Преобразования Петра I в области культуры и быта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2011 в 15:50, реферат

Описание

То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник!
А.С.Пушкин

Содержание

Введение
Преобразования Петра I
Быт Петровского времени
Духовная реформа
Сельское хозяйство и промышленность
Образование и наука
Искусство (архитектура, скульптура, живопись)
Заключение
Литература.

Работа состоит из  1 файл

Контрольная.docx

— 41.94 Кб (Скачать документ)

       Образование и наука

       Одной из важнейших задач, поставленных царем, было воспитание образованных людей, специалистов, необходимых для построения нового государства. Двадцатого января 1714 г. был  издан указ, согласно которому к  первой дворянской обязанности –  служить была добавлена еще одна – учиться. До 15 лет дворянин должен был обучиться грамоте, «цифири» (т. е. счету) и геометрии, в противном  случае ему нельзя было жениться. Начало светскому образованию в России было положено открытием по указу 14 января 1701 г. Школы математицких и навигацких наук, разместившейся в Сухаревой башне в Москве. Почти одновременно с Навигацкой в Москве была создана Артиллеристская школа, а в 1712 г. – Инженерная. В этих школах преподавались точные науки: арифметика, геометрия, черчение и профессиональные знания по профилю школы. В 1707 году для удовлетворения нужд армии (лечение раненых в Северной войне) была создана Медицинская академия. Система образования при Петре столкнулась с большими трудностями. Царь, как всегда по требованию момента, начал строить ее с вершины – со специального профессионального образования, в то время как в России не было еще системы начального образования. Чтобы учиться, например, в Навигацкой школе (т. е. получать специальность моряка), нужно было уже уметь читать, писать, считать, а выучиться этому было негде. Системе профессионального образования не хватало грамотных учеников. Для решения этой проблемы в 1716 г. начали создаваться цифирные школы. Однако Морское ведомство, в ведение которого были переданы эти школы, не уделяло им достаточно внимания, и очень скоро из-за недостатка финансирования и отсутствия учителей цифирные школы зачахли. Как ни странно, при общей секулярционной политике в петровское время более устойчиво развивалась система церковного образования. Создается сеть епархиальных школ.

       С учениками в учебных заведениях обращались весьма строго. В классе велено было присутствовать отставным  солдатам и иметь в руках хлыст: «а буде кто из учеников станет бесчинствовать, оных бить, не смотря какой бы он фамилии  не был».

       Нужды развивающейся школы требовали  выпуска новых учебников. В 1701 г. преподаватель Славяно-греко-латинской  академии Федор Поликарпов выпустил «Букварь словенскими, греческими, римскими письмены учатися хотящим», а в 1703 г. вышла знаменитая «Арифметика, сиречь наука численная» Леонтия Магницкого, которую М. В. Ломоносов назвал в числе книг, ставших для него «вратами учености».

       Реформы Петра положили начало развитию отечественной  науки. В 1725 г. в Петербурге была открыта  Академия наук. Проект устава Академии был разработан при непосредственном участии царя, но открытие состоялось уже после его смерти. Академия стала крупным научным центром. «В истории мировой культуры в  прошлых веках нельзя указать  другой пример столь же быстрого и  эффективного выращивания науки, как  это было в России в первой половине XVIII в. через посредство Петербургской  Академии», – писал академик С. И. Вавилов. Для работы в Академии были приглашены видные иностранные ученые, в т. ч. и будущие европейские  знаменитости Бернулли, Эйлер. При академии были открыты гимназия и академический университет.

       В начале XVIII в. резко возрастает объем выпуска печатной продукции. Открываются новые типографии. В 1708 г. витиеватый церковно-славянский шрифт был заменен новым гораздо более простым гражданским. Старый шрифт продолжал использоваться только в церковной и богослужебной литературе. С конца 1702 г. в России стала издаваться первая печатная газета для широкого читателя – «Ведомости», пришедшая на смену «Курантам», изготавливавшимся в единственном экземпляре для Алексея Михайловича и его приближенных.

       Суровые меры, к которым приходилось прибегать  Петру, порождали недовольство народных масс. В народе ходили слухи, что  царь не настоящий, что его подменили. Апологеты древнерусской старины  склонны были видеть в Петре самого Антихриста. Глобальная перестройка, охватившая страну, требовала соответствующего идейного оформления. Основной идеей, которую идеологи петровской эпохи  противопоставили традиционалистским стремлениям консервативной части  общества, была идея сильного государства, в укреплении которого, пусть и  ценой жертв, виделся единственный путь ко «всеобщему благу» и «всенародной пользе». 

       Искусство и архитектура.

       Петровская  реформа, глобальные изменения в  жизни российского общества дали сильнейший импульс для развития искусства. На рубеже двух столетий происходит резкая трансформация художественной традиции. Россия приобщается к западной школе живописи. Новое искусство  характеризовалось усилением интереса к человеку, к его внутреннему  миру, с одной стороны, и к строению его тела, с другой. Русские художники  овладевают техническими достижениями западных мастеров: в обиход входят новые материалы (холст, масляные краски, мрамор), живописцы овладевают техническими приемами реалистической передачи окружающего  мира. В работах начинает использоваться прямая перспектива, позволяющая показать глубину и объемность пространства. Художники в бликах и тенях прослеживают направление света, учитывают расположение его источника, учатся передавать фактуру материала: металл, мех, ткань и стекло. В живопись проникает невиданное дотоле многообразие образов и сюжетов. Самой, пожалуй, интересной сферой развития изобразительного искусства была портретная живопись, более всех других свидетельствующая о глубине и резкости произошедшего перелома. Первыми художниками, чье творчество ознаменовало рождение нового искусства, были И. Н. Никитин и А. М. Матвеев. Иван Никитьевич Никитин (1690–1742) родился в семье московского священника. С ранней юности он проявил способности к рисованию. Работ, принадлежавших кисти Никитина, сохранилось немного. Наиболее известная из них – портрет канцлера графа Г. И. Головкина, замечательный не только точностью внешнего сходства, но, что особенно важно, передачей внутреннего облика умного, волевого государственного деятеля. В I половине XVIII в. в России работало много иностранных художников. Некоторые из них внесли немалую лепту в развитие русского изобразительного искусства. Среди них наибольшей известностью пользуются И. Г. Таннауэр, Л. Каравакк.

       Особое  место в изобразительном искусстве I половине XVIII в. занимала гравюра. Это  был наиболее доступный широким  массам вид искусства, быстро откликающийся  на события времени. Виды морских  сражений, городов, торжественных праздников, портреты великих людей – таков  был спектр сюжетов, над которыми работали мастера гравюры. Лицо русской  гравюры I четверти XVIII в. определяли мастера, сочетавшие в своих работах западную технику и национальный характер русской гравюры Иван и Алексей  Зубовы, Алексей Ростовцев. Излюбленной  темой работ А. Ф. Зубова были виды Петербурга, в которые обязательно  включались водные пейзажи с кораблями.

     Скульптура  в средние века не была широко распространена в России. Каменные барельефы древнего Владимира, народная резьба по дереву, глиняная игрушка – вот, пожалуй, и все, что можно отнести к скульптуре в допетровское время. Знакомство русских с западной скульптурой произошло задолго до Петра 1. Первое же “узаконенное” появление трехмерной скульптуры в России относится к 1695 году. Тогда в Москве была сооружена Триумфальная арка в честь взятия Азова. Арку венчали вырезанные из дерева фигуры Марса и Геракла.

     Даже  в новое время скульптура непросто приживалась на русской почве  – публика не готова была ее воспринять. Тем не менее, уже при Петре 1 статуи стали появляться во дворцах, парках, храмах, на триумфальных арках. Одним из наиболее интересных примеров является Петропавловский собор. Важное отличие в убранстве данного храма являет собой скульптура, которую Древняя Русь почти не знала. Лепные фигуры ангелов смотрят из-под сводов. Главная же достопримечательность - иконостас, подаренный Петром 1. Со времен Московской Руси в храмах ставили иконостасы в виде сплошной стены, полностью скрывающей алтарь. Иконостас Петропавловского собора иной. Он выполнен в виде нарядной триумфальной арки и украшает его главным образом скульптура, а не живопись.

     Постепенно  все большую роль скульптура стала  играть и в оформлении внутреннего  убранства интерьеров. Помимо статуй появилась лепнина. Без них уже  не обходилось убранство ни одного дворца.

       Не имея за своими плечами многовековой традиции скульптуры, Россия не сразу освоила этот вид искусства. Поначалу пробел восполняли иностранные мастера. Одним из самых ярких представителей был итальянский скульптор Бартоломео Карло Растрелли. Наше представление о Великом Петре сложилось во многом благодаря скульптурам Растрелли. Его, как и многих работавших в России иностранцев, занимала необыкновенная личность русского царя – преобразователя.

     Скульптор и создаваемая им статуя стали  символами Петровских преобразований. На личном штандарте царе был изображен  ваятель, высекающий женскую фигуру.

     Скульптура  при Петре 1 заняла важное место при  оформлении дворцов парков, фонтанов, храмов, и навсегда вошла в нашу жизнь. Благодаря Петру 1 в конце 18 века в русских городах получили распространение скульптурные монументы, без которых сегодня мы не мыслим архитектуры наших городов.

       В области архитектуры к наиболее значительным новшествам можно отнести  возникновение регулярной городской  застройки. Не имеющим аналогов экспериментом  было строительство Петербурга –  первого города в России, строительство  которого велось по заранее продуманному плану. В разработке плана принимали  участие как иностранные, так  и русские архитекторы: Ж. — Б. Леблон, П. М. Еропкин. Новая столица кардинально отличалась от традиционного древнерусского города – прямые, пересекающиеся под прямым углом улицы-проспекты, типовые проекты домов, европейский облик архитектуры. Во многом внешний вид города был определен творчеством уроженца итальянской Швейцарии, приехавшим в 1703 г. Доменико Трезини (1670 – 1734). Им были построены такие замечательные архитектурные шедевры, как Петропавловский собор, здание Двенадцати коллегий. Появляется новый тип усадебной архитектуры. Вместо древнерусских палат получает распространение тип дворца в западноевропейском стиле.

       Помимо  Петербурга велось строительство в  Москве и других городах Российской империи. Вследствие пожара в Москве в 1699 году было запрещено возводить  деревянные постройки на пожарищах. Вместе с тем формальное художественное сближение архитектуры каменных зданий Москвы с западноевропейским зодчеством, начавшееся в конце XVII века стало еще более заметным в  начале XVIII века.

 

       

       ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

       Эпоха Петра I явилась переломной в истории  нашей страны. Ушла в прошлое Древняя  Русь. Россия вступала в Новое время. Пожалуй, невозможно отыскать такую  сферу, которая не претерпела бы изменений, вызванных энергией деятельного  царя. Несомненно, многое из того, что  ознаменовало смену эпох, было подготовлено ходом истории и давало себя знать  еще в XVII в., однако качественный скачок, произведенный усилиями Петра, все  же нельзя не считать поистине титаническим.

       Петровские  реформы затронули все стороны  российской жизни, включая культуру и быт. Просвещение, образование, наука, искусство, быт развивались на протяжении 18-19 вв. под знаком преобразований, начатых Петром 1.

       По  мнению С. Ф. Платонова, разделяемому большинством историков, Петр проводил свои реформы  без четкого плана, отзываясь  на первоочередные потребности. Главным  стимулом его деятельности были военные  нужды. Россия должна была стать мощной обороноспособной державой европейского уровня. Этим фактором так или иначе было обусловлено большинство петровских начинаний. Кроме того, большое влияние на характер реформ оказала симпатия Петра к западному образу жизни и быт.

       Петр 1 и его сподвижники совершили  невероятное – за короткий исторический отрезок времени неузнаваемо  преобразили Россию : построили новые города, создали развитую промышленность, сильную армию и флот, разгромили непобедимых шведов, добились выхода к морю, вырвали Россию из средневековой тьмы и направили нашу страну по пути европейского развития. 

 

ЛИТЕРАТУРА 

  1.  Ю.С. Рябцев   учебное пособие  “История русской культуры 18-19 веков”
 
  1.  А.Н.  Сахаров   учебник   “История  России с древнейших времен  до конца 17 века”
 
 
  1.  В.И.  Пилявский       История Русской архитектуры.

Информация о работе Преобразования Петра I в области культуры и быта