеть кризис. Для стабилизации положения были отправлены на места сенатские ревизии, расследовавшие факты злоупотреблений, расширены права печати, ликвидировано III отделение. В январе 1881 г. Лорис-Меликов представил Александру II проект реформ, с помощью которых диктатор предполагал вывести правительство из кризиса. Он предложил создать административно-хозяйственную и финансовую комиссии, включавшие чиновников и «благонадежных» общественных деятелей, для подготовки реформы местного управления и пересмотра условий выкупа крестьянских земель. Затем проекты должны были вноситься на рассмотрение общей комиссии с участием земско-городских выборных. 7 марта 1881 г. этот план, названный «конституцией Лорис-Меликова», был одобрен императором. Однако в тот же день Александр II был убит в результате террористического акта. 
 
 
 

        Заключение

      

     Таким образом, по результатам данной работы можно говорить о том, что изучение исторических аспектов формирования российского  общества во вотрой половине 19 века позволило сделать следующие выводы.

     Отмена  крепостного права и реформы 60-70-х годов ускорили переход России от феодализма к капитализму. Был сделан первый шаг, превращавший Россию из феодальной монархии в монархию буржуазную. Реформы носили буржуазный характер, они открывали простор для развития капитали-стических отношений в экономической и в социально-политической жизни страны. Их объективный смысл состоял в том, что социально-политический строй России приспосабливался к требованиям развивавшегося капитализма. В этом историческое значение реформ.

       Вместе с тем реформы были  половинчатыми, ограниченными. Они  проводились самодержавием и  помещиками, заитересованными в  сохранении старых порядков. Несмотря  на все преобразования, в России  сохранились многочисленные феодальные пережитки и в базисе, в политической надстройке: самодержавный политический строй, феодальная собственность на землю и фактическое сохранение феодально-помещичьих хозяйств, крестьянское малоземелье, выкупные платежи, отработочная система в деревне. Сохранялось внутреннее феодальное устройство деревни - община, полная зависимость крестьян от помещиков и царских чиновников. Все эти пережитки тяжелым бременем ложились на плечи народа.

       Реформы явились побочным продуктом  революционной ситуации. Реакционное  феодально-крепостническое государство сделало ряд уступок «духу времени», на короткое время добилось снижения революционной активности масс. Трудящиеся России попали в тройной гнет: капиталистический, феодальный и национальный.

Список  использованной литературы 

     
  1. История Государства  и права России: Учебник для  вузов/. Под ред. С.А. Чибиряева - 1998 - С. 528.
  2. История России с древнейших времен до 1917 года. /В.Ю.Халтурин, С.П. Боброва и др.: Под ред. В.Ю.Халтурина: Учеб. пособие / Иван. гос. энерг. ун-т. -  Иваново, 2003. – С. 589
  3. История России (IX-начало XXI вв.:) Учебник для вузов (под ред. Дворниченко А.Ю., Измозика В.С.) Изд. 3-е, испр., доп,  - ЮНИТИ ДАНА – 2004 – С. 438
  4. История России: Учебник / Под общ. ред. Ю.И. Казанцева, В.Г. Деева. – М., Новосибирск: ИНФРА – 2000 – С 671.
  5. История России: учебник / Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г. История России с древнейших времен до наших дней. ИНФРА М – 2006 – С 671.
  6. Маркова А.Н., Скворцова Е.М., Андреева И.А. История России в вопросах и ответах. М.: ЮНИТИ – 2001 – С. 457.

Информация о работе Предприятия во второй половине 19 века