Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 16:25, реферат
Цель: в своем реферате мне хотелось бы рассмотреть следующие моменты:
1) причины и истоки политического кризиса 1993 года;
2) ход конфликта и его исторические особенности;
3) исторический анализ событий (мнение очевидцев и историков). Значение для развития нашей страны.
Введение 3-6 стр.
Глава 1. «Причины и истоки политического кризиса 1993 года»
§ 1.1. «Предпосылки противостояния между политическими силами 1992-1993 г.» 7-11 стр.
§ 2 «Попытка импичмента, апрельский референдум и конституционное совещание в 1993г.» 12-15 стр.
Глава 2 «Основные события октябрьского политического кризиса 1993 года. Последствия конфликта»
§ 1 «Разгон и прекращение деятельности Верховного Совета » 16-19 стр.
§ 2 «Конституционная реформа в РФ 1993г.» 20-23 стр.
Заключение 23-24 стр.
Список используемой литературы 25 стр.
По заключению комиссии Госдумы РФ, значительную роль в обострении обстановки сыграли действия сотрудников московской милиции по разгону митингов и манифестаций в поддержку Верховного Совета и задержанию их активных участников в период с 27 сентября по 2 октября 1993 года, что в некоторых случаях приобретало характер массовых избиений манифестантов с применением спецсредств.
Согласно одной из версий, переговоры противоборствующих сторон при посредничестве Патриарха Всея Руси, на которых предлагалось выработать «нулевой вариант» -- одновременные перевыборы президента и Верховного Совета, назначенные на 16:00 3 октября были сорваны из-за начавшихся в Москве массовых беспорядков, вооружённого нападения группы защитников Верховного Совета во главе с Альбертом Макашовым по призыву вице-президента Александра Руцкого на здание мэрии и отъезда группы вооружённых сторонников Верховного Совета на угнанных армейских грузовиках к телецентру «Останкино».
Мнения о позиции Конституционного суда Российской Федерации с В.Д. Зорькиным во главе, расходятся: по мнению самих судей и сторонников ВС РФ, он сохранял нейтралитет; по мнению стороны президента, -- участвовал на стороне ВС РФ.
Оценка событий не избежала идеологических клише. Как «государственный переворот» квалифицируют события 21 сентября -- 4 октября 1993 года Краткая историческая энциклопедия, написанная авторским коллективом под редакцией директора Института Всеобщей Истории РАН А. О. Чубарьяна, изданная в 2002 году издательством «Наука», бывший руководитель Верховного Совета России Руслан Хасбулатов и член КПРФ, доцент МГУ, дочь Председателя Верховного Совета СССР Анатолия Лукьянова Елена, выступавшая на стороне Верховного совета и находившаяся в Доме советов РСФСР во время событий. В то же время как «подавление коммунистического мятежа» характеризует их 10 лет спустя заведующий отделом социально-политических исследований ВЦИОМ Лев Гудков. Как «бессмысленное и беспощадное противостояние двух ветвей власти, у которых не было по сути никаких разногласий, кроме слепой корпоративной ненависти и спора кто кого в землю закопает» 16 лет спустя характеризует те события публицист Леонид Радзиховский.
Расследование событий не было завершено, следственная группа была распущена после того, как в феврале 1994 года Государственная дума приняла решение об амнистии для всех лидеров противостояния, в результате чего общество до сих пор не имеет однозначных ответов на ряд ключевых вопросов о происходивших трагических событиях, в частности, о роли политических лидеров, выступавших как на одной, так и на другой стороне, о принадлежности снайперов, стрелявших по мирным гражданам и сотрудникам милиции, действиях провокаторов, о том кто виноват в трагической развязке, довольствуясь лишь версиями участников и очевидцев событий, следователя распущенной следственной группы, публицистов и комиссии Госдумы РФ, возглавлявшейся коммунистом Татьяной Астраханкиной, приехавшей в Москву из Ржева в конце сентября 1993 года для защиты Дома Советов, которую товарищи по партии, в частности Директор Института Современного Социализма Алексей Подберезкин называли «ортодоксом».
В
соответствии с новой Конституцией, принятой
на всенародном голосовании 12 декабря
1993 года и действующей до настоящего времени,
Президент Российской Федерации получил
существенно более широкие полномочия,
чем по действовавшей на тот момент Конституции
1978 года (с изменениями 1989--1992 годов).
§
2 «Конституционная реформ в РФ 1993г.»
12 декабря 1993 года состоялись выборы в Совет Федерации и в Государственную Думу, а также всенародный референдум о принятии проекта новой Конституции. 20 декабря ЦИК России объявил результаты референдума: «за» проголосовало 32,9 млн. избирателей (58,4 % активных избирателей, против -- 23,4 млн. (41,6 % активных избирателей). Конституция была принята, так как в соответствии с действующим при проведении референдума указом Президента Ельцина от 15 октября 1993 № 1633 «О проведении всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации» для вступления в силу новой Конституции необходимо абсолютное большинство голосов. Впоследствии были попытки оспорить результаты этого голосования в Конституционном Суде Российской Федерации, однако Суд отказал в рассмотрении дела, объяснив это отсутствием прав на изменение нескольких основополагающих статей Конституции.7
Если выделить основные этапы конституционной реформы это будет выглядеть так:
5 октября -- распущен Моссовет и райсоветы (несколько депутатов арестованы), снят с должности генпрокурор В. Степанков, на его место назначен А. Казанник, сняты с должностей главы администраций, высказывавшиеся против указа № 1400: Виктор Берестовой (Белгородская область), Юрий Лодкин (Брянская область, снят ещё 25 сентября), Виталий Муха (Новосибирская область), Пётр Сумин (Челябинская область), Александр Сурат (Амурская область).
7 октября 1993 года -- Президент принимает указ «О правовом регулировании в период поэтапной конституционной реформы», которым фактически принимает на себя полномочия законодателя. Председатель Конституционного суда В.Д. Зорькин под угрозой уголовного преследования по обвинению «в правовом обеспечении конституционного переворота» вынужден уйти в отставку (сохранив полномочия судьи). Судьи, под давлением окружения президента, вынуждены сложить с себя полномочия по рассмотрению нормативных актов представителей власти и международных договоров. (В новую Конституцию было включено положение о полной замене судей КС, однако, в последний момент, по ошибке, это положение из опубликованного проекта выпало)
9 октября -- Президент прекращает полномочия Советов всех уровней.
11 октября -- Президент отказывается от идеи формирования Совета Федерации и назначает выборы в Совет Федерации
15 октября -- Президент назначает всенародное голосование по Конституции на 12 декабря
22 октября -- Президент принимает указ об основных началах организации государственной власти в субъектах РФ
26 октября -- Президент принимает указ о реформе местного самоуправления
10 ноября -- в Российских Вестях опубликован проект Конституции, выносимой на всенародное голосование
12 декабря -- состоялось всенародное голосование по Конституции России, в ходе которого за Конституцию проголосовали 58 процентов участников референдума, а также выборы в Совет Федерации и Государственную Думу первого созыва
24 декабря -- Президент подписал ряд указов, направленных на приведение законов Российской Федерации в соответствие с новой Конституцией
25 декабря 1993 года -- Новая Конституция Российской Федерации опубликована в «Российской газете» и вступила в силу на всей территории России
11 января 1994 года -- в Москве начали работу Совет Федерации и Государственная Дума, избранные 12 декабря 1993 года
23 февраля 1994 года -- Государственная Дума приняла постановление об амнистии участников октябрьских событий 1993 года (хотя суд так и не состоялся). Участники событий согласились на амнистию, хотя и не признали себя виновными. Все следственные действия по событиям сентября -- октября были прекращены.
Хотелось бы отметить, что новая Конституция Российской Федерации, предоставила Президенту значительные полномочия, в то время как полномочия Парламента были значительно сокращены. Конституция, после опубликования 25 декабря в Российской газете, вступила в силу. 11 января 1994 года начали работу обе палаты Федерального Собрания, конституционный кризис закончился.
В начале 1994 года Б. Н. Ельцин инициировал подписание договора об общественном согласии и договора о разграничении полномочий с Татарстаном, а затем -- и с другими субъектами Федерации.
По
мнению О. А. Платонова, Б. Н. Ельцин и его
ближайшее окружение в 1993--1994 гг. не исключали
также возможности реставрации в России
монархии с провозглашением монархом
несовершеннолетнего (на то время) правнука
Великого князя Кирилла Владимировича
-- Георгия Михайловича. Б. Н. Ельцину и
его соратникам отводилась в случае реализации
этого проекта роль «коллективного регента»
при Георгии; этот ход сторонникам идеи
реставрации монархии виделся как одна
из «легитимных» возможностей сохранения
власти, «без риска выборов».
Заключение
В России была ликвидирована вся структура Советской власти, существовавшей с 1917 года, «двоевластие», выражавшееся в конфронтации президента, с одной стороны и вице-президента и законодателей, с другой, закончилось. На переходный период в России установился авторитарный режим Б. Н. Ельцина. Деятельность Конституционного суда была приостановлена. Был ликвидирован пост вице-президента. Ельцин своими указами отменял нормы действующей Конституции, законодательства. В связи с этим, многие известные юристы, государственные деятели, политологи, политики, журналисты, а также историки выражали обеспокоенность судьбой демократии в России, в частности генеральный прокурор РФ Алексей Казанник, бывший активный сторонник Б.Ельцина, отправленный им в отставку, отмечал в 1994 году, что в стране возможно установление диктатуры. Чеченская война также является одним из последствий политического кризиса 1993 года.
12 декабря 1993 года было проведено всенародное голосование по принятию новой Конституции в соответствии с «Положением о всенародном голосовании», утвержденным указом Президента. В тот же день были проведены выборы депутатов в Государственную думу и Совет Федерации -- палаты нового парламента, который должен был возникнуть в случае одновременного принятия конституции, в заключительных положениях которой и оговаривались сами эти выборы.
Проведение данного голосования прямо противоречило Закону РСФСР от 16 октября 1990 года № 241-1 «О референдуме РСФСР», в котором говорилось, что право принятия решения о проведении всероссийского референдума -- всенародного голосования по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни Республики, принадлежит Съезду народных депутатов РСФСР, а в периоды между съездами -- Верховному Совету РСФСР. Решение о проведении референдума могло быть принято либо Съездом народных депутатов РСФСР, либо Верховным Советом РСФСР по их собственной инициативе, а также по требованию: не менее чем одного миллиона граждан РСФСР, имеющих право на участие в референдуме; не менее одной трети от общего числа народных депутатов РСФСР. Данный закон был отменён лишь 16 октября 1995 года Федеральным конституционным законом от 10 октября 1995 года № 2-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации».
Согласно новой конституции в России устанавливалась смешанная республика с двухпалатным парламентом при сохранении на посту Президента России Б. Н. Ельцина.
Публицисты
высказывают мнение, что начало военного
решения конфликта в Чечне в декабре 1994
года -- прямое следствие событий октября
1993 года в Москве.
Список
использованной литературы
Информация о работе Причины и истоки политического кризиса 1993 года