Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2011 в 15:50, реферат
То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник!
А.С.Пушкин
Введение
Преобразования Петра I
Быт Петровского времени
Духовная реформа
Сельское хозяйство и промышленность
Образование и наука
Искусство (архитектура, скульптура, живопись)
Заключение
Литература.
Краснодарский
государственный университет
Факультет права и юридической защиты культуры
Кафедра
теории и истории государства
и права
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА
по предмету:
Отечественная
история
«Преобразования Петра I
в области
культуры и быта»
Работу выполнил:
Студент 1 курса
ФПЮЗК
Заочная форма обучения,
Группы
ЮФЗ-10
Краснодар
- 2010 г.
Содержание
Введение
Преобразования Петра I
Быт Петровского времени
Духовная реформа
Сельское хозяйство и промышленность
Образование и наука
Искусство
(архитектура, скульптура,
живопись)
Заключение
Литература.
Введение
То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник!
А.С.Пушкин
В этих строках выражена самая суть характера Петра 1 – царя-реформатора. Еще с детства Петр отличался любознательностью, и поражал всех живостью и непоседливостью. Юный монарх отличается от своих братьев Федора и Ивана и отменным здоровьем. В 1682 году по предложению патриарха Иоакима, поддержанного частью бояр и стрельцами, 10-летнего Петра объявили царем. Однако мать царя Петра Алексеевича, царица-регентша, и ее помощники не смогли удержать власть, т.к. не обладали достаточными государственными способностями, и уже осенью 1682 года реальная власть перешла к Софье Алексеевне, дочери царя Алексея от первого брака, сестре Петра.
В годы правления Софьи Петр номинально оставался царем, однако никакой роли в политических делах не играл. Рос мальчик-царь в обстановке постоянной борьбы боярских группировок за власть, тогда же против властей выступили стрельцы и солдаты. Основное внимание в юные годы он отдавал воинским играм, ”потехам”. По приказу юного царя в окрестностях села Преображенское на реке Яуза построили Пресбург - “потешную фортецию”, которую осаждали по всем правилам воинского искусства. В батальоны своих “потешных”, помимо знатных, Петр собирал холопов и “ простецов”, лишь бы были они людьми шустрыми, веселыми и исполнительными.
Недалеко от Преображенского располагалась Немецкая слобода –Кокуй, где были сосредоточены иноземцы, мастера всякого рода, военные специалисты. Петр, вызывая нередко удивление и осуждение, сближается с иноземцами. С помощью новых учителей иностранцев Петр усвоил основы арифметики и геометрии, артиллерии и фортификации, узнал правила вождения судов, возведения крепостей, мог высчитать полет пушечного ядра.
Подраставший царь, занятый “потешными” играми и учением, с явным неудовольствием и раздражением следил за действиями сестры- правительницы. Таков был его характер: упрямый, самостоятельный, резкий. В 1689 году при поддержке своих “потешных”, почти всех стрелецких и солдатских полков, большинства дворян, юный царь Петр берет власть в свои руки. Начинается самостоятельное правление Петра.
Преобразования
Петра I
Быт Петровского времени
Реформы Петра Великого касались различных сфер жизни общества. В 1699 г. Петр издал указ о изменении календаря. Ранее летоисчисление велось по календарю византийского образца: Новый год начинался 1 сентября. С 1699 года Новый год должен был начинаться с 1 января, по европейскому образцу. Эта реформа вызвала большое недовольство, т.к. ранее летоисчисление велось от сотворения мира, а в пересчете на новый лад 1700 г. должен был наступить только через 8 лет.
В новом 1700 году был издан указ о создании в Москве первых аптек; другим указом запрещалось ношение ножей под страхом кнута или ссылки. В 1701 г. либеральный дух нового царствования был выражен в ряде указов: воспрещалось падать на колени при появлении государя; обнажать голову зимой , проходя мимо дворца. В 1702 г. наступил черед реформирования семейной жизни: были сделаны попытки обеспечить брачный союз более прочными нравственными гарантиями. После посещения Франции Петр издает указ о гостеприимстве.
По-новому стало исчисляться и время суток. Куранты, установленные на Спасской башне в начале 17 в. имели циферблат с 17 делениями, вращался циферблат и подводил одну из цифр к стрелке. Количество дневных и ночных часов в сутках колебалось от 7 до 17. При Петре количество часов в сутках стало неизменным – 24. В начале 18 в. куранты в Кремле заменили голландскими, с подвижными часовой и минутной стрелками, и циферблатом с 12 делениями.
Почти
сразу после возвращения из Великого
посольства, в 1700–1701 гг. издаются и
оглашаются с барабанным боем на площадях
и улицах указы, предписывающие дворянству
брить бороды, а кроме того носить
платье немецкое и французское. Приверженцев
русской старины жестоко
К
мероприятиям того же «бытового» порядка
следует отнести учреждение распоряжением
начальника петербургской полиции
26 ноября 1718 г. ассамблей, явивших собой
новую форму досуга для дворянства,
предшествовавшую великосветским балам.
В ассамблеях участвовали женщины,
что было не характерно для бытового
уклада предшествующей эпохи. Распоряжением
были предусмотрены время, место
и сам характер проведения ассамблей.
Гости танцевали, играли в карты
и шахматы, курили. По воспоминаниям
современников (камер-юнкера Ф. В. Берхгольца),
поначалу присутствовавшие чувствовали
себя достаточно неуютно и скованно, но
постепенно и ассамблеи и новое европейское
платье вошли в обиход дворянства и уже
ко II четверти XVIII в. стали восприниматься
вполне естественно. Для облегчения освоения
новых форм поведения в 1717 г. было издано
специальное пособие, сборник правил поведения
в обществе и дома под названием «Юности
честное зерцало или показание к житейскому
обхождению».
Духовная реформа
Видное место среди преобразований Петра занимает Духовная реформа. Петр прекрасно знал историю борьбы за власть своего отца с патриархом Никоном, ему также было известно отношение Духовенства к его преобразованиям. В это время патриархом в России был Адриан. Отношения между Петром и патриархом были явно натянутыми. Петр отлично понимал стремление церкви починить себе светскую власть- это и обусловило те мероприятия , которые были проведены в этой сфере. В 1700 г. умер патриарх Андриан, но царь не спешил с избранием нового патриарха. Руководство делами церкви было передано рязанскому митрополиту Стефану Яворскому, его объявили блюстителем патриаршего престола. Хоть в лице Яворского Петр и не видел в лице Яворского Петр и не видел активного сторонника, но, по крайней мере, Яворский не очень яростно выступа против политики Петра.
На дороге Петра стала еще одна проблема - раскольничество.” Петру пришлось начать борьбу с раскольничеством. Раскольники, владея большими богатствами, отказывались принимать участие в общих повинностях : поступать на службу военную или гражданскую. Петр нашел решение этому вопросу- он обложил их двойным налогом. Раскольники отказались платить- разгорелась борьба. Раскольников казнили, ссылали в ссылку или пороли.“ Петр стремился оградить себя от влияния церкви, в связи с этим он начинает ограничивать права церкви и его ее главы: был содан совет епископов, собиравшийся периодически в Москве, а затем , в 1711г. , после создания Синода- глава церкви потерял последние штрихи независимости. Таким образом церковь была полностью подчинена государству. Н царь прекрасно понимал , что подчинение церкви простому органу управления является невозможным. И в 1721 г. был создан Святейший Синод, ведавший делами церкви. ”Синод был поставлен в один ранг с Сенатом, выше всех остальных коллегий и административных органов. Структура Синода ничем не отличалась от структуры любой коллегии. В Синод входили 12 человек. Возглавлял Синод президент , 2 вице-президента, 4 советника , 5 ассесоров.“ В 1722г. названия были изменены . Президентом Синода был назначен Стефан Яворский. После смерти Яворского его обязанности фактически выполнял Феофан Прокопович, человек, по оценке Петра, умный и образованный. С Петром он был знаком давно, еще с 1716г. ,когда царь заметил этого молодого и красноречивого проповедника и вызвал его в Петербург. С этого времени Феофан Прокопович стал деятельным помощником царя в составлении целого ряда новых реформ. С церковной кафедры он защищал идеи и стремления царя - преобразователя.
“По указу от 25 января 1721 г. Синод был основан, а уже 27 января , заранее созванные члены Синода принесли присягу и 14 февраля 1721 г. произошло торжественное открытие. Духовный регламент, для руководства деятельностью Синода, был написан Феофаном Прокоповичем и исправлен и одобрен царем.”
Духовный регламент это законодательный акт, определявший функции ,права и обязанности Синода, его членов по управлению Русской православной церковью. Он приравнивал членов Синода к членам других государственных учреждений.
Церковь
отныне полностью подчинялась светской
власти. Нарушалась даже тайна исповеди.
По указу Синода от 26 марта 1722 г. всем
священникам предписывалось доносить
властям о намерении
Не только внешний вид управления церковью изменился, но и внутри церкви произошли радикальные изменения. Петр не жаловал ни “белых“ ни ”черных“ монахов. Видя в лице монастырей статью неоправданных расходов, царь решил сократить расход финансов на эту сферу, заявив, что укажет монахам путь к святости не осетрами , медами и винами ,а хлебом, водой и работой на благо России. По этой причине монастыри были обложены определенными налогами, помимо этого им надлежало заниматься: столярным делом, иконописью, прядением, шитьем и т.д. - всем тем, что не было противопоказано монашеству.
Создание такого вида управления и организации церкви сам Петр объяснил следующим образом:” От соборного правления можно не опасаться Отечеству мятежей и смущения, каковые происходят от единого собственного правления духовного...“
Таким
образом Петр устранил угрозу покушения
духовной власти на светскую, и поставил
церковь на службу государству. Отныне
церковь являлась частью той опоры на
,которой стояла абсолютная монархия.
Сельское хозяйство и промышленность
Не
менее значимые преобразования были
проведены в сфере сельского
хозяйства и промышленности. Стараниями
Петра были освоены новые культуры
растений: помимо хрестоматийно известного
картофеля (который, правда, будучи завезен
в страну Петром, получил широкое
распространение только во II половине
XVIII – начале XIX вв.), царь активно
содействовал распространению культуры
винограда. Специальными указами насаждались
более совершенные сорта
Преобразования
в технике и промышленности относятся,
пожалуй, к разряду самых неохватных
сфер деятельности Петра. Заинтересовавшись
привезенной князем Долгоруковым астролябией
и случайно найденным в сарае
старым английским ботиком, который, к
изумлению молодого царя, обладал
способностью ходить галсами против
ветра, он на всю жизнь сохранил увлеченность
техникой. Петр сам был мастером
многих ремесел – умел работать
руками. Его увлечением, которому он
часто посвящал свободное время,
было токарное дело. Технический прогресс
был непременным условием военно-политического
могущества России. При Петре русская
промышленность выходит на новый
уровень развития. В России при
активном участии государства
Информация о работе Преобразования Петра I в области культуры и быта